«Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть образовательного процесса в рамках реализации ФГОС»
методическая разработка по зож
Введение стандарта второго поколения во многом изменила школьную жизнь ребенка. Речь идет о новых формах организации обучения, новых образовательных технологиях, новой открытой информационно-образовательной среде, далеко выходящей за границы школы.
Среди прочих изменений следует отметить появление внеурочной деятельности, которая является неотъемлемой частью образовательного процесса, способствует в полной мере реализовать требования федеральных государственных образовательных стандартов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk.docx | 91.54 КБ |
«Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть образовательного процесса в рамках реализации ФГОС» | 18.02 КБ |
vystuplenie_na_pedsovet_20g.docx | 17.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к курсу «Русский язык»
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Рабочая программа реализует следующие цели обучения:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:
— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
— развитие коммуникативных умений;
— развитие нравственных и эстетических чувств;
— развитие способностей к творческой деятельности.
Изучение предмета способствует решению следующих задач:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом и согласно учебному плану МОУ «Гимназии № 7 города Буденновска» предмет «Русский язык» изучается во 2 классе 5 часов в неделю - 170 часов в год (34 учебные недели).
Общая характеристика учебного предмета
Содержание курса русского языка имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.
В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи.
Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.
Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.
Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования обще учебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.
Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс.
Формирование универсальных учебных действий (УУД).
Личностные:
1. Формирование чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
6. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
7. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
8. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
9. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные:
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные:
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Содержание программы
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации.
Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места, смыслоразличительная роль ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
• раздельное написание слов;
• обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);
• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
• перенос слов по слогам без стечения согласных;
• знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных.
Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имён существительных. Морфологический разбор имён существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.
Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.
Частица. Частица не, её значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.
Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).
Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:
• сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;
• перенос слов;
• проверяемые безударные гласные в корне слова;
• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
• непроизносимые согласные;
• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова
• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
• разделительные ъ и ь;
• мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);
• соединительные о и е, в сложных словах (самолёт, вездеход)
• е и и в суффиксах имен существительных (ключик — ключика, замочек-замочка).
• безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
• безударные падежные окончания имён прилагательных;
• раздельное написание предлогов с именами существительными;
• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
• раздельное написание частицы не с глаголами;
• мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь, учишь);
• мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
• безударные личные окончания глаголов;
• раздельное написание предлогов с другими словами;
• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;
• знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
• запятая при обращении в предложениях;
• запятая между частями в сложном предложении.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).
Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС
№ | Наименование разделов и тем | Часы |
1 | Наша речь | 3 |
2 | Текст | 4 |
3 | Предложение | 13 |
4 | Слова, слова, слова… | 19 |
5 | Звуки и бкувы | 57 |
6 | Части речи | 56 |
7 | Повторение | 18 |
Итого: | 170 |
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения русского языка во втором классе дети научатся:
- понимать, что предложение - это основная единица речи;
- понимать термины «повествовательные предложения», «вопросительные предложения», «побудительные предложения»; грамматические особенности предложений, разных по цели высказывания;
- различать предложения по интонации (восклицательные, невосклицательные, вопросительные);
- оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки);
- различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание);
- различать главные члены предложения;
- понимать, что слова в предложении связаны по смыслу и по форме;
- различать словосочетание и предложение;
- понимать лексическое и грамматическое значение (вопрос) имени существительного, имени прилагательного, глагола;
- понимать особенности употребления в предложении имени существительного, прилагательного, глагола, предлога;
- понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слова»;
- различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова (без терминологии);
- использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;
- давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;
- понимать назначение букв Е, Ё, Ю, Я;
- различать деление слов на слоги и для переноса;
- понимать влияние ударения на смысл слова;
- различать звуки [и] и [й’] и буквы, их обозначающие;
- различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;
- понимать роль разделительного мягкого знака в слове;
- верно употреблять прописную букву.
В результате изучения русского языка во втором классе дети учатся использовать приобретённые знания и познавательный опыт в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выразительности, грамматической правильности речи, развития активного словаря;
- составления предложений на заданную тему;
- употребления в устной и письменной речи предложений, различных по цели высказывания и интонации;
- оформления предложений и текстов в устной и письменной речи (интонация, знаки препинания);
- самостоятельного составления или воспроизведения и записи текстов (описание, повествование, письмо другу с элементами описания и повествования, поздравление) по вопросам, плану, иллюстрации (сюжетным иллюстрациям);
- орфографической грамотности речи учащихся;
- проверки обозначения на письме безударных гласных и парных согласных в корне слова с помощью изменения числа и подбора однокоренных слов;
- деления слов на слоги и переноса слов;
- правильного написания слов с буквой Й;
- обозначения мягкости согласных на письме;
- написания слов с гласными и согласными орфограммами в слове, с разделительным мягким знаком;
- употребления прописной буквы в именах собственных; .
