Разрешение конфликтных ситуаций в группе сверстников младшего школьного возраста в условиях школы-интерната.
статья (2 класс) на тему
Сообщение для участников МО о многообразии составляющих межличностного общения детей младшего школьного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument.docx | 19.37 КБ |
Предварительный просмотр:
В младшем школьном возрасте ребенку придется пройти все перипетии отношений, прежде всего со сверстниками. Здесь в ситуациях формального равенства сталкиваются дети с разной природной энергетикой, с разной культурой речевого и эмоционального общения, с разной волей и отличным чувством личности. Столкновения эти приобретают выраженные экспрессивные формы. Все многообразие составляющих межличностного общения ложится на каждого ребенка с силой истинных реалий социального взаимодействия людей. Именно характер речевого и экспрессивного общения определяют меру самостоятельности и степень свободу ребенка среди других людей.
Педагог становится для ребенка фигурой, определяющей его психологическое состояние не только в группе, на уровне и в общении со сверстниками, его влияние простирается и на отношении в семье.
Семья в отношении к ребенку становится центрированной на учебной деятельности, на отношениях ребенка с учителем, воспитателем и одноклассниками. В содержании традиционного общения с ребенком в семье включаются все перипетии его школьной жизни.
В период, когда ребенок начинает ходить в школу, новая социальная ситуация, в которую он попадает, приводит к тому, что сложившийся в семье стиль общения с ребенком обретает новые нюансы.
Любое образовательное учреждение представляет собой довольно сложную систему, внутри которой ежедневно возникают разнообразные острые ситуации и конфликты, избежать которых очень трудно, а порой просто невозможно. Поэтому педагогу необходимо найти причины возникновения конфликтов между детьми и найти благоприятный способ их разрешения.
Наиболее значимой для ребенка социальной средой является его школьный класс и, непосредственно, группа во второй половине дня, в которой складывается сложная социально-психологическая атмосфера.Конфликт - это всегда сложный и многоплановый социальный феномен.
Конфликт - это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия.
Под конфликтом понимается столкновение противоположно направленных тенденций в психике отдельного человека, во взаимоотношениях людей, их формальных и неформальных объединений, обусловленное различием взглядов, позиций и интересов.
Конфликты делятся на:
1. Внутриличностные конфликты.
Возникновение внутриличностных конфликтов в младшем школьном возрасте обусловлено противоречием младшего школьника с самим собой, которое может порождаться такими обстоятельствами, как необходимость выбора между двумя взаимоисключающими вариантами действий, каждый из которых, в одинаковой степени, желателен; несовпадением внешних требований и внутренних позиций; неоднозначностью восприятия ситуации, целей и средств их достижения, потребностей и возможностей их удовлетворить; влечениями и обязанностями; различного рода интересами и т.п.
2. Межличностные конфликты.
Межличностный конфликт очень тесно связан с внутриличностным. Строгого определения межличностного конфликта не существует. Тем не менее, можно назвать отличительные особенности межличностного конфликта:
1. Противоборство младших школьников происходит непосредственно на основе столкновения их личных мотивов; соперники сталкиваются лицом к лицу.
2. Отличаются высокой эмоциональностью и охватом практически всех сторон отношений между младшими школьниками.
3. Затрагивают интересы окружения.
Наиболее распространены среди детей конфликты лидерства, в которых отражается борьба двух-трех лидеров и их группировок за первенство. По наблюдениям психологов (О. Ситковская, О. Михайлова) путь к лидерству, особенно в подростковой среде, связан с демонстрацией превосходства, цинизма, жестокости, безжалостности. Детская жестокость — явление общеизвестное. Ребенок гораздо больше взрослого подвержен соблазну стадности, немотивированной жестокости, унижения себе подобных.
Конфликты подростка в отношениях со сверстниками обусловлены важной особенностью возраста - формированием морально-этических критериев оценки сверстника и связанных с этим требований к его поведению.
В зависимости от того, сколь успешно осуществляется в школе социализация личности ребенка, в первую очередь усвоение духовных, нравственных ценностей, изменяется интенсивность конфликтов между школьниками.
Заметную роль в предотвращении конфликтов играет дисциплина — умение обеспечить ребенку необходимую для его полноценного развития свободу в рамках разумного подчинения порядку. Большое влияние на конфликтное поведение ребенка оказывает личность педагога, воспитателя. Ее воздействие может проявляться в различных аспектах.
Во-первых, стиль взаимодействия воспитателя с другими детьми служит примером для воспроизводства во взаимоотношениях со сверстниками.
