Разрешение конфликтных ситуаций в группе сверстников младшего школьного возраста в условиях школы-интерната.
статья (2 класс) на тему

Сообщение для участников МО о многообразии составляющих межличностного общения детей младшего школьного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument.docx19.37 КБ

Предварительный просмотр:

В младшем школьном возрасте ребенку придется пройти все перипетии отношений, прежде всего со сверстниками. Здесь в ситуациях формального равенства сталкиваются дети с разной природной энергетикой, с разной культурой речевого и эмоционального общения, с разной волей и отличным чувством личности. Столкновения эти приобретают выраженные экспрессивные формы. Все многообразие составляющих межличностного общения ложится на каждого ребенка с силой истинных реалий социального взаимодействия людей. Именно характер речевого и экспрессивного общения определяют меру самостоятельности и степень свободу ребенка среди других людей.

Педагог становится для ребенка фигурой, определяющей его психологическое состояние не только в группе, на уровне и в общении со сверстниками, его влияние простирается и на отношении в семье.

Семья в отношении к ребенку становится центрированной на учебной деятельности, на отношениях ребенка с учителем, воспитателем и одноклассниками. В содержании традиционного общения с ребенком в семье включаются все перипетии его школьной жизни.

В период, когда ребенок начинает ходить в школу, новая социальная ситуация, в которую он попадает, приводит к тому, что сложившийся в семье стиль общения с ребенком обретает новые нюансы.

Любое образовательное учреждение представляет собой довольно сложную систему, внутри которой ежедневно возникают разнообразные острые ситуации и конфликты, избежать которых очень трудно, а порой просто невозможно. Поэтому педагогу необходимо найти причины возникновения конфликтов между детьми и найти благоприятный способ их разрешения.

Наиболее значимой для ребенка социальной средой является его школьный класс и, непосредственно, группа во второй половине дня,  в которой складывается сложная социально-психологическая атмосфера.Конфликт - это всегда сложный и многоплановый социальный феномен.

Конфликт - это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия.

Под конфликтом понимается столкновение противоположно направленных тенденций в психике отдельного человека, во взаимоотношениях людей, их формальных и неформальных объединений, обусловленное различием взглядов, позиций и интересов.

Конфликты делятся на:

1. Внутриличностные конфликты.

Возникновение внутриличностных конфликтов в младшем школьном возрасте обусловлено противоречием младшего школьника с самим собой, которое может порождаться такими обстоятельствами, как необходимость выбора между двумя взаимоисключающими вариантами действий, каждый из которых, в одинаковой степени, желателен; несовпадением внешних требований и внутренних позиций; неоднозначностью восприятия ситуации, целей и средств их достижения, потребностей и возможностей их удовлетворить; влечениями и обязанностями; различного рода интересами и т.п.

2. Межличностные конфликты.

Межличностный конфликт очень тесно связан с внутриличностным. Строгого определения межличностного конфликта не существует. Тем не менее, можно назвать отличительные особенности межличностного конфликта:

1. Противоборство младших школьников происходит непосредственно на основе столкновения их личных мотивов; соперники сталкиваются лицом к лицу.

2. Отличаются высокой эмоциональностью и охватом практически всех сторон отношений между младшими школьниками.

3. Затрагивают интересы окружения.

Наиболее распространены среди детей конфликты лидерства, в которых отражается борьба двух-трех лидеров и их группировок за первенство. По наблюдениям психологов (О. Ситковская, О. Михайлова) путь к лидерству, особенно в подростковой среде, связан с демонстрацией превосходства, цинизма, жестокости, безжалостности. Детская жестокость — явление общеизвестное. Ребенок гораздо больше взрослого подвержен соблазну стадности, немотивированной жестокости, унижения себе подобных.

Конфликты подростка в отношениях со сверстниками обусловлены важной особенностью возраста - формированием морально-этических критериев оценки сверстника и связанных с этим требований к его поведению.

В зависимости от того, сколь успешно осуществляется в школе социализация личности ребенка, в первую очередь усвоение духовных, нравственных ценностей, изменяется интенсивность конфликтов между школьниками.

Заметную роль в предотвращении конфликтов играет дисциплина — умение обеспечить ребенку необходимую для его полноценного развития свободу в рамках разумного подчинения порядку. Большое влияние на конфликтное поведение ребенка  оказывает личность педагога, воспитателя. Ее воздействие может проявляться в различных аспектах.

Во-первых, стиль взаимодействия воспитателя  с другими детьми служит примером для воспроизводства во взаимоотношениях со сверстниками.