- работы со словарём (использование алфавита);
- каллиграфически правильного списывания слов, предложений, текстов без пропусков, вставок, искажений букв;
- письма под диктовку текстов (40-45 слов) с изученными орфограммами и пунктограммами
Данная программа обеспечивает продолжение достижения второклассниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Календарно – тематическое планирование учебного материала по русскому языку для 2 класса
п/п | Дата | Модуль | Наименование темы | Кол-во ча-сов | Деятельность учащихся | Формы контроля | Домашнее зада-ние | |||
По плану | По факту | Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||||
1 | Наша речь (3 ч) | Знакомство с учебником. Виды речи. | 1 | Роль русского языка. Виды речи. Требования к речи. Речь диалогическая и монологическая.Анализировать речь людей (при анализе текстов). Различать устную, письменную речь и речь про себя. Отличать диалогическую речь от монологической. | Регулятивные: контролировать процесс и результаты своей деятельности; Коммуникатив-ные: Сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи; распределять роли при чтении диалога. Познавательные: действовать по намеченному плану, по инструкциям. Определять значение слов по толковому словарю. Оценивать результаты задания. | Ориентирование ученика на учет чужой точки зрения; устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач; адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности; положительная адекватная дифференцирован. самооценка. | Текущий | с.6-7 | ||
2 | Наша речь. | 1 | Текущий | с. 8-9 | ||||||
3 | Диалог и монолог.
| 1 | Текущий | с. 10-14 | ||||||
4 | Текст (4ч) | Текст. Что такое текст? | 1 | Признаки текста: целостность, связанность, законченность. Отличать текст от других записей по его признакам. | Регулятивные: контролировать процесс и результаты своей деятельности. Коммуникатив-ные: Участвовать в диалоге, оформлять свои мысли в устной и письменной речи. Познавательные: строить несложные рассуждения, делать выводы | Ориентирование ученика на учет чужой точки зрения; устойчивый интерес к новым способам решения задач; понимание причин успешности учебной деятельн.; адекватная самооценка социальной роли «хорошего ученика». | Текущий | с. 16-17 | ||
5 | Текст. Главная мысль текста. | 1 | Текущий | с. 18-19 | ||||||
6 | Текст. Части текста. | 1 | Текущий | с. 20 | ||||||
7 | Р/Р Составление рассказа по ри-сунку, данному началу и опор-ным словам. | 1 | Текущий | с. 21 -22 | ||||||
8 | Предложение (13ч.) | Предложение как единица речи, его назначение и признаки. Работа над ошибками. | 1 | Назначение и признаки предложения. Предложения, различные по цели высказывания. | Регулятивные: умение вычитывать информацию из текста; осуществлять анализ с выделением существен. признаков, делать простые выводы, переводить информацию из одного вида в другой. Коммуникатив-ные: использование правил, таблиц для подтверждения своей позиции; создавать высказывания разных видов , использовать в них разнообразные средства языка. Познавательные: умение задавать вопросы, отвечать на вопросы других; для решения определённой речевой задачи; работать с разными видами информации. | Ориентирование ученика на учет чужой точки зрения; устойчивый интерес к новым общим способам решения задач; адекватное понимание причин успешности учебной деятельности; положительная адекватная самооценка на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика». | Текущий | с. 24 | ||
9 | Входной контрольный диктант №1. | 1 | Обосновывать правильность выделения подлежащ. и сказуемого. Анализировать схему и составлять по ней сообщения о главных членах предложения. | Текущий | ||||||
10 | Работа над ошибками. Предложение. Связь слов в предложении | 1 | Различать распространённое и нераспространённое предложения. Устанавливать связь слов между членами предложения | Текущий | с. 25 | |||||
11 | Предложение. Логиическое ударение в пред-ложении. | 1 | Текущий | с. 26-28 | ||||||
12 | Члены предло-жения. Главные члены предло-жения. | 1 | с. 29-30 | |||||||
13 | Второстепенные члены предложения | 1 | Текущий | с. 31 | ||||||
14 | Подлежащее и сказуемое-главные члены предложения. | 1 | Текущий | с. 32-33 | ||||||
15 | Подлежащее и сказуемое-глав-ные члены предложения. | 1 | Различать рас-пространённое и нераспрост-ранённое предложения. | с. 34 | ||||||
16 | Распространён-ные и нераспространенные предложения. | 1 | Устанавливать связь слов между членами предложения | Текущий | с 35-36 | |||||
17 | Связь слов в предложении | 1 | Текущий | с. 37-38 | ||||||
18 | Р/Р Составле-ние рассказа по картине И.Остроухова «Золотая осень» | 1 | Составлять рассказ по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень», используя данное начало и опорные слова | Практическая работа | с.39 | |||||
19 | Связь слов в предложении. Проверочная работа по теме «Предложение»Работа над ошибками. | 1 | Различать распространённое и нераспространённое | Слова, слова, слова… (18ч) | с. 40 | |||||
20 | Комплексная работа. | 1 | Текущий | |||||||
21 | Слова, слова, слова… (19 ч) | Слово и его значение. Работа над ошибками. | 1 | Объяснять лексическое значение слова. Находить в тексте незнакомые слова. Классифицировать слова по тематическим группам. | Регулятивные: находить незнакомые слова и определять их значение по толковому словарю; осуществлять анализ с выделением существенных признаков, проводить сравнение и классификацию; осуществлять анализ слов, с выделением существенных признаков; описывать объект: передавать его внешние характеристики. Коммуникатив-ные: Оформлять свои мысли в устн. и письм. форме. Осознавать, высказывать и обосновывать точку зрения; строить монологические высказывания. Познавательные: строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следствен. связи; находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде; находить языковые примеры для иллюстрации данных понятий, правил. | Ориентирование ученика на учет чужой точки зрения; устойчивый интерес к новым общим способам решения задач; понимание причин успешности учебной деятельности; положительная самооценка на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика» осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач и при работе со знаковой информацией сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи, проявлять познавательный интерес к новому учебному содержанию. | Текущий | с. 42-43 | ||
