Статья « Единство семьи и школы в создании воспитательного пространства».
статья (1 класс) на тему

Честнова Тамара Юрьевна

Задача учителя- всеми доступными для него средствами достичь взаимодействия, согласия с родителями в воспитании общей культуры, в создании эмоционально- благоприятного климата , ориентирующего на общечеловеческие ценности.

Основа моей воспитательной работы- союз учителя, родителей и ребёнка. Именно в начальной школе так важен контакт учителя и родителей .Ведь ребёнок – это не только объект, но и субъект воспитательного процесса.

 

С первых дней знакомства с родителями стараюсь донести до них мысль о том, что источником благополучия ребёнка в семье , условием его счастливого детства является любовь к нему родителей. Дети очень чутко реагируют на любовь и ласку, остро переживают их дефицит. Ребёнок должен быть уверен в том, что его кто-то очень любит , и он тоже кого- то любит. Такая любовь создаёт у маленького человека чувство защищённости, душевного покоя. У человека должен быть уголок , где ему хорошо, где у него есть защита от невзгод. При этом ребёнок активнее постигнет мир, легче овладеет знаниями. Любовь, ласка, нежность, которые ребёнок воспринял в детстве, в последующем помогут ему решить многие сложные проблемы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа

с.  Кашпир муниципального района Приволжский Самарской области

Статья « Единство семьи и школы в создании воспитательного пространства».

Автор: Честнова Тамара Юрьевна

учитель начальных классов

с. Кашпир 2014 год

Единство семьи и школы в создании воспитательного пространства.

Семья- это первый коллектив ребёнка, естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности. Семья и школа - два общественных института, которые стоят  у истоков нашего будущего. Но всегда ли школе и семье хватает взаимопонимания, такта и терпения, чтобы услышать и понять друг друга?

Задача учителя- всеми доступными для него средствами достичь взаимодействия, согласия с родителями в воспитании общей культуры, в создании эмоционально- благоприятного климата , ориентирующего  на общечеловеческие ценности.

На каких основах должны складываться отношения учителя и семьи, чтобы иметь успех в воспитании? Я придерживаюсь мнения В.А. Сухомлинского : «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской  «сильной рукой», для предупреждения об опасности  « если и дальше так будет продолжаться…»- и как можно больше духовного общения с детьми и родителями». Именно оно приносит радость матерям и отцам. Всё, что у ребёнка в голове, в душе, в дневнике, в тетради, -всё это мы рассматриваем с точки зрения  взаимоотношений детей, матерей и отцов. Недопустимо, чтобы ребёнок приносил родителям одни огорчения –это  уродливое воспитание. Считаю очень важным , чтоб именно в начальной школе не появились плохие дети , чтобы у матери не ожесточилось сердце, а  у ребёнка не угасло желание быть хорошим.

На мой взгляд , учителя ждёт успех и в воспитании , и в обучении тогда, когда дети знают , что учитель их любит, когда и родители уверены , что их  ребёнок любим учителем , независимо от того,  талантлив он или не очень, дисциплинирован  или нет, словом , любим такой, какой он есть.

Основа моей воспитательной работы- союз учителя, родителей и ребёнка. Именно в начальной школе так важен контакт учителя и родителей .Ведь ребёнок – это не только объект, но и субъект воспитательного процесса.

С первых дней знакомства с родителями  стараюсь донести до них мысль о том,  что источником благополучия ребёнка в семье , условием его счастливого детства  является любовь к нему родителей. Дети очень чутко  реагируют на любовь и ласку, остро переживают их дефицит. Ребёнок должен быть уверен в том, что его кто-то очень любит , и он тоже кого- то любит. Такая любовь создаёт у маленького человека чувство защищённости, душевного покоя. У человека должен быть уголок , где ему хорошо, где у него есть защита от невзгод. При этом ребёнок активнее постигнет мир, легче овладеет знаниями. Любовь, ласка, нежность, которые ребёнок воспринял в детстве, в последующем помогут ему решить  многие сложные проблемы.

Со своей стороны я стараюсь, чтобы  ребёнку было комфортно в школе, чтобы в ней присутствовала  тёплая, доброжелательная  обстановка, в которой интересно и увлекательно учиться. Всего этого можно достичь, сделав школу похожей на дом. Но дом бывает полноценным  и любимым , если в нём живут добрые люди. Мы привыкли, что первую учительницу  называют  «второй мамой», но и первая мама должна быть в школе .А ещё лучше , если и папа, и бабушка, и остальные родные люди будут встречаться в школе. Поэтому, набирая ребят в 1 класс, я начинаю в первую очередь устанавливать связи с семьёй.

Накануне 1 сентября все семьи получают на имя первоклассника письмо-приглашение, причём стараюсь, чтобы это были не одинаковые письма- близнецы, а индивидуальные тексты, ведь дети живут рядом друг с другом, имеют родственные отношения.  В конце письма не забываю о других  членах семьи,  поздравляю их с повзрослевшим внуком, сыном, дочкой.

В сентябре собираю родительское собрание , на котором  знакомлю родителей  с возрастными особенностями детей , своим видением воспитания и образования. Заводим  «Тетрадь связи школы и семьи». Каждому родителю даю тетрадь с эпиграфом: «Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание-это наша счастливая старость, плохое воспитание- это наше будущее горе.»( А. С .Макаренко). Здесь на первой страничке родители заполняют анкету, где помимо традиционных сведений надо указать, чем ребёнок любит заниматься в свободное время, какие игры предпочитает, как малыш ведёт себя в детском коллективе, какие обязанности  имеет дома ,кто непосредственно занимается в семье воспитанием ребёнка.

