"Развивающие задания и игры, направленные на отработку правописания орфограмм на уроках русского языка в начальных классах"
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс) по теме
В тексте приводятся примеры "нескучных" заданий по русскому языку, позволяющие отрабатывать орфографические умения обучающихся в занимательной форме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 173.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Развивающие задания и игры, направленные на отработку правописания орфограмм
на уроках русского языка в начальных классах
Нужно ли доказывать важность, необходимость высокой культуры речи и, в первую очередь, ее правильности - орфографической, произносительной, пунктуационной, в жизни современного человека? Грамотность - орудие культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания в процессе общения, одежда его мысли, по которой обычно сразу (и, как правило, безошибочно!) определяется уровень образованности человека.
В общей системе формирования орфографических умений важнейшая роль принадлежит начальным классам, ибо здесь закладываются основы грамотности. От того, насколько прочно будут развиты орфографические умения в начальных классах, зависит дальнейшее обучение, способность усваивать программу по русскому языку в последующих классах.
И хотя сейчас огромное внимание уделяется развитию коммуникативной компетенции учащихся, но все – таки орфографическая грамотность на всех этапах развития школы остается по-прежнему важным компонентом подготовки по русскому языку. Но почему орфография так трудна для школьников? По мнению психологов, методистов, учителей-практиков, причин здесь несколько:
- большое количество орфограмм, изучаемых за 4 года;
- нехватка времени на отработку навыков грамотного письма;
- ухудшение запоминания в связи с наложением нового материала, сходного с уже изученным (трудно различать!);
- особенности детей коррекционной школы VII вида;
- однообразие приемов, используемых при изучении орфографии.
И если первые четыре причины объективны, то пятую можно преодолеть, стараясь разнообразить форму подачи орфографического материала. Поэтому необходимо искать такой материал и формы работы, которые бы привлекли внимание учеников, развивали интерес, вызывали удивление и желание понять явление, будили мысль.
Поскольку игра ещё занимает одно из ведущих мест в жизни младших школьников, то и процесс усвоения необходимо строить так, чтобы процесс запоминания проходил в игре, прибегать к ярким, эмоционально-разнообразным видам работ для активизации внимания детей. Это будет в свою очередь способствовать более глубинному усвоению и прочному запоминанию.
Занимательность на уроке – это не развлекательность, а напряжённый труд и постоянный поиск. В словаре Ожегова “занимательный” толкуется как “способный занять внимание, воображение, интересный”, а “задания” – “то, что назначено для выполнения”. Следовательно, “занимательные задания” – “то, что назначено для выполнения, способное занять внимание, воображение”.
Примеры развивающих заданий и игр на уроках русского языка.
1). Метод звуковых ассоциаций (СЛАЙД2) для запоминания словарных слов используется при удачном созвучии фразы и словарного слова.
В этом случае слова называют не проверочными, а словами –подсказками.
2). Игра «Четвертое лишнее» (СЛАЙД3)
Я часто использую игру «Четвертое лишнее». Можно сказать так: «Дети, сейчас мы с вами будем повторять орфограмму ЖИ - ШИ». Но я говорю: «А сейчас мы будем играть в «Четвертое лишнее», будем искать слова, разгадывать загадки нашего языка». Оживление на лицах ребят говорит нам о том, что они верят: у них получится, им интересно, ведь они так любят «искать» и «разгадывать».
3). Игра «Разбери «кучу-малу» (СЛАЙД4)
- Слова записаны на карточках, неаккуратно прикреплены на доске в «кучу-малу».
Задание - запись слов в 2-3 столбика и далее работа с группами слов.
4). Игра «Волшебная яблонька» (СЛАЙД5)
Задание - сорвать с дерева яблоки с нужными буквами и вставить их в слова.
5). «Шифровальщик» (СЛАЙД6)
Задание – вставить вместо пропусков буквы и узнать, какие слова зашифрованы. Далее работа со словами.
6). «Абракадабра» (СЛАЙД7)
Задание – среди букв спрятались слова, найди их. Далее работа со словами.
7). «Бусы рассыпались» (СЛАЙД8)
Даны слова с пропущенными буквами.
Задание – заполнить в словах пропуски. Далее работа со словами.
8). «Голова – хвост» (СЛАЙД9)
Задание – составить слова из 2 столбиков. Далее работа со словами.
9). «Фотограф» (СЛАЙД10)
Задание – прочитай слова, сфотографируй (запомни) их. Ответь на вопросы. Сколько букв в последнем слове? Какое слово употреблено в единственном числе, во множественном числе? Сколько слов закончилось на согласный? Какие существительные женского рода ты запомнил? Список слов и вопросов зависит от изучаемой темы.
10). «Учитель» (СЛАЙД11)
Задание – исправить ошибки в предложении или тексте.
11). «Аналогии» (СЛАЙД12)
Задание – назови вместо пропусков необходимые слова (Алмаз – ювелир, …-парикмахер. Третий – …, суббота – воскресенье. Поэт - стихи, …музыка. )
11). «Магический квадрат» (СЛАЙД13,14)
Задание – найди слова, обозначающие … Далее работа по теме.
В 4 классе использование такой формы работы, как составление кластера, помогает учащимся:
- актуализировать, обобщить, структурировать знания по теме;
- стать основой для составления связного высказывания в научном стиле;
- запомнить теоретический материал по теме;
- проявить свои творческие способности, фантазию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/24/picture-410647-1393233131.jpg)
Статья "Формирующее оценивание как фактор создания учебно - развивающей среды на уроках русского языка в начальных классах"
В статье показаны приёмы работы на уроках русского языка в начальной школе по самооценке учащихся....
Выпускная квалификационная работа "Система повторения правописания на уроках русского языка в начальной школе" .
В современной школе одной из главнейших задач обучения русскому языку младших школьников является формирование орфографической грамотности. Она является одной из составных частей общей языковой культу...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/09/picture-664507-1441801118.jpg)
Методическая разработка урока русского языка учителя начальных классов Подольской Натальи Леонидовны по теме: «Имя существительное. Постоянные и непостоянные признаки» для учащихся 3 классов.
Цельь данного урока - систематизировать знания об именах существительных....
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/26/picture-354795-1385467134.jpg)
Дидактические игры и игровые приемы на уроках русского языка в начальных классах»
Одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям по русскому языку, является дидактическая игра. Цель игры пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. В младшем школ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/06/picture-432946-1396807403.jpg)
Основные направления лексико-семантической работы на уроках русского языка в начальных классах
Овладение литературным языком младшими школьниками должно начинаться не просто с обогащения их словарного запаса, а, в первую очередь, с накопления обучающимися лексическо-семантического запаса...
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/31/picture-54041.jpg)
Дидактические игры на уроках русского языка в начальных классах
В сообщении идёт краткое описание необходимости применения дидактических игр на уроках русского языка в начальных классах и приведены примеры таких игровых заданий к разным темам...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/05/picture-180314-1415213214.jpg)
Доклад на конференции начальных классов: "Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах"
Доклад на тему "Формирование орфографической зоркости"....