22 | Слово как общее название многих однородных предметов. | 1 | Текущий | с. 44-46 | ||||||
23 | Однозначные и многозначные слова. Словарный диктант. | 1 | Текущий | с. 47-49 | ||||||
24 | Прямое и переносное значение многозначных слов. | 1 | Наблюдение над переносным значением слов как средством создания словесно-художественных образов | Текущий | с. 49-51 | |||||
25 | Что такое синонимы? | 1 | Распознавать среди пар слов синонимы. Подбирать синонимы | Текущий | с. 52-54 | |||||
26 | Что такое антонимы? | 1 | Распознавать среди пар слов антонимы. Подбирать антонимы | Текущий | с. 54-55 | |||||
27 | Синонимы и антонимы (обобщение знаний) | 1 | Распознавать среди пар слов синонимы и антонимы. Работать со словарями учебника, находить нужную информацию. | Текущий | с. 56-57 | |||||
28 | Р/Р Изложение текста по данным к нему вопросам | 1 | Подбирать заго-ловок к тексту. Излагать пись-менно содержа-ние текста по вопросам. | Практическая работа | с.57 | |||||
29 | Родственные слова. Общая часть родствен-ных слов. Работа над ошибками. | 1 | Текущий | с. 58-60 | ||||||
30 | Однокоренные слова. Корень слова (первое представление). | 1 | Группировать однокоренные слова с разными корнями. Доказывать правильность выделения корня в однокоренных словах. | Текущий | с. 61-62 | |||||
31 | Различение однокоренных слов и синонимов, родственных слов и слов с омонимичными корнями. | 1 | Подбирать однокоренные слова и выделять в них корень. Работать со словарём однокоренных слов | Текущий | с. 63 | |||||
32 | Единообразное написание корня в однокоренных словах. | 1 | Делить слова на слоги. Опреде-лять количество слогов в слове. Классифицировать слова по ко-личеству в них слогов. Определять уда-рение в слове. Наблюдать за ролью словес-ного ударения. Различать удар-ные и безудар-ные слоги. | Текущий | с. 64 | |||||
33 | Слог. | 1 | Текущий | с. 65-66 | ||||||
34 | Ударение. Словесное и логическое ударение в предложении | 1 | Текущий | с.67-68 | ||||||
35 | Ударение. Смыслоразличи-тельная роль ударения. | 1 | Переносить слова по слогам. Определять способы переноса. | Проверочн. работа | с. 69-70 | |||||
36 | Перенос слов по слогам. Правила переноса. | 1 | Текущий | с. 71-73 | ||||||
37 | Перенос слов по слогам. | 1 | Текущий | с. 69-70, 75-76 | ||||||
38 | Р/Р Составле-ние рассказа по серии сюжетных рисунков, вопро-сам и опорным словам. | 1 | Практическая работа | с. 74 | ||||||
39 | Контрольный диктант №2 по теме: «Слова, слова, слова…» | 1 | Оценивать свои достижения | |||||||
40 | Звуки и буквы (57ч) | Работа над ошибками. Звуки и буквы. | 1 | Различать звуки и буквы. Распознавать условные обозначения звуков речи. | Регулятивные: удерживать цель деятельности; Коммуникатив-ные: характеризовать качества, признаки объекта; приводить доказательства истинности классификации; составлять небольшие устные высказывания. Познавательные: классифицировать объекты; приводить примеры в качестве доказательства | Осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач и при работе со знаковой информацией | Текущий | с. 78-80 | ||
41 | Звуки и буквы. | 1 | Текущий | с. 78-80 | ||||||
42 | Алфавит. Использование алфавита при работе со словарями. | 1 | Текущий | с. 81-85 | ||||||
43 | Алфавит. Употребление прописной буквы. | 1 | Текущий | с. 86-87 | ||||||
44 | Гласные звуки. Признаки гласного звука. | 1 | Различать гласные звуки и буквы. Соотносить звуковой и буквенный состав слова. Определять характеристику гл. звука. | Текущий | с. 89-91 | |||||
45 | Гласные звуки. Слова с буквой э. | 1 | Текущий | с. 92 | ||||||
46 | Р/Р Колективное составление рассказа по картине З.Е.Серебряко-вой «За обе-дом» | 1 | Работать с текстом. Определять тему и главную мысль текста. Записывать ответы на вопросы с опорой на текст и рисунок. | Регулятивные: умение работать по плану, контролировать процесс и результаты своей деятельности. Коммуникатив-ные: участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, составлять небольшие устные монологические высказывания. Познавательные: строить сообщения, составлять простой план, работать с орфографическим словарём учебника, находить информацию о правописании слова, работать с памятками и форзацем учебника; осуществлять анализ, синтез, классификацию языкового материала. | Осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач и при работе с информацией. | с. 87 | ||||
47 | Работа над ошибками. Ударные и безударные гласные звуки. | 1 | Текущий | с. 93-94 | ||||||
48 | Правило обозна-чения буквой безударного гласного звука. Словарный диктант. | 1 | Определять безударный гласный звук в слове. Различать проверочное и проверяемое слово. | Текущий | с. 95-96 | |||||
49 | Способы про-верки написания буквы, обозна-чающей безудар-ный гласный в корне слова. | 1 | Планировать учебные действия при решении орфографической задачи, определять пути её решения, решать в соответствии с изученным правилом. Объяснять правописание слов с безударными гласными в корне, пользоваться алгоритмом проверки. | Текущий | с. 97-98 | |||||
50 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова. | 1 | Текущий | с. 99-100 | ||||||
