Актуальные вопросы введения ФГОС в образовательном учреждении
методическая разработка на тему

Проценко Галина Александровна

Актуальные вопросы введения ФГОС в образовательном учреждении

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aktualnye_voprosy_vvedeniya_fgos_v_ou.doc391.5 КБ

Предварительный просмотр:

1.9. ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ СОДЕРЖАНИЯ

КОМПОНЕНТА «СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ

ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ» НА ЭТАПЕ ВВЕДЕНИЯ ФГОС

Анализ типичных затруднений, которые испытывают педагогические коллективы образовательных учреждений при создании ООП, показывает, что подавляющее большинство руководителей и педагогов не знают, как представить раздел «Система оценивания достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования».

Этому есть свое объяснение. На протяжении многих десятилетий, несмотря на множественность изменений в системе образования, которые не были системными, до системы оценивания практически не доходили руки в силу сложившихся традиций, обусловленных прежде всего простотой существующей системы, универсальностью, привычностью, позволяющей ее применять в различных образовательных системах. Более того, несмотря на то, что в Законе РФ «Об образовании в РФ» прямо указывается на компетенцию образовательного учреждения по созданию системы оценивания в нем, подавляющее большинство учреждений не имеет на сегодняшний день локальных актов, которые бы определяли все особенности организации и содержания существующей системы оценивания. Таким образом, отсутствие опыта описания системы оценивания вообще, проектировочный характер ООП, отсутствие опыта работы по ФГОС делают особенно сложным процесс создания системы оценивания достижения результатов.

Все вышесказанное обусловливает актуальность рассмотрения вопроса о способах разработки системы оценивания достижений планируемых результатов.

74


Изучение и анализ содержания ФГОС [9, 18, 20, 21, 26] позволяют сформулировать основные характерные особенности системы оценивания, которыми она должна обладать вне зависимости от образовательного учреждения. Отсутствие (неучтен-ность) названных ниже особенностей затруднит обеспечение адекватности системы оценивания всей идеологии ФГОС.

Это следующие особенности:

  • комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
  • использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
  • оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности выполнения учебно-практических и учебно-познавательных задач;
  • оценка динамики образовательных достижений учащихся;

  • сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
  • использование персонифицированных процедур в целях итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифици-рованных процедур в целях оценки состояния и тенденций развития системы образования, а также в иных аттестационных целях;
  • уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению данных;

•        использование накопительной системы оценивания
(портфолио),
характеризующей динамику индивидуальных об
разовательных достижений;

•        использование наряду со стандартизированными письмен
ными или устными работами
таких методов оценки, как проек
ты, практические работы, творческие работы, самоанализ
и самооценка, наблюдения
и др.;

75


• использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений.

Следует обратить внимание на очень важную деталь. Даже прекрасное описание системы оценивания в ООП не обеспечивает ее наличия в образовательном учреждении. Окончательно вся система оценивания в начальной школе сложится только через 4 года, когда будут созданы, апробированы все измерители, критерии, процедуры оценивания личностных, метапредметных, предметных результатов при текущем, промежуточном, итоговом оценивании.

Рассмотрим последовательно ряд вопросов, связанных с созданием системы оценивания достижения планируемых результатов. 1. Из каких компонентов состоит система оценивания? Любая система оценивания состоит из следующих компонентов: цели, объекты, процедуры, инструментарий оценивания. Цели - обеспечение адекватной обратной связи, естественно встроенной в образовательный процесс, установление степени достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы (личностных, метапредметных, предметных) обучающимися начальных классов, стимулирование их субъектности, принятие ими активной роли в образовательном процессе и ответственности за окончательный результат.

Объекты - три основные группы результатов: личностные, метапредметные, предметные - устанавливает Стандарт. Общая характеристика этих результатов и их специфика, отражающая особенности возрастной группы обучающихся, представлены в требованиях Стандарта к результатам освоения основных образовательных программ начального, основного и среднего (полного) образования.

Под личностными результатами в Стандарте понимается становление самоопределения личности, включая развитие основ

76


гражданской идентичности личности и формирование внутренней позиции школьника; развитие мотивов и смыслов учебно-образовательной деятельности; развитие системы ценностных ориентации выпускников начальной школы, в том числе морально-этической ориентации, отражающих их индивидуально-личностные позиции, социальные чувства и личностные качества.

Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы деятельности - познавательные, коммуникативные - и способы регуляции своей деятельности, включая планирование, контроль и коррекцию. Универсальные способы деятельности осваиваются обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов и применяются учащимися как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Под предметными результатами образовательной деятельности понимается освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данного предмета деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Процедуры оценивания - ряд последовательных действий, необходимых для оценивания. Совокупность используемых процедур текущего, промежуточного, итогового оценивания определяется характером объекта, используемыми образовательными технологиями, методами, приемами. В качестве основы в выборе процедур рекомендуем использовать Методическое письмо Минобразования России от 19. 11. 1998 г. № 1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» [12]. Процедуры, предусмотренные тем или иным учебно-мето-

77


дическим комплексом, а также сложившаяся инновационная практика могут определять совокупность используемых процедур.

Для выбора, определения совокупности процедур приводим список рекомендуемой литературы.

Литература

1.        Воронцов, А. Б. Педагогическая технология контроля
и оценки учебной деятельности (система Д. Б. Эльконина - В. В. Да
выдова) / А. Б. Воронцов - М. : Издатель Рассказов А. И., 2002. -
303 с.

  1. Галеева, Н. Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках в начальной школе ; методическое пособие для учителя / Н. Л. Галеева, Е. С. Гостимская, Г. Ю. Евдокимова [и др.]. -М. : 5 за знания, 2008. - 128 с.
  2. Горбунова, Т. С. Обновление системы оценивания учебных достижений обучающихся : учебное пособие / Т. С. Горбунова. - Омск : БОУ ДПО «ИРООО», 2008. - 72 с.
  3. Критериальное оценивание в начальной школе : пособие для учителя (из опыта работы) / сост. Е. И. Матвеева, О. Б. Пан- I кова, И. Е. Патрикеева. - М. : ВИТА-ПРЕСС, 2011. - 168 с. -  | (Серия «Новые образовательные стандарты»).

