Актуальные проблемы развития профессиональных компетенций педагогических работников в условиях реализации ФГОС ДО
проект на тему
Программа курсов повышения квалификации работников дошкольных образовательных организаций. Программа имеет рецензию кафедры дефектологии АССОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_fgos_do_shakhovskaya_26_.12.doc | 388 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
«Учебно-методический центр»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ ДПО (ПК)С УМЦ
__________________ Е.Н.Шишелина
05.09. 2013г.
Дополнительная профессиональная программа
(повышения квалификации)
«Актуальные проблемы развития профессиональной компетенции педагогических работников дошкольных образовательных организаций в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»
Вариативный модуль
72 часа
(учебно-методические документы: учебный план, учебно-тематический план, учебная программа)
Автор (составитель):
Борзикова О.Н.,
учитель-дефектолог
МКСКОУ для обучающихся, воспитанников
с ограниченными возможностями здоровья
«Шаховская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
(8-909-980-19-83)
п. Шаховская.
2013 г.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
«Учебно-методический центр»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУДПО (ПК) С УМЦ
__________________ Е.Н.Шишелина
05.09. 2013г.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Дополнительная профессиональная программа
(повышения квалификации)
«Актуальные проблемы развития профессиональной компетенции педагогических работников дошкольных образовательных организаций в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»
Вариативный модуль
72 часа
Цель: обеспечить теоретическую и практическую подготовку педагогических работников дошкольных образовательных организаций к введению и реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Планируемые результаты обучения: слушатели изучат нормативные и теоретико-методологические основы федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, его назначение и функции; проявят готовность к осуществлению преемственности стандартов образования; будут способны к проектированию требований освоения ООП ДО согласно специфике образовательной деятельности педагогических работников, вида дошкольной образовательной организации.
Категория слушателей: педагогические работники дошкольных образовательных организаций.
Требования к квалификации слушателей: слушатели должны иметь среднее специальное или высшее педагогическое образование, без предъявления требований к стажу работы.
Форма обучения: очно-заочная, обучение без отрыва от работы.
Трудоемкость для слушателя: 78 часов при модуле 72 часа
Режим занятий: 3 часа в день (1 раз в неделю)
Наименование модулей | Всего часов | В том числе | Формы контроля | ||||
Лекции | Практ.занятия | Самостоятельная внеаудиторная работа | |||||
в т.ч. выездные занятия, учебные экскурсии, стажировки | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
Модуль 1. Нормативно-методологические основания и ключевые особенности ФГОС дошкольного образования | 9 | 3 | 3 | 3 | Тест, эссе | ||
Модуль 2. Основные механизмы введения и реализации ФГОС дошкольного образования | 24 | 6 | 9 | 9 | Контрольная работа | ||
3. | Модуль 3. Условия реализации основной образовательной программы дошкольного образования. | 12 | 6 | 3 | 3 | ||
4. | Модуль 4. Результаты освоения основной образовательной программы дошкольного образования
| 6 | 3 | 3 | |||
5. | Модуль 5. Планирование и организация профессиональной деятельности в ДОО с учетом ФГОС ДО | 21 | 9 | 6 | 6 | Тест | |
Итого | 72 | 24 | 24 | 24 | |||
Итоговая аттестация. | 6 | Защита итоговой практико-значимой работы |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
«Учебно-методический центр»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУДПО (ПК) С УМЦ
__________________ Е.Н.Шишелина
05.09. 2013г.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Дополнительная профессиональная программа
(повышения квалификации)
«Актуальные проблемы развития профессиональной компетенции педагогических работников дошкольных образовательных организаций в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»
Вариативный модуль
72 часа
Цель: обеспечить теоретическую и практическую подготовку педагогических работников дошкольных образовательных организаций к введению и реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Планируемые результаты обучения: слушатели изучат нормативные и теоретико-методологические основы федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, его назначение и функции; проявят готовность к осуществлению преемственности стандартов образования; будут способны к проектированию требований освоения ООП ДО согласно специфике образовательной деятельности педагогических работников, вида дошкольной образовательной организации.
образовательных учреждений.
Требования к квалификации слушателей: слушатели должны иметь среднее специальное или высшее педагогическое образование, без предъявления требований к стажу работы.
Форма обучения: очно-заочная, обучение без отрыва от работы.
Трудоемкость для слушателя: 78 часов при модуле 72 часа
Режим занятий: 3 часа в день (1 раз в неделю)
Категория слушателей: педагогические работники дошкольных образовательных учреждений.
№ п./п. | Наименование модулей, тем занятий | Всего часов | В том числе | Формы | ||
Лекции | Практ. заня тия | Самостоя тельная внеаудит орная работа | ||||
в т.ч. выездные занятия, учебные экскурсии, стажировки | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | Модуль 1. Нормативно-методологические основания и ключевые особенности ФГОС дошкольного образования. | 9 | 3 | 3 | 3 | Тест, эссе |
1.1 | Приоритеты государственной политики в сфере дошкольного образования. | 3 | 3 | |||
1.2. | История создания образовательных стандартов в системе общего образования в России и зарубежный опыт стандартизации. | 3 |
| 3 | Тест | |
1.3. | ФГОС дошкольного образования - совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. | 3 |
| 3 | Эссе | |
2 | Модуль 2. Основные механизмы введения и реализации ФГОС дошкольного образования. | 24 | 6 | 9 | 9 | Контрольная работа |
2.1. | Образовательная программа дошкольного образования – ведущий механизм реализации ФГОС ДО. | 3 | 3 | |||
2.2. | Основные принципы, цели, задачи, формы, направления развития и образования детей дошкольного возраста. | 3 |
| 3 | ||
2.3 | Cтруктура образовательной программы дошкольного образования. | 3 | 3 | |||
2.3.1 | Целевой раздел основной образовательной программы дошкольного образования. | 3 |
| 3 | ||
2.3.2. | Содержательный раздел основной образовательной программы дошкольного образования. | 3 |
| 3 | ||
2.3.3 | Содержательный раздел основной образовательной программы дошкольного образования: учет образовательных потребностей детей, вида дошкольного учреждения, возможностей педагогического коллектива. | 3 | 3 | |||
2.3.4. | Содержательный раздел основной образовательной программы дошкольного образования: особенности проектирования рабочих программ отдельных видов детской деятельности, направлений развития и образования дошкольников. | 3 | 3 | |||
2.3.5. | Организационный раздел основной образовательной программы дошкольного образования. | 3 | 3 | Контро льная работа | ||
3 | Модуль 3. Условия реализации основной образовательной программы дошкольного образования. | 12 | 6 | 3 | 3 | |
3.1 | Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы дошкольного образования. | 3 | 3 | |||
3.2 | Требования к развивающей предметно-пространственной среде. | 3 | 3 | |||
3.3 | Требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. | 3 | 3 | |||
3.4 | Требования к материально-техническим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. | 3 | 3 | |||
4 | Модуль 4. Результаты освоения основной образовательной программы дошкольного образования
| 6 | 3 | 3 | ||
4.1 | Целевые ориентиры дошкольного образования. | 3 | 3 | |||
4.2 | Оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста | 3 | 3 | |||
5 | Модуль 5. Планирование и организация профессиональной деятельности в ДОО с учетом ФГОС ДО. | 21 | 9 | 6 | 6 | Тест |
5.1 | Планирование образовательной деятельности в ДОО с учетом ФГОС ДО. | 3 | 3 | |||
5.2 | Современная организация игровой деятельности дошкольников. | 3 | 3 | тест | ||
5.3 | Проектирование образовательной деятельности дошкольников посредством современных педагогических технологий. | 3 | 3 | |||
5.4 | Проектирование рабочих программ. | 3 | 3 | |||
5.5 | Проектная деятельность дошкольника как активный путь формирования творческих качеств ребенка. | 3 | 3 | |||
5.6 | Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе развития дошкольников как необходимое условие реализации ФГОС ДО | 3 | 3 | |||
5.7 | Работа с родителями в современном детском саду в соответствии с ФГОС ДО. | 3 | 3 | |||
Итого | 72 | 24 | 24 | 24 | ||
Итоговая аттестация. | 6 | Защита итоговой практико-значимой работы |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации по теме «Актуальные проблемы развития профессиональной компетенции педагогических работников дошкольных образовательных организаций в условиях реализации ФГОС дошкольного образования » (далее Программа) адресована педагогическим работникам дошкольных образовательных организаций, готовящимся к внедрению и внедряющим ФГОС дошкольного образования. Программа состоит из пяти взаимосвязанных разделов и предназначена обеспечить слушателям теоретическую и практическую подготовку для введения ФГОС ДО в дошкольной образовательной организации.
