Доклад «Преодоление трудностей в развитии навыков чтения у учащихся коррекционной школы VIII вида».
методическая разработка на тему

Гончарова Юлия Ивановна

Формирование навыков чтения у детей с задержкой психического развития осуществляется  замедленными темпами.  Затруднение вызывает и овладение  технической стороной процесса чтения и понимание прочитанного.  У этих детей наблюдается более медленный темп чтения, чем у учащихся массовой школы.
     Техническая сторона процесса чтения страдает из-за незнания букв или нетвёрдого их знания), нарушения слияния букв (побуквенное чтение), замедленного чтения, искажения звуко-слоговой структуры слов (особенно слов с большим количеством слогов).
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_2.docx28.3 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное казённое специальное (коррекционное)
образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа
VIII вида №3»

Доклад

«Преодоление трудностей в развитии навыков чтения у учащихся коррекционной школы VIII вида».

Подготовила учитель начальных классов:

 Ю.И. Гончарова

г. Комсомольск-на-Амуре

2014г.

Особенности работы с детьми на уроках чтения в специальной коррекционной школе VIII вида

Формирование навыков чтения у детей с задержкой психического развития осуществляется  замедленными темпами.  Затруднение вызывает и овладение  технической стороной процесса чтения и понимание прочитанного.  У этих детей наблюдается более медленный темп чтения, чем у учащихся массовой школы.
     Техническая сторона процесса чтения страдает из-за незнания букв или нетвёрдого их знания), нарушения слияния букв (побуквенное чтение), замедленного чтения, искажения звуко-слоговой структуры слов (особенно слов с большим количеством слогов).
     При проведении диагностики  детей я отметил, что многие ученики часто пользуются своеобразным способом чтения, постепенным «нанизыванием» звуков, так называемым «причитыванием» (в-вх-вхо-д  - вход). Распространёнными ошибками чтения являются замены звуков и слогов. Особую трудность для детей представляет чтение слогов со стечением согласных. При чтении таких слогов дети читают первую согласную слога как отдельный слог, отделяя её паузой от другой согласной того же слова.
     Сходные ошибки дети допускают при чтении закрытого слога (в-бе-жа-л, лю-бу-й-ся).
     Часто делается неправильное ударение, чтение в основном маловыразительное и монотонное, наблюдается повтор слов, нарушается интонационная структура.
     На первоначальном этапе овладения чтением у учащихся наблюдается неточность понимания отдельных слов, словосочетаний, предложений, текста. Есть затруднения в понимании образных выражений, метафор; нарушено целостное восприятие текста, присутствует угадывающее чтение.
     В задачи уроков чтения входит формирование прочных навыков беглого, осознанного, правильного, выразительного чтения; активное приобщение учащихся к работе с книгой и другими источниками знаний.
     На материале доступных рассказов, стихотворений, сказок  я  ставлю своей целью научить детей понимать общее содержание и главную мысль произведения, поступки и мотивы поведения героев, учиться давать элементарную оценку прочитанному, видеть авторское отношение к событиям и героям прочитанных произведений.
     Учащиеся получают представления о языке художественных произведений, его изобразительных средствах. У них развивается образное мышление, воспитывается эстетическое чувство, любовь к родному языку, художественной литературе, интерес к чтению.
     В процессе работы над художественными текстами дети учатся отличать главное от второстепенного, выявлять взаимосвязь описываемых явлений и событий, понимать их смысл; учатся делить текст на части, составлять план прочитанного в соответствии с ним полно и кратко воспроизводить прочитанное. Всё это способствует развитию логического мышления учащихся.
     Учебник позволяет формировать такие необходимые умения, как нахождение ответов на вопросы, составление плана пересказа, а также умение читать иллюстрации, соотносить их с текстом, находить в произведении необходимые эпизоды, составлять предложения и рассказы по рисункам.
     Особое место в работе с учебником по чтению занимает формирование умений и навыков ориентировки в книге, необходимых для обучения в средней школе и самообразования. С первых уроков важно объяснить детям назначение основных структурных элементов аппарата книги, учебника (оглавление, рубрикация, шрифтовые и цветовые выделения).
     На уроке важно находить время для тренировочных упражнений, обеспечивающих целенаправленную ориентацию школьников в содержании и структуре учебника, без которой затруднена самостоятельная работа с ним.
     Материалы и тематика книг для чтения открывают возможности для того, чтобы силой художественного слова воспитывать у детей трудолюбие, честность и правдивость, доброту и принципиальность, помогать вырабатывать умение жить и работать в коллективе.
     В системе вопросов и заданий к текстам мною реализуется принцип продуктивного  многочтения. В соответствии с ним одно и то же произведение читается на уроке многократно (выборочно или целиком) и таким образом, чтобы каждое чтение рождало у детей всё больший интерес, чтобы они могли в знакомом по первичному чтению тексте открывать что-то новое, ранее не замеченное, фокусировать внимание на главном в эстетическом, речевом и нравственном отношении и в конечном счёте прийти к целостному восприятию и осмыслению прочитанного. Особенно удачно эта работа проводится при чтении классических произведений (И.С.Никитин «Степь», К.С.Аксаков «Прибавились значительно дни», А.П.Чехов «На реке» и др.
     Работа по совершенствованию навыков чтения предполагает выделение в новом тексте слов, которые по своему буквенному, слоговому составу или по своему значению могут оказаться трудными для учащихся. Эти слова должны быть выписаны на доске и прочитаны перед чтением текста.
     Когда учащиеся овладевают умениями работы с тестом,  я  считаю возможным  включать различные задания для самостоятельной работы, например, подготовка первичного чтения текста, разбивка рассказа на части, озаглавливание каждой части, нахождение главной мысли произведения.
     Такая системность в работе позволяет совершенствовать навыки чтения

