Формирование УУД на предметном содержании
статья (1 класс) по теме

Корягина Марина Валерьевна

В данной статье предложены задания для учащихся, формирующие умение учиться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uud_koryagina_m.v.doc77.5 КБ
Office presentation icon uud_koryagina_m.v.ppt144.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «ФОРМИРОВАНИЕ УУД У ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Корягина М.В.

Муниципальное образовательное учреждение Лицей № 7

Умение учиться – это способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём активного присвоения нового социального опыта. Учитель лишь создаёт условия для получения знаний.

Всех обучающихся условно можно разделить на 2 группы: «Ученики» (Подлинные субъекты учебной деятельности, которые хотят и умеют учиться у взрослого) и «Школяры» (Объекты обучения, готовые быть обучаемыми, следовать инструкции, имитировать образец). Учебное обращение ко взрослому означает, что ребёнок  знает, что он не знает, хочет это узнать, указывает учителю, чему именно он хочет научиться, в какой помощи нуждается. Ученик, который попал в новые условия, может:

  1. Создать новый способ действия;
  2. Найти способ в книгах или справочниках;
  3. Узнать о новом способе действия у человека, владеющего данным способом.  

Задания, формирующие умение учиться

  1. Задания, воспитывающие не имитационное

поведение ребёнка на уроке, критичность его мышления

  • Задания – «ловушки», различающие ориентацию

 ребёнка на задачу и на действие учителя.

 Например, учитель может присоединиться к неправильному ответу учащихся.

  • Задания – «ловушки», различающие понятийную

и житейскую логику.

Например, какое слово длиннее: «удав» или «червячок», «усы» или «усики», «час» или «минутка»? Есть мягкий согласный в слове «подушка», а твёрдый согласный в слове «кирпич»?

  • Задачи, не имеющие решения.

 Воспитывают не буквальное, не исполнительское отношение к заданиям учителя.   Например, для какого слова является проверочным слово «пять»: опята, пятница, пятнышко, пятнистый?

2. Задания, требующие чёткого осознания учеником

границы своих знаний и возможностей

  • Где это нужно и можно, проверь безударную гласную с помощью однокоренных слов:

К…рандаш                  рыб…лов

В…сенний                   п…ход

Перекр…сток

  • Разложи карточки на 2 группы со «спрятанными» словами «друг» и «враг»:

Д . . .                . . У .

В . . .                . . .  Г

. Р . .                . р у .

. . А .                . р . г

3. Задания, формирующие умения запрашивать у учителя необходимую информацию

  • Задания с недостающими данными. Например, существительное оканчивается на букву /Ш/. Нужен ли мягкий знак?  В слове 6 звуков, а сколько в нём слогов? К какой части речи принадлежит слово «рабочий»?
  • Задания, переворачивающие вопросно-ответную форму общения между учителем и детьми. Например, «Загадай букву», задав не более 7 вопросов.
  • Ситуации открытого незнания

Познавательные УУД

  • Общеучебные
  •  Логические
  • Знаково-символические

Подробнее остановлюсь на логических универсальных учебных действиях, которые можно формировать на уроках русского языка и математики.

Логические операции:

  • Сравнение
  • Анализ и синтез
  • Классификация
  • Сериация
  • Обобщение
  • Аналогия

Чтобы сравнивать объекты, сначала надо выделить признаки. Можно сравнивать любой материал.

Сравнение в математике:

  • Предметы
  • Геометрические фигуры
  • Числа
  • Математические выражения
  • Столбики выражений
  • Задачи

Сравнение в русском языке:

  • Конфигурацию букв
  • Звуки
  • Слова по звуковому составу
  • Слова по частям речи
  • Слова по спряжению
  • По лексическому значению
  • Предложения
  • Тексты

Упражнения на сравнение:

  • Чем похожи и чем отличаются эти объекты?