Во-вторых, педагог обязан вмешиваться в конфликты детей, регулировать их. Это, конечно, не означает их подавление. В зависимости от ситуации может быть необходимо административное вмешательство, а может быть — просто добрый совет. Положительное влияние оказывает вовлечение конфликтующих в совместную деятельность, участие в разрешении конфликта других ребят, особенно лидеров .
На примере своей группы хочу сказать, что дети у меня совсем разные. Каждый со своим характером. Им сложно бывает найти общий язык друг с другом, но я пытаюсь найти компромисс в каждой конфликтной ситуации между ними. Так, например, Савва очень импульсивный мальчик и агрессивно реагирует на высказывание некоторых детей в сторону себя и своей семьи, поэтому с ним провожу беседы, в которых объясняю суть поведения этих детей в силу их невоспитанности. В свою очередь тем детям объясняю как они не правы и как надо себя вести по отношению к другим ребятам.
Процесс обучения и воспитания, как и всякое развитие, невозможен без противоречий и конфликтов. Конфронтация с детьми, условия жизни которых сегодня нельзя назвать благоприятными, является обычной составной частью реальности.
Так, например, в социально-неблагополучной семье Влада Смирнова.В виду того, что ребенок не получает должного внимания и воспитания со стороны родителей он всегда пытается вызвать к себе интерес воспитателя, вызывая на конфликт любого ребенка. Поэтому приходится разъяснять ему в виде бесед, что нельзя таким образом получить то, что он хочет.
В качестве основных приемов, форм обучения детей конструктивным способам разрешения конфликтных ситуаций в своей группе я использую:
- сюжетно-ролевые игры( с наличием проблемной ситуации);
- имитационные игры(имитирующие в "чистом виде"какой-либо "человеческий" процесс);
- обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них;
- всевозможные упражнения для эмоционального расслабления;
- чтение и обсуждение художественных произведений;
- просмотр и анализ м/ф и детских фильмов с последующим моделированием новых версий;
- дискуссии.
Я сама сначала предлагаю детям игры и упражнения и активно участвую в них, а потом они сами проявляют интерес к понравившейся им игре.
Моя задача, как воспитателя - обогатить общение детей душевной теплотой, чуткостью, уважением и взаимопониманием.
И в итоге хочу сказать, что конфликт может считаться продуктивно разрешенным, если налицо реальные объективные и субъективные изменения в условиях и организации всего воспитательного процесса, в системе коллективных норм и правил, в позитивных установках субъектов этого процесса по отношению кдруг другу, в готовности к конструктивному поведению в будущих конфликтах. Реальный механизм установления нормальных отношений видится в снижении количества и накала конфликтов путем перевода их в педагогическую ситуацию, когда не нарушается взаимодействие в педагогическом процессе.
Сообщение на МО
"Разрешение конфликтных ситуаций в группе сверстников младшего школьного возраста в условиях школы-интерната"
Воспитатель: Ксенофонтова А.А.
Май 2015
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ.
Класс, в котором я работаю, отличается низкой познавательной активностью, которая в сочетании с недостаточно развитыми психофизическими функциями, создает трудности в...
РАССТРОЙСТВО ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДВУЯЗЫЧИЯ
Обращаясь к процессу исправления у детей недостатков произношения, свойственных кавказской группе языков, следует выделить в нем этап первичной постановки правильной артикуляции и ее закрепления в реч...
Обобщение опыта работы над темой: "«Роль разнообразных двигательных игр, физминуток, комплексов упражнений и кинезиологических заданий в снятии общего мышечного и локального утомления детей младшего школьного возраста в условиях ФГОС второго поколения».
Перед начальной образовательной школой на сегодняшний день в условиях современного образования и требований ФГОС второго поколения встала важна проблема: организация образовательного проце...
Отчет по инновационной деятельности "Развитие межличностных отношений в группе сверстников младшего школьного возраста"
Развитие межличностных отношений в группе сверстников младшего школьного возраста...
Прогулки для детей младшего школьного возраста в условиях группы суточного пребывания школы-интерната
Данный материал может быть полезен для воспитателей детей младшего школьного возраста, для учителя начальных классов. Описаны виды прогулок, порядок проведения прогулки, методы и приемы технологии раз...
Статья "Работа инициативных групп учащихся младшего школьного возраста для формирования коммуникативных УУД "
Работа над сценирем инициативных групп учащихся младшего школьного возраста в процессе подготовки новогоднего праздника по сказке "Снежная королева"....
Картотека игр на знакомство и сплочения группы детей младшего школьного возраста
Новообразованному колективу для комфортного взаимодействия требуется помощь для объединения и знакомство. С этой задачей хорошо справляются игры и упражнения соответствующей тематике....