Самоанализ урока по ФГОС
статья по теме

Бабкова Светлана Геннадьевна

Самоанализ урока по ФГОС с учётом системно – деятельностного подхода.

С.Г. Бабкова учитель, начальных классов,

МКОУ «Восходская СОШ»,

Мишкинский район

Совершенствование мастерства учителя и учебного процесса во многом зависит от грамотно организованного самоанализа урока. Учитель испытывает затруднения в моделировании и конструировании современного урока, именно самоанализ позволит ему выявить причины недостаточной эффективности решения тех или иных учебно-воспитательных задач на уроках, принять их во внимание при дальнейшем проектировании учебно-воспитательного процесса. Для учителя самоанализ урока, рефлексивная деятельность в целом приобретает особо важное значение, потому что учитель, не научившийся осмысливать свои собственные действия, не умеющий оглянуться назад и восстановить ход урока, навряд ли когда-нибудь по-настоящему глубоко освоит ФГОС второго поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_sektsii_2015.rar31.2 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ урока по ФГОС с учётом системно – деятельностного подхода.

С.Г. Бабкова учитель, начальных классов,

МКОУ «Восходская СОШ»,

Мишкинский район

Совершенствование мастерства учителя и учебного процесса во многом зависит от грамотно организованного самоанализа урока. Учитель испытывает затруднения в моделировании и конструировании современного урока, именно самоанализ позволит ему выявить причины недостаточной эффективности решения тех или иных учебно-воспитательных задач на уроках, принять их во внимание при дальнейшем проектировании учебно-воспитательного процесса. Для учителя самоанализ урока, рефлексивная деятельность в целом приобретает особо важное значение, потому что учитель, не научившийся осмысливать свои собственные действия, не умеющий оглянуться назад и восстановить ход урока, навряд ли когда-нибудь по-настоящему глубоко освоит ФГОС второго поколения. 

Слайд № 1

Умение анализировать свою собственную деятельность – важное качество любого человека, тем более оно важно для учителя как человека творческого. Учитель должен уметь анализировать свою деятельность, в первую очередь урок - как основную её форму. Каждому учителю хочется получить удовлетворение от проведенного урока, а ученики удовлетворение от полученных знаний.  Поможет в этом самоанализ урока.

Слайд № 2

Самоанализ урока - это мысленное разложение проведенного урока на его составляющие с глубоким проникновением в их сущность, задачи с целью оценить конечный результат своей деятельности путем сравнения запланированного с осуществленным, учитывая успехи и продвижения учащихся.

Слайд № 3

Самоанализ урока дает возможность:

  • правильно формулировать и ставить цели своей деятельности и деятельности учащихся на уроке;
  • развивать умения устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения целей;
  • формировать умения четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда;
  • формировать самосознание ученика, когда он начинает видеть связь между способами действий и конечным результатом урока.

Слайд № 4

Можно выделить 4 уровня самоанализа урока:

  1. Эмоциональный – непроизвольный уровень, когда учитель чувствует удовлетворенность или неудовлетворенность своей педагогической деятельностью.
  2. Оценочный, когда оценивается соответствие результата урока намеченному целям и плану.
  3. Методический, когда анализируется урок с позиций существующих требований к уроку.
  4. Рефлексивный, когда определяются причины и вытекающие из них последствия. Это высший уровень анализа, для осуществления которого необходимо привлечь психолого-педагогическую теорию.

Слайд № 5

Из чего же складывается такой самоанализ?

План самоанализа урока:

1. Характеристика класса:

  • умение учеников работать в парах и в малых группах;
  • умение детей слушать друг друга и фронтально взаимодействовать; 
  • умение самооценивать себя и взаимооценивать друг друга.

Слайд № 6

2. Место урока в изучаемой теме:

  • характер связи урока с предыдущим и последующим уроками;

Ответить на вопрос, как в ходе урока была организована опора на предыдущие знания, жизненный опыт учащихся и насколько актуальным для них был учебный материал урока?

