Читательский интерес
статья на тему
Предварительный просмотр:
МОУ Быковская средняя общеобразовательная школа № 14
Выступление по теме:
«Читательский интерес»
Подготовил
Учитель начальных классов
Горшкова М.Л.
П.Быково
Введение
Сегодня в России наблюдается снижение уровня читательской культуры населения. Статус чтения, его роль, отношение к нему сильно меняется: происходят процессы «кризиса чтения». Эти процессы напрямую связаны с огромным количеством перемен в жизни общества за последние двадцать лет. Многочисленные исследования не только в России, но и во многих странах мира показали резкое снижение читательского интереса, в связи с чем мировым сообществом 2003 – 2013 годы объявлены десятилетием грамотности.
Данные научных исследований говорят о том, что отношение человека к книге формируется в младшем школьном возрасте. Именно тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно пассивным. Важно отметить и то, что в наши дни, когда школа переориентируется с развития памяти ребенка на развитие его мышления, роль книги неизмеримо возрастает.
Развивать интерес к чтению как устойчивую потребность надо с младшего школьного возраста, так как именно в этот период закладываются основные читательские умения и навыки. Только учитывая степень начитанности учащегося, его читательские пристрастия, действительные литературные наклонности можно педагогически умело формировать культуру чтения школьников.
Читательские интересы во многом определяют личность человека, поэтому процесс формирования их у школьников рассматривается не только как педагогическая, психологическая, методическая, но и как социальная проблемы.
Родители жалуются, что детей трудно заставить читать. Часто обращаются к педагогам за советом: как пробудить у ребенка интерес к чтению? Но как же заинтересовать ребенка книгой? Как научить ребенка любить книгу?
Никому любовь к книге не давалась с рождения. Так не бывает, чтобы ребёнок, придя в школу, овладев техникой чтения, полюбил книгу настолько, что она бы вошла в его жизнь, а самостоятельное чтение стало бы интересным.
А ведь от их умения читать в дальнейшем зависит качество всего процесса обучения. Как показывает практика, если ребенок недостаточно хорошо читает, его грамотность оставляет желать лучшего, устная речь недостаточно развита. Не научившись хорошо читать, ребенок не сможет прочитать задачу по математике, овладеть материалом по курсу «Человек и мир» на должном уровне или без посторонней помощи. А подготовить реферат или сообщение по какой либо теме для слабочитающего ребенка будет и вовсе непосильной задачей.
Поэтому научить ребенка читать, пользоваться книгой как источником знаний и информации, приобщить учащихся к миру книг и тем самым способствовать развитию читательского интереса - главная задача учителя начальных классов. Дать понять учащимся, что чтение – это духовная пища каждого воспитанного человека.
Развитие читательских интересов младших школьников
(из опыта работы)
Читать — это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое — вот в чем главное дело.
К.Д.Ушинский
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, в основе которого лежит системно - деятельностный подход, предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, личности, свободно ориентирующейся в потоках информации, способной конструктивно общаться, сотрудничать, эффективно решать учебные и познавательные задачи в процессе жизнедеятельности. Это станет возможным при условии овладения всеми школьниками читательской культурой.
Читательский интерес - это направленный интерес, проявляемый в активном отношении читателя к человеческому опыту, заключенному в книгах, и к своей способности самостоятельно добывать этот опыт из книг. При этом обязательно проявление читателем умственной и эмоциональной активности, чтобы целенаправленно ориентироваться в книжном окружении, в книге, как инструменте для чтения, в тексте, как основном компоненте книги, хранящем и передающем читателю этот опыт.
Художественная литература обогащает духовный мир человека, является могучим средством его развития. Любовь к литературе зарождается в начальной школе на уроках чтения. Именно здесь, на начальной ступени обучения следует приобщать ребенка к литературе, формировать у него интерес к чтению книг вообще. От того, какие книги читает ребёнок, во многом зависит, каким человеком он станет.
Вопрос развития читательских интересов всегда волновал меня, как учителя начальных классов. Формирование читательских интересов проходит под влиянием внутренних причин – возрастных особенностей школьников, так и внешних, к которым в первую очередь относится обучение. Одним из направлений своей работы является создание условий для развития читательского интереса у младших школьников.
Схему работы по развитию интереса к чтению младших школьников можно представить в виде схемы:
- урок литературного чтения;
- внеклассные занятия;
- совместная работа с библиотекой;
- работу с родителями.