  1. Моисеев, И. А. Контроль и оценка результатов обучения : j 1-4 классы / И. А. Моисеев. - М. : ВАКО, 2010.-128 с.
  2. Оценка достижения планируемых результатов в начальной j школе. Система заданий : в 3 ч. / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Ло- А гиновой. - М. : Просвещение, 2011. - (Серия «Стандарты второ- I го поколения»).

7.        Создание новой системы оценивания образовательных |
достижений   обучающихся:   методические   рекомендации   (из;
опыта работы МОУ «Нижнеомская СОШ № 2» Нижнеомского I
MP Омской области) / под ред. Т. С. Горбуновой. - Омск : БОУ
ДПО «ИРООО», 2009. - 112 с.

78


2. Инструментарий оценивания складывается из контрольно-измерительных материалов, измерительных шкал (рис. 1), критериев, дополнительных средств организации (листы оценки, дневники и др.).

Контрольно-измерительный материал (КИМ) - используется для оценки учебных достижений обучающихся. Проводится стандартизованно в максимально однородных условиях с применением максимально однородных по содержанию и сложности материалов.

Критерий - признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мера суждения, оценки какого-либо явления.

Рекомендуемые подходы к разработке КИМов опубликованы в изданиях:

1. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий : в 3 ч. / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. - М. : Просвещение, 2011. - (Серия «Стандарты второго поколения»),

2. Логинова, О. Б. Мои достижения. Итоговые комплексные работы для 1 кл., 2 кл., 3 кл. / О. Б. Логинова, С. Г. Яковлева. -М. : Просвещение, 2010.

79


Итоговая комплексная работа - это система заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру.

В комплект входят 4 варианта итоговой комплексной работы для всего класса и методические рекомендации. В методических рекомендациях дается общее описание целей, структуры, особенностей содержания и формы заданий, указания по проведению, оцениванию, интерпретации и использованию результатов и формы фиксации результатов.

3. Как организовать разработку системы оценивания?

Порядок действий может быть следующим:

  1. Необходимо создать рабочую группу в образовательном учреждении (руководитель, учителя начальной школы, учителя основной и старшей школы, представители Совета школы).
  2. Провести «инвентаризацию» действующей организации оценивания в образовательном учреждении и определить степень соответствия характеристикам системы оценивания, предусмотренным в ФГОС (табл. 15).

Таблица 15 СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ НА ПРЕДМЕТ СООТВЕТСТВИЯ ФГОС

Оценочный лист


        i        i

  1. Заполнить матрицу (табл. 16, с. 82), отразив в ней основные характеристики существующей системы оценивания.
  2. Провести анализ, выделить все отсутствующие компоненты или не соответствующие ФГОС. При проведении анализа можно ориентироваться на следующие вопросы:

-        Какие компоненты в существующей системе оценивания
отсутствуют?

-Какие компоненты существующей системы оценивания не соответствуют характеристикам системы оценивания, предусмотренным ФГОС?

  • Какие компоненты будущей системы оценивания требуют проектирования, конкретизации, разработки?
  • Что будет концептуальным (теоретическим) основанием для создания процедур, инструментария оценивания?
  • Насколько (существенно, незначительно, не требуется) необходимо обновить существующую систему оценивания?
  • Что необходимо сделать, чтобы осуществить процесс создания новой (обновленной) системы оценивания планируемых результатов освоения основной образовательной программы?

5. Провести серию проектировочных семинаров рабочей группы с педагогическим коллективом с целью создания проекта новой системы оценивания.

Система оценивания достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы должна учитывать текущее, промежуточное (тематическое), итоговое оценивание личностных, метапредметных, предметных планируемых результатов.

Эффективность создаваемой системы оценивания будет определяться тем, насколько точно, конкретно, операционально будут поставлены и приняты всеми субъектами образовательного процесса цели оценивания, определена совокупность объектов оценивания, адекватно и обоснованно определены процедуры и инструментарий.

Правила (процедуры) оценивания должны быть ясно и однозначно сформулированы, известны всем участникам образовательного процесса, при этом они не могут быть произвольным образом изменены.

Подобранный и созданный инструментарий (КИМы, критерии, шкалы) должен обеспечивать оценивание всего спектра учебных достижений обучающихся.

6. Спланировать действия по преобразованию существующей системы оценивания с помощью предложенного плана (табл. 17).


Нормативно-правовое обеспечение предусматривает наличие в образовательном учреждении положений, приказов, инструкций и т. п. по осуществлению оценивания, использованию тех или иных процедур, инструментария.

Организационно-методическое, учебно-методическое обеспечение предполагает поэтапное создание не только планов, графиков проведения промежуточной и итоговой аттестации, но и формы и содержание КИМов, критериев, шкал оценивания, средств, форм проведения тех или иных оценочных процедур.

Кадровое обеспечение предполагает обеспечение профессиональной готовности педагогических и руководящих работников к осуществлению оценивания планируемых результатов освоения основной образовательной программы в соответствии

с создаваемой системой.

Информационное обеспечение предусматривает работу со все- ми субъектами образовательного процесса (обучающимися, роди-  телями, педагогами, представителями органов  государственно-общественного управления) по своевременному информированию, разъяснению сути происходящих изменений в системе оценивания

и их результатах.

Управление созданием (обновлением) системы оценивания планируемых результатов освоения основной образовательной программы - предполагает мотивацию планирования, организацию, контроль процесса.

84


7. Последовательно и кратко описать содержание таблицы, отражающей проект системы. Полученное описание разместить в разделе «Система оценивания достижения планируемых результатов» основной образовательной программы.

4. Должна ли создаваться нормативная база для функционирования системы оценивания?

Да. Наличие в ООП раздела «Система оценивания достижения планируемых результатов» - условие необходимое, но недостаточное для управления системой оценивания. В связи с этим в образовательном учреждении последовательно должны появиться локальные акты, положения о тех или иных компонентах системы и механизмах их взаимосвязи. Например, «Положение о ведении "Листа индивидуальных достижений" для учащихся начальной и основной школы», «Положение о портфолио достижений ученика основной школы», «Положение о создании системы оценивания учебных достижений учащихся основной школы и ведении документации» и другие.

5. Чем системы оценивания различных образовательных учреждений могут отличаться друг от друга?

