Единство семьи и школы в создании воспитательного пространства
статья (3 класс) по теме
Как классный руководитель я применяю разнообразные формы и методы работы с родителями. Это и проведение общих родительских собраний, и групповые и индивидуальные беседы с родителями, и привлечение их к непосредственной работе с детьми, и пропаганда педагогических знаний среди родителей. Считаю, что определяющим наряду с содержанием и методами воспитательной деятельности является стиль отношений, который складывается между учителем и родителями школьников. Оценивая конкретный поступок обучающего, а не личность ребенка в целом, стараюсь вместе с родителями находить пути улучшения или исправления разных создавшихся положений. Правильное требование учителя и правильная оценка ребенка и воспитательных воздействий родителей должны быть облегчены в педагогически целесообразную, тактическую форму, только в этом случае будут достигнуты правильные отношения между педагогом и родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
edinstvo_semi_i_shkoly.doc | 685.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Единство семьи и школы в создании воспитательного пространства
Семья - это первый коллектив ребенка, естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности. Семья и школа - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Но всегда ли школе и семье хватает взаимопонимания, такта и терпения, чтобы услышать и понять друг друга?
Задача учителя - всеми доступными ему средствами достигать взаимодействия, согласия с родителями в воспитании общей культуры, в создании эмоционально-благоприятного климата, ориентирующего на общечеловеческие ценности.
На каких основах должны складываться отношения учителя и семьи, чтобы иметь успех в воспитании? Придерживаюсь мнения В. А. Сухомлинского: «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской «сильной рукой», для предупреждения об опасности «если и дальше так будет продолжаться...» - и как можно больше духовного общения с детьми и родителями». Именно оно приносит радость матерям и отцам. Все, что у ребенка в голове, в душе, в дневнике, в тетради, - все это рассматриваю с точки зрения взаимоотношений детей, матерей и отцов. Недопустимо, чтобы ребенок приносил родителям одни огорчения - это уродливое воспитание. Считаю очень важным, чтобы именно в начальной школе не появились плохие дети, чтобы у матери не ожесточилось сердце, а у ребенка не угасло желание быть хорошим.
На мой взгляд, учителя ждет успех и в воспитании, и в обучении тогда, когда дети знают, что учитель их любит, тогда и родители твердо уверены, что их ребенок любим учителем, независимо оттого, талантлив он или не очень, дисциплинирован или нет, словом, любим таким, какой он есть.
Любовь родителей и учителей к ребенку должна быть основана на уважении личности ребенка, знании его интересов, стремлений, на умении вовремя оказать ему помощь, дать дружеский совет (вот она, зона ближайшего развития!). И высокая требовательность к детям должна сочетаться с любовью.
Основа моей воспитательной работы - союз учителя, родителей и ребенка. Именно в начальной школе так важен контакт учителя и родителей. Ведь ребенок - это не только объект, но и субъект воспитательного процесса.
С первых дней знакомства с родителями стараюсь донести до них мысль о том, что источником благополучия ребенка в семье, условием его счастливого детства является любовь к нему родителей. Дети очень чутко реагируют на любовь и ласку, остро переживают их дефицит. Любовь - творец всего доброго, возвышенного. Часто напоминаю своим коллегам-родителям (а мы теперь таковыми являемся), что ребенок должен быть уверен в том, что его кто-то очень-очень любит, и он тоже кого-то любит безгранично; такая любовь создает у маленького человека чувство защищенности, душевного покоя. У человека должен быть уголок, где ему хорошо, где у него есть защита от невзгод. При этом ребенок активнее постигнет мир, легче овладеет знаниями. У него свободнее раскрываются дарования, он увереннее определяет свою дорогу в жизни, выбирает друзей. Любовь, ласка, нежность, которые ребенок воспринял в детстве, в последующем помогут ему решать многие сложные проблемы. Сердечность, чуткость, отзывчивость - этот моральный иммунитет против зла приобретается лишь тогда, когда человек в раннем детстве прошел школу доброты, школу подлинно человеческих отношений.