51 | Контрольный диктант № 3 по теме: «Звуки и буквы» | 1 | ||||||||
52 | Работа над ошибками. Правописание слов с безудар-ным гласным звуком в корне слова. Р/Р Составление текста из дефор-мированного текста. | 1 | Практическая работа | с. 102 упр. 160 | ||||||
53 | Буквы безудар-ных гласных корня, которые надо запмнить. | 1 | Текущий | с. 101-103 | ||||||
54 | Буквы безудар-ных гласных корня, которые надо запмнить. | 1 | Текущий | с. 101-103 | ||||||
55 | Р/Р Составле-ние сочинения по картине С. А. Тутунова «Зима пришла. Детство» | 1 | Объяснять, когда в речи употребляются образные выражения. Составлять рассказ по репродукции С. А. Тутунова | Текущий | с. 111 | |||||
56 | Правописание слов с безудар-ными гласным звуком в корне слова. Работа над ошибками. | 1 | Текущий | с. 103-104 | ||||||
57 | Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы. | 1 | Практическ. работа | 105-106 | ||||||
58 | Контрольное списывание. | 1 | ||||||||
59 | Работа над ошибками. Упражнение в правописании проверяемых и не проверяемых гласных . | 1 | Текущий | с. 107-108 | ||||||
60 | Упражнение в правописании проверяемых и не проверяемых гласных. | 1 | Текущий | с. 109-110 | ||||||
61 | Проверочный диктант по теме: Правописание слов с безударным гласным звуком в корне» | 1 | Оценивать свои достижения по выполнению заданий по учебнику. | Итоговая работа | ||||||
62 | Работа над ошибками. Согласные звуки их признаки. Смыслоразличительная роль согласных звуков в слове. | 1 | Использовать правило при переносе слов с буквой «и краткое». | Регулятивные: принимать и сохранять задачу; планировать действия для решения; контролировать процесс и результаты деятельности. Коммуникатив-ные: вступать в учебное сотрудничество, участвовать в совместн. деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам. Познавательные: умение работать по образцу; планировать свои действия для решения задачи, осуществлять анализ, синтез языкового материала по заданным критериям, пользоваться знакомыми словарями, справочниками, самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, учебной литературе, использовать её для решения учебно-познавательных задач; осуществлять выбор способа решения конкретной языковой или речевой задачи | Осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач и при работе со знаковой информацией | Текущий | с. 112-114 | |||
63 | Согласный звук [й'] и буква «и краткое» | 1 | Использовать правило написания слов с удвоенными согласными. | Текущий | с. 114-116 | |||||
64 | Слова с удвоенными согласными. | 1 | Использовать правило написания слов с удвоенными согласными. | Текущий | с. 117-118 | |||||
65 | Р/Р Составление рассказа по картине А. Сте-панова «Лоси» и опорным сло-вам. | 1 | Находить занимательные задания в учебнике, и других источниках и создавать свои занимательные задания. Участвовать в презентации заданий. | Практическая работа | с. 118 | |||||
66 | Твёрдые и мягкие сог-ласные звуки и буквы для их обозначения Работа над ошибками. Проект «И в шутку и всерьез» | 1 | Определять и правильно произносить твёрдые и мягкие согласные звуки. Различать на письме твёрдые и мягкие согласные звуки (парные и непарные). Объяснять, как обозначена мягкость согласных на письме. | Текущий | с. 120-122 | |||||
67 | Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, ь. | 1 | Текущий | с. 123-124 | ||||||
68 | Мягкий знак как знак обозначе-ния мягкости согласного звука на письме. | 1 | Текущий | с. 124-125 | ||||||
69 | Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным | 1 | Текущий | с. 126 | ||||||
70 | Р/Р Работа с текстом. Сос-тавление от-ветов на воп-росы к тексту. | 1 | Практическая работа | с.127-128, 129 | ||||||
71 | Проект «Пишем письмо». Работа над ошибками. | 1 | ||||||||
72 | Буквосочетания «чк, чн, чт, щн, нч». | 1 | Различать парные и непарные мягкие шипящие звуки. Находить в словах буквосочетания «чк,чн,чт,щн,нщ», подбирать примеры. | Регулятивные: умение определять цель деятельности урока, ориентироваться в учебнике, действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информац. Коммуникативные: вступать в сотруднич. с одноклассниками оказывать взаимопом., проявлять доброжелат. отношение к партнёрам. Познавательные: самостоятельно находить информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе, осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям. | Осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач и при работе со знаковой информацией; воспринимать речь учителя , непосредственно не обращенную к учащемуся; сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека | Текущий | с. 4-5 | |||
73 | Правописание сочетаний чк, чн, чт, щн, нч. | 1 | Работать с орфоэпическим словарём. Применять правило написания слов с б/с «чк,чн,чт,щн,нщ». | Текущий | с. 6-7 | |||||
74 | Правописание сочетаний с шипящими согласными. Работа с текстом. | 1 | Работать с текстом. Подбирать заголовок. Выделять в тексте части. Записывать предложения | Практическая работа | с. 6-7 | |||||
75 | Правописание сочетаний с шипящими согласными. Проект «Риф-ма». | 1 | Находить строки, подбирать рифмующиеся слова, составлять словарик рифм, участвовать в презентации | Текущий | с. 8-9 | |||||
76 | Буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу | 1 | Применять правила написания буквосочетан. | Текущий | с. 10-11 | |||||
77 | Правописание в словах буквосо-четаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. | 1 | Текущий | с. 12-13 | ||||||
78 | Правописание в словах буквосо-четаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. | 1 | Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» | Текущий | с. 14-15 | |||||