Слайд № 3

3. Характеристика общей цели урока,

исходя из требований к результатам освоения основной образовательной программы и учитывая планируемые результаты:

  • личностные;
  • предметные;
  • метапредметные.

Слайд № 8

4. Характеристика плана урока:

  • содержание учебного материала;
  • методы обучения;
  • приёмы обучения;
  • формы организации познавательной деятельности.

5. Как был построен урок в соответствии с планом:

  • разбор этапов урока,
  • анализ влияния каждого этапа урока на получение конечного результата
  • ответить на вопрос, что нового дал данный урок для развития ума, памяти, внимания, умения слушать товарищей, высказывать свои мысли и отстаивать свою точку зрения, для формирования интереса к данному предмету.

Слайд № 9 

6. Структурный аспект самоанализа урока:  

  • анализ каждого элемента урока;
  • его вклад в достижение результата;
  • доказательства оптимального выбора каждого элемента урока.

Слайд № 10

7. Функциональный аспект:

  • насколько структура урока соответствовала общей цели;
  • соответствие возможностям класса;
  • анализ стиля отношений учителя и учащихся;
  • влияние на конечный результат урока.

Слайд №11

8. Психологический аспект.

Попытаться охарактеризовать психологическую атмосферу урока, степень доброжелательности, взаимной заинтересованности всех участников урока, характер их общения.

Слайд № 12

9. Аспект оценки конечного результата урока:

  • формирование универсальных учебных действий на уроке;
  • определение разрыва между общей целью урока и результатами урока;
  • причины разрыва;
  • выводы и самооценка.

Слайд № 13

10. Эмоциональное состояние.

Настроение учителя после урока. Изменилось ли оно по сравнению с тем, каким оно было до него? В чём причина этих изменений? Что теперь, после того, как урок прошёл, целесообразно было изменить в нём? Что можно поставить себе в плюсы, а что в минусы? Надо помнить, что многие неудачи урока связаны с настроением учащихся после предыдущего урока. Поэтому нужно постараться узнать о проблемах учащихся ещё до своего урока. Они живые люди, и от их настроения и желания работать на уроке могут оказать влияние многие факторы, о которых мы можем просто не догадываться.  И последнее. Успех урока зависит от подготовленности класса.

Слайд № 14

Современный урок – основа эффективного и качественного образования. Желаю Вам получать радость и удовлетворение от нашей работы, от наших уроков и передавать это ученикам.

Слайд № 15

Спасибо за внимание.

Список литературы

  1. Аюпова С.Д. Критерии компетентностного урока//Справочник заместителя директора школы. – 2013. – №2.
  2. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 1.. Ростов н/Д.: Изд-во “Учитель”, 2006.
  3. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть III. Проблемные уроки. Ростов н/Д: Изд-во “Учитель”, 2006.
  4. Сыромятникова Л.М. Настольная книга завуча: Методическая работа в школе.– М.: Глобус, 2007.Технологии и методики обучения (компакт-диск). Москва: Центр “Педагогический поиск”, 2008. 
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования//Вестник образования (тематическое приложение). – 2009. – №3.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ урока по ФГОС

Совершенствование мастерства учителя и учебного процесса во многом зависит от грамотно организованного самоанализа урока. ...

Структура и самоанализ уроков по ФГОС

Данный материал поможет провести анализ урока...

Самоанализ урока по ФГОС

Данный материал будет  полезен для проведения самоанализа урока. План анализа урока построен в соответствии с требованиями ФГОС....

Самоанализ урока по ФГОС - 3 класс

Урок для 3 класса общеобразовательной школы по теме: "Развитие навыков чтения, говорения. Активизация лексики"...

Урок русского языка во 2 классе УМК "Гармония". От значения слова - к правильной букве. Презентация и самоанализ урока по ФГОС.

Урок русского языка во 2 классе УМК "Гармония"  по теме: От значения слова - к правильной букве. Презентация и самоанализ урока по ФГОС....

Самоанализ урока по ФГОС II поколения

Самоанализ урока по ФГОС II поколения с учётом системно – деятельностного подхода ....

Самоанализ урока по ФГОС

Учитель даёт самооценку каждого этапа урока....