Самоанализ урока по ФГОС
статья по теме
Самоанализ урока по ФГОС с учётом системно – деятельностного подхода.
С.Г. Бабкова учитель, начальных классов,
МКОУ «Восходская СОШ»,
Мишкинский район
Совершенствование мастерства учителя и учебного процесса во многом зависит от грамотно организованного самоанализа урока. Учитель испытывает затруднения в моделировании и конструировании современного урока, именно самоанализ позволит ему выявить причины недостаточной эффективности решения тех или иных учебно-воспитательных задач на уроках, принять их во внимание при дальнейшем проектировании учебно-воспитательного процесса. Для учителя самоанализ урока, рефлексивная деятельность в целом приобретает особо важное значение, потому что учитель, не научившийся осмысливать свои собственные действия, не умеющий оглянуться назад и восстановить ход урока, навряд ли когда-нибудь по-настоящему глубоко освоит ФГОС второго поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_sektsii_2015.rar | 31.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Самоанализ урока по ФГОС с учётом системно – деятельностного подхода.
С.Г. Бабкова учитель, начальных классов,
МКОУ «Восходская СОШ»,
Мишкинский район
Совершенствование мастерства учителя и учебного процесса во многом зависит от грамотно организованного самоанализа урока. Учитель испытывает затруднения в моделировании и конструировании современного урока, именно самоанализ позволит ему выявить причины недостаточной эффективности решения тех или иных учебно-воспитательных задач на уроках, принять их во внимание при дальнейшем проектировании учебно-воспитательного процесса. Для учителя самоанализ урока, рефлексивная деятельность в целом приобретает особо важное значение, потому что учитель, не научившийся осмысливать свои собственные действия, не умеющий оглянуться назад и восстановить ход урока, навряд ли когда-нибудь по-настоящему глубоко освоит ФГОС второго поколения.
Слайд № 1
Умение анализировать свою собственную деятельность – важное качество любого человека, тем более оно важно для учителя как человека творческого. Учитель должен уметь анализировать свою деятельность, в первую очередь урок - как основную её форму. Каждому учителю хочется получить удовлетворение от проведенного урока, а ученики удовлетворение от полученных знаний. Поможет в этом самоанализ урока.
Слайд № 2
Самоанализ урока - это мысленное разложение проведенного урока на его составляющие с глубоким проникновением в их сущность, задачи с целью оценить конечный результат своей деятельности путем сравнения запланированного с осуществленным, учитывая успехи и продвижения учащихся.
Слайд № 3
Самоанализ урока дает возможность:
- правильно формулировать и ставить цели своей деятельности и деятельности учащихся на уроке;
- развивать умения устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения целей;
- формировать умения четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда;
- формировать самосознание ученика, когда он начинает видеть связь между способами действий и конечным результатом урока.
Слайд № 4
Можно выделить 4 уровня самоанализа урока:
- Эмоциональный – непроизвольный уровень, когда учитель чувствует удовлетворенность или неудовлетворенность своей педагогической деятельностью.
- Оценочный, когда оценивается соответствие результата урока намеченному целям и плану.
- Методический, когда анализируется урок с позиций существующих требований к уроку.
- Рефлексивный, когда определяются причины и вытекающие из них последствия. Это высший уровень анализа, для осуществления которого необходимо привлечь психолого-педагогическую теорию.
Слайд № 5
Из чего же складывается такой самоанализ?
План самоанализа урока:
1. Характеристика класса:
- умение учеников работать в парах и в малых группах;
- умение детей слушать друг друга и фронтально взаимодействовать;
- умение самооценивать себя и взаимооценивать друг друга.
Слайд № 6
2. Место урока в изучаемой теме:
- характер связи урока с предыдущим и последующим уроками;
Ответить на вопрос, как в ходе урока была организована опора на предыдущие знания, жизненный опыт учащихся и насколько актуальным для них был учебный материал урока?
Слайд № 3
3. Характеристика общей цели урока,
исходя из требований к результатам освоения основной образовательной программы и учитывая планируемые результаты:
- личностные;
- предметные;
- метапредметные.
