Пути формирования семейных ценностей средствами содержания предмет "Окружающий мир" в УМК "Перспективная начальная школа".
статья по окружающему миру (1 класс) по теме
Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно. последовательно и глубоко духовно нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни.
В статье обозначены возможности содержания предмета "Окружающий мир" УМК "ПНШ" для формирования семейных ценностей у младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Творческая разработка, 2012 г. (рецензирована) | 43.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Институт повышения квалификации»
ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тема. «Пути формирования семейных ценностей средствами содержания предмета «Окружающий мир» в УМК «Перспективная начальная школа»
Выполнила: Жипан Л.Л.
МБОУ ООШ № 24
Курс № 4/2
Научный руководитель:
Демчук Н.А., к.п.н., доцент
кафедры начального и дополнительного образования
МАОУ ДПО ИПК
Новокузнецк, 2012
СОДЕРЖАНИЕ
- Введение……………………………………………………………………С.3
- Основная часть
«Формирование семейных ценностей средствами содержания предмета «Окружающий мир» в УМК «Перспективная начальная школа» ……………………………………………………………………………….…С.5
III.Заключение………………………………………………………………..С.11
IV.Литература…………………………………………………………………С.12
- Введение
Актуальность
Семья выступает важнейшим фактором формирования личности, как в отношении детей, так и в отношении супругов, т.к. жизнь в браке является процессом, играющим большую роль в жизни общества. С одной стороны, семья вводит в общество его новых членов, передавая им язык, нравы и обычаи, основные образцы поведения, вводит человека в мир духовных ценностей общества, контролирует поведение своих членов. С другой стороны, семья создает условия для развития личности всех своих членов внутри семьи. В супружеской жизни человека наиболее ярко проявляется чувство любви и взаимопонимания, признание, уважение, чувство безопасности. Человек приобретает ценность для общества только тогда, когда он становится личностью, и формирование ее требует целенаправленного, систематичного воздействия. Именно семья с ее постоянным и естественным характером воздействия призвана формировать черты характера, убеждения, взгляды, мировоззрение ребенка. Поэтому выделение воспитательной функции семьи как основной имеет общественный смысл.
Главным фактором семейного воспитания считается его эмоциональный, интимный характер, основанный на родственных чувствах и выражающийся в любви к детям. Стойкость, постоянство воспитательных воздействий на детей со стороны всех членов семьи – это основные факторы, которые отличают семью от других институтов.
Семья формирует нормы и традиции. Семейные традиции аккумулируют родовой опыт социального развития, фиксируют прошлое и настоящее семьи, обеспечивают устойчивость отношений, упорядочивают и структурируют их.
Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно – нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни.
В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» образованию отводится ключевая роль в духовно – нравственной консолидации российского общества, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, к государству.
Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально – нравственного состояния общества и государства.
Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально – ценностному, духовно – нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.
Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. При этом особое значение имеют следующие друг за другом переходы от детства к подростковому возрасту, а затем к юности. «Перестройка потребностей и побуждений, переоценка ценностей, — утверждал Л. С. Выготский, — есть основной момент при переходе от возраста к возрасту».
Традиции - это прочно установившиеся, унаследованные от предшествующих поколений и поддерживаемые силой общественного мнения формы поведения людей и их взаимоотношений или принципы, по которым развивается общечеловеческая культура (например, реалистические традиции в литературе и искусстве). Традиция – то, что держит равновесие жизни. Приверженность к традиции есть функция охранительная. В традициях заложен слой мотивационных качеств и способностей, ценностных ориентаций, общих представлений, чувств, настроений и привычек. Традиции постоянно развиваются, обогащаются опытом новых поколений, отвергаются, отживают, уходят и возвращаются вновь. Но в принципе, традиции - явления, которые медленно эволюционируют.
Нормы (правило) – правило поведения, выражающее волю господствующего в данном обществе класса и охраняемое принудительной силой государства. Роль норм в жизни общества заключается в том, чтобы путём установления соответствующего правила направлять поведение людей…Мора́ль (лат. moralis — касающийся нравов) — один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; особая форма общественного сознания и вид общественных отношений.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
«Пути формирования семейных ценностей средствами содержания предмета «Окружающий мир» в УМК «Перспективная начальная школа»
Цель моей работы:
определить возможности содержания предмета «Окружающий мир» УМК «Перспективная начальная школа» для формирования семейных ценностей у младших школьников.
Учебники «Окружающий мир» (О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов, Л.А.Царева) УМК «Перспективная начальная школа» соответствуют Федеральному государственному стандарту нового поколения и включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в начальных классах. Учебники ориентированы на деятельностный подход в процессе обучения, сочетают в себе достоинства системы развивающего обучения и традиционной школы.
