Выступление "Актуальные проблемы и эффекты введения и реализации ФГОС второго поколения"
статья на тему

Требования новых стандартов ориентируют нас, педагогов  на переход от традиционных технологий к технологиям обучения на основе «учебных ситуаций»; проектной и исследовательской деятельности; информационных и коммуникационных технологий; активных форм обучения. Назрела объективная потребность перевода школ из режима монологической дидактики в режим живого образовательного диалога  с учащимися. Особая роль отводится позиции педагога в общении, которая характеризуется признанием ученика как равного партнера в условиях сотрудничества, ориентацией на интересы ученика и перспективы его развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_osmalovoy_na_konferentsiyu.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальные проблемы и эффекты введения и реализации ФГОС второго поколения

Осмалова И.В.,

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ№4 п. Чернянка

Белгородской области»

В последнее время много событий происходит  в жизни педагогического сообщества. Это принятие нового Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации», работа по внедрению федерального государственного образовательного стандарта  второго поколения, разрабатывается законодательная база развития образования в регионах. Президент России Владимир Владимирович Путин,  анализируя  реализацию региональных программ по модернизации общего образования, подчеркивает, что главная цель проектов – это рост качества школьного образования, что невозможно без ключевой фигуры - Педагога.

По словам К.Д. Ушинского «В деле  обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить,  минуя голову учителя»

Какой он учитель 21 века? Это человек, который способен проектировать совместную деятельность с учащимися, готов к сотрудничеству, открыт для общения. …Все начинается с  урока.  Один из принципов современной педагогики – учение с увлечением. Легко ли это учителю? А детям? Ведь для многих из них учёба – это тяжёлая работа.  

Известный польский педагог Януш Корчак писал: «Если вы умеете определять радость ребёнка и её силу, вы должны знать, что самая высокая радость - преодолённой трудности, достигнутой цели, раскрытой тайны, радость триумфа и счастье самостоятельности».

В тоже время,  чтобы воспитать достойного гражданина России, способного самосовершенствоваться на протяжении всей жизни, учитель должен быть сам примером для подражания.

При этом большое значение имеет готовность учителя обучаться и повышать свою квалификацию в поисковом режиме, вести обсуждение проблем в диалоговой форме, непосредственной практикой «проверять» полученные знания и опыт, рефлексировать по поводу собственной и чужой практики, теоретически осмысливать существующие и формулировать новые проблемы.

Требования новых стандартов ориентируют нас, педагогов  на переход от традиционных технологий к технологиям обучения на основе «учебных ситуаций»; проектной и исследовательской деятельности; информационных и коммуникационных технологий; активных форм обучения таких как - организация работы в группах и парах.

Назрела объективная потребность перевода школ из режима монологической дидактики в режим живого образовательного диалога  с учащимися. Особая роль отводится позиции педагога в общении, которая характеризуется признанием ученика как равного партнера в условиях сотрудничества, ориентацией на интересы ученика и перспективы его развития.

Еще в середине ХХ столетия Антуан де Сент-Экзюпери, человек, далекий от педагогики, размышляя о многочисленных проблемах человечества, не оставляет без внимания и педагогические проблемы. В своем эссе «Цитадель» он пишет: «Не снабжайте детей готовыми формулами, формулы – пустота, обогатите их образами и картинками, на которых видны связующие нити.

Не отягощайте детей мертвым грузом фактов, обучите их приемам и способам, которые помогут им постигать. Не судите о способностях по легкости усвоения. Успешнее и дальше идет тот, кто мучительно преодолевает себя и препятствия. Любовь к познанию – вот главное мерило».

Эти советы не потеряли актуальности, особенно в связи с переходом на стандарты второго поколения. Основная идея обновления состоит в том, что образование должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным. А для этого важно создать условия для развития творческой, критически мыслящей личности, способной найти свое место в жизни, адаптироваться в обществе.

У каждого ребенка есть право на счастье. Будут ли счастливыми и успешными ребята, зависит от взрослых, в первую очередь нас, педагогов.

Не нужно быть гением или пророком, чтобы понимать, что кадры решают все. Какие мы имеем кадры педагогов и руководителей – такое мы имеем и качество образования в школах.

Наши дети – современники многих сложных событий, и не стоит обольщаться ложной мыслью о том, что они не оценивают происходящее. Оценивают. Часто с юношеским максимализмом и категоричностью, так как не имеют жизненного  опыта.

       Но, прозвенит последний звонок. Начнется новая, самостоятельная  жизнь. Научили ли мы своих учеников преодолевать трудности? Общаться с разными людьми? Ориентироваться в потоке информации? Вести здоровый образ жизни?

   Воспитали в них такие качества, как самостоятельность, уважение ко всему окружающему, выносливость, целеустремленность? Если да, тогда они – сильные Личности, и на своих жизненных листах наши Ученики поставят нам «пять»!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ваш ребёнок – первоклассник! Реализация ФГОС второго поколения в образовательной системе «Школа 2100»

Образовательная система «Школа 2100» соответствует основным принципам государственной политики российского образования изложенного в Законе РФ «Об образовании», в Федеральных государственных стандарта...

Актуальные проблемы и эффекты введения и реализации ФГОС второго поколения

Основная идея обновления образования состоит в том, что оно должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным. А для этого важно создать условия для развития творческой, критическ...

Статья "Проблема адаптации учащихся при переходе из начального звена в среднее в рамках реализации ФГОС второго поколения"

В данной статье рассмотрена проблема адаптации учащихся при переходе из начального звена в среднее и представлены способы предотвращения появления дезадаптации....