Цель Программы – обеспечить теоретическую и практическую подготовку педагогических работников дошкольных образовательных организаций к введению и реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Программа направлена на решение следующих задач:
- формирование представлений об исторических предпосылках разработки федеральных государственных образовательных стандартов общего образования;
- освоение слушателями нормативной правовой базы ФГОС дошкольного образования и подходов к его реализации;
- развитие теоретических представлений слушателей о концептуальных основах, сущности, назначении и функциях федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования;
- оказание содействия слушателям в разработке основной образовательной программы дошкольного образования образовательной организации, как в целом, так и отдельных ее структурных компонентов;
- формирование умения самостоятельно проектировать свою профессиональную деятельность в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования;
- подготовка слушателей к осуществлению обоснованного выбора технологий, методов и приемов педагогической деятельности, направленных на реализацию требований федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
Актуальность Программы обусловлена введением с января 2014 года ФГОС дошкольного образования, как совокупности обязательных требований к дошкольному образованию и ведущего инструмента модернизации образования.
Процесс стандартизации социальных, в том числе образовательных систем – общемировая тенденция. Согласно новому Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», дошкольное образование является начальной ступенью образования, и это значит, что оно теперь должно работать в соответствии со стандартами.
Новый стандарт направлен на развитие дошкольного образования в Российской Федерации. С введением ФГОС ДО изменяются структура и сущность результатов образовательной деятельности, содержание образовательных программ и технологии их реализации, методология, содержание и процедуры оценивания результатов освоения образовательных программ.
Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования формулируют требования к подготовке педагога дошкольного образовательного учреждения для реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
Новая парадигма образования, реализуемая ФГОС, – это развивающее взаимодействие ребёнка со взрослыми и со сверстниками, а не только одностороннее воздействие на ребёнка. Разработанный стандарт не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребёнка дошкольного возраста. И основная задача детских садов – создавать условия, при которых дети развиваются, им интересно, а в итоге ребенок полноценно проживает дошкольный возраст, развитым и мотивированным переходит на следующий уровень образования.
Структура программы.
Программа содержит пять основных модулей.
Каждый модуль представляет собой самостоятельный компонент Программы, содержащий от 2 до 8 занятий, модули тесно взаимосвязаны, имеют единые ценностно-целевые ориентиры, соответствующие основным целям и задачам Программы, а также общие концептуально-методологические основы. Содержательно-организационная целостность Программы обеспечивается также внутренним построением каждого занятия.
Модуль 1 .
Нормативно-методологические основания и ключевые особенности ФГОС дошкольного образования.(9 часов)
В модуле освещается история разработки образовательных стандартов начального образования в России в сравнении с зарубежной практикой, раскрываются социально-педагогические предпосылки, а также теоретико-методологические и нормативные основания создания федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
Рассматривается место и роль ФГОС в аспекте государственной политики в сфере дошкольного образования. ФГОС дошкольного образования представляется как система требований к структуре основной образовательной программы, результатам освоения и условиям ее реализации.
Предполагается сформировать у слушателей четкое представление о месте, роли, назначении и функциях ФГОС ДО как инструмента реализации национальной образовательной политики в сфере дошкольного образования.
Модуль 2 .
Основные механизмы введения и реализации ФГОС дошкольного образования (24 часа).
В данном модуле особое внимание уделено изучению структуры, условиям реализации, результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования как алгоритму для разработки основной образовательной программы в дошкольной образовательной организации.
В модуле рассматриваются содержание и ключевые особенности разделов образовательной программы дошкольной организации: целевого, содержательного и организационного. Ключевой акцент сделан на реализацию требований стандарта дошкольного образования.
Изучаются требования к развивающей предметно-пространственной среде, к кадровым условиям, требования к созданию материально-технических условий необходимых для реализации ФГОС дошкольного образования.
Предполагается сформировать у слушателей представление об основных механизмах реализации ФГОС дошкольного образования, а также понимание инновационного характера содержания основной образовательной программы дошкольного образования.
Модуль 3
Условия реализации основной образовательной программы дошкольного образования (12 часов).
В данном модуле изучаются требования к развивающей предметно-пространственной среде, к кадровым условиям, требования к созданию материально-технических условий необходимых для реализации ФГОС дошкольного образования.
Предполагается сформировать у слушателей представление об основных механизмах реализации ФГОС дошкольного образования, а также рассматривается создание необходимых условий и требований для реализации образовательной программы дошкольного образования.
Модуль 4
Результаты освоения основной образовательной программы дошкольного образования (6 часов).
В данном модуле рассматривается вопрос содержания, форм, методов проведения оценивания индивидуального развития детей. Рассматривается сущность деятельности педагогического работника в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Предполагается сформировать у слушателей компетенции по развитию и проектированию педагогической диагностики.
Модуль 5.
Планирование и организация профессиональной деятельности в ДОУ с учетом ФГОС ДО (21 час).
Слушатели приобретут опыт деятельности по созданию основных методических материалов, обеспечивающих введение ФГОС ДО: по разработке компонентов основной образовательной программы дошкольной образовательной организации, моделей организации образовательной деятельности, проектированию образовательной деятельности дошкольников средствами педагогических технологий, планированию работы с родителями в современном детском саду в соответствии с ФГОС ДО.
Предполагается сформировать у слушателей компетенции по проектированию и организации своей деятельности в условиях перехода на новые стандарты.
По окончанию обучения слушатель должен продемонстрировать:
знание и понимание:
- законодательного и нормативного правового обеспечения системы дошкольного образования;
- особенностей реализации государственной политики в области дошкольного образования, приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации в контексте федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования;
- концептуально-методологических, нормативных и правовых основ федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования;
- ключевых особенностей ФГОС дошкольного образования, отражающих их преемственность и инновационность;
- структуры, содержания и основных функций ФГОС дошкольного образования;
- методологии построения образовательных программ дошкольного образования, особенностей их структурных компонентов;
- структуры, содержания и функций образовательных программ дошкольного образования;
- особенностей нового содержания дошкольного образования;
а также компетенции, включающие в себя способность и готовность:
- самостоятельно моделировать образовательный процесс в соответствии с требованиями государственной политики и ФГОС дошкольного образования;
- разрабатывать на основе примерных основных образовательных программ модели и механизмы, обеспечивающие реализацию новых стандартов дошкольного образования в дошкольной образовательной организации;
- самостоятельно проектировать свою деятельность, обеспечивающую введение и реализацию ФГОС дошкольного образования, оценивать достижения дошкольниками планируемых результатов освоения основных образовательных программ дошкольного образования;
- реализовать новое содержание дошкольного образования, использовать образовательные технологии, соответствующие требованиям ФГОС дошкольного образования.