79 | Звонкие и глухие сог-ласные звуки. | 1 | Различать глухие и звонкие согласные звуки, парные и непарные. Характеризов. согласный звук. | Регулятивные: умение определять цель деятельности урока, ориентироваться в учебнике, действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации: речь учителя, учебник.; контролировать процесс и результаты своей деятельности. Коммуникатив-ные: осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности. Познавательные: находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде; осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям; строить несложные рассуждения, устанавливать причинно- следственные связи, делать выводы, формулировать их. | Осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач и при работе со знак. информацией; воспринимать речь учителя, непосред. не обращенную к учащемуся; сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека. | Текущий | с. 16-18 | |||
80 | Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед согласным. | 1 | Определять на слух парный согласный звук на конце слова и в корне перед согласными, соотносить произношение и написание | Текущий | с. 18-19 | |||||
81 | Особенности проверяемых и проверочных слов для правила обозначения буквой парного согласного на конце слова и перед согласным | 1 | Определять на слух парный по звонкости-глухости согласный звук на конце слова и в корне перед согласными, соотносить его произношение и написание. | Текущий | с. 20 | |||||
82 | Способы проверки парных сог-ласных на конце слова или перед согласным в корне. | 1 | Текущий | с. 21-22 | ||||||
83 | Единообразное написание корня в формах одного и того же слова и в однокорен-ных словах. | 1 | Текущий | с. 23-24 | ||||||
84 | Контрольный диктант №4 по теме: «Звуки и буквы» | 1 | Проверочная работа | |||||||
85 | Работа над ошибками. Правописание слов с парным по глухости-звоности соглас-ным на конце слова и перед согласным. | 1 | Составлять приёмы проверки написания гласных и согласных в корне слова. | Текущий | с. 25-26 | |||||
86 | Правописание слов с парным по глухости-звоности соглас-ным на конце слова и перед согласным. | 1 | Текущий | с. 27 | ||||||
87 | Правописание слов с парным по глухости-звоности соглас-ным на конце слова и перед согласным. | 1 | Текущий | с. 28-29 | ||||||
88 | Р/Р Изложение текста по вопросам. | 1 | Практическая работа | с. 29 №50 | ||||||
89 | Работа над ошибками. Обобщение знаний о правилах письма. | 1 | по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне. | Текущий | с.30 | |||||
90 | Разделительный мягкий знак. | 1 | Наблюдать над произношением слов с раздели-тельным ь. Под-бирать примеры с разделитель-ным ь. | Регулятивные: умение определять цель деятельности, планировать действия; ориентироваться в учебнике Коммуникативные: вступать в сотруднич., участвовать в совмест. деятельности Познавательные: самостоятельно находить информацию осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала | Осуществлять сотрудничество при выполнении задач и при работе с информацией; воспринимать речь учителя, одноклассников, непосредственно не обращенную к учащемуся; сравнивать разные точки зрения. | Текущий | с. 31-33 | |||
91 | Р/Р Составление рассказа по серии рисунков. Правописание слов с раздели-тельным мягким знаком. | 1 | Составлять устный рассказ по серии рисунков. | Практическая работа | с. 37, №66 | |||||
92 | Правописание слов с разделительным мягким знаком. Работа над ошибками. | 1 | Использовать правило при написании слов с разделит. ь. Объяснять написание разделит. ь . | Текущий | с. 33-34 | |||||
93 | Проверочный диктант с по теме: «Раздели-тельный мягкий знак» | 1 | Оценивать свои достижения при выполнении задания | Проверочная работа | ||||||
94-95 | Правописание слов с раздели-тельным мягким знаком. Работа над ошибками. | 2 | Текущий | 35-38 | ||||||
96 | Р/Р Состав-ление рассказа по картине В. Васнецова «Богатыри» | 1 | Практическая работа | с. 54 №92,93 | ||||||
97 | Части речи (56ч) | Части речи. Общее представ-ление о частях речи. Работа над ошибками. | 1 | Соотносить слова-названия, вопросы, на которые они отвечают, с частями речи. | Регулятивные: умение определять цель деятельности урока, планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий); Коммуникатив-ные: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения. Познавательные: высказывать предположения, самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала | Осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач и при работе со знаковой информацией; воспринимать речь учителя (одноклассни-ков), непосредственно не обращенную к учащемуся; сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека. | Текущий | с. 40-42 | ||
98 | Части речи. Употребление частей речи в тексте. | 1 | Находить в тексте части речи с опорой на их признаки. | Текущий | с. 42-43 | |||||
99 | Имя сущест-вительное как часть речи: значение и упот-ребление в речи. | 1 | Расширение представлений о предметах и явлениях через ознакомление с именами существител. | Текущий | с. 44-45 | |||||
100 | Имя сущест-вительное как часть речи: значение и упот-ребление в речи. | 1 | Текущий | с. 46-47 | ||||||
101 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существи-тельные. Словарный диктант | 1 | Различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Классифицировать имена существительные одушевлённые и неодушевлённые по значению и объединять их в тематическ. группы. | Текущий | с. 48 | |||||
102 | Одушевлённые и неодушевлённые имена сущес-твительные. | 1 | Текущий | с. 49 | ||||||
103 | Р/Р Составле-ние письменных ответов на воп-росы к тексту. | 1 | Практическая работа | с. 51 №86 | ||||||
104 | Собственные и нарицательные имена существи-тельные. Работа над ошибками. | 1 | Различать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры. Классифицировать имена собственные и нарицательные по значению | Текущий | с.51-53 | |||||
