"Игра как средство развития творческих способностей учащихся"
статья на тему

Давыдкина Ирина Александровна

Мастер-класс. Выступление на РМО для учителей нач. классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass_igra_kak_sredstvo.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

        

 

(Выступление на РМО учителей начальных классов)

         «Игра как средство развития творческих способностей учащихся»

У каждого учителя за годы работы накапливается множество приёмов, которые делают урок не только интересным, но и насыщенным, чётким, обучающим. Главное  – не останавливаться на том, что уже сделано, а постоянно пополнять запас творческих «изюминок», находя новое, казалось бы, на уже проторённых «тропинках» методики. Только движение вперед дает  толчок для развития чего-то нового, полезного в первую очередь для детей.

Не секрет, что русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка дается ребенку с детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и растет. С другой стороны, это сложная дисциплина, требующая большого труда. Воспитать любовь к языку – это значит воспитать интерес к нему.
Русский язык в школе остается инструментом познания, мышления, развития, он обладает богатыми возможностями творческого обогащения. А развитие творческих способностей ведёт к формированию познавательных интересов, к развитию любознательности. Творческие задания и работы возбуждают «умственный аппетит», формируют положительное отношение к учебной деятельности.

Творческое развитие доступно каждому ребенку. Каковы же условия?

  • Свободная атмосфера в школе и в классе,  без авторитарности.
  • Доверие и уважение к ученикам со стороны учителя, помощь, по возможности неявная, наводящая.
  • Высокий уровень познавательных интересов среди учащихся, игровые методики учителя, решение субъективно-творческих  задач при изучении различных тем.
  • Внимание к интересам каждого ученика, к его склонностям, здоровью, к его способностям.
  • Атмосфера общей культуры в школе. Учитель может достичь желаемого результата лишь в том случае, если он сам как личность не чужд творчеству, созиданию, постоянному поиску.

Уроки русского языка, литературного чтения, риторики, предполагают включение в них разнообразных работ. Это могут быть и пересказы, и диктанты, и изложения, и сочинения, и списывания, драматизации, инсценировки. Для повышения уровня творчества детей необходимо сделать эти работы занимательными, интересными, творческими.

В своей работе я применяю игровые технологии. Игровые технологии имеют огромный потенциал в плане развития творческих способностей. Дети есть дети. Они всегда играют, живут, играя, познают мир, играя. Игра для них имеет огромный смысл.  Использование игры в качестве основного вида активизации познавательной деятельности детей и развития творческих способностей на начальном этапе обучения, считаю, психологически оправданным. Советский писатель Василий Белов в своей книге “Лад” высказал мысль: «Каждый ребенок хочет играть, то есть жить творчески».  В игре ребёнок с большим интересом выполняет то, что вне её ему кажется очень трудным и неинтересным.

На мой взгляд, любое задание, уже немного надоевшее, можно, используя, игровой прием, превратить в увлекательное занятие. Например, простое задание отредактировать текст. Учитель преподносит задание с несколько иной точки зрения: “Представьте, что вы редактор детского журнала. Вам принесли рукопись молодого автора, где допущено столько ошибок… В общем, только Вам под силу все привести в должный порядок!” В глазах у ребят появляется огонек, и они, посмотрев по-новому на самое обычное задание, приступают к работе.

Вашему вниманию я предлагаю игру, которую использую в своей практике на уроке риторики в 3  классе при изучении темы «Слушание как вид речевой деятельности».

Эта игру можно применять в вводной части урока, когда необходимо создать хороший настрой, стимул к речевым действиям. Игра называется «Вертушка». Её цель: показать трудности слушания как вида речевой деятельности.

Игровой этап. Преподаватель просит пятерых участников (близко сидящих к двери) выйти на несколько минут из класса, а сам читает текст:

«Молодая девушка Софья Родионова, кандидат медицинских наук, год назад сменила место работы, но всё ещё чувствовала себя новичком в должности заведующей лабораторией крупной фирмы. Лаборатория Софьи проводила психологические исследования для крупных банков и фирм, желающих привлечь клиентов.

Коллектив был неплохой, но шеф… Его Софья боялась до дрожи в коленках. Раньше она имела дело с начальницами, дамы с непростыми характерами, но с ними было комфортнее. Самое страшное ожидало по понедельникам – шеф с утра собирал всех за овальным столом и устраивал разбор полётов. Действо называлось планёркой. Но сегодня, она вздохнула – как хорошо, что сегодня пятница! Впереди выходные, тем более праздники. Будет время собраться с мыслями».  

По цепочке приглашаются ученики, вышедшие из класса, и учитель предлагает сначала кому-либо из присутствующих, а потом по очереди входящим передавать услышанную информацию, учитывая, что каждый новый входящий с этой информацией не знаком. (Разыгрывается с учителями)

Игра неролевая, групповая, но в то же время, кто не участвует в процессе игры, участвует в рефлексии. Игра направлена на развитие внимания и познавательных процессов. После такого наглядного примера несложно перейти к новой теме.

Как вы видите, игра даёт ребенку возможность оценить себя, проявить творческую активность, развивает находчивость, смекалку, воображение, фантазию, пробуждает интерес к знаниям.

        Таким образом, в творчестве осуществляется самовыражение, самораскрытие личности ребёнка. Творчество – это процесс самобытный, заложенный в ребёнке с самого рождения. Задача любого педагога – помочь раскрыться творческим способностям, подобно цвету под лучами ласкового солнца. И ни в коем случае не потушить огонёк творчества, быть тактичным, понимающим, поддерживающим учителем.

Ребёнок должен жить в мире творчества. “Без этого, - писал В.А. Сухомлинский, - он засушенный цветок”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс компьютерной графики как средство развития творческих способностей учащихся начальной школы

Краткий обзор возможностей и специфических особенностей элективного курса компьютерной графики в начальной школе....

Презентация "Нестандартные виды работ на уроках математики как средство развития творческих способностей учащихся

Презентация " Нестандартные виды работ на уроках математики как средство развития творческих способностей учащихся"...

Исследовательская деятельность как средство развития творческих способностей учащихся

Социальный заказ общества и родителей предъявляет к школе требования воспитывать не только образованных граждан, но и способных быстро находить правильные решения, успешно осваивать и эффективно испол...

Уроки – путешествия по Японии, как средство развития творческих способностей учащихся.

Предлагаю учителям начальных классов серию уроков творчества - путешествий по Японии...

Игровая деятельность как средство развития творческих способностей учащихся на уроках и во внеурочное время

Опыт работы "Игровая деятельность как средство развития творческих способностей учащихся на уроках и во внеурочное время"...

Олимпиада как средство развития творческих способностей учащихся

    Широко известно, что младший школьный возраст наиболее благоприятен для интенсивного развития памяти, внимания, логического мышления, творческого воображения, познавательной актив...

«Игра на шумовых музыкальных инструментах как средство развития творческих способностей учащихся».

Презентация из опыта работы с детским шумовым оркестром.Примерный перечень инструментов, доступных для использования в начальной школе , а так же репертуар произведений....