ФОРМИРОВАНИЕ УУД ПРИ РАБОТЕ НАД ЗАДАЧЕЙ В РАМКАХ УМК «ГАРМОНИЯ»
статья (2 класс) на тему

Теплякова Наталья Михайловна

В статье рассматриваются  возможности для развития познавательных УУД на уроках математики и во внеурочной деятельности  через использование  учебно-методического комплекта«Гармония». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_rabota_nad_zadachey.docx21.27 КБ

Предварительный просмотр:

Теплякова Н.М.

МОУ СОШ №27,

г.Касли 

ФОРМИРОВАНИЕ УУД ПРИ РАБОТЕ НАД ЗАДАЧЕЙ В РАМКАХ УМК «ГАРМОНИЯ»

        В статье рассматриваются  возможности для развития познавательных УУД на уроках математики и во внеурочной деятельности  через использование  учебно-методического комплекта «Гармония».

В условиях внедрения ФГОС НОО перед учителем начальной школы стоит очень важная задача - научить ребенка учиться.  Учебный предмет «Математика» имеет большие потенциальные возможности для формирования всех видов УУД. Я  остановлюсь на возможностях формирования УУД при  решении задач на уроках и во внеурочной деятельности по УМК «Гармония» (автор Истомина Наталия Борисовна).

Замечательно то, что  информационно-образовательная среда УМК «Гармония» представлена не только учебниками математики, рабочими тетрадями,  контрольно-измерительными материалами, но и комплектами «Учимся решать задачи», «Учимся решать логические задачи», для внеурочной работы.                                                          

Работа с текстовыми задачами начинается только во 2 классе. Весь первый класс идет подготовка:

  • Формирование у учащихся навыков чтения.
  • Усвоение детьми предметного смысла сложения и вычитания;  
  • Формирование приёмов умственной деятельности
  • Умение складывать и вычитать отрезки и использовать их для интерпретации различных ситуаций.

Таким образом, ученики начинают работать с задачей, только тогда, когда они могут осознанно воспринимать прочитанное условие задачи.  Весь первый класс идет работа с предметными схемами.  После знакомства с понятиями «увеличить», «уменьшить», задания усложняются, дети на предметных схемах показывают, на сколько больше, на сколько меньше.                                                                

Знакомство с отрезком и числовым лучом позволяет использовать не только предметные, но и графические модели при сравнении чисел,  а также моделировать отношения чисел и величин с помощью схем, обозначая, например, данные числа и величины отрезками.  Таким образом, идет соотнесение вербальных, предметных, графических и символических моделей. Причем, их выбор, преобразование, конструирование,  создает дидактические условия для понимания и усвоения всеми учениками смысла изучаемых математических понятий в различных интерпретациях, что является необходимым условием для формирования общего умения решать текстовые задачи. Предлагаемая Н.Б.Истоминой технология обучения решению текстовых задач состоит из 6 этапов [1]:

  1. подготовительный;
  2.  задачи на сложение и вычитание;
  3. смысл действия умножения, отношение «больше в …»;
  4. задачи на сложение, вычитание, умножение;
  5. смысл действия деления, отношения «меньше в …», кратного сравнения;
  6. решение арифметических задач на все четыре арифметических действия.

Если до введения ФГОС, мы отрабатывали типы задач и учили детей решать задачи по заданному  образцу,  то данная технология нацелена на формирование общего умения решать текстовые задачи, которое относится к познавательным универсальным учебным действиям. Для приобретения этого опыта деятельность учащихся направляется специальными вопросами и заданиями. При их выполнении дети учатся сравнивать тексты задач, составлять вопросы к данному условию, выбирать схемы, соответствующие задаче, выбирать из данных выражений те, которые являются решением задачи, выбирать условия к данному вопросу, изменять текст задачи в соответствии с данным решением, формулировать вопрос к задаче в соответствии с данной схемой.    В процессе поиска решения задач у учеников формируются основные мыслительные операции (анализа, синтеза, классификации, сравнения, аналогии и т.д.).  

Использование тетради  «Учимся решать логические задачи» во внеурочной деятельности позволяет работать над логическими задачами. Школьники  овладевают умением искать и  выделять необходимую информацию, приобретают опыт смыслового чтения и  анализа объектов  с целью выделения существенных и несущественных признаков. На этапе поиска решения  развиваются такие универсальные учебные действия как установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности.

Для решения логических задач авторы предлагают наиболее универсальные модели процесса рассуждений: моделирование на отрезках; текстовые цепочки умозаключений; таблицы; граф-схемы; блок-схемы. Подобранные в данном пособии задачи знакомят младших школьников с основным способом решения логических задач – методом рассуждений, который состоит  в построении цепочки обоснованных последовательных умозаключений, а также с наглядными способами представления (моделирования) процесса рассуждений: словесным, т. е. в виде цепочки умозаключений (речевых высказываний); табличным; графическим.

Процесс решения каждой логической задачи разбивается на систему дополнительных  заданий, посильных младшим школьникам  и направленных на знакомство с различными способами решения логических задач и   оформлением  процесса рассуждений. Выполняя предлагаемые задания, ребёнок не только имеет возможность самостоятельно решить  логические задачи, но и научиться обобщённым, универсальным способам их решения.

Список литературы

  1. Истомина, Н.Б. Программа курса «Математика» 1-4 классы. – Смоленск, «Ассоциация XXI век», 2012.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование проектно-исследовательской культуры младшего школьника на уроках окружающего мира в рамках УМК «Гармония»

На современного ученика обрушивается лавина информации, которую необходимо уметь анализировать, интерпретировать и принимать решение о том, как ее использовать. И здесь безусловное первенство за инфор...

Урок по математике по программе "Гармония" во 2 классе по теме "Подготовка к контрольной работе. Решение задач.Построение схем"

Этот урок разработан с целью  поэтапной подготовки детей к выполнению контрольной работы по разным уровням сложности. Дети решают задачи с помощью построения схем, начиная с легкого уровня сложно...

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В ПЕРВОМ КЛАССЕ В РАМКАХ УМК «ГАРМОНИЯ»

На примере упражнений для первоклассников мы видим, что для возрастания уровня развития коммуникативных компетенций, необходимо систематически и целенаправленно включать в учебный процесс речевые зада...

Конспект урока математики по теме: "Формирование вычислительных умений и навыков. Решение задач.", 2 класс, УМК "Гармония"

Цель урока: совершенствование умения решать задачи и вычислять значение суммы (разности) двузначных и однозначных чисел с переходом в другой разряд....

Методические особенности программы «Здоровое детство» при решении спортивно-оздоровительных задач в рамках воспитательной работы с учащимися коррекционных школ VIII вида.

Актуальными задачами процесса организации спортивно-оздоровительной работы  в рамках программы « Здоровое детство» в коррекционной школе VIII вида являются активизация познавательной ...

Методика работы над задачами по учебнометодическому комплекту «Гармония» ( пособие для учителя)

Методика работы над задачами по учебнометодическому комплекту «Гармония» ( пособие для учителя)...