105-106 | Заглавная буква в именах собственных. | 2 | Писать с заглавной буквы имена собственные. | Текущий | с. 55-60 | |||||
107 | Единственное и множественное число имён существитель-ных. | 1 | Писать с заглавной буквы имена собственные. | Текущий | с. 61-62 | |||||
108 | Изменение имен существитель-ных по числам. | 1 | Различать имена, существитель-ные в единственном и во множественном числе. Менять число имён существитель-ных. | Текущий | с.63-64 | |||||
109 | Число имён существитель-ных. | 1 | Текущий | с.65-66 | ||||||
110 | Обобщение знаний об имени существи-тельном. Разбор имени существи-тельных как части речи. | 1 | Текущий | с.67 | ||||||
111 | Р/Р Подробное изложение повествователь-ного текста по вопросам с анализом текста | 1 | Практическая работа | с. 66 | ||||||
112 | Работа над ошибками. Обобщение знаний об имени существи-тельном | 1 | Различать имена, существитель-ные в единственном и во множественном числе. Менять число имён существитель-ных. | Текущий | с.67 | |||||
113 | Контрольный диктант №5 по теме: «Имя существи-тельное» | 1 | Практическая работа | |||||||
114 | Работа над ошибками. Значение глаголов в речи. | 1 | Наблюдать за словами. Выявлять слова, которые обозначают действие предмета. | Регулятивные: умение определять цель деятельности урока, планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий); Коммуникатив-ные: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения. Познавательные: высказывать предположения, самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала | Осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач и при работе со знаковой информацией; воспринимать речь учителя (одноклассни-ков), непосредственно не обращенную к учащемуся; сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека. | Текущий | с.68-69 | |||
115 | Значение глаголов в речи. | 1 | Текущий | с.70-71 | ||||||
116 | Признаки глаголов. Восстановление деформирован-ноготекста. | 1 | Наблюдать за изменением глагола по числам. | Текущий | с.72-73 | |||||
117 | Единственное и множественное число. Изменение глагола по числам | 1 | Текущий | с.74-75 | ||||||
118 | Единственное и множественное число глаголов. | 1 | Текущий | с.76-77 | ||||||
119-120 | Правописание частицы не с глаголом | 1 | Формировать навык грамотного написания | Текущий | с.78-79 | |||||
121 | Обобщение знаний о глаголе Работа над ошибками | 1 | Текущий | с.80 | ||||||
122 | Р/Р Составление текста – повест-вования на предложенную тему. | 1 | Дать представление о тексте-повествовании | Практическая работа | с.81 | |||||
123 | Текст-повествование и роль в нём глаголов. | 1 | Текущий | с.82-84 | ||||||
124 | Р/Р Изложение повествователь-ного текста по вопросам и опорным словам. | 1 | с. 83 №145 | |||||||
125 | Проверочный диктант по теме: «Глагол» | 1 | Наблюдать за словами. Выявлять слова, которые обозначают действие предмета. | Практическая работа | ||||||
126 | Обобщение знаний о глаголе | 1 | Текущий | с. 85 | ||||||
127-128 | Имя прилагательное как часть речи. | 2 | Наблюдать за словами. Выяв-лять слова, которые обозна-чают признак предмета. Наблюдать за связью имён прилагательных с именами существительными. | Текущий | с. 86-89 | |||||
129 | Связь существительно-го с прилага-тельными в предложении и в словосочетании. | 1 | Текущий | с. 90-91 | ||||||
130 | Р/Р Составление рассказа по кар-тине А. К. Сав-расова «Грачи прилетели» | 1 | Знакомство с прилагательными, близкими и противоположными по значению. Упражнение в подборе пар прилагательных. | Практическая работа | с. 73№127 | |||||
131 | Употребление в речи имен при-лагательных. Работа над ошибками. | 1 | Текущий | с. 90-91 | ||||||
132 | Изменение имён прилагательных по числам. | 1 | Текущий | с.92-93 | ||||||
133 | Употребление имен прилага-тельных в единственном и во множествен-ном числе. | 1 | Текущий | с. 94 | ||||||
134 | Обобщение знаний об имени прилагательном. | 1 | Наблюдать за изменением имён прилагательных по числам. | Текущий | ||||||
135 | Проверочный диктант по теме «Имя прилага-тельное» | 1 | Практическая работа | |||||||
136 | Текст-описание и роль в нём прилагательных. Работа над ошибками | 1 | Текущий | с.95-96 | ||||||
137 | Составление текста-описания на основе лич-ных наблюю-дений (опии-сание домаш-него живот-ного). | 1 | Текущий | с.97-98 | ||||||
138 | Р/Р Состав-ление текста-описания по картине Ф. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка». | 1 | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | Практическая работа | с.98№170 | |||||
139 | Текст-описание и роль в нём прилагательных Работа над ошибками. | 1 | Текущий | с. 99 | ||||||
140-141 | Местоимение (личное) как часть речи: его значение, употребление в речи | 2 | Учиться распознавать местоимения и правильно использовать в речи | Текущий | с.100-104 | |||||
142 | Редактирование текста с повторяющими-ся существи-тельными. Что такое текст-рассуждение? | 1 | Текущий | с. 105-106 | ||||||
143 | Проверочная работа по теме «Местоимение» | 1 | Практическая работа | с. 107 | ||||||
144 | Предлоги Роль предлогов в речи. | 1 | Письмо в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации за 2 класс. | с. 108 | ||||||
145 | Предлог как часть речи. Словарный диктант | 1 | Текущий | с. 109 | ||||||
146 | Правописание предлогов с именами существительными. | 1 | Текущий | с. 110 | ||||||
147 | Правописание предлогов с именами существительными. | 1 | Текущий | с. 111-112 | ||||||
148 | Проверочный диктант по теме: «Предлоги» | 1 | Проверочная работа | с. 113 | ||||||
149 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. | 1 | Текущий | |||||||
150 | Правописание предлогов с именами существительными. | Текущий | с. 113 | |||||||