. Преодоление трудностей в развитии навыков чтения у учащихся коррекционной школы VIII вида.

Опыт работы с учащимися доказывает, что чтение продолжает оставаться для учащихся коррекционной школы одним из предметов, трудности усвоения которого преодолеваются очень медленно. Все это отрицательным образом сказывается на изучении всех остальных предметов.

        Уроки чтения  в нашей школе выполняют функцию коррекции недостатков: исправляется произношение, становится более стабильным внимание, совершенствуется память, сглаживаются некоторые дефекты логического мышления в установлении причинно- следственной зависимости явлений и событий, активизирует словарь детей.

Как известно, чтение включает в себя четыре основных качества:

  • Беглость
  • Правильность
  • Выразительность
  • Осознанность

 Формирование этих качеств тесно взаимосвязано между собой и проходит у некоторых школьников достаточно сложно в силу задержки  их психофизического и речевого развития. По мере взросления школьников качество их чтения улучшается, но ряд проблем остается.

Темп чтения у детей с проблемами в развитии зависит от информационной, лексической и структурной сложности текста. Чем сложнее текст, тем медленнее читают дети.

Беглое чтение – это такой темп, который характерен для разговорной речи, и при котором понимание читаемого материала опережает его произношение. Для формирования беглости чтения важна многократность упражнений в самом чтении.

        Приемы работы по формированию беглого чтения:

  • многократность прочтения (по абзацам, эстафета, выборочное, по ролям, чтение текста и разделение его на части, озаглавить каждую часть, составление характеристики героев);
  • речевая разминка (пятиминутка) 5-6 класс . Например:

А) речевая гимнастика:

“Забей гол”. Рот закрыт, губы без движения. Кончик языка задевает щёки.

“Качели”. Водить нижнюю челюсть из стороны в сторону, затем вперёд – назад.

“Лошадка”. Цоканье.

“Задуй свечу”. Щёки должны быть втянуты.

Б) скороговорка (на доске):

Два дровосека, два дровокола, два дроворуба
Говорили про Ларю, про Ларьку, про Ларину жену.

  • сочетание курсорного (беглого) и статорного (аналитического) чтения на основе изучаемого текста;
  • прием подсчета слов («жжужащее» чтение);
  • развитие смысловой догадки;
  • зрительные диктанты (4-5 класс). Проводится на уроках русского языка (орфографическая пятиминутка).