Во-вторых, педагог  обязан вмешиваться в конфликты детей, регулировать их. Это, конечно, не означает их подавление. В зависимости от ситуации может быть необходимо административное вмешательство, а может быть — просто добрый совет. Положительное влияние оказывает вовлечение конфликтующих в совместную деятельность, участие в разрешении конфликта других ребят, особенно лидеров .

На примере своей группы хочу сказать, что дети у меня совсем разные. Каждый со своим характером. Им сложно бывает найти общий язык друг с другом, но я пытаюсь найти компромисс в каждой конфликтной ситуации между ними. Так, например, Савва очень импульсивный мальчик и агрессивно реагирует на высказывание некоторых детей в сторону себя и своей семьи, поэтому с ним провожу беседы, в которых объясняю суть поведения этих детей в силу их невоспитанности. В свою очередь  тем детям объясняю как они не правы и как надо себя вести по отношению к другим ребятам.

Процесс обучения и воспитания, как и всякое развитие, невозможен без противоречий и конфликтов. Конфронтация с детьми, условия жизни которых сегодня нельзя назвать благоприятными, является обычной составной частью реальности.

Так, например, в социально-неблагополучной семье Влада Смирнова.В виду того, что ребенок не получает должного внимания и воспитания со стороны родителей он всегда пытается вызвать к себе интерес воспитателя, вызывая на конфликт любого ребенка. Поэтому приходится разъяснять ему в виде бесед, что нельзя таким образом получить то, что он хочет.

В качестве основных приемов, форм обучения детей конструктивным способам разрешения конфликтных ситуаций в своей группе я использую:

- сюжетно-ролевые игры( с наличием проблемной ситуации);

- имитационные игры(имитирующие в "чистом виде"какой-либо "человеческий" процесс);

- обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них;

- всевозможные упражнения для эмоционального расслабления;

- чтение и обсуждение художественных произведений;

- просмотр и анализ м/ф и детских фильмов с последующим моделированием новых версий;

- дискуссии.

Я сама сначала предлагаю детям игры и упражнения и активно участвую в них, а потом они сами проявляют интерес к понравившейся им игре.

Моя задача, как воспитателя - обогатить общение детей душевной теплотой, чуткостью, уважением и взаимопониманием.

 И в итоге хочу сказать, что конфликт может считаться продуктивно разрешенным, если налицо реальные объективные и субъективные изменения в условиях и организации всего воспитательного процесса, в системе коллективных норм и правил, в позитивных установках субъектов этого процесса по отношению кдруг другу, в готовности к конструктивному поведению в будущих конфликтах. Реальный механизм установления нормальных отношений видится в снижении количества и накала конфликтов путем перевода их в педагогическую ситуацию, когда не нарушается взаимодействие в педагогическом процессе.

                 Сообщение на МО

"Разрешение конфликтных ситуаций в группе сверстников младшего школьного возраста в условиях школы-интерната"

                                    Воспитатель: Ксенофонтова А.А.

                                  Май 2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ.

      Класс,  в котором я работаю, отличается низкой познавательной активностью, которая в сочетании с недостаточно развитыми психофизическими функциями, создает трудности в...

РАССТРОЙСТВО ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДВУЯЗЫЧИЯ

Обращаясь к процессу исправления у детей недостатков произношения, свойственных кавказской группе языков, следует выделить в нем этап первичной постановки правильной артикуляции и ее закрепления в реч...

Обобщение опыта работы над темой: "«Роль разнообразных двигательных игр, физминуток, комплексов упражнений и кинезиологических заданий в снятии общего мышечного и локального утомления детей младшего школьного возраста в условиях ФГОС второго поколения».

Перед начальной образовательной школой на сегодняшний день в условиях современного образования и требований ФГОС второго поколения  встала  важна проблема: организация образовательного проце...

Отчет по инновационной деятельности "Развитие межличностных отношений в группе сверстников младшего школьного возраста"

Развитие межличностных отношений в группе сверстников младшего школьного возраста...

Прогулки для детей младшего школьного возраста в условиях группы суточного пребывания школы-интерната

Данный материал может быть полезен для воспитателей детей младшего школьного возраста, для учителя начальных классов. Описаны виды прогулок, порядок проведения прогулки, методы и приемы технологии раз...

Статья "Работа инициативных групп учащихся младшего школьного возраста для формирования коммуникативных УУД "

Работа над сценирем инициативных групп учащихся младшего школьного возраста в процессе подготовки новогоднего праздника по сказке "Снежная королева"....

Картотека игр на знакомство и сплочения группы детей младшего школьного возраста

Новообразованному колективу для комфортного взаимодействия требуется помощь для объединения и знакомство. С этой задачей хорошо справляются игры и упражнения соответствующей тематике....