В связи с тем, что школе дано право самостоятельно определять систему оценивания достижения планируемых результатов, педагогический коллектив может:

•        изучить научные разработки по данному вопросу, в том
числе в выбранном УМК и затем использовать их в своей прак
тике (самостоятельное проектирование);

•        изучить инновационную практику систем оценивания в об
разовательных учреждениях своей области, других регионов
и внедрить в свое образовательное учреждение: систему в це
лом, элементы системы (внедрение инновационного опыта).

За последние десять лет в педагогической науке и практике накоплен разнообразный опыт организации оценивания учеб-

85


ных достижений обучающихся. Например, «безотметочная система», «критериальная система», «накопительная рейтинговая система» и др. Поэтому выбранное образовательным учреждением сочетание научных подходов, в том числе технологий оценивания, приемов средств, шкал, критериев, измерителей, может быть уникальным, отличным от других. Главное - чтобы созданная  система обеспечивала более точную  и  объективную оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы каждым обучающимся, стимулировала субъектность школьника, принятие им активной роли в образовательном процессе и ответственности за окончательный результат. Например, авторы критериальной системы оценивания рекомендуют следующую последовательность действий: «Построение школы с альтернативной системой оценивания - очень небыстрая,  кропотливая работа, требующая участия  каждого члена коллектива. С чего же ее начать?

1. Надо собрать инициативную группу педагогов, воодушевленных идеей обновления системы оценивания, и поставить перед ними задачу изучить вопрос: почитать книги известных педагогов, «покопаться» в Интернете, поспрашивать об этом | у коллег из других школ. Самый эффективный способ - побы- I вать на уроках в школе, где новая система оценивания уже внедрена и оправдала себя.

2. Педагоги, входящие в инициативную группу, должны рассказать остальным членам педагогического коллектива обо всем, что узнали, увидели, поняли сами. Лучше поручить это наиболее авторитетным членам коллектива. Пафос их выступления должен сводиться к тому, что они лично готовы попробовать новые технологии оценивания, но считают необходимым рассказать об этом всем и пригласить всех принять участие

в эксперименте.

86


3.        Всем педагогическим коллективом надо договориться
о правилах новой оценочной политики и зафиксировать эти пра
вила в локальном акте школы.

4.        Необходимо познакомить с новыми правилами родителей,
рассказать, что новая система оценивания создается в первую
очередь в интересах детей. Критериальное оценивание позволя
ет ребенку активно включиться в процесс обучения, сознательно
относиться к его результатам, что дает ему возможность опре
делять собственные образовательные интересы и ставить обра
зовательные задачи. Поэтому правильная организация системы
критериального оценивания не только не вредит обучению ре
бенка, но и решает задачи его личностного развития. Это наибо
лее адекватная система реализации образовательных ценностей.

5. Педагог должен строго следовать важнейшим принципам критериального оценивания:

• характер контрольно-оценочной деятельности изменяется на всех уроках в двух направлениях: постепенно и целенаправленно происходит передача контроля и оценивания от учителя к ученику, переход от контроля по результату к контролю процесса учебной деятельности;

  • первоочередное право ученика на оценку собственной работы;
  • наличие понятных учащемуся критериев, по которым он осуществляет действие оценки;

•        с первых дней 1 класса организуется специальная система
тическая работа, направленная на формирование у ребенка уме
ния оценить без помощи взрослого стоящую перед ним задачу
(в плане определения возможностей и способов ее решения)
и результаты выполнения своей работы.

6. Коллегиально разрабатывать содержание внешнего контроля по всем предметам. Необходимо не только отобрать правильно материал для проверочной работы (по принципу «чему

87


учили, то и проверяем»), но и продумать, просчитать и прописать механизм оценки: выбрать удобную шкалу оценивания, определить базовые задания и задания по выбору, включить задания на проверку как предметных, так и метапредметных результатов.

  1. Постараться «прорастить» в каждом учителе мысль о том, что взаимопосещение и видеозапись уроков - это не наказание, а единственно возможный путь для профессионального роста, рефлексии. Наверное, это одна из самых трудных позиций, но без попыток учителя взглянуть на себя со стороны, без самооценки обновление школы невозможно. Будем друг к другу терпимее, а к себе требовательнее - и все получится!
  2. Критериальное оценивание надо доносить не только до детей, но и до родителей - через дневник, лекторий для родителей, личные встречи, через электронные формы обратной связи. Сначала покажется, что это отнимает очень много времени, но постепенно выработается собственный механизм, некоторые операции дойдут до автоматизма. И учитель почувствует облегчение от того, что его оценивание станет более объективным, оно четко покажет направление коррекционной работы для каждого  ученика  и  снимет  самый  больной   вопрос   родителей:

«За что?».

9.        Начинать обучение в 1 классе с организации адаптацион
ного периода. Поможет в этом курс Г. А. Цукерман и К. Н. По
ливановой «Введение в школьную жизнь».

10.        Набраться терпения. Пусть не все получится сразу,
но, как говорится, дорогу осилит идущий. Верьте, что вы на
правильном пути. А для большей уверенности призовите на по-
мощь школьного психолога» [7, с. 10-12].

6. Чем определяется жизнеспособность создаваемой сие- | темы оценивания?

Жизнеспособность новой системы оценивания - в ее техно- I

логичности:

• она должна быть психолого-педагогически обоснована, опи-1

сана, методически оснащена;

88


  • ей можно обучиться, и ее можно реализовать на практике;
  • она должна быть понятна всем участникам образовательного процесса и отвечать их запросам;

•        она не должна зависеть от личности конкретного учителя.
®

ss Таким образом, все разделы ООП НОО взаимосвязаны между собой и направлены на достижение планируемых результатов НОО. Именно ООП НОО в единстве подходов к ее конструированию должна представлять модель организации образовательного процесса в ОУ.


ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Примерный перечень цифровых образовательных ресурсов для начальной школы

Перечень основных поисковых систем сети Интернет.

  1. www.google.ru
  2. www.rambler.ru
  3. www.yandex.ru
  4. www.nigma.ru

Коллекции электронных образовательных ресурсов.

  1. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. - Режим доступа: http://windows.edu/ru
  2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. -Режим доступа: http://school-collektion.edu/ru
  3. Федеральный центр информационных образовательных ресурсов. - Режим доступа : http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru

Образовательные Интернет-порталы.

