Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть образовательного процесса в условиях ФГОС
статья на тему
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе и через внеурочную деятельность. Таким образом, внеурочная деятельность становится неотъемлемой частью образовательного процесса.Как ее организовать и чем она отличается от дополнительного образования?
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть образовательного процесса в условиях ФГОС»
Только та школа становится очагом духовной жизни,
где помимо интересных уроков имеются и успешно применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков.
В.А. Сухомлинский
Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего Я. Важно заинтересовать ребёнка занятием интересным ему, где он проявляет свою волю, раскрывается как личность. В этом и помогает нам ВД.
Сегодня мы поговорим о том, что же такое внеурочная деятельность, чем она отличается от дополнительного образования, как она организуется в нашем образовательном учреждении?
В связи 2011году с введением во всех школах города ФГОС начального образования впервые заговорили о внеурочной деятельности , однако введена ВД только в январе 2014 года.
Важно помнить ,что «основная образовательная программа начального общего и основного общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность» с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
А также иметь в виду, что внеурочная деятельность - это отнюдь не механическая добавка к общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми. Внеурочная деятельность - это неотъемлемая часть образовательного процесса и одна из форм организации свободного времени учащихся.
ВД в образовательном учреждении регламентируется следующими документами :
- закон « Об образовании в Российской федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г.
- письмо Министерства образования Российской федерации от 02.04.2002г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении»;
- приказ Минобрнауки России « Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2 № 373 от 06.10.2009г. ( в редакции Приказа Минобрнауки России от 26.11.2010г. № 1241).
- письмо Минобрнауки России от 12.0.2011г. № 03-296 « Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
-письмо Минобрнауки России от 11.2.2006г. № 06-1844 « О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей.»
-инструктивно-методическое письмо ««Об организации внеурочной деятельности при реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования в образовательных организациях Санкт-Петербурга».№ 03-20-2057/15-0-0 от 21.05.2015;
- постановление Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 « Об утверждении СаНПиН 2.4.2.2821-10 « Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
-планом внеурочной деятельности школы
Что же такое внеурочная деятельность?
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО следует понимать образовательную деятельность ,осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и основного общего образования.
Задачи внеурочной деятельности:
- обеспечение возможности приобретения обучающимися социальных знаний;
- обеспечение возможности получения обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям;
- обеспечение возможности получения обучающимися опыта самостоятельного общественного действия ;
- обеспечение роста творческого потенциала ребёнка.
Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку ,проявляющих выдающиеся способности.
И так :
Общее и различия | Внеурочная деятельность | Дополнительное образование | Нормативно-правовая база |
Внеурочная деятельность является частью основной образовательной программы, дополнительное образование реализует дополнительные программы | Основная образовательная программа начального общего и основного общего образования реализуется образовательным учреждением через организацию урочной и внеурочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами… … Организационный раздел включает: - учебный план начального общего образования; - план внеурочной деятельности; -систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта…» | «Дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования». | 1) Федеральный закон № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» 2) Приказ Министерства образования и науки РФ № 2357 от 22.09.2011 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» 3) Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» |
Требования стандарта к организации внеурочной деятельности школьников
•Неотъемлемая часть образовательного процесса в школе.
•Способствует в полной мере реализации требования ФГОС.
•Внеурочная деятельность включается в образовательную программу школы.
•Наполнение конкретным содержанием данного раздела находится в компетенции ОУ.
•Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы ООО определяет ОУ.( в школах СПб нет чередования урочной и ВД)
ВД в образовательном учреждении реализуется через модель ВД
Существует много моделей организации ВД
модель дополнительного образования (на основе институциональной и (или) муниципальной системы дополнительного образования детей);
модель «школы полного дня» (обеспечивает интеграцию основного и дополнительного образования обучающихся в течение дня)
оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения);
инновационно-образовательная модель.
Во многих школах реализуется оптимизационная модель (модель на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения). Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники нашего учреждения. (учителя, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-логопед, классные руководители и др.).
В этом случае координирующую роль выполняет, как правило, классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами:
-взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;
-организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
-организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления;
организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.