УМК «Перспективная начальная школа» большое внимание уделяет развитию личностных качеств, которые обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию детей. Конкретно это выражается в умении детей соотносить на основе моральных норм свои поступки с этическими чувствами (вина, совесть, стыд); в умении анализировать нравственный аспект своих поступков (чувство гордости за совершение хорошего поступка, ответственность за их выполнение). Данная позиция позволяет выполнить требование Стандарта в части единства урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.
Важнейшей составляющей содержания образования УМК стала система ценностных отношений обучающихся к себе, к другим участникам образовательного процесса, к самому образовательного процессу и его результатам.
«Перспективная начальная школа» предлагает сравнительно новые формы проведения учебных занятий, которые, кроме познавательных задач, решают специфические задачи.
Таким образом, благодаря возможностям УМК «Перспективная начальная школа» духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся интегрируется в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную. Базовые ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают учебное содержание, уклад школьной жизни, многоплановую деятельность школьника как человека, личности, гражданина.
Основные направления, ценностные установки и планируемые результаты воспитательной деятельности в школе первой ступени
Таблица 1.
Направления воспитания | Ценностные установки | Планируемые результаты воспитательной деятельности |
Развитие нравственных чувств и этического сознания. | Нравственный выбор; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике; стремление к развитию духовности. | - обучающиеся имеют начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в т.ч. об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями социальных групп; - обучающиеся имеют нравственно-этический опыт взаимодействия с людьми разного возраста; - обучающиеся уважительно относятся к традиционным религиям; - обучающиеся неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации; - формируется способность эмоционально реагировать на негативные проявления в обществе, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей; - обучающиеся знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним. |
Разделы (темы) предмета «Окружающий мир» в УМК «Перспективная начальная школа», ориентированные на формирование личностных морально – этических результатов воспитательно – образовательной деятельности
В разделе «Человек и природа» можно проследить тенденции к формированию ответственности по отношению к природе, за соблюдение правил экологического поведения в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии); умения сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации; умения анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.
Примерное задание (1 класс): Помоги Мише ответить на вопросы правильно: - Почему первые весенние цветы получили свои названия? - Почему у перелески такое имя? |
Раздел «Человек и общество» гарантирует формирование таких результатов, как приобретение нравственно-этического опыта взаимодействия с людьми в различных социальных группах (семья, общество сверстников); проявление уважения и готовности выполнять совместно установленные договорённости и правила, представление о единстве духовно – нравственного смысла всех традиционных религий.
Примерное задание (2 класс):
Рассмотри рисунок. Как дедушку Ваню могут поздравить живущие далеко родственники? |
В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения» обучающиеся приобретут нравственно-этический опыт взаимодействия с людьми разного возраста; разовьют умение сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации; обращаться за помощью к взрослому, оказывать посильную помощь.
|
Проект урока «Окружающий мир», 1 класс
Таблица 2.
Тема | Где живёт семья Ивановых? |
Цель темы | 1.Продолжить знакомство с семьёй Ивановых, с местом их проживания. 2.Познакомить с адресами сказочных героев. 3.Познакомить обучающихся с адресом школы.
|
Планируемый результат | Дети научатся называть адрес своего проживания, узнают адрес школы. |
Основные понятия | «Семья», «улица», «адрес», «счастливая семья», «дружная семья» |
Средства обучения | 1.Учебник О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов « Наш мир» 1 класс. 2. Альбомные листы, цветные карандаши, презентация |
Организация пространства | Работа фронтальная, индивидуальная, в парах. |
ХОД УРОКА
I этап. Организационный момент
(Хором читают приветствие)
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здесь мы – дружная семья!
Всех люблю на свете я!
II этап. Актуализация знаний
В процессе беседы вспоминают, с чьей семьёй знакомились на прошлом уроке, состав этой семьи, соотносят со своими семьями. Называют свой адрес.
(Познакомить с понятием «адрес»)
III этап. Целеполагание. Постановка задачи. Мотивация
Цель - выяснить, где живет семья Ивановых?
IV этап. Открытие нового (на материале учебника с.4-5)
( работа в парах)
Рассматривая рисунки, дети выясняют, где живут Маша и Миша Ивановы. В ходе беседы устанавливается адрес семьи: село Мирное, улица Знаний, дом 1.
(Отработать понятия «Семья», «улица», «адрес», «счастливая семья»)
Задания на отработку понятий:
- Рассказать, какие дома есть на улице села Мирное, чем они похожи на дома твоей улицы.
- Рассказать, чем похожа улица, на которой живёшь ты, на улицу села Мирное.
- Произнести адрес семьи Ивановых; произнести свой адрес.