Содержание Программы.
Модуль 1.
Нормативно-методологические основания и ключевые особенности ФГОС начального образования
1.1. Приоритеты государственной политики в сфере дошкольного образования в формате ФГОС (лекция, 3 часа).
Федеральная программа развития образования на 2013-2020 гг. как механизм поддержки инновационной деятельности в образовании, обеспечивающий доступность дошкольного образования. Создание условий для перехода на федеральные государственные образовательные стандарты в системе дошкольного образования. Совокупность гибко организованных вариативных форм образования и социализации на протяжении всего периода детства. Создание комплекса условий для реализации основной образовательной программы дошкольной образовательной организации.
Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы. План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 гг.
Нормативные основания стандартов дошкольного образования в новом Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации».
1.2. История создания образовательных стандартов в системе общего образования России и зарубежный опыт стандартизации (практическое занятие, 3 часа).
Слушатели изучают характерные особенности разработки стандартов различных ступеней образования, анализируют отечественный опыт стандартизации. Необходимость и обоснованность введения образовательных стандартов дошкольного образования в Российской Федерации.
Образовательный стандарт как стандарт содержания образования. Государственные образовательные стандарты как совокупность обязательного минимума содержания основных образовательных программ. Слушатели знакомятся с нормативным обеспечением и особенностями реализации стандарта различных ступеней образования. Развитие образовательных систем дошкольного образования в зарубежных странах.
Слушатели анализируют обоснование необходимости системного подхода к реформированию образования через введение новых образовательных стандартов. Особенности и проблемы разработки стандартов дошкольного образования в зарубежных странах. Типологический анализ стандартизации образования в различных странах.
Слушатели изучают место и роль образовательных стандартов в различных зарубежных странах. Подходы к организации образования в зарубежных странах на основе образовательных стандартов в некоторых странах Европы, Азии и Америки.
«Уроки» стандартизации образования для России.
Текущий контроль: тест №1, Приложение № 1.
1.3. Федеральные государственные образовательные стандарты образования – совокупность обязательных требований к дошкольному образованию
(самостоятельная работа, 3 часа).
Слушатели самостоятельно изучают и анализируют нормативные и теоретико-методологические основы федеральных государственных образовательных стандартов, их назначение и функции, преемственность стандартов различных ступеней образования и проектируют требования к освоению ООП ДО согласно специфике образовательной деятельности.
Слушатель предоставляет работу в форме эссе, Приложение №2.
Модуль 2
Основные механизмы введения и реализации ФГОС дошкольного образования.
2.1. Образовательная программа дошкольного образования - ведущий механизм реализации ФГОС ДО (лекция, 3 часа).
Примерные основные образовательные программы дошкольного образования как основа для разработки соответствующих основных образовательных программ дошкольного образовательного учреждения.
Нормативные основания, статус, роль и место соответствующей примерной основной образовательной программы в системе документов, обеспечивающих введение и реализацию новых стандартов дошкольного образования.
Цели и задачи образовательной программы дошкольного образования. Соотношения обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса.
Структура основной образовательной программы дошкольного образования. Содержание и ключевые особенности целевого, содержательного и организационного разделов примерной основной образовательной программы дошкольного образования; ее структурная и содержательная преемственность. Комплекс основных характеристик дошкольного образования. Направления развития и образования дошкольников. Содержание образовательных областей.
2.2. Основные принципы, цели, задачи, формы направления развития и образования детей дошкольного возраста (практическое занятие, 3 часа).
Слушатели изучают и анализируют Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (зарегистрированный в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г.)
2.3. Структура образовательной программы дошкольного образования.
(самостоятельная работа, 3 часа)
Слушатели самостоятельно изучают и анализируют литературу по данной теме. Самостоятельно изучают структуру образовательной программы дошкольного образования.
2.3.1. Целевой раздел основной образовательной программы дошкольного образования (практическое занятие, 3 часа).
Слушатели изучают и анализируют структуру, содержание целевого раздела образовательной программы дошкольного образования. Особенности содержания пояснительной записки.
Реализация требований к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования, закрепленных в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
Слушатели изучают и анализируют структуру, содержание и функции планируемых результатов. Личностные результаты. Ведущие целевые установки и основные планируемые результаты.
Связь планируемых результатов с другими разделами основной образовательной программы. Планируемые результаты освоения конкретной образовательной области.
2.3.2. Содержательный раздел основной образовательной программы дошкольного образования (самостоятельная работа, 3 часа).
Слушатели самостоятельно изучают и анализируют структуру содержательного раздела образовательной программы дошкольного образования. Описание образовательной деятельности в соответствии видовым разнообразием дошкольной образовательной организации. Формы, методы и средства реализации программы.
2.3.3. Содержательный раздел основной образовательной программы дошкольного образования: учет образовательных потребностей детей, вида дошкольного учреждения, возможностей педагогического коллектива
(лекция, 3 часа).
Образовательная деятельность по профессиональной коррекции нарушений развития детей. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников. Особенности проектирования коррекционной работы и инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
2.3.4. Содержательный раздел основной образовательной программы дошкольного образования: особенности проектирования рабочих программ отдельных видов детской деятельности, направлений развития и образования дошкольников (практическое занятие, 3 часов).
Слушатели изучают требования к структуре рабочей программы. Цели, задачи, содержание. Слушатели анализируют направления, предлагаемые участникам образовательных отношений из числа парциальных и иных программ. Особенности проектирования детской деятельности дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.
2.3.5. Организационный раздел примерных основных образовательных программ: условия реализации основной образовательной программы дошкольного образования. (Самостоятельная работа, 3 часа)
Слушатели изучают и анализируют материалы прослушанных лекций, рекомендованную литературу по данной проблеме.
Текущий контроль, Контрольная работа №1, Приложение № 3
Модуль 3. Условия реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
3.1. Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы дошкольного образования (лекция, 3 часа)
Создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений. Создание образовательной среды. Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития. Условия, формы и методы образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. Педагогическая диагностика. Допустимый объем образовательной нагрузки .
3.2. Требования к развивающей предметно-пространственной среде (практическое занятие, 3 часа).
Слушатели изучают материалы, оборудование и инвентарь для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке). Слушатели анализируют содержательность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность и безопасность развивающей среды дошкольного образовательного учреждения. Технические средства обучения.
3.3. Требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования (самостоятельная работа, 3 часа).
Слушатели самостоятельно изучают и анализируют квалификационные характеристики педагогических работников, установленные Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих.
3.4. Требования к материально-техническим условиям реализации
основной образовательной программы дошкольного образования
(Лекция, 3 часа).
Требования, определяемые в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами; требования, определяемые в соответствии с правилами пожарной безопасности; требования к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей; оснащенность помещений развивающей предметно-пространственной средой; требования к материально-техническому обеспечению программы (учебно-методический комплект, оборудование, оснащение (предметы).
Модуль 4.
Результаты освоения основной образовательной программы дошкольного образования.
4.1 Целевые ориентиры дошкольного образования
(практическое занятие, 3 часа).
Слушатели изучают целевые ориентиры дошкольного образования, социально-нормативные, возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования, анализируют целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования.
4.2. Оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста (самостоятельная работа, 3 часа).
Слушатели самостоятельно изучают и анализируют литературу по данной теме, Слушатель самостоятельно определяет цели и задачи мониторинга, методику его проведения, разрабатывает технологию проведения мониторинга и систему сбора, обработки и анализа данных, отражающих процесс освоения ООП ДО для конкретной ДОО.
Модуль 5.
Планирование и организация профессиональной деятельности в ДОО с учетом ФГОС ДО.