Преимущества оптимизационной модели состоят в создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.
На каждый класс выделяется по 10 часов ВД . Однако не обязательно, что все 10 часов в школе будут реализовываться, т. к. ФГОС сказано ,что ВД в начальной школе до 1350 часов , в основной школе до 1750 часов.
Существует режим ВД:
- перерыв между последним уроком и началом занятий внеурочной деятельности составляет не менее 45 минут; (у нас 50 мин. в начальной школе, в 5—6 классах мы такого перерыва не делаем(т.к.по САН ПиН «занятия ВД могут проводиться как в урочное,так и внеурочное время)
- продолжительность занятия внеурочной деятельности составляет 35-45 минут;
- для обучающихся первых классов в первом полугодии продолжительность занятия внеурочной деятельности не превышает 35 минут.
Внеурочная деятельность и дополнительное образование предъявляют различные требования к нагрузке обучающихся | «Величину недельной образовательной нагрузки (количество учебных[1] занятий), реализуемую через урочную и внеурочную деятельность, определяют в соответствии с таблицей 3». (СанПиН 2.4.2.2821-10) «Длительность занятий зависит от возраста и вида деятельности. Продолжительность таких видов деятельности, как чтение, музыкальные занятия, рисование, лепка, рукоделие, тихие игры, должны составлять не более 50 минут в день для обучающихся 1 - 2 классов, и не более полутора часов в день - для остальных классов» (СанПиН 2.4.2.2821-10. Приложение 6) «План внеурочной деятельности образовательного учреждения определяет состав и структуру направлений, формы организации, объём внеурочной деятельности для обучающихся на ступени начального общего образования (до 1350 часов за четыре года обучения) ...» | «Расписание занятий в учреждениях дополнительного образования детей составляется с учетом того, что они являются дополнительной нагрузкой к обязательной учебной работе детей и подростков в общеобразовательных учреждениях, и поэтому необходимо соблюдение следующих гигиенических требований:… 8.2.2. Посещение ребенком занятий более чем в 2 объединениях (секциях, студиях и т.д.) не рекомендуется. Предпочтительно совмещение занятий спортивного и неспортивного профиля. Кратность посещения занятий одного профиля рекомендуется не более двух раз в неделю… 8.2.5. Занятия детей в учреждениях дополнительного образования могут проводиться в любой день недели, включая воскресенья и каникулы. 8.2.6. Продолжительность занятий детей в учреждениях дополнительного образования в учебные дни, как правило, не должна превышать 1,5 часа в выходные и каникулярные дни - 3 часа…» | 1)СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» 2) СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Приложение 6.Рекомендации к организации и режиму работы групп продленного дня) 3) Приказ Министерства образования и науки РФ № 2357 от 22.09.2011 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» 4) СанПиН 2.4.4.1251-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)» |
В каждой школе разрабатывается план внеурочной деятельности .
Каждая образовательная организация самостоятель-но разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности/ дополнитель-ные образовательные программы | «Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности» | «Учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает: дополнительные образовательные программы с учетом запросов детей, потребностей семьи, образовательных учреждений, детских и юношеских общественных объединений и организаций, особенностей социально-экономического развития региона и национально-культурных традиций; дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств на основе федеральных государственных требований; программы спортивной подготовки на основе федеральных стандартов спортивной подготовки; учебные планы» | 1)Приказ Министерства образования и науки РФ № 2357 от 22.09.2011 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» 2) Приказ Министерства образования и науки РФ № 504 от 26.06. 2012 г «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей» |
Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения значительное внимание уделяют метапредметным (которые включают освоение обучающимися УУД(познавательные, регулятивные и коммуникативные) и личностным образовательным результатам. Внеурочная деятельность ориентирована на помощь в достижении этих результатов ( работу с интересами учащихся, развитием их личностных компетенций, профориентацию (ребенок должен попробовать себя в разных направлениях ВД, в разных предметных областях, чтобы мог определиться что ему нравится, чтобы мог определиться,чем он хочет заниматься. Не берем тех ребятишек, которые целенаправленно занимаются музыкой и спортом .)