Затем рисуем кисть ребёнка (по трафаретику) и на каждом пальчике тыльной стороны руки пишем недостатки своего ребёнка, а на лицевой – положительные черты. Это поможет  учителю преодолеть первые трудности в воспитании, в индивидуальном подходе, в определении путей взаимодействия с семьёй.

Следующим этапом работы является  знакомство родителей с 10  «нельзя», которые я беру за основу нравственного воспитания. Если родители их одобряют ,они  становятся нашими общими заповедями и соблюдение их становится делом чести и достоинства каждого. Вот наши заповеди :

1.Нельзя бездельничать, когда все трудятся. Позорно предаваться праздности, когда старшие не  могут позволить себе отдых.

2. Нельзя смеяться над старостью. О старости говорят только с уважением.

3. Нельзя вступать в пререкания со взрослыми людьми.

4.Нельзя выражать неудовольствие, если у тебя нет той или иной вещи.

5. Нельзя допускать того, чтобы мать давала тебе то, чего себе не даёт. ( лучший кусок).  Мысль о праве на какую-то собственную исключительность-яд, отравляющий душу.

6.Не делай то, что осуждают взрослые , они мудры.( не делай того, в чем стыдно признаться маме).

7.Нельзя оставлять старшего родного человека в одиночестве, особенно мать, если у неё нет никого , кроме тебя. В праздничные дни никогда не оставляй её одну. Ты сам, твоё слово, твоя улыбка бывают единственной радостью её бытия.

8.Не собирайся куда –то, не спросив разрешения.

9. Не делай плохо другому, зло вернётся к тебе и посеет зло вокруг.

10. Нельзя думать только о себе , старайся быть «солнышком добра и любви»,  пусть твои лучики греют окружающих.

В этих правилах заключается , на мой взгляд, уважение к человеческому достоинству. С ребятами эти правила  «выводим» сами, используя ситуации из жизни класса, из наблюдений окружающего мира, прочтения книг.

Затем вместе с родителями намечаем план воспитательной работы на год. Родители отмечают , какую консультацию хотели бы получить, если  проблемы общие –выносим её на собрание.

Для себя я давно определила несколько требований, которые обязательно выдерживаю:

Не говорить с родителями в гневе, не поучать их , а только советовать.

Не ругать ребёнка, а мягко показать , в чём его проблема.
Своими поступками и поведением убеждать родителей и  детей в том, что от меня ничего не стоит скрывать , я- их друг, который всегда постарается помочь.

Не говорить на собраниях о неудачах учащихся , но и не умалчивать о них вовсе( о неудачах и отметках говорю в индивидуальной беседе.)

Всегда можно найти  за что сказать родителям  «спасибо».

Добиваясь единства семьи и школы в создании воспитательного пространства , часто вспоминаю выражение : «Ребёнок учится тому,  что видит у себя в дому».А этих домов у него теперь два: со мной рядом и с родителями, значит, мы должны быть едины в своих требованиях, заботах, стремлениях.

Вместе с родителями проводится и праздник первой оценки. Начинаем выставлять оценки не  сразу, так как не каждый ребёнок может соотнести критерии оценок и свои старания. Здесь нужно быть особо бережным с детьми с заниженной самооценкой, с неустойчивой психикой. Обязательно знакомлю родителей и детей с нормами оценок, чтобы семья не шла вслепую к успеху, а имела чёткое представление о требованиях.

Ещё мне нравится работа по проведению семейных праздников. Когда в школу идут все- и старшие, и младшие, -идут не как зрители, а как участники.  Незаметно раздвигаем рамки  участия родителей в празднике. Сначала это викторины, загадки, потом спортивные конкурсы, походы, затем уже это номера художественной самодеятельности. Родители готовят сценки, разучивают песни, готовят сюрпризы для детей и друг для друга.

Различны формы проведения праздников .Это «Кафе Деда Мороза», «Что? Где? Когда?», «Вот и стали мы на год взрослее», « К нам сказка в гости пришла», «Мы теперь не просто дети –мы теперь ученики.»

Анкеты показывают , что и дети, и родители остаются довольны таким сотрудничеством. И когда приходит пора расставаться , нам всегда трудно.

В 5 класс я всегда отправляю детей с напутствием: «Вас там ждут и многому научат, а я всегда буду рада вам, и мой класс остаётся вашим домом».И верно, ребята долго не забывают свой класс, приходят к моим новым ученикам. Так продолжается цепочка, к ней присоединяются новые звенья, и теперь уже они –ученики среднего звена –помогают мне и моим малышам становиться учениками и друзьями. А семья наша увеличивается.                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание: Единство семьи и школы

Сила воздействия семьи на человека огромна. Всё заложенное в детстве прочно и устойчиво. Привычки, сложившиеся в семье, так сильны, что, даже осознавая порой их отрицательное влияние, человек вс...

Единство семьи и школы в создании воспитательного пространства

Как классный руководитель я применяю разнообразные формы и методы работы с родителями. Это и проведение общих родительских собраний, и групповые и индивидуальные беседы с родителями...

Единство семьи и школы

Как должны складываться отношения учителя и семьи, чтобы иметь успех в воспитании?  Семья и школа – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Но всегда ли школе и семье...

Создание воспитательного пространства класса через социальное проектирование на основе Дальтон – технологии

Одним из способов реализации воспитательной и образовательной составляющей ФГОС НОО является интеграция общего и дополнительного образования через организацию внеурочной деятельности. Наша школа являе...

Единство семьи и школы в воспитании учащихся

В данной статье раскрывается принципы, на которых строится работа с родителями. Данный материал представлен из опыта работы Сафроновой О.В....

Родительское собрание "Единство семьи и школы в создании воспитательного пространства".

Семья и школа - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Но всегда ли школе и семье хватает взаимопонимания, такта и терпения, чтобы услышать и понять друг друга? Разбираем...