  1. Сайт Министерства образования и науки РФ. - Режим доступа : http://www.mon.gov.ru
  2. Сайт Рособразования. - Режим доступа : http://www.ed. gov.ru
  3. Федеральный портал «Российское образование». - Режим доступа : http://www.edu.ru
  4. Российский образовательный портал. - Режим доступа : http://www.school.edu.ru

  1. Сайт федерального государственного образовательного стандарта. - Режим доступа : http://www.standart.edu.ru
  2. Каталог учебных изданий, электронного оборудования и электронных образовательных ресурсов для общего образования. - Режим доступа : http://www.ndce.edu.ru
  3. Школьный портал. - Режим доступа : http://www.portal-school.ru

98


8.        Федеральный портал «Информационно-коммуникацион
ные технологии в образовании». - Режим доступа :
http://www.
ict.edu.ru

9.        Российский портал открытого образования. - Режим дос
тупа :
http://www.opennet.edu.ru

10.        Портал Math.ru: библиотека, медиатека, олимпиады, за
дачи, научные школы, история математики. - Режим доступа :
http://www.math.ru

11.        Газета «Математика» Издательский Дом «Первое сен
тября». - Режим доступа :
http://www.math.lseptember.ru

12.        Математика в школе - консультационный центр. - Ре
жим доступа :
http://www.school.msu.ru

13.        Сайт «Я иду на урок русского языка» и электронная вер
сия газеты «Русский язык». - Режим доступа :
http://www.rus.
1
september.ru

14.        Коллекция «Мировая художественная культура». - Ре
жим доступа :
http://www.art.lseptember.ru

  1. Музыкальная коллекция Российского общеобразовательного портала. - Режим доступа : http://www.musik.edu.ru
  2. Портал «Музеи России». - Режим доступа : http://www. museum.ru
  3. Учительская газета. - Режим доступа : www.ug.ru
  4. Журнал «Начальная школа». - Режим доступа : www. openworld/school
  5. Газета «1 сентября». - Режим доступа : www.lseptember.ru
  6. ИнтерГУ.ш - Интернет-государство учителей. - Режим доступа: www.intergu.ru
  7. Сеть творческих учителей. - Режим доступа : www.it-n.ru
  8. Журнал «Наука и образование». - Режим доступа : www. edu.rin.ru
  9. Международная ассоциация «Развивающее обучение» -МАРО. - Режим доступа : www.maro.newmail.ru

99


  1. Сайт образовательной системы Л. В. Занкова. - Режим доступа : www.zankov.ru
  2. Сайт Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000...». - Режим доступа : www.sch2000.ru
  3. Сайт образовательной системы «Школа 2100». - Режим доступа : www.school2100.ru
  4. Сайт издательства «Вентана-Граф». - Режим доступа : www.vgf.ru
  5. Сайт издательства «Академкнига/Учебник». - Режим доступа : www.akademkniga.ru
  6. Сайт издательства «Дрофа». - Режим доступа : www. drofa.ifabrika.ru
  7. Сайт издательства «Просвещение». - Режим доступа : www.prosv.ru

31.        Сайт издательства «ACT. АСТРЕЛЬ». - www.planeta-
znaniy.astrel.ru

  1. Портал «Общественно-государственная экспертиза учебников». - Режим доступа : http://fsu-expert.ru/
  2. Бесплатная виртуальная электронная библиотека (раздел «Детская литература») - ВВМ. - Режим доступа : http://www. velib.com/

Приложение 2

Методическое письмо

Минобразования России

от 19.11.1998 г. №1561/14-15

Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе

Методическое письмо разработано с учетом современных требований к деятельности учителя начальных классов в четырехлетней начальной школе по контролю и оценке результатов обучения, реализует принципы гуманизации и индивидуализации обучения.

100


1. Сущность контроля и оценки результатов обучения в начальной школе

Проверка и оценка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения в одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Этот компонент наряду с другими компонентами учебно-воспитательного процесса (содержание, методы, средства, формы организации) должен соответствовать современным требованиям общества, педагогической и методической наукам, основным приоритетам и целям образования в первом звене школы.

Система контроля и оценки позволяет установить персональную ответственность учителя и школы в целом за качество процесса обучения. Результат деятельности учительского коллектива определяется прежде всего по глубине, прочности и систематизации знаний учащихся, уровню их воспитанности и развития. Система контроля и оценки не может ограничиваться утилитарной целью - проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков по конкретному учебному предмету. Она ставит более важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.

Контроль и оценка в начальной школе имеют несколько функций.

Социальная функция проявляется в требованиях, предъявляемых обществом к уровню подготовки ребенка младшего школьного возраста. Образованность в данном случае используется как широкое понятие, включающее в себя возрастной уровень развития, воспитания и осведомленности школьника, сформированное его познавательной, эмоциональной и волевой сфер личности. В ходе контроля проверяется соответствие достигнутых учащимися знаний - умений - навыков установлении


ным государством эталонам (стандартам), а оценка выражает реакцию на степень и качество этого соответствия (отлично, хорошо, удовлетворительно, плохо). Таким образом, в конечном счете система контроля и оценки для учителя становится инструментом оповещения общественности (учеников класса, учителей, родителей и др.) и государства о состоянии и проблемах образования в данном обществе и на данном этапе его развития. Это дает основания для прогнозирования направлений развития образования в ближайшей и отдаленной перспективе, внесения необходимых корректировок в систему образования подрастающего поколения, оказания необходимой помощи как ученику, так и учителю.

Образовательная функция определяет результат сравнения ожидаемого эффекта обучения с действительным. Со стороны учителя осуществляется констатация качества усвоения учащимися учебного материала: полнота и осознанность знаний, умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях, умение выбирать наиболее целесообразные средства для выполнения учебной задачи; устанавливается динамика успеваемости, сформированность (несформированность) качеств личности, необходимых как для школьной жизни, так и вне ее, степень развития основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение); появляется возможность выявить проблемные области в работе, зафиксировать удачные методы и приемы, проанализировать, какое содержание обучения целесообразно расширить, а какое - исключить из учебной программы.

