"Игра как средство развития творческих способностей учащихся"
статья на тему
Мастер-класс. Выступление на РМО для учителей нач. классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
(Выступление на РМО учителей начальных классов)
«Игра как средство развития творческих способностей учащихся»
У каждого учителя за годы работы накапливается множество приёмов, которые делают урок не только интересным, но и насыщенным, чётким, обучающим. Главное – не останавливаться на том, что уже сделано, а постоянно пополнять запас творческих «изюминок», находя новое, казалось бы, на уже проторённых «тропинках» методики. Только движение вперед дает толчок для развития чего-то нового, полезного в первую очередь для детей.
Не секрет, что русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка дается ребенку с детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и растет. С другой стороны, это сложная дисциплина, требующая большого труда. Воспитать любовь к языку – это значит воспитать интерес к нему.
Русский язык в школе остается инструментом познания, мышления, развития, он обладает богатыми возможностями творческого обогащения. А развитие творческих способностей ведёт к формированию познавательных интересов, к развитию любознательности. Творческие задания и работы возбуждают «умственный аппетит», формируют положительное отношение к учебной деятельности.
Творческое развитие доступно каждому ребенку. Каковы же условия?
- Свободная атмосфера в школе и в классе, без авторитарности.
- Доверие и уважение к ученикам со стороны учителя, помощь, по возможности неявная, наводящая.
- Высокий уровень познавательных интересов среди учащихся, игровые методики учителя, решение субъективно-творческих задач при изучении различных тем.
- Внимание к интересам каждого ученика, к его склонностям, здоровью, к его способностям.
- Атмосфера общей культуры в школе. Учитель может достичь желаемого результата лишь в том случае, если он сам как личность не чужд творчеству, созиданию, постоянному поиску.
Уроки русского языка, литературного чтения, риторики, предполагают включение в них разнообразных работ. Это могут быть и пересказы, и диктанты, и изложения, и сочинения, и списывания, драматизации, инсценировки. Для повышения уровня творчества детей необходимо сделать эти работы занимательными, интересными, творческими.
В своей работе я применяю игровые технологии. Игровые технологии имеют огромный потенциал в плане развития творческих способностей. Дети есть дети. Они всегда играют, живут, играя, познают мир, играя. Игра для них имеет огромный смысл. Использование игры в качестве основного вида активизации познавательной деятельности детей и развития творческих способностей на начальном этапе обучения, считаю, психологически оправданным. Советский писатель Василий Белов в своей книге “Лад” высказал мысль: «Каждый ребенок хочет играть, то есть жить творчески». В игре ребёнок с большим интересом выполняет то, что вне её ему кажется очень трудным и неинтересным.
На мой взгляд, любое задание, уже немного надоевшее, можно, используя, игровой прием, превратить в увлекательное занятие. Например, простое задание отредактировать текст. Учитель преподносит задание с несколько иной точки зрения: “Представьте, что вы редактор детского журнала. Вам принесли рукопись молодого автора, где допущено столько ошибок… В общем, только Вам под силу все привести в должный порядок!” В глазах у ребят появляется огонек, и они, посмотрев по-новому на самое обычное задание, приступают к работе.
Вашему вниманию я предлагаю игру, которую использую в своей практике на уроке риторики в 3 классе при изучении темы «Слушание как вид речевой деятельности».
Эта игру можно применять в вводной части урока, когда необходимо создать хороший настрой, стимул к речевым действиям. Игра называется «Вертушка». Её цель: показать трудности слушания как вида речевой деятельности.
Игровой этап. Преподаватель просит пятерых участников (близко сидящих к двери) выйти на несколько минут из класса, а сам читает текст:
«Молодая девушка Софья Родионова, кандидат медицинских наук, год назад сменила место работы, но всё ещё чувствовала себя новичком в должности заведующей лабораторией крупной фирмы. Лаборатория Софьи проводила психологические исследования для крупных банков и фирм, желающих привлечь клиентов.
Коллектив был неплохой, но шеф… Его Софья боялась до дрожи в коленках. Раньше она имела дело с начальницами, дамы с непростыми характерами, но с ними было комфортнее. Самое страшное ожидало по понедельникам – шеф с утра собирал всех за овальным столом и устраивал разбор полётов. Действо называлось планёркой. Но сегодня, она вздохнула – как хорошо, что сегодня пятница! Впереди выходные, тем более праздники. Будет время собраться с мыслями».
По цепочке приглашаются ученики, вышедшие из класса, и учитель предлагает сначала кому-либо из присутствующих, а потом по очереди входящим передавать услышанную информацию, учитывая, что каждый новый входящий с этой информацией не знаком. (Разыгрывается с учителями)
Игра неролевая, групповая, но в то же время, кто не участвует в процессе игры, участвует в рефлексии. Игра направлена на развитие внимания и познавательных процессов. После такого наглядного примера несложно перейти к новой теме.
Как вы видите, игра даёт ребенку возможность оценить себя, проявить творческую активность, развивает находчивость, смекалку, воображение, фантазию, пробуждает интерес к знаниям.
Таким образом, в творчестве осуществляется самовыражение, самораскрытие личности ребёнка. Творчество – это процесс самобытный, заложенный в ребёнке с самого рождения. Задача любого педагога – помочь раскрыться творческим способностям, подобно цвету под лучами ласкового солнца. И ни в коем случае не потушить огонёк творчества, быть тактичным, понимающим, поддерживающим учителем.
Ребёнок должен жить в мире творчества. “Без этого, - писал В.А. Сухомлинский, - он засушенный цветок”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс компьютерной графики как средство развития творческих способностей учащихся начальной школы
Краткий обзор возможностей и специфических особенностей элективного курса компьютерной графики в начальной школе....
![](/sites/default/files/pictures/2012/06/10/picture-91358.jpg)
Презентация "Нестандартные виды работ на уроках математики как средство развития творческих способностей учащихся
Презентация " Нестандартные виды работ на уроках математики как средство развития творческих способностей учащихся"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/01/picture-19251-1567340192.jpg)
Исследовательская деятельность как средство развития творческих способностей учащихся
Социальный заказ общества и родителей предъявляет к школе требования воспитывать не только образованных граждан, но и способных быстро находить правильные решения, успешно осваивать и эффективно испол...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/12/picture-279857-1376317238.jpg)
Уроки – путешествия по Японии, как средство развития творческих способностей учащихся.
Предлагаю учителям начальных классов серию уроков творчества - путешествий по Японии...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/22/picture-478126-1411372253.jpg)
Игровая деятельность как средство развития творческих способностей учащихся на уроках и во внеурочное время
Опыт работы "Игровая деятельность как средство развития творческих способностей учащихся на уроках и во внеурочное время"...
Олимпиада как средство развития творческих способностей учащихся
Широко известно, что младший школьный возраст наиболее благоприятен для интенсивного развития памяти, внимания, логического мышления, творческого воображения, познавательной актив...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/17/picture-573737-1426568655.jpg)
«Игра на шумовых музыкальных инструментах как средство развития творческих способностей учащихся».
Презентация из опыта работы с детским шумовым оркестром.Примерный перечень инструментов, доступных для использования в начальной школе , а так же репертуар произведений....