5.1. Планирование образовательной деятельности в ДОО с учетом ФГОС ДО (лекция, 3 часа).
Учет особенностей дошкольной образовательной организации при проектировании образовательной деятельности. Распределение программного содержания по образовательным областям. Чередование направлений и аспектов образовательного процесса. Принцип интеграции в календарном планировании. Алгоритм записи календарного плана. Вариативность календарных планов. Планирование режимных моментов, направленных на формирование общей культуры воспитанников и развитие их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств.
5.2. Современная организация игровой деятельности дошкольников
(практическое занятие, 3 часа)
Слушатели участвуют в дискуссии «Планирование и проведение сюжетно-ролевой игры с учетом индивидуальных особенностей детей». Анализируют правила планирования игры в последовательном ее развитии, составляют сценарий игры, учитывая особенности проведения сюжетно-ролевой игры в разных возрастных группах.
Текущий контроль, Тест №2, Приложение №4
5.3. Проектирование образовательной деятельности дошкольников посредством педагогических технологий (самостоятельная работа, 3 часа).
Слушатели анализируют разделы основных образовательных программ и проектируют один из разделов (целевой, содержательный или организационный) основных образовательных программ дошкольного образования для конкретной образовательной организации.
5.4. Проектирование рабочих программ дошкольного образования
(лекция, 3 часа).
Рабочая программа как нормативно-управленческий документ образовательной организации, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога. Структура и содержание, принципы проектирования рабочей программы. Требования к оформлению рабочей программы. Рассмотрение и утверждение рабочих программ. Изменения и дополнения в рабочих программах.
5.5. Проектная деятельность дошкольника как активный путь формирования творческих качеств дошкольника
(лекция, 3 часа).
Понятия «метод проектов», «технология проектного обучения». «Технология проектного обучения» как инновационный подход в образовании. Становление проектного обучения. Особенности вовлечения детей дошкольного возраста в проектную деятельность. Креативность ребёнка, её педагогическая диагностика.
Система вовлечения дошкольников в проектную деятельность.
5.6. Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе развития дошкольников - необходимое условие реализации
ФГОС ДО (практическое занятие, 3 часа).
Слушатель работает с цифровыми образовательными ресурсами «Компьютер для дошкольников»; «Развиваем логику. Рабочая тетрадь дошколёнка», разрабатывает конспект образовательной деятельности с использованием ИКТ.
5.7. Работа с родителями в современном детском саду в соответствии
с ФГОС ДО (самостоятельная работа, 3 часа).
Слушатели самостоятельно разрабатывают вариативное мероприятие с родителями.
Итоговая аттестация: защита итоговой практико-значимой работы (6 часов). Приложение №5
Формы и содержание контроля.
Текущий контроль осуществляется в форме тестов, эссе и контрольной работы.
По первому модулю « Нормативно-методологические основания и ключевые особенности ФГОС начального образования» - тестовая работа, определяющая стартовый уровень слушателей по теме курсов и эссе, направленная на понимание сущности содержания дошкольного образования.
По второму модулю «Основные механизмы введения и реализации ФГОС дошкольного образования» контрольная работа «Образовательная программа дошкольного образования как ведущий механизм реализации ФГОС ДО», определяющая степень усвоения слушателями статуса, роли и места ООП ДО в системе документов, обеспечивающих введение ФГОС дошкольного образования.
По третьему модулю «Планирование и организация профессиональной деятельности в ДОО с учетом ФГОС ДО» тест, определяющий конечный уровень слушателей по теме курсов.
Итоговый контроль: защита итоговой практико-значимой работы в форме проекта по выбранной слушателем теме из Приложения №5.
Список литературы (основной)
- Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации». – //Вестник образования № 3 – 4, 2013г.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования". М., 2013 г.
- Национальный доклад «Состояние и развитие системы дошкольного образования РФ» - подготовлен Министерством образования и науки РФ для Всемирной конференции по воспитанию и образованию детей младшего возраста 27-29 сентября 2010 г. – Москва, РФ.
- СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольной образовательной организации»: утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26.
- Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы: утв. постановлением Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 61.
- Баранников А.В. Реформы и стандарты образования в правовом контексте (опыт зарубежных стран) // Педагогика. – 2009. – № 4. – С. 114-126
- Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М., 2000.
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н.Зарубежные психологи о развитии ребенка-дошкольника М.2011.
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве. М.2011
- Горькова Л.Г. Как правильно интегрировать разделы программы. Календарное планирование. Воронеж 2009.
- Дыбина О.В.,Анфисова С.Е. Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ.
- Информационные и коммуникационные технологии в образовании: Учебно-методическое пособие / И.В. Роберт [и др.]. – М.: Дрофа, 2007.
- Комарова Т.Б., Зацепина М.Б. Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада. М.2011.
- Комарова Т.Б., Комарова И.И.. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. М.2011.
- Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А.2010
Список литературы (дополнительный).
1. Безруких М.М. Развитие социальной уверенности у дошкольников. М., 2010.
2.Боровкова Е.Б. и др. Формирование нравственного здоровья дошкольников. - М.2011.
3. Зедгенидзе В.Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников. - М., 2009.
4. Иванова Н.В. Социальное развитие детей в ДОУ. - М., 2008.
5. Калинина К.К. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду.- СПб., 2011.
6.Кудрявцева В.Т. Личностный рост ребенка в дошкольном образовании.- М., 2010.
7.Нижегорожцева Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. М., 2011.
Интернет ресурсы:
- http: //www. mon/gov.ru,
- http://www. standart. edu.ru,
- http://www.pacad.ru,
- http://mo.mosreg.ru
- Детский сайт Президента России www.president.kremlin.ru
- Российский образовательный правовой портал www.law.edu.ru
- Российский портал открытого образования www.openet.ru
- Издательский дом «Первое сентября» www.1september.ru
- Объединенный каталог печатных изданий www.chtivo.ru
- Народная библиотека www.biglib.com.ru
- Сайт «Все для детского сада» www. Ru
Приложение №1
Тест №1
1)Какие нормативно-правовые документы заложили основные принципы ФГОС дошкольного образования?
1) Концепция дошкольного воспитания.
2) Национальная образовательная инициатива «Наша Новая школа».
3) Конституция Российской Федерации.
4) Приоритетный национальный проект «Образование».
5) Конвенция о правах ребенка.
6) Устав Дошкольной образовательной организации.
2)К основным принципам дошкольного образования относятся:
- полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
2) обеспечение равных стартовых возможностей для подготовки детей к школе;
3) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
4) взаимодействие Организации с социумом;
5) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
6) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
7) сотрудничество Организации с семьёй;
8) формирование навыков самостоятельности дисциплинированности;
9) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
10) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
11) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
12) развивающий характер обучения;
13) учёт этнокультурной ситуации развития детей.
3)Стандарт направлен на решение следующих задач (отметьте 9 верных задач):
- охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
- обеспечение ребенку такой защиты и заботы, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону;
- обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее – преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
- создания благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностям и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- создание условий для обеспечения того, чтобы дети, родители которых работают, имели право пользоваться предназначенными для них службами и учреждениями по уходу за детьми;
- развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме;
- объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;
- обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных уровня дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
- формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной;
- подготовка ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами;
- обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Приложение № 2.
Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования как система требований.
Примерные темы эссе:
- Актуальные проблемы внедрения ФГОС дошкольного образования
- ФГОС ДО как новая парадигма дошкольного образования.
- Требования к преемственности стандартов образования.