Слайд № 8
4. Характеристика плана урока:
- содержание учебного материала;
- методы обучения;
- приёмы обучения;
- формы организации познавательной деятельности.
5. Как был построен урок в соответствии с планом:
- разбор этапов урока,
- анализ влияния каждого этапа урока на получение конечного результата
- ответить на вопрос, что нового дал данный урок для развития ума, памяти, внимания, умения слушать товарищей, высказывать свои мысли и отстаивать свою точку зрения, для формирования интереса к данному предмету.
Слайд № 9
6. Структурный аспект самоанализа урока:
- анализ каждого элемента урока;
- его вклад в достижение результата;
- доказательства оптимального выбора каждого элемента урока.
Слайд № 10
7. Функциональный аспект:
- насколько структура урока соответствовала общей цели;
- соответствие возможностям класса;
- анализ стиля отношений учителя и учащихся;
- влияние на конечный результат урока.
Слайд №11
8. Психологический аспект.
Попытаться охарактеризовать психологическую атмосферу урока, степень доброжелательности, взаимной заинтересованности всех участников урока, характер их общения.
Слайд № 12
9. Аспект оценки конечного результата урока:
- формирование универсальных учебных действий на уроке;
- определение разрыва между общей целью урока и результатами урока;
- причины разрыва;
- выводы и самооценка.
Слайд № 13
10. Эмоциональное состояние.
Настроение учителя после урока. Изменилось ли оно по сравнению с тем, каким оно было до него? В чём причина этих изменений? Что теперь, после того, как урок прошёл, целесообразно было изменить в нём? Что можно поставить себе в плюсы, а что в минусы? Надо помнить, что многие неудачи урока связаны с настроением учащихся после предыдущего урока. Поэтому нужно постараться узнать о проблемах учащихся ещё до своего урока. Они живые люди, и от их настроения и желания работать на уроке могут оказать влияние многие факторы, о которых мы можем просто не догадываться. И последнее. Успех урока зависит от подготовленности класса.
Слайд № 14
Современный урок – основа эффективного и качественного образования. Желаю Вам получать радость и удовлетворение от нашей работы, от наших уроков и передавать это ученикам.
Слайд № 15
Спасибо за внимание.
Список литературы
- Аюпова С.Д. Критерии компетентностного урока//Справочник заместителя директора школы. – 2013. – №2.
- Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 1.. Ростов н/Д.: Изд-во “Учитель”, 2006.
- Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть III. Проблемные уроки. Ростов н/Д: Изд-во “Учитель”, 2006.
- Сыромятникова Л.М. Настольная книга завуча: Методическая работа в школе.– М.: Глобус, 2007.Технологии и методики обучения (компакт-диск). Москва: Центр “Педагогический поиск”, 2008.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования//Вестник образования (тематическое приложение). – 2009. – №3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самоанализ урока по ФГОС
Совершенствование мастерства учителя и учебного процесса во многом зависит от грамотно организованного самоанализа урока. ...
Структура и самоанализ уроков по ФГОС
Данный материал поможет провести анализ урока...
Самоанализ урока по ФГОС
Данный материал будет полезен для проведения самоанализа урока. План анализа урока построен в соответствии с требованиями ФГОС....
Самоанализ урока по ФГОС - 3 класс
Урок для 3 класса общеобразовательной школы по теме: "Развитие навыков чтения, говорения. Активизация лексики"...
Урок русского языка во 2 классе УМК "Гармония". От значения слова - к правильной букве. Презентация и самоанализ урока по ФГОС.
Урок русского языка во 2 классе УМК "Гармония" по теме: От значения слова - к правильной букве. Презентация и самоанализ урока по ФГОС....
Самоанализ урока по ФГОС II поколения
Самоанализ урока по ФГОС II поколения с учётом системно – деятельностного подхода ....
Самоанализ урока по ФГОС
Учитель даёт самооценку каждого этапа урока....