Учебно-исследовательская деятельность младших школьников в стандартах второго поколения
статья на тему
В статье рассматривается организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chufenyova_a.yu_.statya.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Чуфенёва А.Ю.
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»
Алтайский край, г. Бийск
Алтайская государственная академия образования имени В.М. Шукшина
Учебно-исследовательская деятельность младших школьников в стандартах второго поколения
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках целевого конкурса поддержки молодых учёных РГНФ («Формирование исследовательской деятельности младших школьников в образовательном процессе»), проект № 10-06-95880м/Мл
Рассматривая учебно-исследовательскую деятельность младших школьников в условиях реализации новых общеобразовательных стандартов второго поколения в начальной школе [1], начинающих действовать в 2010 году, можно обозначить два направления её осуществления в образовательном процессе.
Первое направление носит рекомендательный характер и обусловлено настоятельной необходимостью реализации системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса. В связи с этим предполагается отказ от репродуктивных методов и способов обучения; организация самостоятельной проблемно-поисковой деятельности в образовательном процессе; широкое использование знаково-символических средств для решения учебных и учебно-практических задач; ориентация на различные коллективные формы взаимодействия учителя – ученика; высокая доля активности организации образовательного процесса. Одним из составляющих учебной деятельности становится его учебно-исследовательская направленность, что предполагает не только средством организации учебного процесса, но и способом освоения действительности.
Формирование учебно-исследовательской деятельности осуществляется с помощью противопоставления различных мнений учеников об одном и том же предмете; путем проблематизации в процессе изучения материала; путем сравнения и анализа загадочных в каком-то отношении изображений и др.
Использование учебно-исследовательской деятельности в образовательном процессе предполагает обращение к принципиально новой модели обучения, где приоритетные позиции занимает активная познавательная позиция каждого ученика. Учебный процесс должен быть построен так, чтобы учащиеся сами учились разрешать возникающие вопросы. В связи с этим необходимо постоянно организовывать мини исследования в рамках учебного предмета. Прообразом учебно-исследовательской деятельности младших школьников могут стать учебно-исследовательские задачи, систематически используемые на каждом уроке. Предполагается, что постоянное включение младших школьников в процесс осуществления учебно-исследовательской деятельности будет способствовать её эффективному формированию.
Второе направление носит обязательный характер и отражает одно из направлений внеурочной деятельности. Так в рамках учебного плана образовательной программы начальной школы введен час в неделю, направленный на организацию с учащимися проектной и учебно-исследовательской деятельности.
Вовлечение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность во внеурочное время рассматривается нами через реализацию программы пропедевтического курса исследовательской деятельности «Первые шаги в исследовании», основная цель которого заключается в том, чтобы научить ученика самостоятельно добывать необходимые знания и исследовать окружающий мир, что в свою очередь позволяет естественным образом организовать исследование, основываясь на том, что заинтересовало учащихся, задело за живое, но и органично встроить элементы научной деятельности в учебно-воспитательный процесс.
Приобретение учащимися навыков осуществления учебно-исследовательской деятельности происходить поэтапно в течение всего обучения в начальной школе, с учётом возрастных особенностей, с последующим усложнением видов деятельности и увеличением доли самостоятельности в исследовании, что является одним из эффективных путей обогащения индивидуального исследовательского опыта ребёнка.
Таким образом, организация учебной деятельности в начальной школе, в рамках общеобразовательных стандартов второго поколения, предполагает, что большая часть урочного и, тем более, внеурочного учебного времени занята совместным исследованием и осуществлением практической работы. Урочные и внеурочные формы обучения школьников учебно-исследовательской деятельности взаимосвязаны и выступают одним из элементов эффективного образовательного процесса: чем больше ученик вовлекается в учебно-исследовательский процесс на уроке, тем выше его познавательная мотивация в области развернутого исследования и активнее отрабатываются исследовательские умения и навыки.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стандарты второго поколения (ФГОС). Поиск новых форм и методов обучения младших школьников через организацию проектной деятельности.
На сегодняшний день главной задачей образования является формирование у подрастающего поколения знаний и поведенческих моделей,которые позволят учащимся быть успешными вне школы.Наиболее эффективным с...
статья "Внеурочная проектная деятельность младших школьников,как путь реализации стандартов второго поколения
Данная статья в помощь учителям начальных классов,родителям, педагогам допобразования.В ней раскрюты механизмы проектной деятельности младших школьников во внеурочной деятельности....
Новые подходы к оценке достижений младших школьников в стандарте второго поколения
Система оценки — сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников.Основной предмет обсуждения в сборнике — итогова...
Портфолио как средство развития универсальных учебных действий младшего школьника в рамках реализации стандартов второго поколения.
С 1 сентября 2011 года все общеобразовательные учреждения РФ начали работать по новому Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.Новый стандарт...
ФГОС. Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть стандартов второго поколения.
Новым направлением в учебном процессе является внеурочная деятельность.Внеурочная деятельность - это возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие ребенка...
Доклад на тему "Проектно-исследовательская деятельность в рамках реализации стандартов второго поколения в начальных классах"
Проектно-исследовательская деятельность в рамках реализации стандартов второго поколения в начальных классах....
Новые подходы к оценке достижений младших школьников в стандарте нового поколения
Организация контрольно- оценочной деятельности на уроках окружающего мира достаточно сложна. Система контроля, оценки и самооценки, организация работы в группах и парах - основные направления работы....