151 | Комплексная работа. | 1 | ||||||||
152 | Работа над ошибками. Проект«В словари зачастями речи!» | 1 | Текущий | с. 114-115 | ||||||
153 | Повторение (18ч) | Р/РВосстановление деформи-рованного повествовательного текста по рассказу Б. Житкова «Храбрый утенок» | 1 | Создавать устные и письменные тексты-рассуждения. Работать с текстом: определять тип, тему и главную мысль, выделять части, записыв | Практическая работа | с. 112 №192 | ||||
154 | Работа над ошибками. Повторение. Текст, типы текста | 1 | Текущий | с. 116-117 | ||||||
155 | Повторение. Предложение. Члены предложения. | 1 | Текущий | с. 117-118 | ||||||
156 | Промежуточ-ная итоговая аттестация | 1 | проверочная работа | |||||||
157 | Работа над ошибками. | |||||||||
158 | Повторение. Предложение. Члены предложения. | 1 | Текущий | с. 119-120 | ||||||
159 | Повторение. Слово и его лексическое значение. | 1 | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы | Текущий | с. 120-121 | |||||
160 | Повторение. Слово и его лексическое значение. Однокоренные слова. | 1 | Текущий | с. 121-122 | ||||||
161 | Повторение. Части речи. | 1 | Текущий | с. 122-123 | ||||||
162 | Повторение. Части речи. | 1 | Текущий | с. 124-125 | ||||||
163 | Контрольное списывание текста с грамматичес-ким заданием. | 1 | Различать звуки и буквы. Осознавать смыслоразличительную роль звуков и букв в слове. | Текущий | ||||||
164 | Повторение. Звуки и буквы. | 1 | Текущий | с. 126-127 | ||||||
165 | Повторение. Звуки и буквы. | 1 | Текущий | с. 126-127 | ||||||
166 | Повторение. Правила правописания. | 1 | Определять ударный и безударный слог. Различать проверяемые и непроверяемые орфограммы | Текущий | с. 127-128 | |||||
167 | Повторение. Правила правописания. | 1 | Текущий | с. 129 | ||||||
168 | Контрольный диктант № 6 за год с граммати-ческим заданием. | 1 | Проверочная работа | |||||||
169 | Работа над ошибками. | 1 | Текущий | |||||||
170 | Повторение. Правила правописания. | 1 | Текущий |
Материально – техническое обеспечение образовательного процесса
1. . В.П. Канакина, В.Г. Горецкий., Русский язык, учебник, 2 класс. М.: Просвещение,2018.
2. Рабочие тетради к учебнику В.П. Канакина, В.Г. Горецкий., Русский язык 2 класс. М.: Просвещение,2021.
3. Т.Н.Ситникова Поурочные разработки по русскому языку, Книга для учителя. – М.:ВАКО, 2017.
4. Сборник рабочих программ «Школа России». М.: Просвещение, 2018..
5. В.А.Синякова «Контрольно-измерительные материалы» Москва.:ВАКО 2021
6.В.Н.Канакина Г.С.Щеголева «Сборник диктантов и самостоятельных работ 1-4 классы» Москва «Просвещение» 2019
7..Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения)
8. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения)
Предварительный просмотр:
«Адаптация обучающихся 1 «в» класса к школьной жизни»
Адаптация - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социально – психологическом, так и в физиологическом плане. Изменяется вся жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе, школе, школьным делам и заботам, которые требуют максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.
По статистике половина детей в классе адаптируется за первое полугодие, для второй половины требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Многое зависит от индивидуальных особенностей ребенка, от состояния здоровья ребенка и уровня его физиологического развития. Адаптация к школе - многоплановый процесс. Его составляющими являются физиологическая адаптация и социально-психологическая адаптация.
Основными показателями психологической адаптации первоклассника к школе являются:
1. Формирование адекватного поведения.
2. Установление контактов с учащимися, учителем.
3. Овладение навыками учебной деятельности.
Признаки успешной адаптации:
- Во-первых, это удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ему нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов.
- Второй признак - насколько легко ребенок справляется с программой.
-Третий признак успешной адаптации - это степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому.
- Самым важным признаком того, что ребенок полностью освоился в школьной среде, является его удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.
В 1 «б» классе 28 человек. Из них 17 мальчиков и 11 девочек. Трое обучающихся - 2015 года, 25 - 2014года года рождения. До поступления в школу 25 обучающиеся посещали детский сад, 3 не посещали.
На начало обучения умели читать предложения и тексты, слова 19 уч-ся, 9 ребят не владело навыками чтения.
Диагностика обследования показала, что из 28 детей высокий уровень готовности к школе имеют 8 обучающихся, средний уровень готовности – 15 обучающихся, низкий уровень готовности – 5 обучающихся. Это свидетельствует о том, что большая часть обучающихся в ходе дальнейшего обучения способны справиться с заданиями самостоятельно, либо с незначительной помощью взрослого.
Есть дети с нарушением фонематического слуха,звукопроизношения.
Первые недели обучения в школе выявили группу детей, которые внимательны и активны на уроках, имеют достаточно высокий уровень сформированности познавательного интереса, у этих детей - высокий уровень адаптации.
В классе есть дети, которые осторожничают, присматриваются. Они не проявляют высокую активность, хотя правильно отвечают на вопросы, справляются с учебными заданиями, осознанно воспринимают новый материал.
В состав класса входят и дети, которые с трудом адаптируются к школьной жизни, требованиям учителя. Они обладают неустойчивым вниманием, с трудом переключают внимание с одного вида деятельности на другой, нуждаются в обучающей помощи учителя.
За 2 месяца обучения дети стали приобщаться к труду, к требованиям школы, классного руководителя. На уроках ведут себя хорошо, внимательно слушают, сдержаны, усидчивы.