Со стороны ученика устанавливается, каковы конкретные I результаты  его учебной деятельности;  что усвоено  прочно, осознанно, а что нуждается в повторении, углублении; какие стороны учебной деятельности сформированы, а какие необходимо сформировать.

102


Воспитательная функция выражается в рассмотрении формирования положительных мотивов учения и готовности к самоконтролю как к фактору преодоления заниженной самооценки учащихся и тревожности.

Правильно организованный контроль и оценка снимаю у школьников страх перед контрольными работами, снижают уровень тревожности, формируют правильные целевые установки ориентируют на самостоятельность, активность и самоконтроль.

Эмоциональная функция проявляется в том, что любой вил оценки (включая и отметки) создает определенный эмоциональный фон и вызывает соответствующую эмоциональную реакцию ученика. Действительно, оценка может вдохновить, направить на преодоление трудностей, оказать поддержку: но может и огорчить, записать в разряд «отстающих», усугубить низкую самооценку, нарушить контакт со взрослыми и сверстниками.

Реализация этой важнейшей функции при проверке результатов обучения заключается в том, что эмоциональная реакция учителя    должна    соответствовать    эмоциональной    реакции школьника (радоваться вместе с ним, огорчаться вместе с ним) и ориентировать его на успех, выражать уверенность в том, что данные результаты могут быть изменены к лучшему. Это положение соотносится с одним из главных законов педагогики начального обучения - младший школьник должен учиться на успехе. Ситуация успеха и эмоционального благополучия - предпосылки того, что ученик спокойно примет оценку учителя, проанализирует вместе с ним ошибки и наметит пути их устранения.

Информационная функция является основой диагноза планирования и прогнозирования. Главная ее особенность -возможность проанализировать причины неудачных результатов и наметить конкретные пути улучшения учебного процесса как со стороны ведущего этот процесс, так и со стороны ведомого.

103


Функция управления очень важна для развития самоконтроля школьника, его умения анализировать и правильно оценивать свою деятельность, адекватно принимать оценку педагога. Учителю функция управления помогает выявить пробелы и недостатки в организации педагогического процесса, ошибки в своей деятельности («что я делаю не так...», «что нужно сделать, чтобы...») и осуществить корректировку учебно-воспитательного процесса. Таким образом, устанавливается обратная связь между педагогом и обучающимися.

2. Виды контроля результатов обучения

Текущий контроль - наиболее оперативная, динамичная и гибкая проверка результатов обучения. Обычно он сопутствует процессу становления умения и навыка, поэтому проводится на первых этапах обучения, когда еще трудно говорить о сформированное™ умений и навыков учащихся. Его основная цель -анализ хода формирования знаний и умений учащихся. Это дает учителю и ученику возможность своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению; возвратиться к еще не усвоенным правилам, операциям и действиям. Текущий контроль особенно важен для учителя как средство своевременной корректировки своей деятельности, внесения изменений в планирование последующего обучения и предупреждения неуспеваемости.

В данный период школьник должен иметь право на ошибку, на пробный, совместный с учителем анализ последовательности учебных действий. Это определяет педагогическую нецелесообразность поспешности в применении цифровой оценки - отметки, карающей за любую ошибку, и усиление значения оценки в виде аналитических суждений, объясняющих возможные пути исправления ошибок. Такой подход поддерживает ситуацию успеха и формирует правильное отношение ученика к контролю.

104


Тематический контроль заключается в проверке усвоения программного материала по каждой крупной теме курса, а оценка фиксирует результат.

Специфика этого вида контроля:

  1. ученику предоставляется дополнительное время для подготовки и обеспечивается возможность пересдать, «доедать» материал, исправить полученную ранее отметку;
  2. при выставлении окончательной отметки учитель не ориентируется на средний балл, а учитывает лишь итоговые отметки по сдаваемой теме, которые «отменяют» предыдущие, более низкие, что делает контроль более объективным;
  3. возможность получения более высокой оценки своих знаний. Уточнение и углубление знаний становится мотивированным действием ученика, отражает его желание и интерес к учению.

Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за определенный, достаточно большой промежуток учебного времени - четверть, полугодие, год. Таким образом, итоговые контрольные работы проводятся четыре раза в год: за I, II, III учебные четверти и в конце года. При выставлении переводных отметок (в следующую четверть, в следующий класс) отдается предпочтение более высоким.

Например, школьник выполняет итоговую контрольную работу на «4», в то время как в процессе текущего контроля соотношение между «4» и «3» было в пользу «3». Это обстоятельство не дает учителю права снизить итоговую отметку, и ученик в конечном счете получает «4». В то же время другой ученик, который имел твердую «4» в течение учебного года, написал итоговую контрольную работу на «3», оценка его предыдущей успеваемости оставляет за учителем право повысить ему итоговую отметку до «4».

105


3. Методы и формы организации контроля Устный опрос требует устного изложения учеником изученного материала, связного повествования о конкретном объекте окружающего мира. Такой опрос может строиться как беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, сообщение о наблюдении или опыте.

Устный опрос как диалог учителя с одним учащимся или со всем классом (ответы с места) проводится в основном на первых этапах обучения, когда требуются систематизация и уточнение знаний школьников, проверка того, что усвоено на этом этапе обучения, что требует дополнительного учебного времени или других способов учебной работы. Для учебного диалога очень важна продуманная система вопросов, которые проверяют не только (и не столько) способность учеников запомнить и воспроизвести информацию, но и осознанность усвоения, способность рассуждать, высказывать свое мнение, аргументировано строить ответ, активно участвовать в общей беседе, умение конкретизировать общие понятия. Монологическая форма устного ответа не является для начальной школы распространенной. Это связано с тем, что предлагаемый для воспроизведения учащимися материал, как правило, небольшой по объему и легко запоминаемый, поэтому целесообразно для монологических ответов учащихся у доски выбирать доступные проблемные вопросы, требующие от школьника творчества, самостоятельности, сообразительности, а не повторения выученного дома текста статьи учебника. Например, составление тематических творческих рассказов на основе использования нескольких источников и т. п.

Письменный опрос заключается в проведении различных самостоятельных и контрольных работ.