Детям проще найти различия, чем сходства. Например, сравни числа:

12 и 21 (Похожи цифрами, оба двузначные, одинакова сумма цифр, отличаются количеством десятков и единиц)

  • Одинаковые или разные объекты? (Уточнить, по каким признакам)
  • Подбери такой же объект (По форме, цвету или материалу)
  • Дополнить или изменить объект, чтобы он стал таким же, как данный (Измени вторую задачу, чтобы её способ решения был таким же, как у первой)
  • Установление соответствий (Между картинками, моделью и математической записью)
  • Сравнение рациональных и нерациональных способов решения
  • Обратные и аналогичные задачи

Аналитические упражнения:

  •  На поиск закономерностей.

Например, продолжи ряд слов: солнце, окно, полотенце… Многие дети могут придумать слово, но не могут сформулировать закономерность, то есть обобщить.

  •  По какому правилу подобрана, составлена группа примеров или слов. Составь ещё один столбик или добавь слово.

 Например, веселье, весёлый, веселиться. Составь по такому правилу другие столбики.

  •  Выделение составных частей объекта.

 В задаче: данные и искомое. В тексте: его структура. А также все виды разбора слов.

  •  Выполнение преобразования по какому-либо признаку.

Например, измени задачу так, чтобы она решалась другим действием, или в два действия.

Упражнения на классификацию:

  • Назови одним словом (Назвать существенный признак)
  • Раздели на группы.

Можно указать, по какому признаку или не задавать признак. Важно обсуждать варианты и делать акцент на существенных признаках.

  • Определи, по какому признаку разделили на группы
  • Дополнение групп
  • Найди «лишнее»

Почему что-то «лишнее»? Может быть «лишнее» по разным признакам.

Сериация

  • Это упорядочение по какому-либо признаку.:

В математике упорядочить можно:

  • Предметы по размеру, в порядке возрастания и убывания. Людей на картинке по возрасту.
  • Числа в порядке убывания (возрастания) В основе построения натурального ряда чисел лежит сериация.
  • Примеры в порядке убывания (возрастания) значений, именованные числа, единицы измерения.

В русском языке:

  • Слова по алфавиту
  • Предложения в деформированном тексте

Обобщение

Обобщение самое сложное действие. Нет специальных упражнений. Обобщение формируется в процессе изучения нового материала, если использовать проблемные методы обучения: частично-поисковый или исследовательский. Мыслить ребёнок начинает, когда есть проблема. В готовом виде даются лишь термины и некоторые правила. (На ноль делить нельзя). Всё остальное можно открыть: понятия, свойства, способы действия, вычислительные приёмы. Важно обобщить способ действия.

Обобщить можно так:

  • Создание алгоритма или памятки
  • Определение понятия
  • Создание модели (таблица, схема, символы)

Обобщение предполагает выделение существенных признаков. Если не могут составить алгоритм сами, то можно дать памятку с перепутанными шагами алгоритма. Не надо формулировать вывод за учеников.

Коротко расскажу о знаково-символических УУД. Ученики должны уметь кодировать и декодировать информацию, использовать знаковую систему. Например, звуковые схемы – это модель, пучок счётных палочек – модель, буквы и цифры – это знаки.

Модели могут быть разного типа.

В математике:

  • Предметные (предметозаменители)
  • Графические схемы
  • Чертежи (задачи на движение)
  • Таблицы

В русском языке:

  • Схема предложения
  • Алгоритмы
  • Памятки

Этапы работы с моделями:

1 этап – модель дана в готовом виде

2 этап – выбор модели

3 этап – преобразование модели

4 этап – самостоятельное создание модели

УУД – это действия самих детей. Формируется учебная самостоятельность. Важно делать самому, а не смотреть, как делает учитель.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование УУД на предметном содержании МОУ Лицей №7, 2012 год Корягина Марина Валерьевна

Слайд 2

УУД – умение учиться «Умеющий учиться – это тот, кто умеет вступать в учебные отношения с любым источником знаний, умений и навыков» М.С. Соловейчик

Слайд 3

Учащиеся Ученики «Школяры» Создать новый способ действия Найти способ в справочниках, книгах Узнать о новом способе у человека, владеющего им

Слайд 4

Задания, формирующие умение учиться Задания, воспитывающие не имитационное поведение ребёнка на уроке, критичность его мышления Задания – «ловушки», различающие ориентацию ребёнка на задачу и на действие учителя Задания – «ловушки», различающие понятийную и житейскую логику Задачи, не имеющие решения