Требования к эссе:
- цель написания эссе;
- толкование основных понятий и терминов изученного материала;
- позиция автора;
- работы других авторов по данной теме;
- точка зрения автора эссе на проблему;
- выводы и рекомендации по практическому использованию данного материала;
-объем эссе: 2-3 страницы рукописного текста формата А4
Приложение № 3
Контрольная работа
«Образовательная программа дошкольного образования как ведущий механизм реализации ФГОС ДО».
Требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования.
1.Основная образовательная программа дошкольного образования в образовательном учреждении.
- на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования
2.Основная образовательная программа основного общего образования определяет:
-цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие дошкольников.
5. Формы организации образовательного процесса, чередование различных форм образовательной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы дошкольного образования определяет
- образовательное учреждение.
6. Основная образовательная программа дошкольного образования должна содержать три раздела:
- целевой,
- содержательный,
- организационный.
7.Целевой раздел должен определять
- общее назначение,
- цели, задачи,
-планируемые результаты реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
Приложение № 4
ТЕСТ №2
1)Какие нормативно-правовые документы заложили основные принципы ФГОС дошкольного образования?
1) Концепция дошкольного воспитания.
2) Национальная образовательная инициатива «Наша Новая школа».
3) Конституция Российской Федерации.
4) Приоритетный национальный проект «Образование».
5) Конвенция о правах ребенка.
6) Устав Дошкольной образовательной организации.
2)К основным принципам дошкольного образования относятся:
- полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
2) обеспечение равных стартовых возможностей для подготовки детей к школе;
3) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
4) взаимодействие Организации с социумом;
5) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
6) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
7) сотрудничество Организации с семьёй;
8) формирование навыков самостоятельности дисциплинированности;
9) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
10) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
11) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
12) развивающий характер обучения;
13) учёт этнокультурной ситуации развития детей.
3)Стандарт направлен на решение следующих задач (отметьте 9 верных задач):
- охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
- обеспечение ребенку такой защиты и заботы, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону;
- обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее – преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
- создания благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностям и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- создание условий для обеспечения того, чтобы дети, родители которых работают, имели право пользоваться предназначенными для них службами и учреждениями по уходу за детьми;
- развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме;
- объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;
- обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных уровня дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
- формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной;
- подготовка ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами;
- обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
4). Стандарт устанавливает требования:
- к разработке нормативов финансового обеспечения реализации Программы;
- к формированию учредителем государственного (муниципального) задания в отношении Организаций;
- к объективной оценке соответствия образовательной деятельности Организации требованиям Стандарта к условиям реализации и структуре Программы;
- к подготовке, профессиональной переподготовке, повышению квалификации и аттестации педагогических работников, административно-управленческого персонала Организаций и индивидуальных предпринимателей, помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития;
- к структуре Программы и ее объёму;
- к условиям реализации Программы;
- к результатам освоения Программы
Приложение № 5
Примерные темы итогового практико-значимого проекта
А) разработать методические рекомендации по одной из тем:
- Моделирование введения ФГОС основного общего образования в образовательном учреждении.
- Организации непосредственно образовательной деятельности дошкольников.
- Разработка рабочих программ по определенным видам детской деятельности в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования.
- Проектирование информационной образовательной среды образовательного учреждения, обеспечивающей возможность достижения планируемых результатов.
- Проектирование режимного момента в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты ДО.
- Моделирование интегративного развивающего пространства ДОО средствами тематического планирования (на одну неделю).
Б) разработать сценарный план проведения педагогического совета по одной из тем:
- Преемственность и инновационность федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, его нормативно-методологические основания, ключевые особенности, структура, содержание, назначение и функции.
- Пути формирования развития предпосылок формирования универсальных учебных действий в дошкольном детстве.
Г) разработать:
* модели мониторинга (на уровне образовательной организации) реализации требований к результатам освоения основной образовательный программы дошкольного образования и достижения планируемых результатов их освоения в условиях введения ФГОС ДО;
* плана конспекта дня. Создание единого тематического пространства в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
* модель образовательной деятельности на неделю в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
* план непосредственно образовательной деятельности с учетом интеграции образовательных областей в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
*образовательной деятельности в режимных моментах в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
* план индивидуальной образовательной деятельности с воспитанниками.
Работа предоставляется слушателем в отдельном файле на бумажном или электронном носителе.
ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ИТОГОВОГО ПРАКТИКО-ЗНАЧИМОГО ПРОЕКТА.
Итоговый практико-значимый проект (далее - ИП) представляет собой продукт деятельности слушателя по решению актуальной и значимой для него самого и для учреждения, в котором он работает.
Цели подготовки ИП:
для выпускника: продемонстрировать новый уровень знаний и умений, обретённый в процессе курсовой подготовки;
для преподавателя: выявить значимые и продуктивные изменения в профессиональной компетентности выпускника для последующей коррекции своей образовательной деятельности.
Виды практико-значимых ИП для слушателей курсов:
а) монодисциплинарный (раскрывающий решение проблемы, относящейся к конкретной области педагогической или управленческой практики)
б) междисциплинарный (раскрывающий решение многоаспектной проблемы, возникшей на стыке нескольких сфер педагогической или управленческой практики).
Направленности ИП:
- методическое;
- диагностическое;
- организационно-управленческое;
- просветительское;
- коррекционно-развивающее и пр.
Требования к содержанию итогового практико-значимого проекта.
При выборе темы ИП рекомендуется обратиться к тематике проектов, составленной с учётом возможностей и интересов слушателей. Тема ИП слушателя курсов обязательно согласуется с ведущим преподавателем.
В формулировках проблем, на решение которых нацелены ИП, желательно отражать актуальные проблемы для конкретного образовательного учреждения, руководствуясь основными положениями, содержащимися в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», в законе Московской области «Об образовании».
В качестве ИП может выступать:
- разработка образовательной, учебной, диагностической, коррекционно-развивающей программы, программы мониторинга обученности школьников,
- разработка системы уроков по изучению конкретной темы или целого раздела, руководство ученической группой по созданию проектов в какой-либо сфере деятельности,
Допустимым считается выбор слушателями курсов одной и той же проблемы в том случае, если итоговый продукт будет разным.
Общий объем ИП по программе на 72 часа - не более 15 страниц машинописного текста, по программе 36 часов - не более 10-12 страниц машинописного текста.
Структура ИП
Итоговый практико-значимый проект должен включать следующие части.
1. Введение, в котором содержится обоснование выбора темы ИП и её актуальности, формулировка проблемы, которую предполагается решить, описание условий, в которых происходят изучаемые явления, ожидаемый после внедрения ИП результат, методы и последовательность нововведений, планируемых в ходе реализации проекта.
- Основная часть, в которой представлены следующие разделы:
- теоретическое обоснование предлагаемых изменений образовательной практики;
- практическая часть, содержащая авторскую разработку способа разрешения проблемы;
- результаты апробации проекта (предварительные или итоговые), содержащие описание достигнутого практического эффекта;
- рекомендации по использованию результатов проектного исследования в образовательной практике.
- Заключение, в котором содержатся выводы по теоретической и практической частям исследования. Рекомендуемый объем заключения до 3-х страниц.
- Приложения, в которых, как правило, включаются материалы, не вошедший в основной текст ИП: таблицы, схемы, графики, диаграммы, карты, рисунки. Приложения нумеруются арабскими цифрами, чтобы на них можно было сослаться в конце соответствующей фразы текста. Каждое приложение должно иметь название или пояснительную подпись.
- Список литературы. Сведения об использованных источниках приводятся в соответствии с требованием ГОСТа 7.1-84 "Библиографическое описание документа: Общие требования и правила составления". Каждый источник указывается строго в соответствии с его наименованием в алфавитном порядке и нумеруется.