Самостоятельная работа - небольшая по времени (15- .] 20 минут) письменная проверка знаний и умений школьников ]

106


по небольшой (еще не пройденной до конца) теме курса. Одной из главных целей этой работы является проверка усвоения школьниками способов решения учебных задач; осознание понятий; ориентировка в конкретных правилах и закономерностях. Если самостоятельная работа проводится на начальном этапе становления умения и навыка, то она не оценивается отметкой. Вместо нее учитель дает аргументированный анализ работ учащихся, который он проводит совместно с учениками. Если умение находится на стадии закрепления, автоматизации, то самостоятельная работа может оцениваться отметкой.

Самостоятельная работа может проводиться фронтально, небольшими группами и индивидуально. Цель такого контроля определяется индивидуальными особенностями, темпом продвижения учащихся в усвоении знаний. Так, например, индивидуальную самостоятельную работу может получить ученик, который пропустил много учебных дней, не усвоил какой-то раздел программы, работающий в замедленном или ускоренном темпе. Целесообразно использовать индивидуальные самостоятельные работы и для застенчивых, робких учеников, чувствующих дискомфорт при ответе у доски. В этом случае хорошо выполненная работа становится основанием для открытой поддержки школьника, воспитания уверенности в собственных силах. Предлагается проводить и динамичные самостоятельные работы, рассчитанные на непродолжительное время (5-10 минут). Это способ проверки знаний и умений по отдельным существенным вопросам курса, который позволяет перманентно контролировать и корректировать ход усвоения учебного материала и правильность выбора методики обучения школьников. Для таких работ учитель использует индивидуальные карточки, обучающие тексты, тестовые задания, таблицы. Например, учащиеся изучили тему «Вода». Учитель предлагает в качестве самостоятельного и проверочного задания заполнить таблицу - отметить

107


свойства воды, пара и льда. Если такие самостоятельные работы проводятся в первый период изучения темы, то целесообразно отметкой оценивать лишь удачные, правильно выполненные. Остальные работы анализируются учителем вместе с обучающимися.

Контрольная работа - используется при фронтальном текущем и итоговом контроле с целью проверки знаний и умений школьников по достаточно крупной и полностью изученной теме программы. Проводятся в течение всего года и преимущественно по тем предметам, для которых важное значение имеют умения и навыки, связанные с письменным оформлением работы и графическими навыками (русский язык, математика), а также требующие умения излагать мысли, применять правила языка и письменной речи (русский язык, окружающий мир, природоведение). Контрольная работа оценивается отметкой.

Содержание работ для письменного опроса может организовываться по одноуровневым или разноуровневым, отличающимся по степени сложности вариантам. Так, для развития самоконтроля и самооценки учащихся целесообразно подбирать самостоятельные и контрольные работы по разноуровневым вариантам. Предлагаемая детям инструкция объясняет им, что каждый сам может выбрать вариант работы любой сложности. При этом за правильное выполнение варианта А ученик получит отметку не выше «3», за вариант Б - не выше «4», а за вариант В - «5». При желании школьник может посоветоваться с учителем. Такая форма контроля мало используется в начальной школе и требует серьезной предварительной подготовки.

К стандартизированным методикам проверки успеваемости относятся тестовые задания. Они привлекают внимание прежде всего тем, что дают точную количественную характеристику не только уровня достижений школьника по конкретному предмету, но также могут выявить уровень общего развития: умения

108


применять знания в нестандартной ситуации, находить способ построения учебной задачи, сравнивать правильный и неправильный ответы и т. п.

Стандартизированные методики позволяют достаточно точно и объективно при минимальной затрате времени получить общую картину развития класса, школы, собрать данные о состоянии системы образования в целом.

Особой формой письменного контроля являются графические работы. К ним относятся рисунки, диаграммы, схемы, чертежи и др. Такие работы могут использоваться на уроках по любому предмету. Их цель - проверка умения учащихся использовать знания в нестандартной ситуации, пользоваться методом моделирования, работать в пространственной перспективе, кратко резюмировать и обобщать знания.

Например, контрольными графическими работами может быть заполнение схем «звуковая модель слова», «состав предложения», «синтаксический разбор предложения», «животное -живой организм», «дикорастущие и культурные растения»; составление диаграммы «свойства воздуха»; графические рисунки «образование родника», «реки» и др.

4. Оценка результатов учебно-познавательной деятельности младших школьников Оценка есть определение качества достигнутых школьником результатов обучения. На современном этапе развития начальной школы, когда приоритетной целью обучения является развитие личности школьника, определяются следующие параметры оценочной деятельности учителя:

- качество усвоения предметных знаний - умений - навыков, их соответствие требованиям Государственного стандарта начального образования;

109


  • степень сформированное™ учебной деятельности младшего школьника (коммуникативной, читательской, трудовой, художественной);
  • степень развития основных качеств умственной деятельности (умения наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, связно излагать мысли, творчески решать

учебную задачу и др.);

-уровень развития познавательной активности, интересов и отношения к учебной деятельности; степень прилежания и старания.

Первый параметр оценивается отметкой за результат обучения, остальные - словесными суждениями (характеристиками ученика). Следует обратить особое внимание на необходимость усиления роли постоянных наблюдений за уровнем познавательных интересов и самостоятельностью обучающегося.

Требования к оцениванию

Прежде всего необходимо учитывать психологические особенности ребенка младшего школьного возраста: неумение объективно оценить результаты своей деятельности, слабый контроль и самоконтроль, неадекватность принятия оценки учителя и др. Любая проверка знаний должна определяться характером и объемом ранее изученного материала и уровнем общего развития учащихся.

Не менее важно требование объективности оценки. Это проявляется прежде всего в том, что оценивается результат деятельности ученика.

Личное отношение учителя к школьнику не должно отражаться на оценке. Это особенно важно, потому что нередко педагог делит детей на отличников, хорошистов, троечников и, невзирая на конкретный результат работы, ставит отметку в соответствии с этим делением: отличнику - завышает, а троечнику - занижает.

ПО


Характер принятия школьниками оценки учителя зависит от степени сформированности у них самооценки. Реализация этого требования имеет особое значение в развитии учебно-познавательной мотивации ребенка и его отношения к учению. Отрицательной   стороной   деятельности   учителя   по   контролю и оценке является его эгоцентричность. Он стоит как бы над детьми, только сам имеет право оценить, похвалить, исправить ошибки. Ученик не принимает участия в этой деятельности. Более того, его участие часто наказывается («не подсказывай» -а он нашел у соседа ошибку; «исправил» - а он у себя нашел ошибку...). Такой подход формирует у школьника убеждение в том, что оценка - проявление отношения учителя не к его деятельности, а к нему самому.