- Понаблюдать за семьёй Ивановых с последующим объяснением их деятельности (например, «Высказать предположение, почему дети работают на грядке?»)
- Высказать предположение, можно ли семью Ивановых назвать «счастливой семьёй».
- Объяснить свою точку зрения.
Физминутка (СанПиН 2.4.2.2821-10)
V этап. Закрепление изученного
Проводится в форме игры «А ну-ка, угадай!»
(Обучающиеся угадывают, проговаривая адреса сказочных героев).
VI этап. Самостоятельная творческая работа .
(Дети на листах рисуют на тему «Моя школа», «Моя семья»)
VII. Итог урока. Рефлексия деятельности
возможны варианты:
- Презентация работ (проговаривают адрес школы и своей семьи)
- – Чему мы учились на уроке?
Оценка работы детей
Я →знаю Я →умею Я →могу научить |
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, можно выделить несколько позиций обобщающего характера, сделать главные выводы по формированию семейных ценностей и реализации духовно – нравственного развития посредством предмета «Окружающий мир» УМК «Перспективная начальная школа».
- Среди различных социальных факторов, влияющих на формирование личности, одним из важнейших является семья. Традиционно семья – главный институт воспитания. Итогом системы воспитания является личность – со своими индивидуальными особенностями, со своим отношением к миру, к окружающим людям и к самому себе, т.е. семья обеспечивает условия для формирования личности младшего школьника.
2) Работа по реализации духовно – нравственного развития посредством предмета «Окружающий мир» УМК «Перспективная начальная школа» даст заметные результаты, если она будет частью всей работы школы по данному направлению, и будет усложняться от класса к классу.
3)Учебный предмет «Окружающий мир» способствует духовно-нравственному развитию и воспитанию личности школьников через изучение тем, разделов, выполнения заданий, предусмотренных учебниками, тетрадями для самостоятельной работы, хрестоматией (книгой для совместного чтения детей и взрослых).
Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей. Специфика предмета «Окружающий мир» УМК «Перспективная начальная школа» позволит нам в полной мере ожидать в дальнейшем (как результат) ценностно-смысловую ориентацию детей.
Список литературы для учителя
Основная литература
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.
- Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей [текст]/ И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.
- Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36 с.
- Федотова О.Н. Окружающий мир: Учебник: 1 кл. / О. Н.Федотова, Г. В.Трафимова, С. А.Трафимов. – М.: Академкнига/Учебник, 2011. – 80 с.: цв. ил.
- Федотова О. Н. Окружающий мир: Хрестоматия: 1 кл. / О. Н.Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов. – М.: Академкнига/Учебник, 2011. – 80 с.: цв. ил.
- Федотова О. Н. Окружающий мир: Тетрадь для самостоятельной работы: 1 кл. / О. Н.Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов. – М.: Академкнига/Учебник, 2011. – 48 с.: ил.
СПИСОК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1.Интернет-портал «ПроШколу. ру» http://www.proshkolu.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
: «Эффективные пути формирования семейных ценностей, интереса к культуре народов России и воспитания уважения многонационального поликультурного состава российского общества на примере учебника «Окружающий мир» УМК «Школа России».
В данной статье представленны наиболее эффективные пути формирования семейных ценностей, интереса к культуре народов....
: «Эффективные пути формирования семейных ценностей, интереса к культуре народов России и воспитания уважения многонационального поликультурного состава российского общества на примере учебника «Окружающий мир» УМК «Школа России».
В данной статье представленны наиболее эффективные пути формирования семейных ценностей, интереса к культуре народов....
Пути формирования семейных ценностей, интереса к культуре народов России и воспитания уважительного отношения к многонациональному поликультурному составу российского общества в УМК «Школа 2100».
Теоретическое обоснование педагогических условий, способствующих формированию семейных ценностей, интереса к культуре народов России....
Презентация по теме: "Формирование семейных ценностей у младших школьников во внеурочной деятельности"
Презентация по теме: "Формирование семейных ценностей у младших школьников во внеурочной деятельности"...
Доклад на тему: «Формирование семейных ценностей в семье и школе. Особенности работы с родителями.»
В материале рассказывается о том, как формировать семейные ценности. Об особенностях работы с родителями....
Проектная деятельность как средство формирования семейных ценностей у обучающихся с ЗПР.
Описан опыт работы по реализации практико - ориентированных проектов с обучающимися начальной школы с ЗПР...
Формирование традиционных гражданских, культурных и семейных ценностей через участие в проекте «Киноуроки в школах России и мира»
Проект «Киноуроки в школах России» реализуется с 2014 года. Целью проекта является создание киноуроков – детских короткометражных художественных фильмов воспитательного назначения и ...