Развитие читательского интереса дошкольника в подготовительный период.
статья по чтению на тему
"Чтение-слушание, чтение-разглядывание, чтение-общение, чтение-размышление, чтение-переживание - все эти виды читательской деятельности доступны малышу... Ребенок не приученный своевременно к общению с книгой, в дальнейшем может пополнить ряды отстающих школьников и функционально неграмотных людей".
А.В. Запорожец, М.М. Рубинштейн
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_chitatelskogo_interesa_doshkolnikov_v_podgotovitelnyy_period.docx | 16.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие читательского интереса дошкольника
в подготовительный период.
Детская книга пишется для воспитания,
а воспитание – велико дело:
«им решается участь человека».
В.Г. Белинский
Проблема приобщения детей к книгам в последнее время стоит очень остро. Бурное развитие таких благ цивилизации как радио, телевидение, компьютеры и т.п., привело к существенному снижению интереса детей к чтению. Это прослеживается даже в дошкольном возрасте – возрасте слушателей.
В связи с этим, в нашей школе одним из направлений образовательной деятельности в рамках подготовительных занятий является воспитание у детей интереса к книге как источнику знаний.
Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни – в мир человеческих чувств, радостей и страданий, воспитывает человечность в самом себе. Поэтому, на наш взгляд, необходимо в полную силу использовать могучее воздействие книги в воспитании и развитии ребенка. Однако, делать это нужно умело, правильно подбирая книги для чтения детям дошкольного возраста.
Книга должна раскрывать перед ребенком идеалы добра, чести, мужества, сострадания; формировать правильное отношение к людям и к самому себе. Интерес к книге, возникший в ранние годы, поможет ребенку в дальнейшем, когда он будет осваивать технику самостоятельного чтения.
В круг детского чтения следует включать книги, разнообразные по темам и жанрам. Ребенку нужно открыть богатство всех жанров литературы. Это позволяет, с одной стороны, развивать у дошкольника широту читательских интересов, а с другой – избирательность, индивидуальность литературных пристрастий.
Первыми в жизни ребенка должны вводиться произведения предварительного типа – детский фольклор (считалки, заклички, небылицы, потешки, скороговорки), малые фольклорные жанры (загадки), народная сказка о животных. Произведения фольклора своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребенка. Исподволь, незаметно они вводят малыша в стихию народного слова, раскрывают его богатство и красоту.
Следующим этапом может стать народная волшебная сказка. Она знакомит своего слушателя не только с теми моральными нормами, по которым должен жить человек, и с самой художественной культурой сказки.
Следом за волшебными, вводятся бытовые сказки. В бытовой сказке герой оказывается в ситуациях, требующих от него смекалки и хитрости. Данные сказки помогают ребенку адаптироваться в реальном мире, найти выход из трудного положения.
Восприятие сказки – особая деятельность ребенка-дошкольника с присущим ей сопереживанием, мысленным содействием героям произведения. Вместе с ними он проявляет чудеса храбрости, благородства, доброты, рискует ради других, любит, грустит, негодует, побеждает темные силы.
Носителем культуры ребенка является классическая литература. Чтение детям произведений великих русских писателей и поэтов – обязательное условие для их духовного становления.
Благодаря чтению развивается речь ребенка, увеличивается его словарный запас. Книга учит маленького читателя выражать свои мысли и понимать сказанное другими людьми.
Работа с книгой стимулирует творческое воображение, развивает познавательные интересы, расширяет кругозор дошкольника. Ребенок по натуре эмоционален, его привлекает все яркое и красивое. Поэтому для чтения малышу надо выбирать красочные книги. Ребенок должен знать, кто написал книгу, и кто ее иллюстрировал, что благодаря сотворчеству автора и художника, книга – произведение искусства.
Привитие читательского интереса – одна из главных задач педагога. Для ее решения нами используются различные приемы и методы работы с художественным произведением.
В данной работе особая роль отводится беседам по прочитанному. Чем понравилась книга? Кто из героев больше всего запомнился? Хотел бы ты походить на героя, почему? Такие беседы помогают понять отношение ребенка к прочитанному, осознать идею произведения.
С большим интересом дошкольники выполняют зарисовки и иллюстрации. Эти задания будят мысль детей, развивают их творческое воображение.
Детям дошкольного возраста нравится инсценировать литературные произведения. Игрушки, декорации и костюмы являются неотъемлемыми предметами театрализованных игр. Инсценировки служат развитию актерских способностей детей, помогают их самовыражению и развитию коммуникативных способностей.
Ребенок дошкольного возраста затрудняется в определении главной идеи произведения и его пересказе. Он старается подробно пересказать весь текст, что совсем не требуется. Педагог должен научить ребенка излагать текст, выбирая ключевые моменты произведения.
Для того, чтобы дети правильно осознали и оценили созданное автором, необходимо научить маленьких слушателей мыслить и чувствовать во время восприятия художественного произведения. Такие возможности создаются при выразительном чтении. Поэтому педагог должен читать текст эмоционально, ведь именно посредством голоса и дикции выражается детское отношение к описанным в книге событиям и фактам.
Правильное руководство детским чтением оказывает благотворное влияние на формирование нравственного облика ребенка: здесь нужен такт, меньше всего должна иметь место назойливая назидательность. «У нас есть нравственная мысль – прекрасно, не выговаривайте же ее детям, но дайте ее почувствовать, не делайте из нее вывода в конце рассказа, но дайте им самим вывести, если рассказ им понравился – вы сделали свое дело» - В.Г. Белинский.
Учителя начальных классов МОУ «СОШ № 49»
Кондрашина Светлана Юрьевна,
Амирова Елена Анатольевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие читательского интереса у детей.
Памятка для родителей по развитию читательского интереса у детей....
Рекомендации родителям по развитию читательского интереса у детей.
Памятка для родителей....
Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса
Как развить читательский интерес у детей...
Памятки для родителей по развитию читательского интереса у детей.
Вниманию родителей предложены памятки по развитию читательского интереса удетей, а также "Как обсуждать прочитанное с ребёнком" и о правилах чтения для учащихся....
Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса у детей
Памятка облегчит работу родителей по развитию читательского интереса у детей...
Рекомендации родителям по развитию читательского интереса у детей.
Материал даёт практические рекомендации родителям по развитию у детей интереса к чтению....
РАЗВИТИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ ВЕЛОСИПЕДИСТОВ
Физическое качество «быстрота» многокомпонентно, оно характеризуется:а) латентным периодом двигательной реакции;б) продолжительностью выполнения какого-либо двигательного действия при макс...