Учителю следует помнить, что одним из основных требований к оценочной деятельности является формирование у школьников умений оценивать свои результаты, сравнивать их с эталонными, видеть ошибки, знать требования к работам разного вида. Работа учителя состоит в создании определенного общественного мнения в классе: каким требованиям отвечает работа на «отлично», правильно ли оценена эта работа, каково общее впечатление от работы, что нужно сделать, чтобы исправить ошибки? Эти и другие вопросы становятся основой коллективного обсуждения в классе и помогают развитию оценочной деятельности школьников.

Приведем пример. Учитель проводит диктант, перед сдачей предлагает его проверить. Ученик находит в своей работе ошибки и исправляет их. В соответствии с инструкцией учитель снижает оценку на балл. Проанализируем эту ситуацию. Ученик сам нашел ошибки, что означает наличие у него навыка самоконтроля. Естественно, в данном случае требуется не наказание, а поощрение. Но найдется учитель, который скажет: «Ученик должен сразу писать без ошибок». Однако процесс перехода

111


умения в навык (а именно этого требует педагог) достаточно трудный и неровный, поэтому тот факт, что ученик еще не может сразу применить правило написания, скорее, его беда, а не вина. И пока у школьника не сформирован тот или иной навык, он должен иметь право на исправление ошибки, на совместный с педагогом анализ причин своих неудач. Кроме того, непедагогична эта ситуация еще и потому, что у школьника формируется негативное отношение к действию самоконтроля, безразличное отношение к оцениванию («Зачем искать у себя ошибки, если учитель все равно снизит отметку?»). Противоречие, образующееся при такой ситуации, отрицательно отражается на всем учебно-воспитательном процессе, так как вносит дискомфорт в отношения между обучаемым и обучающим, между одноклассниками, детьми и родителями.

В процессе реализации воспитательной функции создаются условия для формирования тех качеств личности, которые становятся стимулом положительного отношения к учению. Это касается прежде всего умения и желания осуществлять самоконтроль. Сюда относятся: умение сравнивать результат своей деятельности с эталоном; умение анализировать правильность (неправильность) выбора способа учебного действия, средств достижения цели; поиск ошибок в чужой и своей работах, анализ их причин и определение путей исправления.

Таким образом, система контроля и оценки становится регулятором отношений школьника и учебной среды. Ученик превращается в равноправного участника процесса обучения. Он не только готов, он стремится к проверке своих знаний, к установлению того, чего он достиг, а что ему еще предстоит преодолеть.

Учитель применяет для оценивания цифровой балл (отметку) и оценочное суждение.        - ■—'


Характеристика цифровой отметки и словесной оценки

Нельзя не признать, что оценивание на основе анализа текущих и итоговых отметок остается пока наиболее продуктивной формой. Вместе с тем следует обратить внимание на ее существенные недостатки: недооценку оценочных суждений учителя, увлечение «процентоманией», субъективность выставляемых отметок.

Следует не допускать тенденции формального «накопления» отметок, ориентировку на «среднюю» отметку, выведенную путем  арифметических  подсчетов. Итоговая отметка не может быть простым среднеарифметическим данным по текущей проверке. Она выставляется с учетом фактического уровня подготовки, достигнутого учеником к концу определенного периода. При этом ученик получает право исправить плохую отметку, получить более высокие баллы и повысить свою успеваемость. Например, школьник получил за диктант по русскому языку «2», так как допустил грубые ошибки при применении пройденных правил орфографии. Но в последующей своей работе он усвоил эти правила и в следующем диктанте их не нарушил. Такое положение означает, что первая «2» недействительна, исправлена и не учитывается при выведении итоговой отметки.

Таким образом, следует бороться с фетишизацией отметки как единственного «орудия» формирования прилежания и мотивов учения и поощрять отказ от формализма и «процентомании». Необходимо совершенствовать прежде всего методику текущего контроля, усиливать значение воспитательной функции.

Еще одной важной проблемой деятельности оценивания являются разные подходы к использованию отметки в первом классе. Необходимо отказаться от выставления отметок учащимся первого класса в течение всего первого года. Отметка как цифровое оформление оценки вводится учителем только тогда,

113


когда школьники знают основные характеристики разных отметок (в каком случае ставится «5», в каких случаях отметка снижается). До введения отметок не рекомендуется применять никакие другие знаки оценивания - звездочки, цветочки, разноцветные полоски и пр. Учитель должен знать, что в данном случае функции отметки берет на себя этот предметный знак и отношение ребенка к нему идентично отношению к цифровой оценке.

Отметкой оценивается результат определенного этапа обучения. Пока дети только начинают познавать азы чтения, письма, счета, пока не достигнуты сколько-нибудь определенные результаты обучения, отметка больше оценивает процесс учения, отношение ученика к выполнению конкретной учебной задачи, фиксирует неустоявшиеся умения и неосознанные знания. Исходя из этого оценивать отметкой данный этап обучения нецелесообразно.

С учетом современных требований к оценочной деятельности в начальной школе вводится четырехбалльная система цифровых оценок (отметок). Отменяется оценка «очень плохо» (отметка «1»). Это связано с тем, что единица как отметка в начальной школе практически не используется и оценка «очень плохо» может быть приравнена к оценке «плохо». Отменяется оценка «посредственно» и вводится оценка «удовлетворительно».

Характеристика цифровой оценки (отметки)

«5» («отлично») - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета (два недочета приравниваются к одной ошибке); логичность и полнота изложения.

«4» («хорошо») - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материа-

114


ла, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

«3» («удовлетворительно») - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

«2» («плохо») - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

Вводится оценка «за общее впечатление от письменной работы». Сущность ее состоит в определении отношения учителя к внешнему виду работы (аккуратность, эстетическая привлекательность, чистота, оформленность и др.). Эта отметка ставится как дополнительная, в журнал не вносится.