Семьи благополучные и дети имеют все необходимое для обучения. Со всеми родителями установлен тесный контакт. Родители отзывчивы, положительно реагируют на рекомендации классного руководителя, прислушиваются к советам, интересуются жизнью ребенка в школе, спрашивают совета. Все родители оказывают помощь и поддержку своему ребенку в период адаптации к школьной жизни.
Таким образом, процесс адаптации детей идет успешно. Класс работоспособный, дружный. Обучающиеся общительны, легко идут на контакт с учителем, умеют помогать друг другу, проявляют доброжелательность, владеют навыками самообслуживания.
Предварительный просмотр:
«Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть образовательного процесса в рамках реализации ФГОС»
Введение стандарта второго поколения во многом изменила школьную жизнь ребенка. Речь идет о новых формах организации обучения, новых образовательных технологиях, новой открытой информационно-образовательной среде, далеко выходящей за границы школы.
Среди прочих изменений следует отметить появление внеурочной деятельности, которая является неотъемлемой частью образовательного процесса, способствует в полной мере реализовать требования федеральных государственных образовательных стандартов.
Итак, что же такое ВД?
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования в аспекте воспитания и социализации, т.е ВД, наряду с урочной, направлена на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения ООП ООО.
Внеурочная деятельность – это образовательная деятельность, представленная социально значимыми акциями, КТД, беседами и встречами, культурно- просветительскими мероприятиями, различными формами содержательного досуга (праздниками, смотрами, конкурсами, фестивалями т.п.).
Внеурочная деятельность – это воспитательная деятельность, направленная на развитие, саморазвитие, воспитание и самовоспитание личности, проводимая классными руководителями, учителями-предметниками, педагогами дополнительного образования с обучающимися школы после уроков.
В гимназии внеурочная деятельность организуется по пяти направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное «Планета здоровья», духовно-нравственное «Край, в котором я живу», социальное «Росток», общеинтеллектуальное «Информатика в играх и задачах» , общекультурное «Искусство сцены»
Формы организации внеурочной деятельности разнообразные:
«Планета здоровья» Спортивно-оздоровительное:
• Организация экскурсий, подвижных игр, «Весёлых стартов»,
• Проведение бесед по охране здоровья «Полезные привычки», «Разговор о правильном питании».
• Применение на уроках игровых моментов, физ.минуток.
«Искусство сцены» Общекультурное направление
• Организация экскурсий, Дней театра и музея, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;
• Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи.
«Информатика в играх и задачах» Общеинтеллектуальное направление:
• Конкурсы, олимпиады, деловые игры и др.
• Разработка проектов к урокам.
«Край, в котором я живу» Духовно-нравственное направление:
• Встречи с ветеранами ВОВ и труда, «Уроки мужества»;
• Выставки рисунков.
• Оформление газет о боевой и трудовой славе россиян;
«Росток»Социальная деятельность:
• Разведение комнатных цветов.
• Участие в акциях «Посади дерево», «Помоги птицам».
• Акция «Тёплый дом».
Программа внеурочной деятельности направлены на обеспечение индивидуальных потребностей школьников; способствуют воспитанию школьников; разрабатываются в соответствии с уже названными направлениями развития личности
Задачи внеурочной деятельности:
- расширение общекультурного кругозора;
- формирование позитивного восприятия ценностей общего образования и более успешного освоения его содержания;
- включение в личностно значимые творческие виды деятельности;
- формирование нравственных, духовных, эстетических ценностей;
- участие в общественно значимых делах;
- помощь в определении способностей к тем или иным видам деятельности.
В заключение мне хотелось бы ещё раз подчеркнуть, что внеурочная деятельность должна быть интересна учащимся, только тогда она может принести ощутимые положительные плоды. И потому важнейшая задача педагогического коллектива - сделать внеурочную деятельность полезной и привлекательной для каждого ученика. Как говорил когда-то В.А Сухомлинский: «Только та школа становится очагом духовной жизни, где помимо интересных уроков имеются и успешно применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков…. Школа становится подлинным очагом культуры лишь тогда, когда в ней царят 4культа: культ Родины, культ человека, культ книги и культ родного слова…».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть образовательного процесса в условиях ФГОС
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовате...
Коррекционное направление внеурочной деятельности как неотъемлемая часть воспитательно-образовательного процесса в рамках реализации ФГОС для детей с ОВЗ
Выступление на педагогиечском совете...
Тема: «Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть образовательного процесса в условиях ФГОС».
Школа после уроков – это мир творчества проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего Я. Важно заинтересовать ребёнка занятием интересным ему, где он проявляет св...
Презентация "Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть образовательного процесса в условиях реализации ФГОС"
Презентация подготовлена для проведения КРУГЛОГО СТОЛА по проблемам внеурочной деятельности. Участники и разработчики данного мероприятия свели воедино теоретическую и практическую часть своей работы....
Из опыта работы Рыбенко Н.А. "Здоровьесберегающие технологии и основополагающие принципы их применения в образовательном процессе в рамках реализации ФГОС"
Начальное общее образование обеспечивает формирование здорового и безопасного образа жизни обучающихся в процессах проведения урочной, внеурочной и вне школьной деятельности с учётом возрастных и инди...
«Реализация внеурочной деятельности, как неотъемлемая часть образовательного процесса»
Тема моей работы «Реализация внеурочной деятельности, как неотъемлемая часть образовательного процесса» Актуальность темы обусловлена реализацией обновленных федеральных государ...
Доклад на тему: «Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть образовательного процесса в рамках реализации ФГОС»
Доклад на тему:"Внеурочная деятельность"...