Планируя урок литературного чтения, я стараюсь сделать его максимально интересным для каждого ребенка – задания различного уровня сложности, дополнительные задания «для любознательных», проведение уроков-путешествий, уроков-сказок, игровых уроков, а так же уроков с применением ИКТ.
Разные виды работ над текстом способствуют развитию интереса к чтению, а также формированию навыков выразительного чтения. Например: инсценирование текста или отрывка, выборочное чтение, чтение в лицах, чтение цепочкой по предложению, чтение цепочкой по абзацу, чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку, чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос и т.д.
Уроки внеклассного чтения предоставляют широкие возможности для творчества детей, их познавательного развития. На таких уроках мы обсуждаем книги, проводим читательские конференции, устные журналы. Большой интерес ребята и их родители проявляют к участию в тематических литературно-музыкальных композициях, театрализованных постановках. А ведь развитие родительского интереса – это тоже очень важное направление деятельности – работа, начатая учителем в школе, будет продолжена дома.
С недавних пор я нашла для себя еще одно интереснейшее направление деятельности в сфере развития читательского интереса моих воспитанников – «Литературный турнир».
В основе литературного турнира лежит узнавание художественных произведений по отдельным отрывкам, воссоздание строк и строф по заданным словам, постановка и разгадывание каверзных вопросов по прочитанным произведениям (викторины, кроссворды), отгадывание имен литературных героев, фамилий авторов, названий книг и произведений по серии вопросов (шарады), воспроизведение героев и книг по описанию и т. д.
В определенный срок (месяц или больше — в зависимости от объема читаемого материала) предлагаю детям самостоятельно прочесть то или иное литературное произведение (в 1 классе привлекала родителей или читают родители). По окончании этого срока провожу литературный турнир. Я заметила, что ребятам очень нравится принимать участие в таких мероприятиях, и они с нетерпением ждут того дня, когда будут подводиться итоги прочитанного.
С огромным желанием учащиеся пробуют свои силы в составлении игровых заданий для одноклассников (викторины, кроссворды, игры со словами, создание иллюстраций и т. д.).
В процессе литературного турнира подобного рода развиваются интеллектуальные, моральные, волевые качества личности играющих, проявляется и совершенствуется кругозор, активизируются задатки и способности детей.
В этом учебном году мои воспитанники впервые приняли участие в международных дистанционных олимпиадах по предметам русский язык, математика, литературное чтение и окружающий мир. Ребята показали достаточно высокие знания, получили огромное количество грамот и сертификатов, но остановлюсь только на предмете «Литературное чтение»: четверо участников олимпиады получили высшую оценку – диплом 1 степени (набрано 15 баллов из 15).
Можно использовать учителю в работе "дерево достижений", когда каждый ученик в классе имеет свое "дерево достижений". Все успехи детей отражены на "деревьях достижений". Победителям литературных турниров, олимпиад, активным участникам творческих заданий вручаются ордена. "Дерево" растет вместе с ребенком от класса к классу. В конце каждого учебного года выявляются интеллектуальные лидеры и активные читатели года.
В своей практике я использую следующие формы работы с учреждениями культуры:
- библиотечные часы, проводимые на базе Быковской поселковой библиотеки;
- экскурсии в музеи, посещение выставок;
- внутришкольные конкурсы чтецов;
- посещение театров.
Регулярное посещение поселковой библиотеки так же является одной из «читательских традиций» моего класса – ребята ждут экскурсии с большим нетерпением и ласково называют этот день – день библиотеки.
Беседы, знакомство с новинками детской литературы, практические занятия по выбору книг, периодических изданий, внедрению информационных технологий воспитывают настоящего читателя. Совместными усилиями мы показываем детям, насколько интереснее и богаче станет жизнь, если подружиться с книгой.
Успех развития читательского интереса у детей зависит и от участия в решении этой задачи родителей. Роль семьи в формировании отношения к книге, чтению также чрезвычайно велика. Если чтение входит в образ жизни взрослых членов семьи, ребёнок это улавливает и впитывает. Впечатления, полученные в собственной семье, остаются неким масштабом для сравнения, для оценки на всю жизнь и реализуются уже в собственной семье.
Своевременный и тесный контакт с родителями учащихся позволяет обрести в их лице необходимых и надежных помощников, углубляющих у детей интерес к чтению. В своей работе я использую следующие формы работы с родителями:
- коллективная (родительское собрание, дискуссия, лекция, литературный праздник);
- групповая (тематическая консультация);
- индивидуальная (консультация)
- организован «Уголок для родителей», (где представлена информация в виде рекомендаций, советов).
