«ФГОС. Актуальные проблемы введения»
статья на тему
Современное состояние педагогической деятельности характеризуется переходом к работе по федеральным государственным образовательным стандартам (далее - ФГОС), которые выдвигают новые социальные требования к системе школьного обучения....
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fgos_aktualnye_problemy_vvedeniya.doc | 27 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему: «ФГОС. Актуальные проблемы введения»
Качественная профессиональная подготовка и высокая квалификация учителя - обязательные условия реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа". С 1 сентября 2011 г. в 1-х классах всех школ России началась реализация федерального государственного образовательного стандарта. Перед администрацией школ встала задача подготовки учителей к деятельности в рамках нового стандарта.
Современное состояние педагогической деятельности характеризуется переходом к работе по федеральным государственным образовательным стандартам (далее - ФГОС), которые выдвигают новые социальные требования к системе школьного обучения. Какой должна быть школа, чтобы выполнить задачу, поставленную перед ней государством? А.А. Фурсенко определил это словами: "Мы должны подготовить ребенка к будущей жизни, чтобы он был успешным человеком, независимо от того, как он учится". Введение ФГОС - это новый, по сути, революционный этап модернизации российского образования.
В ФГОС выделены направления, реализуя которые, мы сможем достичь результатов, определенных стандартом:
- Приведение ресурсной и материально-технической базы школы в соответствие с требованиями, изложенными в ФГОС. Это одно из главных условий, от выполнения которого зависит решение задач нового стандарта.
- Подготовка будущего учителя к работе в принципиально новой системе образования и переподготовка учителей со сложившейся системой работы.
Для педагогов со сложившейся системой работы, особенно для успешных, главная причина профессиональных неврозов - неопределенность. Задачи поставлены новые, а как их решать - не сказано. Необходимость изменения своей профессиональной деятельности и ведет к стрессу. У молодых же специалистов еще не сложились стереотипы, которые трудно разрушать. Они более мобильны и быстрее адаптируются к происходящим изменениям.
В школу должен прийти новый учитель, с новым мышлением, способный реализовать задачи, выдвинутые ФГОС.
Актуальные вопросы введения ФГОС:
- Новые требования к образовательным результатам задают новые целевые ориентиры. Для достижения результатов требуется новый педагогический инструментарий. Сделать это старыми педагогическими способами невозможно, а это значит, что педагогам надо не только поменять элементы педагогической системы, но и пересмотреть всю систему своей деятельности, научиться проектировать урок в логике учебной деятельности: ситуация -проблема - задача - результат.
- Основа стандарта - системно-деятельностный подход в обучении. Это заставляет пересмотреть способы взаимодействия с учеником в познавательном процессе. Целью обучения становится не передача определенной суммы знаний, а создание условий для максимального развития индивидуальности ребенка, его способностей, склонностей, интересов. Содержание образования в связи с этим отбирается на основе выделения компетенций, которые необходимы каждому человеку. Соответственно вычленяются проблемы, которые ученик должен научиться решать, и учебный материал группируется вокруг этих проблем. Меняется и роль учителя: из "транслятора" информации он превращается в организатора деятельности ученика. Соответственно и ученик не просто сидит, слушает и воспроизводит полученную информацию на уроке, а становится активным участником по приобретению и освоению этой информации. Ученик должен стать субъектом деятельности. В концепции ФГОС осуществляется "перенос акцента с изучения основ наук на обеспечение развития универсальных учебных действий на материале основ наук". Педагог и психолог В.В. Давыдов писал: "Давно уже пора сменить цель образования - не просто давать практические навыки, а учить учиться". Концепцией ФГОС фиксированного содержания образования не предусмотрено, ученик формирует его сам в процессе учения, и учитель должен идти от потребностей ученика в той или иной информации, а не к ученику: "Возьми мои знания!". Учитель должен строить урок так, чтобы он учил решать проблемы.
- С определением новых образовательных результатов (личностных, метапредметных и предметных) встает вопрос об организации контрольно-оценочной деятельности. Эффективная оценочная деятельность учителя предполагает наличие следующих компетентностей:
- Умение выбирать и применять современные образовательные технологии и технологии оценки, адекватные поставленным целям (технология "Портфолио", технология оценивания учебных достижений учащихся и др.);
- Корректно применять разнообразные оценочные шкалы и процедуры (комплексная итоговая работа, уровневый подход к представлению планируемых результатов и др.);
- Формировать оценочную самостоятельность учащихся.
Новое понимание образовательных результатов определяет необходимость обновления традиционной оценочной деятельности учителя.
- Основой для достижения личностных и метапредметных результатов является организация внеурочной деятельности. За счет нее расширяется пространство взаимодействия участников образовательного процесса, появляется возможность для организации проектной и поисковой работы. Внеурочная деятельность позволяет создать условия для овладения учеником другими неучебными видами деятельности, которые научат его решать проблемы, развивать свои индивидуальные способности и возможности. Российский психолог А.Н. Леонтьев говорил: "Горе нашего образования заключается в том, что в нашем образовании наблюдается обнищание души при обогащении информацией".
Стремительные изменения в обществе и экономике требуют от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным. Задача современной школы - подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.
Литература:
- Интернет-ресурсы: http://www.menobr.ru, http://nsportal.ru, http://eurekanet.ru, http://mon.gov.ru/, http://standart.edu.ru/,
- Журнал. Справочник заместителя директора школы. Еременкова Т.Ю. «Актуальные вопросы введения федерального государственного образовательного стандарта», февраль 2012 год.
- Рыжаков М.В. О структуре и особенностях стандартов второго поколения.http://www.deti-66.ru/forteachers/formalped/1001.html.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Актуальные проблемы введения ФГОС. Концептуальные основы ФГОС.
ФГОС нового поколения...
ФГОС второго поколения. Актуальные вопросы введения.
Актуальные вопросы введения стандартов второго поколения....
Презентация "Актуальные проблемы внедрения ФГОС".
Изменение приоритетов в образовании....
Актуальные проблемы и эффекты введения и реализации ФГОС второго поколения
Основная идея обновления образования состоит в том, что оно должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным. А для этого важно создать условия для развития творческой, критическ...
Актуальные проблемы развития профессиональных компетенций педагогических работников в условиях реализации ФГОС ДО
Программа курсов повышения квалификации работников дошкольных образовательных организаций. Программа имеет рецензию кафедры дефектологии АССОУ...
Выступление "Актуальные проблемы и эффекты введения и реализации ФГОС второго поколения"
Требования новых стандартов ориентируют нас, педагогов на переход от традиционных технологий к технологиям обучения на основе «учебных ситуаций»; проектной и исследовательской деятельности; инфо...
Актуальные вопросы введения ФГОС в образовательном учреждении
Актуальные вопросы введения ФГОС в образовательном учреждении...