Развитие читательского интереса дошкольника в подготовительный период.
статья по чтению на тему

Амирова Елена Анатольевна

"Чтение-слушание, чтение-разглядывание, чтение-общение, чтение-размышление, чтение-переживание - все эти виды читательской деятельности доступны малышу... Ребенок не приученный своевременно к общению с книгой, в дальнейшем может пополнить ряды отстающих школьников и функционально неграмотных людей".

А.В. Запорожец, М.М. Рубинштейн

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие читательского интереса дошкольника

 в подготовительный период.

Детская книга пишется для воспитания,

а воспитание – велико дело:

«им решается участь человека».

В.Г. Белинский

Проблема приобщения детей к книгам в последнее время стоит очень остро. Бурное развитие таких благ цивилизации как радио, телевидение, компьютеры  и т.п., привело к существенному снижению интереса детей к чтению. Это прослеживается даже в дошкольном возрасте – возрасте слушателей.

В связи с этим, в нашей школе одним из направлений образовательной деятельности в рамках подготовительных занятий является воспитание у детей интереса к книге как источнику знаний.

Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни – в мир человеческих чувств, радостей и страданий, воспитывает человечность в самом себе. Поэтому, на наш взгляд, необходимо в полную силу использовать могучее воздействие книги в воспитании и развитии ребенка. Однако, делать это нужно умело, правильно подбирая книги для чтения детям дошкольного возраста.

Книга должна раскрывать перед ребенком идеалы добра, чести, мужества, сострадания; формировать правильное отношение к людям и к самому себе.  Интерес к книге, возникший в ранние годы, поможет ребенку в дальнейшем, когда он будет осваивать технику самостоятельного чтения.

В круг детского чтения следует включать книги, разнообразные по темам и жанрам. Ребенку нужно открыть богатство всех жанров литературы. Это позволяет, с одной стороны, развивать у дошкольника широту читательских интересов, а с другой – избирательность, индивидуальность литературных пристрастий.

Первыми в жизни ребенка должны вводиться произведения предварительного типа – детский фольклор (считалки, заклички, небылицы, потешки, скороговорки), малые фольклорные жанры (загадки), народная сказка о животных. Произведения фольклора своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребенка. Исподволь, незаметно они вводят малыша в стихию народного слова, раскрывают его богатство и красоту.

Следующим этапом может стать народная волшебная сказка. Она знакомит своего слушателя не только с теми моральными нормами, по которым должен жить человек, и с самой художественной культурой сказки.

Следом за волшебными, вводятся бытовые сказки. В бытовой сказке герой оказывается в ситуациях, требующих от него смекалки и хитрости. Данные сказки помогают ребенку адаптироваться в реальном мире, найти выход из трудного положения.

Восприятие сказки – особая деятельность ребенка-дошкольника с присущим ей сопереживанием, мысленным содействием героям произведения. Вместе с ними он проявляет чудеса храбрости, благородства, доброты, рискует ради других, любит, грустит, негодует, побеждает темные силы.

Носителем культуры ребенка является классическая литература. Чтение детям произведений великих русских писателей и поэтов – обязательное условие для их духовного становления.

Благодаря чтению развивается речь ребенка, увеличивается его словарный запас. Книга учит маленького читателя выражать свои мысли и понимать сказанное другими  людьми.

 Работа с книгой стимулирует творческое воображение, развивает познавательные интересы, расширяет кругозор дошкольника. Ребенок по натуре эмоционален, его привлекает все яркое и красивое. Поэтому для чтения малышу надо выбирать красочные книги. Ребенок должен знать, кто написал книгу, и кто ее иллюстрировал, что благодаря сотворчеству автора и художника, книга – произведение искусства.

Привитие читательского интереса – одна из главных задач педагога. Для ее решения нами используются различные приемы и методы работы с художественным произведением.

В данной работе особая роль отводится беседам по прочитанному. Чем понравилась книга? Кто из героев больше всего запомнился? Хотел бы ты походить на героя, почему? Такие беседы помогают понять отношение ребенка к прочитанному, осознать идею произведения.

  С большим интересом дошкольники выполняют зарисовки и иллюстрации. Эти задания будят мысль детей, развивают их творческое воображение.

Детям дошкольного возраста нравится инсценировать литературные произведения. Игрушки, декорации и костюмы являются неотъемлемыми предметами театрализованных игр. Инсценировки служат развитию актерских способностей детей, помогают их самовыражению и развитию коммуникативных способностей.

Ребенок дошкольного возраста затрудняется в определении главной идеи произведения и его пересказе. Он старается подробно пересказать весь текст, что совсем не требуется. Педагог должен научить ребенка излагать текст, выбирая ключевые моменты произведения.

Для того, чтобы дети правильно осознали и оценили созданное автором, необходимо научить маленьких слушателей мыслить и чувствовать во время восприятия художественного произведения. Такие возможности создаются при выразительном чтении. Поэтому педагог должен читать текст эмоционально, ведь именно посредством голоса и дикции выражается детское отношение к описанным в книге событиям и фактам.

Правильное руководство детским чтением оказывает благотворное влияние на формирование нравственного облика ребенка: здесь нужен такт, меньше всего должна иметь место назойливая назидательность. «У нас есть нравственная мысль – прекрасно, не выговаривайте же ее детям, но дайте ее почувствовать, не делайте из нее вывода в конце рассказа, но дайте им самим вывести, если рассказ им понравился – вы сделали свое дело» - В.Г. Белинский.

Учителя начальных классов МОУ «СОШ № 49»

Кондрашина Светлана Юрьевна,

Амирова Елена Анатольевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие читательского интереса у детей.

Памятка для родителей по развитию читательского интереса у детей....

Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса

Как развить читательский интерес у детей...

Памятки для родителей по развитию читательского интереса у детей.

Вниманию родителей предложены памятки по развитию читательского интереса удетей, а также "Как обсуждать прочитанное с ребёнком" и о  правилах чтения для учащихся....

Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса у детей

Памятка облегчит работу родителей по развитию читательского интереса у детей...

Рекомендации родителям по развитию читательского интереса у детей.

Материал даёт практические рекомендации родителям по развитию у детей интереса к чтению....

РАЗВИТИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ ВЕЛОСИПЕДИСТОВ

Физическое качество «быстрота» многокомпонентно, оно характеризуется:а) латентным периодом двигательной реакции;б) продолжительностью выполнения какого-либо двигательного действия при макс...