Мной подобран материал для бесед с младшими школьниками и их родителями, разработаны конспекты литературных игр и праздников для начальной школы. Ребята проявляют свои творческие способности. Дети создают собственные иллюстрации к литературным произведениям, сочиняют стихи, пишут сказки, рассказы.
Заключение
Используя накопленный собственный опыт и прибегая к помощи своих коллег-учителей прихожу к выводу, что:
- работа по развитию читательского интереса учеников начальных классов должна вестись систематически: на уроках чтения, во внеклассной работе, в работе с родителями;
- учитель и библиотекарь работают со списком рекомендованной литературы в каждой возрастной категории учащихся;
- работа с родителями по пополнению семейных библиотек, осознанного подбора книг для детского чтения;
- пополнение фондов школьных библиотек новинками современной детской литературы, классики детской литературы;
Помочь ребенку осознать необходимость чтения, пробудить интерес к чтению лучших книг и талантливо их прочесть — задача взрослых будь то родитель, писатель, издатель, учитель, библиотекарь, воспитатель. Задача всех, кто верит в силу чтения и болеет душой за возрождение культуры и интеллектуальной мощи страны.
Правильная организация различных форм и методов работы по развитию интереса к чтению способствует:
- формированию устойчивого читательского интереса младших школьников;
- умению работать с литературой определенного рода;
- умению правильно анализировать, сопоставлять, высказывать или описывать свое мнение;
- формированию первичных навыков самостоятельной исследовательской деятельности.
Заботясь о качестве обучения младших школьников-читателей на уроке, нельзя забывать о среде, которая существенно влияет на процесс формирования личности учащихся: о семье, в которой растет ребенок, и о библиотеке, которой он пользуется, если это происходит. Своевременное налаживание взаимного сотрудничества с родителями и библиотекарями школьной и городской библиотек позволяет учителю обрести в их лице необходимых и надежных помощников, углубляющих у детей интерес и любовь к чтению и книгам, к самостоятельному чтению.
Список литературы
1. Алексеевская А.Т. статья: Формирование читательских интересов младших школьников. - М., 2008. с. 18
2. Джежелей О.В., Сергеева А.В., Игнатьева Т.В. Готовимся к урокам внеклассного чтения. - М.: АРКТИ ЛАРГОС, 1997, с. 28-41.
3. Зобнина М.А. Как пробудить у младшего школьника интерес к чтению? // Начальная школа. - 2007. - № 8. - С. 35-43.
4. Лазарева В.А. Литературное чтение в современной школе: сборник статей. - / Сост. В.А. Лазарева. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005 С. 40
5. Ниталимова Л.В., Семенова С.Н. Развитие читательского интереса младших школьников. - М.: Ментор. - 2007. - №1. - С. 11-13.
http://iem.natm.ru/mentor/0107_nitalimova.html
6. Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя. // Начальная школа. - 2003. - № 1. - С. 11-18.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анкета для выявления читательского интереса
анкета для младших школьников...
Развитие читательского интереса у детей.
Памятка для родителей по развитию читательского интереса у детей....
Формирование читательских интересов младших школьников
Муниципальное учреждение «Муниципальный орган управления образования Сунтарского улуса (района)» МБОУ «Кутанинская СОШ имени А.А.Иванова-Кюндя» VIреспубликанские Самсоновские чтения ...
Формирование читательского интереса через уроки внеклассного чтения.
формирование читательского интереса на уроках внеклассного чтения...
Развитие читательского интереса дошкольника в подготовительный период.
"Чтение-слушание, чтение-разглядывание, чтение-общение, чтение-размышление, чтение-переживание - все эти виды читательской деятельности доступны малышу... Ребенок не приученный своевременно к общению ...
Обобщение читательских интересов по творчеству К.И. Чуковского
Одной из своих главных задач в работе классного руководителя считаю объединение детей и родителей в единый сплоченный коллектив. Ни один праздник не проходит без участия родителей. Они главные помощни...
Мастер - класс "Продуктивное чтение как способ формирования читательского интереса и читательской компетентности"
quot;Читать - это ещё ничего не значит. Что читать и как понимать прочитанное - вот в чём главное". К.Д. Ушинский.Цель мастер-класса: ознакомить участников с технологией продуктивного чтения; за...