Со своей стороны стараюсь, чтобы детям было комфортно в школе, чтобы в ней присутствовала теплая, доброжелательная обстановка, в которой интересно и увлекательно учиться. Всего этого можно достичь, сделав школу похожей на дом. Но дом бывает полноценным и любимым, если в нем живут добрые люди. Мы привыкли к тому, что первую учительницу называют «второй мамой», но, проработав уже с пятью классами-комплектами ребят и их родителями, убедилась в том, что и первая мама должна быть в школе. А еще лучше, если и папа, и бабушка, и остальные родные по генам люди будут встречаться в школе. Поэтому, набирая ребят в 1 класс, я начинаю в первую очередь устанавливать связи с семьей.
Накануне первого сентября все семьи получают на имя первоклассника письмо-приглашение, причем стараюсь, чтобы это были не одинаковые письма-близнецы, а сугубо индивидуальные тексты, ведь дети живут рядом друг с другом, имеют родственные отношения. Всех желающих приглашаю на первый урок. Здесь семейный и школьный праздники сливаются в единый.
В сентябре собираю родительское собрание, на котором знакомлю родителей с возрастными особенностями детей, своим видением воспитания и образования. Родители заполняют анкету, где помимо традиционных сведений надо указать, чем ребенок любит заниматься в свободное время, какие игры предпочитает, как малыш ведет себя в детском коллективе, какие обязанности имеет дома. Кто в семье непосредственно занимается воспитанием ребенка.
Затем рисуем кисть ребенка и на каждом пальчике тыльной стороны руки пишем недостатки своего ребенка, а на лицевой стороне - положительные черты. Это помогает мне преодолеть первые трудности в воспитании, в индивидуальном подходе, в определении путей взаимодействия с семьей. Следующим этапом работы является знакомство родителей с десятью «нельзя», которые беру за основу нравственного воспитания. Если родители их одобряют, они становятся нашими общими заповедями и соблюдение их становится делом чести и достоинства каждого. Вот наши заповеди:
• Нельзя бездельничать, когда все трудятся. Позорно предаваться праздности, когда старшие не могут позволить себе отдых.
• Нельзя смеяться над старостью. О старых говорят только с уважением.
• Нельзя вступать в пререкания с взрослыми людьми. Недостойно скоропалительно выражать сомнения в совете старшего (сначала обдумай, потом скажи).
• Нельзя выражать неудовольствие, если у тебя нет той или иной вещи (я тоже хочу, маме так хочется).
• Нельзя допускать того, чтобы мать давала тебе то, чего не дает себе (лучший кусок). Мысль о праве на какую-то собственную исключительность - яд, отравляющий душу.
• Не делай то, что осуждают взрослые, они мудры (не делай того, в чем стыдно признаться маме).
• Нельзя оставлять старшего родного человека в одиночестве, особенно мать, если у нее нет никого, кроме тебя. В праздничные дни никогда не оставляй ее одну. Ты сам, твое слово, твоя улыбка бывают единственной радостью ее бытия.
• Не собирайся куда-то, не спросив разрешения, не сделав пожеланий.
• Не делай плохо другому, зло вернется к тебе и посеет зло вокруг.
• Нельзя думать только о себе, старайся быть «солнышком добра и любви», и пусть твои лучики греют окружающих.
В этих правилах заключается, на мой взгляд, уважение к человеческому достоинству. С ребятами же эти правила выводим «сами». Стараюсь постепенно подвести их к этим нравственным нормам, используя ситуации из жизни класса, из наблюдений окружающего мира, прочтения книг.
Затем вместе с родителями намечаем план воспитательной работы на год. Вместе намечаем индивидуальные линии работы. Выписываю на доске темы:
Для моего ребенка. Для меня
Спор и ссора Роль отца в воспитании
Умение прощать. Как научиться гасить конфликт
Как ладить с другими Дружба детей в семье.
Родители отмечают, какую консультацию хотели бы получить, если имеются проблемы с воспитанием ребенка. Если проблема общая, выносим ее на собрание, если индивидуальная, то я подбираю литературу, организую встречу с психологом, даю свои советы, приглашаю родителей, у которых аналогичная ситуация уже разрешена.
Для себя давно определила несколько требований, которые обязательно выдерживаю.
* Не говорить с родителями в гневе, не поучать их, а только советовать.
* Не ругать ребенка, а мягко показать, в чем его проблема.