ВД мы должны реализовывать для того ,что усовершенствовать УУД у учащихся. В данной таблице мы видим разные УУД(познавательные, регулятивные, личностные и коммуникативные).,все эти УУД мы должны реализовать в урочной деятельности, но к сожалению это получается не всегда. Общение со сверстниками ,выражение своей точки зрения ,какое то свое ценностное, нравственное отношение и взаимо оценка и самооценка-это все то на что не хватает времени на уроке по ФГОСам. Во внеурочной деятельности это сделать значительно просто ,т.к. легче построить занятие где учащиеся будут развивать свои коммуникативные навыки. Легче построить занятие где дети будут более четко выражать свои мысли ,свои предпочтения ,выстраивать свою оценку (что у них получается, что не получается не на уровне критериальной оценки ,т.к ВД по оценке достаточно сложно )
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями.
Например, в беседе о здоровом образе жизни ребёнок не только воспринимает информацию от педагога, но и невольно сравнивает её с образом самого педагога. Информации будет больше доверия, если сам педагог культивирует здоровый образ жизни.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, за пределами дружественной среды школы, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
«Воспитание ребенка — это не милая забава, а задание, требующее капиталовложений — тяжких переживаний, усилий бессонных ночей и много, много мыслей.»
Януш Корчак (1878 — 1942, польский педагог и писатель)
Как же тогда ее оценить?
Возможности оценки самые разные ,но в основе будет лежать самооценка чего либо по отношению к самому себе ( что я имел на начало года, в середине ,в конце года)
Оценка внеурочной деятельности осуществляется комплексно, по нескольким параметрам:
1. Анализ общего состояния внеурочной деятельности:
включенность учащихся в систему внеурочной деятельности;
ресурсная обеспеченность процесса функционирования системы внеурочной деятельности учащихся.
В школе осуществляется анализ включенности учащихся в систему внеурочной деятельности(каждый классный руководитель ведет учет занятости школьников во внеурочное время.
Так же ведется учет обеспеченности кадровыми, информационно-методическими, финансовыми и материально-техническими ресурсами)
2. Эффективность внеурочной деятельности:
личность школьника (на разных ступенях образования данный параметр будет уточняться в зависимости от становления личностных характеристик выпускника («портрета выпускника начальной (основной, средней) школы»);
детский коллектив;
профессиональная позиция педагога.
( Заместителем директора по УР проводится ВШК посещаемости занятий ВД, выявляется сохранность контингента. Анализируются занятия ВД ( применение проектных и иных современных технологий, обеспечивающих деятельностный подход).
Учитывается участие учащихся в выставках, конкурсах, соревнованиях и т.п.
3. Продуктивность внеурочной деятельности:
уровень достижения ожидаемых результатов;
достижения учащихся в выбранных видах внеурочной деятельности;
-рост мотивации к внеурочной деятельности.
Для индивидуальной оценки результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося используется портфолио – накопительная система оценивания, характеризующая динамику индивидуальных образовательных достижений.
Давая характеристику выпускника ( начальной школы)классный руководитель учитывает активность выпускника не только в учебной деятельности ,но и во внеурочной деятельности и те результаты которые достигнуты учащимся.
4. Удовлетворенность участников деятельности ее организацией и результатами. ( В конце года проводится анкетирование родителей, где выясняется степень удовлетворенности родителей организацией Вд)
В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность в школе организована по направлениям:
- спортивно-оздоровительное
- духовно-нравственное
- социальное
- общеинтеллектуальное
- общекультурное.
Внеурочная деятельность и дополнительное образование определяется различными направлениями/ направленностями содержания | «…Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное)…» | «Дополнительные образовательные программы могут быть различной направленности: художественной, научно-технической, эколого-биологической, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, социально-педагогической, военно-патриотической и другой» | 1)Приказ Министерства образования и науки РФ № 2357 от 22.09.2011 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» 2) Письмо Министерства образования и науки РФ № 28-51-391/16 от 20.05.2003 «О реализации дополнительных образовательных программ в учреждениях дополнительного образования детей» |
Формы организации внеурочной деятельности:
- экскурсии;
- этические беседы;
- игры с ролевым акцентом;
- познавательные беседы;
- детские исследовательские проекты;
- культпоходы в театры, музеи, выставки;
- занятия объединений художественного творчества;
- выставки в школе;
- спектакли в классе, в школе;
- культпоходы в театры, музеи, выставки;
- занятия объединений художественного творчества;
- выставки в школе;
- спектакли в классе, в школе;
- кружки различной направленности;
- факультативы;
- секции, в том числе спортивные;
- акции в окружающем социуме;
- олимпиады;
- конкурсы;
- соревнования;
- поисковые исследования.
