"Развивающие задания и игры, направленные на отработку правописания орфограмм на уроках русского языка в начальных классах"
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс) по теме
В тексте приводятся примеры "нескучных" заданий по русскому языку, позволяющие отрабатывать орфографические умения обучающихся в занимательной форме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivayushchie_zadaniya_i_igry.zip | 173.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Развивающие задания и игры, направленные на отработку правописания орфограмм
на уроках русского языка в начальных классах
Нужно ли доказывать важность, необходимость высокой культуры речи и, в первую очередь, ее правильности - орфографической, произносительной, пунктуационной, в жизни современного человека? Грамотность - орудие культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания в процессе общения, одежда его мысли, по которой обычно сразу (и, как правило, безошибочно!) определяется уровень образованности человека.
В общей системе формирования орфографических умений важнейшая роль принадлежит начальным классам, ибо здесь закладываются основы грамотности. От того, насколько прочно будут развиты орфографические умения в начальных классах, зависит дальнейшее обучение, способность усваивать программу по русскому языку в последующих классах.
И хотя сейчас огромное внимание уделяется развитию коммуникативной компетенции учащихся, но все – таки орфографическая грамотность на всех этапах развития школы остается по-прежнему важным компонентом подготовки по русскому языку. Но почему орфография так трудна для школьников? По мнению психологов, методистов, учителей-практиков, причин здесь несколько:
- большое количество орфограмм, изучаемых за 4 года;
- нехватка времени на отработку навыков грамотного письма;
- ухудшение запоминания в связи с наложением нового материала, сходного с уже изученным (трудно различать!);
- особенности детей коррекционной школы VII вида;
- однообразие приемов, используемых при изучении орфографии.
И если первые четыре причины объективны, то пятую можно преодолеть, стараясь разнообразить форму подачи орфографического материала. Поэтому необходимо искать такой материал и формы работы, которые бы привлекли внимание учеников, развивали интерес, вызывали удивление и желание понять явление, будили мысль.
Поскольку игра ещё занимает одно из ведущих мест в жизни младших школьников, то и процесс усвоения необходимо строить так, чтобы процесс запоминания проходил в игре, прибегать к ярким, эмоционально-разнообразным видам работ для активизации внимания детей. Это будет в свою очередь способствовать более глубинному усвоению и прочному запоминанию.
Занимательность на уроке – это не развлекательность, а напряжённый труд и постоянный поиск. В словаре Ожегова “занимательный” толкуется как “способный занять внимание, воображение, интересный”, а “задания” – “то, что назначено для выполнения”. Следовательно, “занимательные задания” – “то, что назначено для выполнения, способное занять внимание, воображение”.
Примеры развивающих заданий и игр на уроках русского языка.
1). Метод звуковых ассоциаций (СЛАЙД2) для запоминания словарных слов используется при удачном созвучии фразы и словарного слова.
В этом случае слова называют не проверочными, а словами –подсказками.
2). Игра «Четвертое лишнее» (СЛАЙД3)
Я часто использую игру «Четвертое лишнее». Можно сказать так: «Дети, сейчас мы с вами будем повторять орфограмму ЖИ - ШИ». Но я говорю: «А сейчас мы будем играть в «Четвертое лишнее», будем искать слова, разгадывать загадки нашего языка». Оживление на лицах ребят говорит нам о том, что они верят: у них получится, им интересно, ведь они так любят «искать» и «разгадывать».
3). Игра «Разбери «кучу-малу» (СЛАЙД4)
- Слова записаны на карточках, неаккуратно прикреплены на доске в «кучу-малу».
Задание - запись слов в 2-3 столбика и далее работа с группами слов.
4). Игра «Волшебная яблонька» (СЛАЙД5)
Задание - сорвать с дерева яблоки с нужными буквами и вставить их в слова.
5). «Шифровальщик» (СЛАЙД6)
Задание – вставить вместо пропусков буквы и узнать, какие слова зашифрованы. Далее работа со словами.
6). «Абракадабра» (СЛАЙД7)
Задание – среди букв спрятались слова, найди их. Далее работа со словами.
7). «Бусы рассыпались» (СЛАЙД8)
Даны слова с пропущенными буквами.
Задание – заполнить в словах пропуски. Далее работа со словами.
8). «Голова – хвост» (СЛАЙД9)
Задание – составить слова из 2 столбиков. Далее работа со словами.
9). «Фотограф» (СЛАЙД10)
Задание – прочитай слова, сфотографируй (запомни) их. Ответь на вопросы. Сколько букв в последнем слове? Какое слово употреблено в единственном числе, во множественном числе? Сколько слов закончилось на согласный? Какие существительные женского рода ты запомнил? Список слов и вопросов зависит от изучаемой темы.
10). «Учитель» (СЛАЙД11)
Задание – исправить ошибки в предложении или тексте.
11). «Аналогии» (СЛАЙД12)
Задание – назови вместо пропусков необходимые слова (Алмаз – ювелир, …-парикмахер. Третий – …, суббота – воскресенье. Поэт - стихи, …музыка. )
11). «Магический квадрат» (СЛАЙД13,14)
Задание – найди слова, обозначающие … Далее работа по теме.
В 4 классе использование такой формы работы, как составление кластера, помогает учащимся:
- актуализировать, обобщить, структурировать знания по теме;
- стать основой для составления связного высказывания в научном стиле;
- запомнить теоретический материал по теме;
- проявить свои творческие способности, фантазию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Формирующее оценивание как фактор создания учебно - развивающей среды на уроках русского языка в начальных классах"
В статье показаны приёмы работы на уроках русского языка в начальной школе по самооценке учащихся....
Выпускная квалификационная работа "Система повторения правописания на уроках русского языка в начальной школе" .
В современной школе одной из главнейших задач обучения русскому языку младших школьников является формирование орфографической грамотности. Она является одной из составных частей общей языковой культу...
Методическая разработка урока русского языка учителя начальных классов Подольской Натальи Леонидовны по теме: «Имя существительное. Постоянные и непостоянные признаки» для учащихся 3 классов.
Цельь данного урока - систематизировать знания об именах существительных....
Дидактические игры и игровые приемы на уроках русского языка в начальных классах»
Одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям по русскому языку, является дидактическая игра. Цель игры пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. В младшем школ...
Основные направления лексико-семантической работы на уроках русского языка в начальных классах
Овладение литературным языком младшими школьниками должно начинаться не просто с обогащения их словарного запаса, а, в первую очередь, с накопления обучающимися лексическо-семантического запаса...
Дидактические игры на уроках русского языка в начальных классах
В сообщении идёт краткое описание необходимости применения дидактических игр на уроках русского языка в начальных классах и приведены примеры таких игровых заданий к разным темам...
Доклад на конференции начальных классов: "Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах"
Доклад на тему "Формирование орфографической зоркости"....