* Своими поступками и поведением убеждать родителей и детей в том, что от меня ничего не стоит скрывать, я - их друг, который всегда постарается помочь.
* Не говорить на собраниях о неудачах учащихся, но и не умалчивать о них вовсе (о неудачах и отметках говорю в индивидуальной беседе).
* Всегда можно найти, за что сказать родителям «спасибо».
Родительский комитет выбираем, но принимаем за правило - помочь может всякий, ведь дети общие.
Намечая план воспитательной работы, включаю различные виды работ: тематические беседы, встречи, конкурсы, индивидуальные беседы
Добиваясь единства семьи и школы в создании воспитательного пространства, часто вспоминаю выражение: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому». А этих домов у них теперь два: со мной рядом и с родителями, значит, мы должны быть едины в своих требованиях, заботах, стремлениях.
Вместе с родителями проводим праздник первой оценки. Начинаем выставлять оценки не сразу, так как не каждый ребенок может соотнести критерии оценок и свои старания. Здесь нужно быть особо бережным с детьми с заниженной самооценкой, с неустойчивой психикой. Хорошо, если ребенку легко получить «пятерку», а если приложено максимум усилий, а до хорошей оценки далеко, стоит торопиться с ней. Обязательно знакомлю родителей и детей с нормами оценок, чтобы семья не шла вслепую к успеху, а имела четкое представление о требованиях.
Но на первых этапах вовлечения родителей в учебную деятельность стараюсь ненавязчиво соединить их воедино с помощью самых разных мероприятий. Родители всегда принимают участие в школьных праздниках, где сами выступают в роли сказочных героев.
Еще мне очень нравится работа по проведению семейных праздников. Когда в школу идут все - и старшие, и младшие, - идут не как зрители, а как участники. Незаметно раздвигаем рамки участия родителей в празднике. Сначала это викторины, загадки, потом спортивные конкурсы, походы. Родители готовят сценки, разучивают песни, готовят сюрпризы для детей и друг для друга. Наши праздники включают в себя викторины, загадки, конкурсы, песни, подарки, сюрпризы, чаепития.
Различны формы проведения праздников. Это «Что? Где? Когда?», «Устами младенца», «Вот и стали мы на год взрослей», «К нам сказка в гости пришла», «Мы теперь не просто дети - мы теперь ученики» и многое другое.
Анкеты показывают, что и дети, и родители остаются довольны таким сотрудничеством. И когда приходит пора расставаться, нам всегда трудно.
В V класс я всегда отправляю детей с напутствием: «Вас там ждут и многому научат, а я всегда буду, рада вам, и мой кабинет остается вашим домом». И верно, ребята долго не забывают свой кабинет, приходят к моим новым ученикам. Так продолжается цепочка, к ней присоединяются новые звенья, и теперь уже они - ученики среднего звена - помогают мне и моим малышам становиться учениками и друзьями. А семья наша увеличивается.
«Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе» (А. С. Макаренко).
Первый урок первоклассника
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание: Единство семьи и школы
Сила воздействия семьи на человека огромна. Всё заложенное в детстве прочно и устойчиво. Привычки, сложившиеся в семье, так сильны, что, даже осознавая порой их отрицательное влияние, человек вс...
Единство семьи и школы
Как должны складываться отношения учителя и семьи, чтобы иметь успех в воспитании? Семья и школа – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Но всегда ли школе и семье...
Создание воспитательного пространства класса через социальное проектирование на основе Дальтон – технологии
Одним из способов реализации воспитательной и образовательной составляющей ФГОС НОО является интеграция общего и дополнительного образования через организацию внеурочной деятельности. Наша школа являе...
Единство семьи и школы в воспитании учащихся
В данной статье раскрывается принципы, на которых строится работа с родителями. Данный материал представлен из опыта работы Сафроновой О.В....
Статья « Единство семьи и школы в создании воспитательного пространства».
Задача учителя- всеми доступными для него средствами достичь взаимодействия, согласия с родителями в воспитании общей культуры, в создании эмоционально- благоприятного климата , ориентирующего на обще...
Родительское собрание "Единство семьи и школы в создании воспитательного пространства".
Семья и школа - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Но всегда ли школе и семье хватает взаимопонимания, такта и терпения, чтобы услышать и понять друг друга? Разбираем...