Таким образом, в тетрадь (и в дневник) учитель выставляет две отметки (например, 5/3): за правильность выполнения учебной задачи (отметка в числителе) и за общее впечатление от работы (отметка в знаменателе). Снижение отметки «за общее впечатление от работы» допускается, если:

  • в работе имеется не менее 2 неаккуратных исправлений;
  • работа оформлена небрежно, плохо читаема, в тексте много зачеркиваний, клякс, неоправданных сокращений слов, отсутствуют поля и красные строки.

115


Данная позиция учителя в оценочной деятельности позволит более объективно оценивать результаты обучения и «развести» ответы на вопросы, чего достиг ученик в освоении предметных знаний и каково его прилежание и старание.

Характеристика словесной оценки (оценочное суждение) Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация (прежде всего!) успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося («ленив», «невнимателен», «не старался»).

Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также способы устранения недочетов и ошибок.


Математика Оценивание письменных работ.

В основе данного оценивания лежат следующие показатели: правильность выполнения и объем выполненного задания.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки.

Ошибки:

  • незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов, существующих зависимостей, лежащих в основе выполнения задания или используемых в ходе его выполнения;
  • неправильный выбор действий, операций;

123


  • неверные вычисления в случае, когда цель задания - проверка вычислительных умений и навыков;
  • пропуск части математических выкладок, действий, операций, существенно влияющих на получение правильного ответа;
  • несоответствие пояснительного текста, ответа задания, наименования величин выполненным действиям и полученным результатам:
  • несоответствие выполненных измерений и геометрических построений заданным параметрам.

Недочеты:

  • неправильное списывание данных (чисел, знаков, обозначений, величин);
  • ошибки в записях математических терминов, символов при оформлении математических выкладок;
  • неверные вычисления в случае, когда цель задания не связана с проверкой вычислительных умений и навыков;
  • наличие записи действий;

-        отсутствие ответа к заданию или ошибки в записи ответа.
Снижение отметки за общее впечатление от работы допуска
ется в случаях, указанных выше.

Оценивание устных ответов.

В основу оценивания устного ответа учащихся положены следующие показатели: правильность, обоснованность, самостоятельность, полнота.

Ошибки:

  • неправильный ответ на поставленный вопрос;
  • неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без помощи учителя;
  • при правильном выполнении задания неумение дать соответствующие объяснения.

124


Недочеты:

  • неточный или неполный ответ на поставленный вопрос;
  • при правильном ответе неумение самостоятельно или полно обосновать и проиллюстрировать его;
  • неумение точно сформулировать ответ решенной задачи;
  • медленный темп выполнения задания, не являющийся индивидуальной особенностью школьника;
  • неправильное произношение математических терминов.

Особенности организации контроля по предмету «Математика»

Текущий контроль по математике можно осуществлять как в письменной, так и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля рекомендуется проводить не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или математического диктанта. Желательно, чтобы работы для текущего контроля состояли из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения (например, умения сравнивать натуральные числа, умения находить площадь прямоугольника и др.).

Тематический контроль по математике в начальной школе проводится в основном в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы: приемы устных вычислений, действия с многозначными числами, измерение величин и др.

Среди тематических проверочных работ особое место занимают работы, с помощью которых проверяются знания табличных случаев сложения, вычитания, умножения и деления. Для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, каждый из которых содержит 30 примеров (соответственно по 15 на сложение и вычитание или умножение и деление). На выполнение такой работы отводится 5-6 минут урока.

125


Итоговый контроль по математике проводится в форме контрольных работ комбинированного характера (они содержат арифметические задачи, примеры, задания геометрического характера и др.)- В этих работах сначала отдельно оценивается выполнение задач, примеров, заданий геометрического характера, а затем выводится итоговая отметка за всю работу.

При этом итоговая отметка не выставляется как средний балл, а определяется с учетом тех видов заданий, которые для данной работы являются основными.

Нормы оценок за итоговые контрольные работы соответствуют общим требованиям, указанным в данном документе.

Окружающий мир (естествознание и обществознание)

Специфичность содержания предметов, составляющих образовательную область «Окружающий мир», оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля -проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять  комплексные знания.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки.

Ошибки:

  • неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
  • нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
  • неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
  • ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;

-        незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;

-        отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;

  • ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
  • неумение ориентироваться по карте, плану, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).

Недочеты:

  • преобладание при описании объекта несущественных его признаков;
  • неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
  • отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
  • неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;
  • неточности при нахождении объекта на карте.

Особенности организации контроля по предмету «Окружающий мир» Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.

Фронтальный опрос проводится как беседа (полилог), в которой участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавлива-

127


ет серию вопросов по конкретной теме курса, учащиеся дают на них короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед - проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материала (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т. п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т. п.

Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на уроках по предметам данной образовательной области. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.

Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее его существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстративного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.

Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т. п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированное™ логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.

128


При письменной проверке знаний по предметам естественно-научного и обществоведческого направления используются такие контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного письменного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны поэтому тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др. Имеют большое значение и работы с индивидуальными карточками-заданиями: дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т. п. Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей.

Интересной формой письменного контроля сформированное™ представлений об окружающем мире являются графические работы. Здесь учитель проверяет осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком-схемой.

Специфической формой контроля, сочетающей в себе элементы как устного, так и письменного опроса, является работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями. Эта форма контроля используется в основном на уроках, формирующих естественно-научные представления детей. Основная цель этих проверочных работ - определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу.

Нормы оценок за все виды проверочных работ по предметам образовательной области «Окружающий мир» соответствуют общим требованиям, указанным в данном документе.

129



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация «Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения»

Опубликована презентация «Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения»страница сайта  http://standart.edu.ru/doc.aspx?DocId=3312 Фед...

презентация «Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения»

Опубликована презентация «Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения»страница сайта  http://standart.edu.ru/doc.aspx?DocId=3312 Фед...

ФГОС второго поколения. Актуальные вопросы введения.

Актуальные вопросы введения стандартов второго поколения....

Актуальные вопросы реализация ФГОС НОО в образовательном учреждении

. Главная цель введения ФГОС НОО второго поколения заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу российского образования – повышение качества образования, достижение новых о...

«Введение ФГОС в образовательном учреждении»

Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 "Закона об образовании" и представляют собой "совокупность требований, обязательных п...