Единство семьи и школы в воспитании учащихся
статья на тему

Сафронова Ольга Вячеславовна

В данной статье раскрывается принципы, на которых строится работа с родителями. Данный материал представлен из опыта работы Сафроновой О.В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon edinstvo_semi_i_shkoly.doc470.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию Администрации г. Подольска

Муниципальное образовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа №20»

Единство семьи и школы в воспитании учащихся

Сафронова Ольга Вячеславовна

учитель начальных классов

г. Подольск, 2014г.

Содержание.

1. Содержание                                                                                                             стр. 2

2. Анкетные данные об учителе                                                                                 стр.3

3. Сообщение по теме « Единство семьи и школы в  воспитании учащихся»      стр. 4-6

4. Список использованной литературы                                                                     стр. 7

5.  Приложение                                                                                                             стр. 8

Дата рождения:  25 июля 1974 года

Образование:    Высшее

Место работы:  МОУ « Средняя общеобразовательная школа №20»

Должность:   учитель начальных классов

Учебная нагрузка: 20 часов.

Стаж педагогической работы:  13 лет

Квалификационная категория:  высшая

Награды:  Почетная Грамота Комитета по образованию и молодежной политике Администрации г.    Подольска 2004г.

                  Почетная грамота Администрации г. Подольска в честь 45 летия школы 2004 г.

                  Почетная грамота Министерства образования Московской области  2005г.

                  Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации 2007г.

                 

Воспитательную работу в классе я веду под девизом « Союз трех сердец»: учитель- ученик - родители. Именно в этом союзе возможно осуществление главной воспитательной задачи - формирование творческой личности. Без участия родителей создать в педагогическом процессе обстановку психологически бережного отношения к личности ребенка, уважение маленького человека, имеющего право на личное развитие, невозможно.

« Счастлив тот, кто счастлив дома»,- говорил великий русский писатель Лев Толстой, имея в виду ту атмосферу, которую создают в семье, прежде всего взрослые, помогая детям стать увлеченными, деятельными, гармонично развитыми людьми. И самой главной задачей классного руководителя, по моему мнению, является умение всеми доступными ему средствами достичь взаимодействия, согласия с родителями в воспитании общей культуры, в создании эмоционально- благоприятного климата, ориентируемого на общечеловеческие ценности.

Когда я принимаю незнакомый мне класс, меня в одинаковой степени волнует, что  собой представляют мои будущие ученики, какие у них родители, как они воспитывают своих детей, будут ли они моими помощниками.

На каких основах должны складываться отношения учителя и семьи, чтобы иметь успех в воспитании? Я считаю, что должно быть меньше вызовов отцов и матерей в школу для моральных нотаций детям, а как можно больше духовного общения с детьми и родителями. Именно оно приносит радость родителям. Считаю важным, чтобы именно в начальной школе не появились плохие оценки, чтобы у матери не ожесточилось сердце, а у ребенка не угасло желание быть хорошим. Чтобы этого не происходило, я стараюсь всегда прийти на помощь детям, преодолеть трудности в обучении, обратить внимание родителей на возникшую проблему, то есть совместными усилиями вовремя оказать ребенку помощь.

Дети очень чутко реагируют на любовь и ласку, остро переживают их дефицит. Я часто напоминаю родителям, что ребенок должен быть уверен, что его кто-то любит, и он тоже должен очень кого-то любить. Любовь, ласка, нежность, которые ребенок воспринял в детстве, в последующем могут ему решить сложные проблемы, это моральный иммунитет против зла, он приобретается лишь тогда, когда человек в раннем детстве прошел школу доброты, школу подлинных человеческих отношений. Со своей стороны, стараюсь, чтобы детям было комфортно в школе, чтобы в ней присутствовала теплая, доброжелательная обстановка, в которой интересно и увлекательно учиться.

В своей работе с семьями учеников я использую и групповые, и индивидуальные формы работы. К индивидуальным можно отнести беседы с родителями, консультации, посещение семей. Посещая семью, классный руководитель узнает условия, в которых живет ребенок, по возможности может повлиять на их улучшение. А с другой стороны это вторжение в личную жизнь семьи, поэтому при посещении семей стараюсь соблюдать следующие условия:

  • Не приходить в семью без предупреждения
  • Планировать визит не более 10-15 минут, не быть обременительной
  • Не вести беседу стоя у входа
  • Не поучать родителей, а советовать.

К групповым формам работы можно отнести родительские собрания. На протяжении всех лет обучения в начальном звене ставлю перед собой задачу - проводить работу с родителями так, чтобы, уходя с собрания, они всегда имели искорку надежды, что вместе мы можем одолеть многое.  Каждая наша встреча дает повод к раздумью, вызывает желание анализировать, думать, читать. На классном родительском собрании обсуждаются задачи учебно-воспитательного процесса в классе, определяются стратегические линии сотрудничества родителей и школы. Обсуждение успеваемости учащихся не должно стать главным аргументом в организации и проведении родительского собрания. Желательно, чтобы на собрании присутствовал не только монолог учителя, а диалог, в процессе которого происходит взаимный обмен мнениями, идеями, современный поиск решения возникающих проблем. Каждое собрание требует очень тщательной подготовки, чтобы оно проходило в обстановке заинтересованности, при активном участии родителей,  заранее  или по ходу обсуждения темы провожу анкетирование  детей или родителей. Анализируя ответы родителей и детей, я делаю выводы, которые помогают  повысить эффективность воспитательной работы, как с детьми, так и с родителями. Иногда на собрания родителей можно пригласить проблемных детей, которые в своих семьях недополучают внимание и уважение, а встреча с родителями других ребят, авторитет родителей может помочь ребенку скорректировать свое поведение.

