ФГОС. Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть стандартов второго поколения.
статья по теме
Новым направлением в учебном процессе является внеурочная деятельность.
Внеурочная деятельность - это возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие ребенка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novym_napravleniem_v_uchebnom_protsesse_yavlyaetsya_vneurochnaya_deyatelnost.doc | 96 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «2-я Выгорновская основная общеобразовательная школа»
Выступление на педсовете:
«ФГОС. Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть стандартов второго поколения»
Подготовила
учитель начальных классов
Локтионова С.Н.
с. 2-е Выгорное – 2013 год
Новым направлением в учебном процессе является внеурочная деятельность.
Внеурочная деятельность - это возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие ребенка. Одной из отличительных черт новых стандартов является расширение общественного участия родителей в жизни школы. Родители получают возможность непосредственно влиять на образовательный процесс и более активно вовлекаться в управление школой.
Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако только в новых стандартах определены результаты воспитания: чувство патриотизма, учебная мотивация, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность и многое другое. В основе Стандарта лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина.
Требования стандарта к организации ВУД школьников:
- Внеурочная деятельность включается в вариативную часть БУПа школы и на нее отводится до10 часов в неделю.
- Школа вправе сама определять, под какие виды внеурочной деятельности отдать эти часы.
- Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию обучающихся.
- Аудиторных занятий не должно быть более 50%
- Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты.
Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно - нравственных ценностей и культурных традиций.
Задачи внеурочной деятельности:
- изучить пакет материалов, разработанных в рамках ФГОС нового поколения;
- определить основные направления и ценностные основы воспитания и социализации учащихся начальных классов;
-отработать механизм, обеспечивающий выбор учащимися внеурочных занятий в соответствии с их интересами и способностями.
- проанализировать научные подходы к организации внеурочной деятельности, определить стратегию её реализации в образовательном учреждении;
- теоретически обосновать и разработать модель организации внеурочной деятельности обучающихся, как части общего уклада школьной жизни;
- определить критерии оценки эффективности воспитательных воздействий в рамках внеурочной деятельности и апробировать разработанную модель в школе;
- разработать рабочие программы для реализации направлений внеурочной деятельности.
- овладеть методами и формами организации внеурочной деятельности в соответствии с пакетом документов ФГОС нового поколения.
- эффективно использовать имеющуюся в школе учебно-методическую и материально-техническую базу, информационные ресурсы, собственный методический потенциал.
Cегодня для образовательного учреждения на первое место выходит вопрос организации внеурочной деятельности. Именно сейчас обучающиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности» (проект «Наша новая школа»). Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения.
Во 2 классе 4 часа внеурочной деятельности:
Художественно – эстетическое направление. Программа «Кудесник».
Цель программы: дать общие представления об искусстве и его значимости в жизни человека.
Задачи:
- формировать умения ценить прекрасное;
- развивать творческие способности детей;
- предоставить детям возможность реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами;
- учить выражать мысли и чувства через создание композиций, поделок, панно.
- воспитывать у школьников чувства прекрасного;
- способствовать формированию эстетических вкусов, идеалов.
- сформировать в коллективе дружеские доброжелательные отношения, основанные на взаимопомощи, товариществе.
Эта самая любимая детьми внеурочная деятельность, потому что они очень любят рисовать. Чаще всего у нас на «Кудеснике» проводятся конкурсы рисунков:
конкурс на лучшего снеговика, на лучшую Снегурочку, на лучшую Матрёшку, на лучший портрет мамы, на лучший весенний букет, на лучший натюрморт, любимый сказочный герой и т. д. Вот наши рисунки (см. Приложение)
Проектная деятельность «Школа – наш дом». Проектная деятельность – это одна из задач стандартов нового поколения.
Цели программы:
-развить творческие и коммуникативные способности ребёнка;
-привить первоначальные умения собирать информацию из разных источников, осмыслить её и использовать для выполнения проекта;
-активизировать навыки самостоятельной работы по сбору нужной информации;
- развить навыки взаимодействия и взаимопомощи в группе при решении общих задач;
Задачи:
- развитие познавательных умений и навыков обучающихся;
- умение ориентироваться в информационном пространстве;
- самостоятельно конструировать свои знания;
- интегрировать знания из различных областей наук;
- научиться критически мыслить.
Эта внеурочная деятельность - самая интересная, но и кропотливая работа. Чтобы приготовить проект ребёнком, для этого требуется не один день и не одна неделя.
Темы для проектов дети выбирают сами, я им предлагаю на выбор множество тем, а они выбирают наиболее интересные для них. Все темы должны быть посильны ребёнку. Обязательно ставим цель проекта, для чего мы его делаем, и начинается работа. Работа над проектом идёт в зависимости от возможностей ребёнка, у кого есть компьютер, тот ищет информацию в компьютере, картинки распечатывает по своей теме, стихи, пословицы и т. д. У кого есть фотоаппарат, тот по данной теме делает фоторепортаж. У кого нет ни того, ни другого, идёт в библиотеку и ищет там информацию, рисует картинки по своей теме, пишет сочинения.
Предлагаю вам познакомится с некоторыми проектными работами моих детей (см. приложение)
Также у нас есть совместные проекты. Это такие, как «Оригами. Поделки», книга «Новые приключения барона Мюнхаузена», сейчас мы работаем над проектом «Весна! И все ей рады», следующий совместный проект будет «Настольная игра».