В список вносятся только те работы, которые непосредственно использованы в работе (цитируются, на них ссылаются, или они послужили отправной точкой при формировании концепции автора).
В списке литературы для каждого источника приводятся: фамилии и инициалы автора, полное название, место издания (город), издательство, год издания. Издательство указывается после двоеточия, следом за обозначением или названием города, при этом если название представляет собой личное имя, то оно пишется в именительном падеже и без слова "издательство" (Владос, Речь, Просвещение). В случае указания ведомственной принадлежности издательства, слово "издательство" входит в название и обозначается сокращенно (Изд-во Моск. ун-та).
Библиографическое описание монографий, учебников, справочников, написанных одним, двумя или тремя авторами, должны включать: фамилии и инициалы авторов; заглавие книги; место издания; порядковый номер тома, выпуска или части. Если авторов больше трёх, то книга описывается под заглавием, после которого ставится косая черта и указываются инициалы и фамилии первых трёх авторов со словами «и др.». Статьи из сборников включаются в список также в алфавитном порядке фамилий авторов. После названия сборника и одной косой черты (/) в именительном падеже могут быть указаны его составитель, либо ответственный, главный или научный редактор.
В списке использованных журналов и газет между названиями статьи и издания ставятся две косые черты с правым наклоном
Оформление ссылки на Интернет-источники.
Информация, размещенная на странице в Интернете, является электронным ресурсом удаленного доступа. Описание электронных ресурсов локального и удаленного доступа регулируется ГОСТ 7.82 — 2001 «Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов».
Схема описания электронного ресурса
1) Основное заглавие является главным заглавием электронного ресурса и
воспроизводится в том виде, в каком оно приведено в источнике информации.
2) Общее обозначение материала: [Электронный ресурс]
3) Сведения об издании — сведения об изменениях и (или) особенностях
данного издания по отношению к предыдущему изданию того же документа,
например: Изд. 3-е, испр. и доп.
4) Обозначение вида ресурса, например: Электрон, журн., Электрон.
текстовые дан. и т.п.
- Место издания, имя издателя, дата издания, например: М.: Интерсофт. 1999. Если сведений о месте издания или дате нет в документе, но они известны, их приводят в квадратных скобках, например: — [Новосибирск]. Если приводится предполагаемое место издания, оно указывается в квадратных скобках со знаком вопроса, например: — [Курск?]. Если нельзя установить дату, то в квадратных скобках она дается приблизительно, например: [199-?]
- Примечание о режиме доступа (обязательно) — здесь указывается полный адрес Интернет-страницы.
Требования к оформлению текста практико-ориентированного проекта.
Практико-ориентированный проект сдается на проверку в печатном виде с диском.
Текст располагается на листах формата А4.
Поля: сверху - 2 см, снизу - 2,5 см, справа - 1 см, слева - 3 см.
Размер кегля - 14, межстрочный интервал - полуторный.
Каждый новый раздел начинается на новой странице. Названия разделов печатаются полужирными прописными буквами.
Нумерация страниц проставляется сверху в центре листа. Первой страницей считается титульный лист, на нем номер не ставится. Следующие страницы нумеруются, начиная с цифры 2.
Титульный лист заполняется по определенным правилам и должен содержать следующие сведения:
- полное наименование образовательного учреждения;
- название темы выпускной работы;
- сведения об исполнителе (Ф.И.О., должность);
- сведения о научном руководителе (Ф.И.О,);
- наименование места и год выпуска.
Вслед за титульным листом располагается оглавление (содержание).
Практико-ориентированный проект может содержать графики, диаграммы, рисунки, схемы, таблицы, карты, и т.п., которые должны наглядно дополнять и пояснять изложенный в тексте материал.
При ссылке на литературный источник в тексте приводится порядковый номер использованной литературы, заключенный в квадратные скобки, например: [2, с. 18-191
Литературные источники указываются в конце работы перед приложением.
Показатели оценивания качества итогового практико-значимого проекта.
- Полнота достижения целей проекта.
- Степень актуальности и значимости проекта для образовательной практики.
- Степень новизны и технологичности предлагаемых новшеств.
- Степень научной обоснованности проекта (хотя бы на уровне терминологической грамотности).
- Наличие обоснованных рекомендаций для практического использования результатов проекта.
- Соблюдение требований к списку использованной литературы
- Соответствие требованиям к оформлению проекта.
Критерии и шкала оценивания качества
итогового практико-значимого проекта.
№ п\п | Оцениваемые параметры контрольной работы | Баллы |
1 | Цели проекта полностью достигнуты. В полной мере раскрыта актуальность и практическая значимость проекта. Работа отличается новизной, оригинальностью и технологичностью предложенных решений. Все положения и рекомендации проекта научно обоснованы. Список использованной литературы достаточно объёмен и оформлен правильно. Общее оформление проекта соответствует требованиям. | 8 |
2 | Цели проекта полностью достигнуты. В достаточной мере раскрыта актуальность и практическая значимость проекта. Работа отличается технологичностью предложенных решений. Основные положения и рекомендации проекта научно обоснованы. Список использованной литературы достаточно объёмен и оформлен правильно. Общее оформление проекта соответствует требованиям. | 6-7 |
3 | Цели проекта не достигнуты в полной мере. Раскрыта актуальность и практическая значимость проекта. Работа содержит ряд предложений по решению проблемы, однако, их научное обоснование следует усилить. Список использованной литературы имеется, но объём его недостаточен, хотя он правильно оформлен. Общее оформление проекта в целом соответствует требованиям. | 4-5 |
4 | Цели проекта не достигнуты. Имеется попытка раскрыть актуальность и практическую значимость проекта. Работа выполнена на уровне реферата по теме и не содержит обоснованных решений. Список использованной литературы недостаточно объёмен, имеются недочёты а его оформлении. Общее оформление проекта не в полной мере соответствует требованиям. | 2-3 |
5 | Цели проекта не указаны и не достигнуты. Не раскрыты в должной мере актуальность и практическая значимость проекта. Работа представляет собой набор высказываний, верных по своей сути, но не связанных с темой и структурой проекта общей логикой. Предложенные решения не имеют никакого обоснования. Список использованной литературы отсутствует. Общее оформление проекта не соответствует требованиям. | 1 |
Требования к содержанию и организации контрольной работы.
Контрольная работа - одна из оперативных форм промежуточного контроля качества усвоенных слушателями знаний и умений, проводимая преподавателем после изучения ими отдельных тем или разделов конкретного курса в письменном виде.
Для проведения контрольной работы и повышения качества проверки преподаватель предлагает слушателям ряд вопросов, на которые они должны дать ответ в течение 15-20 минут.
Задания (вопросы) контрольной работы должны быть направлены на выявление знаний, умений слушателя по всем или одному разделу (теме) курса в соответствии с образовательной программой по данной дисциплине. Задания к контрольной работе могут быть даны в виде теста.
Они должны обеспечивать: максимальную индивидуализацию контроля освоения слушателем учебного материала курса и объективность оценки знаний, умений слушателя.
Количество и форма заданий контрольной работы определяются преподавателем.
Показатели оценивания качества выполненной слушателем
контрольной работы.
- Полнота выполнения заданий.
- Правильность выполнения заданий (ответы совпадают с эталонными).
- Эффективность и творческая оригинальность выполнения задания в нормативные сроки (неожиданное решение, использование дополнительных материалов, дано несколько вариантов решения, предложена авторская методика выполнения задания).
Критерии и шкала оценивания качества контрольной работы.