Слайд 5

2. Задания, требующие чёткого осознания учеником границы своих знаний и возможностей Где это нужно и можно, проверь безударную гласную К…рандаш рыб…лов В…сенний п…ход Перекр…сток Разложи карточки на 2 группы (друг и враг) Д . . . . . У . В . . . . . . Г . Р . . . р у . . . А . . р . г

Слайд 6

3. Задания, формирующие умения запрашивать у учителя необходимую информацию Задания с недостающими данными Задания, переворачивающие вопросно-ответную форму общения между учителем и детьми Ситуации открытого незнания

Слайд 7

Познавательные УУД Общеучебные Логические Знаково-символические

Слайд 8

Логические действия Логические операции: Сравнение Анализ и синтез Классификация Сериация Обобщение Аналогия

Слайд 9

Сравнение в математике: Предметы Геометрические фигуры Числа Математические выражения Столбики выражений Задачи Сравнение в русском языке: Конфигурацию букв Звуки Слова по звуковому составу Слова по частям речи Слова по спряжению По лексическому значению Предложения Тексты

Слайд 10

Упражнения на сравнение: Чем похожи и чем отличаются эти объекты? Одинаковые или разные объекты? Подбери такой же объект Дополнить или изменить объект, чтобы он стал таким же, как данный Установление соответствий Сравнение рациональных и нерациональных способов Обратные и аналогичные задачи

Слайд 11

Анализ Аналитические упражнения: На поиск закономерностей По какому правилу подобрана, составлена группа примеров или слов Выделение составных частей объекта Выполнение преобразования по какому-либо признаку

Слайд 12

Классификация Упражнения на классификацию: Назови одним словом (Существенный признак) Раздели на группы Определи, по какому признаку разделили на группы Дополнение групп Найди «лишнее»

Слайд 13

Сериация Это упорядочение по какому-либо признаку Предметы по размеру Числа в порядке убывания (возрастания) Примеры в порядке убывания (возрастания) значений Слова по алфавиту Предложения в деформированном тексте

Слайд 14

Обобщение Важно обобщить способ действия Обобщить можно так: Создание алгоритма или памятки Определение понятия Создание модели (таблица, схема, символы)

Слайд 15

Модели могут быть: В математике: Предметные (предметозаменители) Графические схемы Чертежи (задачи на движение) Таблицы Цена Количество Стоимость В русском языке: Схема предложения Алгоритмы Памятки

Слайд 16

Этапы работы с моделями 1 этап – модель дана в готовом виде 2 этап – выбор модели 3 этап – преобразование модели 4 этап – самостоятельное создание модели


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование общих учебных умений и навыков и овладение способами деятельности в процессе освоения предметного содержания начального общего образования

  Школа может быть для ребенка счастьем, окном в широкий мир природы и общества, в глубины собственной души и может стать бедой, унынием, принудительным существованием. Этот климат з...

Пути формирования семейных ценностей средствами содержания предмет "Окружающий мир" в УМК "Перспективная начальная школа".

Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно. последовательно ...

Семинар учителей начальных классов: «Формирование метапредметных и предметных компетенций млад-ших школьников в соответствии с требованиями ФГОС»

Семинар учителей начальных классов:«Формирование метапредметных и предметных компетенций младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС» Дата: 24.01.14...

Реализация предметного содержания в соответствии с ФГОС

Данная презентация поможет молодым педагогам понять преподавание отдельных предметов в соответствии с требованиями ФГОС (математика и окружающий мир)....

Английский в фокусе. Предметное содержание речи. Тематическое планирование

Представленный материал содержит предметное содержание речи и тематическое планирование уроков английского языка в 2-4 классах. УМК В.Эванс,Дж.Дули, Н.Быкова, М.Поспелова "Английский в фокусе&quo...

ПР 5. Задания на формирование личностных результатов.ПР 5. Задания на формирование личностных результатов ПР 5. Задания на формирование метапредметных и предметных результатов.

ПР 5. Задания на формирование личностных результатовЗадание ПР 5. Задания на формирование метапредметных и предметных результатовЗадание...