Спортивно – оздоровительное направление. Программа «Здоровый ребёнок – успешный ребёнок»
Цели программы:
1. Формирование устойчивой мотивационо-ценностной установки на развитие здорового образа жизни.
2.Создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
Задачи:
Формирование здорового жизненного стиля и реализация индивидуальных способностей каждого ученика.
Профилактика вредных привычек.
Создание условий для обеспечения охраны здоровья обучающихся, их полноценного физического развития и формирование здорового образа жизни.
Расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.
Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни.
Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
Программа насыщена разнообразными формами работы: беседа, коммуникативные занятия, психологический эксперимент, ролевая игра, экскурсия, конкурс, театрализованная инсценировка. А также подвижные игры, по возможности на свежем воздухе, танцы под музыку, спортивные соревнования. Работа ведётся по специальным разработкам, которые так и называются «30 уроков здоровья для второклассников».
4.Духовно-нравственное направление. Программа «Я – маленький патриот»
Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
- создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;
- формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
- развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;
- воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям.
Форма организации работы по программе: беседы, сообщения, встречи с интересными людьми, литературно – музыкальные композиции, просмотр и обсуждение видеоматериала, экскурсии, творческие конкурсы, соревнования, праздники, викторины, интеллектуально – познавательные игры, трудовые дела, наблюдение обучающимися за событиями в селе, стране, обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций, акции благотворительности, милосердия.
Занятия проходят по таким темам, как «Экскурсия по школьному двору», «Я, ты, мы. Игра», «Кто что любит делать. Конкурс викторина», «Кто мои бабушка, дедушка? В чем я должен им помочь?» «Мои права и обязанности. Беседа с творческим заданием», «Моя красивая мама. Конкурс рисунков», «История моего села. Экскурсия», «Мой сосед по парте. Час откровенного разговора», «Законы жизни в классе. Урок – игра», «Откуда пришли елочные игрушки», «Фотографии из семейного альбома. Презентация», «Моя семья – моя радость», «Школа вежливости. Беседа», «Маленькая страна. Экологическая акция», «Антиреклама вредных привычек. Конкурс рисунков», «Они защищают Родину. Конкурс стихов», «Загляните в мамины глаза. Праздник», «Маленькие герои большой войны. Урок Мужества», «Десант чистоты и порядка. Планета просит помощи», «Конкурс рисунков посвященные Дню Земли», «В гости к зеленой аптеке. Экскурсии в природу», «С чего начинается Родина? КВН» и т. д.
Результаты внеурочной деятельности
Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.
Все виды внеурочной деятельности обучающихся на ступени начального общего образования строго ориентированы на воспитательные результаты.
Уровни результатов внеурочной деятельности
Первый уровень | Второй уровень | Третий уровень |
Школьник знает и понимает общественную жизнь (1 класс) | Школьник ценит общественную жизнь (2-3 классы) | Школьник самостоятельно действует в общественной жизни (4 класс) |
Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимание социальной реальности и повседневной жизни. | Формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура). | Получение школьником опыта самостоятельного социального действия. |
Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности будет свидетельствовать об эффективности работы по вопросам воспитания.
Все мы с вами согласны, что ребенок развивается в любое время – будь это игра или учеба, встречи или экскурсии, кружки или спортивные мероприятия. И каждый из нас понимает, что задача школы заключается в том, чтобы помочь подрастающему поколению подготовиться к самостоятельной взрослой жизни. Поэтому важно – уже сейчас, в начальной школе, научить ребенка ориентироваться в потоке информации, ставить собственные поисковые задачи в разных областях знаний, находить осмысленные основания для решения и оценивания своих возможностей.
Сейчас, как и раньше, мы - педагоги занимаемся внеклассной внеурочной работой.
Здесь также важен сам педагог, его поведение, для того, чтобы формировать устойчивые представления ребёнка о справедливости, человечности, нравственности, об отношениях между людьми.
Наполнение уклада школьной жизни нравственными примерами активно противодействует тем образцам циничного, аморального, откровенно разрушительного поведения, которые в большом количестве и привлекательной форме обрушивают на детское сознание компьютерные игры, телевидение и другие источники информации.
Таким образом, стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника начальной школы:
любящий свой народ, свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-исследовательская деятельность младших школьников в стандартах второго поколения
В статье рассматривается организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС....
Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть образовательного процесса в условиях ФГОС
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовате...
Коррекционное направление внеурочной деятельности как неотъемлемая часть воспитательно-образовательного процесса в рамках реализации ФГОС для детей с ОВЗ
Выступление на педагогиечском совете...
Тема: «Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть образовательного процесса в условиях ФГОС».
Школа после уроков – это мир творчества проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего Я. Важно заинтересовать ребёнка занятием интересным ему, где он проявляет св...
Презентация "Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть образовательного процесса в условиях реализации ФГОС"
Презентация подготовлена для проведения КРУГЛОГО СТОЛА по проблемам внеурочной деятельности. Участники и разработчики данного мероприятия свели воедино теоретическую и практическую часть своей работы....
«Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть образовательного процесса в рамках реализации ФГОС»
Введение стандарта второго поколения во многом изменила школьную жизнь ребенка. Речь идет о новых формах организации обучения, новых образовательных технологиях, новой открытой информационно-образоват...
Доклад на тему: «Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть образовательного процесса в рамках реализации ФГОС»
Доклад на тему:"Внеурочная деятельность"...