№ п\п | Оцениваемые параметры | Баллы |
1 | На все вопросы КР даны не только правильные ответы, но и указаны оригинальные подходы к решению заданий. | 8 |
2 | правильные ответы даны не менее, чем на 80% вопросов. | 6-7 |
3 | правильные ответы даны не менее, чем на 60% вопросов. | 4-5 |
4 | правильные ответы даны не менее, чем на 25% вопросов. | 2-3 |
5 | правильные ответы даны не мене, чем на 10% вопросов. | 1 |
Требования к содержанию теста и организации тестового испытания.
Общие требования к тестам. Тест — это кратковременное измерение или испытание, проводимое для определения способностей или состояния человека. В отличие от оценки измерение представляет собой процедуру сопоставления изучаемого свойства с некоторым эталоном, принимаемым за единицу измерения. Цель — получить численные эквиваленты измеряемого свойства или качества. За единицу измерения принимаются специально подобранные или составленные контрольные задания. В практике дополнительного профессионального образования тесты и контрольные задания, используемые преимущественно для оценки уровня овладения слушателями учебным материалом, называются тестами достижений. Тест представляет собой не просто совокупность, а систему тестовых заданий (ТЗ) возрастающей трудности. Одно из важнейших назначений теста состоит в том, чтобы опросить всех слушателей по основным вопросам учебного материала в одинаковых условиях, применяя при этом ко всем без исключения одну и ту же, заранее разработанную шкалу оценок.
Сами ТЗ представляют собой не вопросы и не задачи, а задания, сформулированные в форме утверждения, которые в зависимости от ответов испытуемых могут превращаться в истинные или ложные высказывания. Последние легко кодируются принятым повсеместно двоичным кодом — соответственно «1» или «О» — и далее в таком виде поступают в современные системы обработки информации.
Традиционные вопросы, напротив, истинными или ложными не бывают, а ответы на них иногда столь неопределенны и многословны, что для выявления их истинности требуются большие затраты интеллектуальной энергии и преподавательского труда. В этом смысле традиционные вопросы и ответы нетехнологичны, и потому они не включаются в тест, являющийся эффективным средством совершенствования технологии обучения[1].
Любой объект изучения может быть описан с помощью определенной системы знаний о нем. Эти знания отражают непосредственные факты, связи между объектами, законы, теории или включают методологические и оценочные знания (свойства, методы, события и состояния объектов). Одни и те же знания могут изучаться с различной полнотой, глубиной, обобщенностью, осознанностью и т.д. Выявление этих качеств знаний может быть целью тестирования.
Уровень усвоения знаний, умений и навыков определяется характером выполняемых действий. Степень сложности задания — количеством необходимых для решения поставленной задачи операций.
На первом уровне усвоения знаний, умений и навыков выполняются репродуктивные действия. Им соответствуют задания по образцу, утверждения с пропущенными словами, вопросы с вариантами ответов и т.д.
На втором уровне усвоения — уровне алгоритмических действий — предполагается применение усвоенных сведений в стандартных ситуациях, для которых также могут применяться вопросы с вариантами ответов и тесты на установление последовательности.
На третьем уровне усвоения предполагаются реконструктивные действия: применение знаний в нестандартных ситуациях, выбор решения в ситуациях с несколькими неизвестными параметрами. Здесь помимо названных форм тестовых заданий могут быть применены тесты на соответствие, на установление правильной последовательности.
Наконец, на четвертом уровне усвоения предполагаются продуктивные действия. Здесь применимы задания открытой формы, без вариантов решения поставленной задачи или нестандартизованными ответами.
Содержание теста определяется структурой знания, которым должен обладать слушатель. Задания должны быть кратко сформулированы и не допускать двусмысленности. Все ответы в случае необходимости их выбора должны быть правдоподобными и похожими.
Тесты классифицируют по следующим основаниям:
по форме предполагаемого ответа – закрытые, полуоткрытые, открытые;
по форме заданий — устные и письменные, аппаратурные и бланковые, предметные, компьютерные тесты;
по содержанию (предмету) диагностирования — тесты, изучающие свойства интеллекта, способности, отдельные характеристики личности и т.д.;
по цели тестирования — тесты, предназначенные для самоконтроля, диагностирования специалистом, профессионального отбора и др.;
по задачам — вербальные и практические тесты;
по формам процедуры обследования — индивидуальные и групповые тесты;
по направленности — тесты, диагностирующие различные стороны, качества, свойства личности или группы;
- по наличию или отсутствию временных ограничений на выполнение тестовых заданий — тесты, учитывающие скорость выполнения заданий и тесты результативности.
Основу для составления педагогического теста составляют следующие четыре основные формы тестовых заданий.
- Задания закрытой формы, когда испытуемому предлагается выбрать ответ на задание из нескольких предложенных вариантов, причем, только один из них является правильным. Все варианты ответа должны быть похожими, чтобы испытуемый тщательно обдумывал свой выбор. Задания полуоткрытой формы, когда в каком-либо утверждении делается пропуск смысловой единицы, причем предполагается, что ответ может быть строго однозначным. Как вариант может быть предложено задание на дополнение рисунка, текста, предложения.
- Задания открытой формы (с конструируемыми ответами) не имеют готовых ответов, и слушатель должен сам сконструировать правильный ответ на вопрос теста. Открытые тесты считаются более сложными, чем закрытые, и потому требуют больше времени на подготовку ответа.
- Задания на соответствие, когда структурные единицы располагаются в двух столбцах: слева помещаются понятия, справа — их определения. Справа вариантов дается больше, чем слева, поскольку среди вариантов как правильные, так и неправильные. Единицы в левом столбце нумеруются, а в правом — обозначаются буквами. Ответом является постановка рядом с номерным знаком структурной единицы соответствующего буквенного обозначения выбранного варианта ответа.
- Задания на определение правильной последовательности, когда испытуемому предлагается установить последовательность каких-либо событий, действий, терминов и т.д. Вместо номерных знаков напротив каждой структурной единицы располагаются пустые клетки, в которых нужно расставить цифры, обозначающие номер места в устанавливаемой последовательности.
Этапы разработки тестовых заданий.
- Выбор содержания заданий.
- Выбор формы задания.
- Создание инструкции и описания теста.
- Апробация теста (сбор эмпирических данных).
- Обработка эмпирических данных.
- Интерпретация результатов обработки.
- Экспертиза качества теста.
Показатели оценивания качества выполненных слушателем
тестовых заданий.
- Полнота выполнения заданий.
- Правильность выполнения заданий (ответы совпадают с эталонными).
- Эффективность и творческая оригинальность выполнения задания в нормативные сроки (неожиданное решение, использование дополнительных материалов, дано несколько вариантов решения, предложена авторская методика выполнения задания.
Критерии и шкала оценивания качества выполнения тестовых заданий.
№ п\п | Оцениваемые параметры | Баллы |
1 | На все ТЗ даны не только правильные ответы, но и указаны оригинальные подходы к решению заданий. | 8 |
2 | правильные ответы даны не менее, чем на 80% вопросов. | 6-7 |
3 | правильные ответы даны не менее, чем на 60% вопросов. | 4-5 |
4 | правильные ответы даны не менее, чем на 25% вопросов. | 2-3 |
5 | правильные ответы даны не мене, чем на 10% вопросов. | 1 |
Требования к подготовке и содержанию учебного эссе.
Эссе – это краткое литературное произведение (связный текст), отражающий позицию автора по какому-либо актуальному вопросу (проблеме).
В рамках курсовой подготовки слушателей учебное эссе (далее УС) выступает как форма самостоятельной творческой работы на предложенную преподавателем или сформулированную самим слушателем тему в соответствии с учебным и учебно-тематическим планом изучения конкретного учебного модуля и как форма промежуточного контроля за степенью овладения слушателями учебным материалом.