В работе с родителями я опираюсь на родительский комитет, с помощью которого подключаю к работе всех родителей. Родители принимают активное участие в организации праздников, утренников, сообща планируют мероприятия в каникулярное и учебное время. Родители младших школьников должны быть вместе со своими детьми в театрах и музеях, на экскурсиях, в походах и поездках, на семейных праздниках и классных часах, проводимых по инициативе ребят класса и самих родителей. Какую радость совместного  творчества испытывают и родители, и дети при подготовке и проведении праздников, классных часов, игр. Свои умения, интересы, достижения показывают не только дети, но и родители. А глаза детей светятся гордостью за своих родителей!      

Огромную помощь оказывает мне родительский комитет и в работе с неблагополучными и проблемными семьями: посещение учащихся в семье, профилактические беседы с родителями, защита прав учащихся в различных инстанциях.

Конечно, всегда легче работать с семьей, где родители охотно идут навстречу учителю, но порой бывает и наоборот, родители потребительски относятся к школе и не склонны к сотрудничеству с  классным руководителем. И если даже между учителем и родителями неприязнь, я считаю, что ее надо преодолеть во имя ребенка. Ломать стену отчуждения не просто, но и оставлять ее как есть нельзя. Стараюсь понять причину, вникнуть в суть неприятия, так как без этого нельзя сформировать у родителей благожелательность и чувство ответственности за ребенка. Каждая крупица неравнодушия должна быть замечена, пущена в ход, чтобы убедить родителей словом и делом: « Я хочу, чтобы вашему ребенку было хорошо».  

При работе с родителями определила для себя несколько правил и стараюсь всегда придерживаться их:

  1. Не говорить с родителями в гневе, не поучать их, а только советовать.
  2. Своими поступками и поведением убеждать родителей и детей в том, что от меня нечего скрывать.
  3. Не говорить на собраниях о неудачах учащихся, но и не умалчивать о них вовсе ( о неудачах и отметках говорю в индивидуальной беседе).
  4. Всегда можно найти, за что родителям сказать спасибо.
  5. В общении с родителями стараюсь быть доброжелательной, внимательной, тактичной, требовательной.
  6. Стараюсь помнить правило: ребенок- главная цель общения.

На мой взгляд, учителя имеют успех в воспитании и обучении тогда, когда дети знают, что учитель их любит, когда родители твердо уверенны, что их ребенок любим учителем, независимо от того, талантлив он или нет, дисциплинирован или нет, - словом, любим таким, какой есть.

Моя работа дала свои плоды: в моем классе сформировался не только дружный коллектив учащихся, но и дружный коллектив родителей. Это и делает нас всех союзниками.

  Чем активнее будет сотрудничество детей, родителей и учителя в учебной и внеклассной  деятельности, тем меньше проблем в работе с семьями встретит учитель в своей профессиональной деятельности. Это - незыблемое правило работы с семьей, которого должен придерживаться творческий классный руководитель.

Список использованной литературы.

  1. Богданова О.С., Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах: Пособие для учителя. Москва 2006г
  2. Бодалев А.А., Спивакова А.С. Популярная психология для родителей. Москва  1998г
  3. Днепров Э.Д., Корнетов Г.Б.  Мудрость воспитателя: Книга для родителей. Москва  2002г
  4. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе.  Москва  2006г
  5. Спиваковская А.С.  Как быть родителями. Москва 200г.
  6. Шульгина В.П. 25 тем родительских собраний в школе. Ростов на Дону 2002г

  1. Главная цель воспитания - счастливый человек.
  2. Люби не себя в ребенке, а ребенка в себе.
  3. Воспитание без уважения - подавление.
  4. Мерой воспитания является интеллигентность.
  5. Говори, что знаешь, делай, что умеешь; при этом помни, что знать и уметь больше никогда не вредно.
  6. Развивай в себе незаурядность: дети не любят « пирожков ни с чем»
  7. Не будь занудой, не ной и не паникуй: лучше трудно, чем нудно.
  8.   Дорожи доверием своих воспитанников, береги ребячьи тайны, никогда не  придавай своих детей.
  9.   Не ищи волшебной палочки: воспитание должно быть системным.
  10. Дети должны быть лучше нас, и жить они должны лучше.
  11. Выгляди всегда отлично; помни - на тебя смотрят.

                                                       

                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание: Единство семьи и школы

Сила воздействия семьи на человека огромна. Всё заложенное в детстве прочно и устойчиво. Привычки, сложившиеся в семье, так сильны, что, даже осознавая порой их отрицательное влияние, человек вс...

Единство семьи и школы в создании воспитательного пространства

Как классный руководитель я применяю разнообразные формы и методы работы с родителями. Это и проведение общих родительских собраний, и групповые и индивидуальные беседы с родителями...

Единство семьи и школы

Как должны складываться отношения учителя и семьи, чтобы иметь успех в воспитании?  Семья и школа – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Но всегда ли школе и семье...

Статья « Единство семьи и школы в создании воспитательного пространства».

Задача учителя- всеми доступными для него средствами достичь взаимодействия, согласия с родителями в воспитании общей культуры, в создании эмоционально- благоприятного климата , ориентирующего на обще...

СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ

Как вовлечь родителей в процесс воспитания?Этот вопрос волнует многих педагогов. На своем опыте  покажу как  это можно сделать....