Формы организации внеурочной деятельности определены государственным стандартом образования, формы обучения по дополнительным программам определяет организация. | «…Внеурочная деятельность организуется <…> через такие формы, как экскурсии, кружки, секции, «круглые столы», конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики …» «…Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего и основного общего образования определяет образовательное учреждение…» | «Формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации» «Деятельность детей в учреждениях осуществляется в одновозрастных и разновозрастных объединениях по интересам (клубы, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, группы, секции, кружки, театры и другие), а также индивидуально» | 1)Приказ Министерства образования и науки РФ № 2357 от 22.09.2011 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» 2) Приказ Министерства образования и науки РФ № 1241 от 26.11.2010 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» 3) Федеральный закон № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» 4) Приказ Министерства образования и науки РФ № 504 от 26.06. 2012 г «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей» |
Минимальное количество обучающихся в группе при проведении занятий
внеурочной деятельности составляет 8 человек. Максимальное количество обучающихся на занятии внеурочной деятельности устанавливается образовательной организацией самостоятельно.
В классах обучающихся по адаптированным образовательным программам во внеурочную деятельность вводятся коррекционные курсы ,которые помогают восполнить недостатки речевого развития обучающихся с тяжелыми нарушениями речи и коррекционно-развивающие курсы , направленные на пропедевтику усвоения наиболее сложных разделов программы и восполнение пробелов знаний по учебным предметам для учащихся ЗПР такие как : логопедическая ритмика, развитие речи, произношение, фонетическая ритмика, развиваем математическое мышление, чтение с увлечением, «учимся писать правильно».
Также в классах обучающихся по адаптированным образовательным программам во внеурочную деятельность может быть выведен психокоррекционный курс «Тропинка к своему Я», включённый в социальное направление развития личности направленный на коррекцию и развитие психических процессов, эмоциональной и когнитивной сфер учащихся.
Уильям Уорд сказал:
Посредственный - учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет.
ВД это не урок, она дает в работе такой полет для творчества учителя, который сможет вдохновить будущего человека на всю жизнь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционное направление внеурочной деятельности как неотъемлемая часть воспитательно-образовательного процесса в рамках реализации ФГОС для детей с ОВЗ
Выступление на педагогиечском совете...
Тема: «Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть образовательного процесса в условиях ФГОС».
Школа после уроков – это мир творчества проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего Я. Важно заинтересовать ребёнка занятием интересным ему, где он проявляет св...
Презентация "Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть образовательного процесса в условиях реализации ФГОС"
Презентация подготовлена для проведения КРУГЛОГО СТОЛА по проблемам внеурочной деятельности. Участники и разработчики данного мероприятия свели воедино теоретическую и практическую часть своей работы....
Статья "Внеурочная деятельность учащихся как неотъемлемая часть образовательного процесса."
Внеурочная деятельность - это деятельность, отличная от урочной системы обучения и занятия по направлениям внеурочной деятельности учащихся, которые направлены на достижение личностных и м...
«Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть образовательного процесса в рамках реализации ФГОС»
Введение стандарта второго поколения во многом изменила школьную жизнь ребенка. Речь идет о новых формах организации обучения, новых образовательных технологиях, новой открытой информационно-образоват...
«Реализация внеурочной деятельности, как неотъемлемая часть образовательного процесса»
Тема моей работы «Реализация внеурочной деятельности, как неотъемлемая часть образовательного процесса» Актуальность темы обусловлена реализацией обновленных федеральных государ...
Доклад на тему: «Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть образовательного процесса в рамках реализации ФГОС»
Доклад на тему:"Внеурочная деятельность"...