Цель подготовки УС: развитие оперативного педагогического мышления слушателей, умений кратко и аргументировано обосновывать собственную позицию по определенной актуальной проблеме; дать возможность преподавателю оценить глубину освоения ими учебного материала, их умения кратко и содержательно излагать свою точку зрения, владеть искусством полемического выступления.
Хотя УС составляется в свободной форме, рекомендуется включать в него следующие элементы:
Обоснование цели написания УС, обоснование авторской точки зрения на данную проблему, изложение контрдоводов в адрес других мнений, отличных от авторского, толкование основных понятий и терминов, используемых в УС, выводы и рекомендации по практическому использованию найденного автором решения проблемы.
С учётом того, что подготовка и предъявление слушателем УС происходит в процессе лекции и занимает не более 15 минут, его объём не должен превышать 2-3 страниц рукописного текста.
Критерии и шкала оценивания качества учебного эссе
№ п\п | Оцениваемые параметры эссе | Баллы |
1 | Эссе выполнено в соответствии с тематикой курса. Авторская позиция выражена ярко, неординарно. Все положения эссе связаны единой логикой и четко аргументированы. Имеются обоснованные выводы. | 8 |
2 | Эссе выполнено в соответствии с тематикой курса. Авторская позиция выражена вполне определённо. Основные положения эссе связаны единой логикой и аргументированы. Имеются обоснованные выводы. | 6-7 |
3 | Эссе выполнено в соответствии с тематикой курса. Авторская позиция выражена недостаточно чётко. Не все положения эссе связаны единой логикой и аргументированы. Выводы не имеют достаточного обоснования. | 4-5 |
4 | Эссе слабо связано с тематикой курса. Авторская позиция практически отсутствует, текст эссе носит компилятивный характер. Положения, изложенные в эссе, не связаны единой логикой и недостаточно аргументированы. Выводы не имеют обоснования. | 2-3 |
5 | Тема эссе не соответствует тематике курса. Авторская позиция практически отсутствует, текст эссе состоит из фрагментов публикации других авторов. Аргументация и выводы отсутствуют. | 1 |
Требования к организации самостоятельной работы слушателей.
В ходе образовательного процесса по программам дополнительного профессионального образования могут использоваться два вида самостоятельной работы слушателей: аудиторная и внеаудиторная.
Аудиторная самостоятельная работа (АСР) по учебному курсу выполняется слушателями на учебных занятиях по заданию преподавателя и при его непосредственной инструктивно-консультационной поддержке.
Внеаудиторная самостоятельная работа (ВСР) - вид учебной работы обучающихся, выполняемой самостоятельно по заданию преподавателя с использованием имеющегося в его распоряжении информационных возможностей, с последующей её оценкой (как промежуточной, так и итоговой) преподавателем. Объем времени, отведенный на выполнение ВСР определяется преподавателем в соответствующей образовательной программе.
Цель ВСР слушателя – мотивация его к непрерывному самообразованию, к пополнению и обновлению профессиональных знаний, к творческому использованию их в образовательной практике.
Содержанием ВСР обучающихся может быть:
- подготовка содержания практико-значимого проекта, его оформление;
- разработка организационно-методического обеспечения различных форм образовательной деятельности;
- подготовка электронной презентации проекта, конкретного урока или их системы;
- разработка содержания контрольных процедур (вопросы к ученическим контрольным заданиям, тестам, тематики ученических рефератов и эссе и т.д.);
- выполнение научно-исследовательской работы;
- выполнение индивидуальных заданий преподавателя и др.
Формы контроля качества ВСР: тест, контрольная работа, эссе, защита проекта.
Перечень методических и иных документов и материалов, а также оборудования, необходимых для обеспечения ВСР слушателей:
- дополнительная профессиональная образовательная программа (модуль) по дисциплине;
- перечень тем или заданий;
- конспект лекций по данному курсу;
- необходимый набор нормативных документов и материалов, актуальных для конкретной сферы образовательной деятельности;
- учебные пособия;
- методические указания по выполнению ВСР, подготовленные соответствующим преподавателем;
- комплект контрольно-измерительных документов и материалов для проведения самоконтроля.
Организация и руководство ВСР: перед выполнением ВСР преподаватель в плановом порядке проводит инструктаж для слушателей (групповой и индивидуальный) по выполнению задания, в содержание которого должно быть включены: цель ВСР, требования к содержанию, объёму, результатам (критерии оценки) и срокам выполнения. В процессе инструктажа преподаватель знакомит слушателей с типичными ошибками, встречающихся при выполнении ВСР и с её образцами. Педагогическое сопровождение выполнения слушателями ВСР преподаватель может осуществлять в форме индивидуальных консультаций. Результаты ВСР могут быть представлены обучающимися в виде индивидуального отчета (методическая разработка, эссе, проект и др.) Слушатели могут воспользоваться различными источниками информации.
Показатели оценивания качества выполненной слушателем
внеаудиторной самостоятельной работы.
- Полнота выполнения заданий.
- Правильность выполнения заданий (ответы не противоречат эталонным).
- Эффективность и творческая оригинальность выполнения задания в нормативные сроки (неожиданное решение, использование дополнительных материалов, дано несколько вариантов решения, предложена авторская методика выполнения задания.
Критерии и шкала оценивания качества выполнения внеаудиторной самостоятельной работы
№ п\п | Оцениваемые параметры | Баллы |
1 | В работе даны не только правильные ответы, но и указаны оригинальные подходы к решению заданий. | 8 |
2 | правильные ответы представлены не менее, чем на 80% вопросов. | 6-7 |
3 | правильные ответы представлены не менее, чем на 60% вопросов. | 4-5 |
4 | правильные ответы представлены не менее, чем на 25% вопросов. | 2-3 |
5 | правильные ответы представлены не мене, чем на 10% вопросов. | 1 |
Дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации по теме «Профессиональная деятельность педагогических работников дошкольных образовательных учреждений в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования» разработана в 2013 году в соответствии с Приказом Минобрнауки России от 15.01.2013 года № 10 «О федеральных государственных требованиях к минимуму содержания дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников, а также к уровню профессиональной переподготовки педагогических работников».
ПРОГРАММА РЕКОМЕНДОВАНА
К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В РЕГИОНАЛЬНОЙ
СЕТИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
КАК ДВЕ КРЕДИТНЫХ ЕДИНИЦЫ
[1] См.: Максимов В. Г. Педагогическая диагностика в школе : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М., 2002. — С. 93.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обновление традиционных видов и форм учебного процесса как основное требование к формированию профессиональных компетенций обучающихся в условиях реализации ФГОС НО и СПО
Разработка новых государственных стандартов в образовании и внедрение новых технологий обучения повлекли за собой необходимость использования новых подходов к системе контроля и проверки соответствия ...
«Развитие профессиональной компетенции педагога как фактор повышения качества образования в условиях реализации ФГОС НОО»,
Доклад на августовском совещании...
Диплом за 1 место во Всероссийском конкурсе "ИКТ - компетенции педагогических работников в условиях реализации ФГОС"
Диплом за 1 место во Всероссийском конкурсе "ИКТ - компетенции педагогических работников в условиях реализации ФГОС"...
Диплом за 1 место во Всероссийском конкурсе "ИКТ - компетенции педагогических работников в условиях реализации ФГОС"
Диплом за 1 место во Всероссийском конкурсе "ИКТ - компетенции педагогических работников в условиях реализации ФГОС"...
Развитие профессиональных компетентностей учителя в условиях реализации ФГОС
В статье описывается опыт работы по развитию профессиональных компетентностей учителя....
Развитие профессиональных компетенций и мастерства учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС.
Развитие профессиональных компетенций и мастерства учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС....