РАЗВИТИЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ.
статья (4 класс) по теме

        Класс,  в котором я работаю, отличается низкой познавательной активностью, которая в сочетании с недостаточно развитыми психофизическими функциями, создает трудности в обучении и развитии. Это дети с различными нервно- психическими заболеваниями, поэтому к каждому ребенку нужно подходить индивидуально. Хочу поделиться с коллегами опытом работы с данной категорией детей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  В УСЛОВИЯХ  КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ.

        Класс,  в котором я работаю, отличается низкой познавательной активностью, которая в сочетании с недостаточно развитыми психофизическими функциями, создает трудности в обучении и развитии. Это дети с различными нервно- психическими заболеваниями, поэтому к каждому ребенку нужно подходить индивидуально. Хочу поделиться с коллегами опытом работы с данной категорией детей. Резкое снижение активности происходит чаще всего при виде большого упражнения, текста, сложности задания во время самоподготовки. Ребенок начинает капризничать, отказываться от выполнения этого задания. Он объясняет свой отказ: «Я не умею так делать», «Я не хочу так много читать», «Я сделаю это потом, дома с мамой». Приходиться к каждому ученику подходить индивидуально, одних нужно попытаться уговорить, успокоить, настроить, вселить веру в них, уверенность.  Стараюсь заинтересовать, создать игровую ситуацию, обеспечить чувство «свободного выбора», т.е. осознание ребенком учебной задачи, как самостоятельно выбранной. Если вижу новое затруднение при выполнении задания, тихонечко подсаживаюсь рядом с ребенком, чтобы другим не мешать, стараюсь посоветовать, как догадаться самому, или сделать вместе с ним «образец», воодушевляю похвалой.  И, как показывает  практика, это может порой оказаться  мощным толчком  в мотивации к обучению и развитию личностных качеств.  С первых уроков учу своих питомцев слушать вопрос, правильно отвечать на вопросы и уметь аргументировать свой ответ, даже, если он порой  расходится с мнением большинства. Учу слушать и слышать собеседника. Это необходимое для них умение. Систематически   в уроки включаю « Почемучкины минутки» ( корекционно- развивающий блок), на которых предлагаю ребятам разгадывание загадок, ребусов шарад, головоломок, кроссвордов. Цель таких  заданий: развитие мышления, способности к анализу, обобщению, сообразительности, находчивости, воспитание любви  и интереса  к родному языку. Отгадывание загадок и шарад развивает логическое мышление, умственную активность, привычку более глубже и разносторонне осмысливать мир, приучает к рассуждению и доказательству при объяснении ответов. Для решения многих проблем  в своей работе использую игры, упражнения, направленные на формирование умений действовать по правилу, на формирование пространственной ориентации. Также на уроках использую коррекционно- развивающие задания,  направление на развитие зрительного анализатора, мелких мышц руки, пространственной и количественной ориентации, на развитие мыслительных процессов (анализа, синтеза, обобщения), формирование организованности и самостоятельности.  Такие упражнения как вычеркивание букв из текста развивает психофизические функции, подвижность зрительного анализатора, моторику руки, ориентацию, активизирует и формирует различные стороны мыслительной деятельности : анализ, синтез, сравнение; формирует устойчивость внимания.                                                                                                       На каждом уроке провожу упражнения на релаксацию и пальчиковую гимнастику. Упражнения пальчиковой гимнастики сопровождаются небольшими стихами. Их регулярное повторение способствует развитию памяти, внимания, мышления, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Упражнения на релаксацию  необходимы для расслабления мышц. Детей  учу чувствовать напряжение мышц, изменять степень их напряжения и совсем снимать его, расслабляя определенные группы мышц.                                                                                                                               При таком подходе к организации учебного процесса  мои воспитанники становятся готовыми к преодолению трудностей, меньше бояться допустить ошибки, действуют более самостоятельно, уверенно, у них повышается самооценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая программа "Развитие психических процессов у детей младшего школьного возраста" с диагнозом ЗПР и VIII вида+презентации. Программа состоит из 33 занятий, продолжительность 30 минут.

Одной из причин труднообучаемости и трудновоспитуемости учащихся является особое по сравнению с нормой состояние психического развития личности, которое в дефектологии получил...

Развитие интеллектуального потенциала детей младшего школьного возраста средствами развивающего курса «Интеллектика».

Результаты эксперимента по введению курса А. Зака "Интеллектика" в учебный процесс в начальных классах...

Развитие локомоторной функции у детей младшего школьного возраста с церебральным параличом средствами адаптивной физической культуры.

Практический материал по развитию локомоторной функции у детей младшего школьного возраста с церебральным параличом средствами адаптивной физической культуры....

Значение развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с ОВЗ для успешного процесса обучения.

Значение развития мелкой моторики  у детей младшего школьного возраста с ОВЗ для успешного процесса обучения....

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста в процессе обучения

Цель исследования: теоретически обосновать и провести работу по  развитию творческих способностей у детей младшего школьного возраста.Объект исследования: учебный процесс в начальной школе.Предме...

Конспект коррекционно-развивающего занятия по психологии, направленного на нейрокоррекцию высших психических функций у детей младшего школьного возраста «В поисках сильного духа»

Конспект занятияКонспект коррекционно-развивающего занятия по психологии, направленного на нейрокоррекцию высших психических функций у детей младшего школьного возраста«В поисках сильного духа&r...

Конспект занятия по развитию высших психических функций у детей младшего школьного возраста

В конспекте описаны упражнения на развитие высших психических функций, таких как: память, внимание, мышление, а также на развитие межполушарного взаимодейсвтия у детей младшего школьного возраста....