Правильность чтения у умственно отсталых школьников отрабатывается с определенными трудностями. Такие дети допускают большое количество ошибок, искажающих звуковой состав слова. Примерно 80 % учащихся первого года обучения допускают различные нарушения правильности чтения. К сожалению, нарушения правильности чтения сохраняются и в старших классах

Типичные ошибки и их причины:

  • замены звуков (из-за недостатков произношения, нарушения фонетико-фонематического слуха, плохой зрительной дифференцировки, инертности процессов возбуждения и торможения, непонимания слов);
  • пропуски букв (из-за нарушения внимания, инертности процессов переключения с одного звука на другой и упрощения слов);
  • добавление лишних звуков (из-за нарушения внимания, нарушения процессов возбуждения и торможения - застревание, склонности к упрощению).

Приемы работы над правильностью чтения:

  1. Многократность прочтения текста со сменой заданий:
  • чтение по заданию;
  • эстафета цепочкой;
  • выборочное чтение;
  • чтение по ролям (с 3-го класса).
  1. Проведение речевых зарядок (пятиминуток), предваряющих чтение текста, основной целью которых является подготовка учащихся к прочтению трудных слов и переходу на более совершенный способ чтения.
  2. Использование различных игровых приемов:
  • игра "Будь внимательным" (в таблице сходные по звуковому составу слова - потеплели, потемнели);
  • игра "Фотоаппарат" (быстро показываются слова или предложения, нужно прочитать, запомнить, повторить, формируется память и поле зрения);
  • игра "Буксир" (читает учитель, дети следят; затем читают дети, по очереди, начиная с сильных учеников).
  1. Включение в чтение учащихся со слабой техникой чтения:
  • отраженное чтение (читает сильный ученик, слабый повторяет);
  • хоровое чтение;
  • чтение с продолжением (сильный ученик начинает, слабый продолжает);

Под выразительным чтением понимают правильное, осмысленное и эмоциональное (в нужных случаях) чтение художественного произведения. Именно такое чтение значительно повышает качество усвоения литературного материала и содействует пониманию, осмыслению текстового материала. Выразительное чтение предполагает выработку у читающего определенного минимума навыков, связанных с произносительной культурой речи. Этот минимум включает в себя следующие компоненты: тон голоса, сила голоса, тембр высказывания, ритм речи, темп речи (убыстрение и замедление), паузы (остановки, перерывы речи), мелодика тона (повышение и понижение голоса), логические ударения.

Образец выразительного чтения дает сам учитель, либо используется чтение в исполнении профессиональных артистов (вставка – использование мультимедиа)

Кроме этого большое значение для выразительного чтения имеет умение правильно, точно делать логические ударения и паузы.

Логические ударения

Для того, чтобы предложение приобрело определенный и точный смысл, необходимо силой голоса выделить важное по значению слово в ряду остальных слов. Смысл предложения изменяется в зависимости от того, где поставлено логическое ударение. Именно эту мысль важно донести до учащихся путем выполнения несложных упражнений. Например:

На доске или на индивидуальных карточках написаны предложения.

  1. Дети завтра пойдут в кино.
  2. Дети завтра пойдут в кино.
  3. Дети завтра пойдут в кино.
  4. Дети завтра пойдут в кино.

Паузы

Кроме логических ударений, огромную роль в живой речи и чтении играют паузы. Речевая пауза – это остановка, которая делит звуковой поток на отдельные части, внутри которых звуки следуют один за другим непрерывно. Например:

Учитель выразительно читает несколько пословиц, подобранных к изучаемому художественному произведению. Учащиеся внимательно слушают и по окончании чтения учителем каждой пословицы указывают, между какими словами наблюдалась пауза, объясняют смысл пословицы. После этого учащимся предлагается самим прочитать пословицы, соблюдая необходимые паузы. В дальнейшем задание усложняется, пословицы читают с соблюдением необходимых пауз и логических ударений.

  1. Доброе братство | лучше богатства.
  2. Один в поле | не воин.
  3. Согласье | крепче каменных стен.
  4. Одна пчела | не много меду натаскает.

Осознанность чтения - это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Этот навык является наиболее важным для чтения, т.к. если человек не понимает того, о чем читает, теряется весь смысл процесса чтения. Задача учителя помочь школьникам правильно осмыслить и понять читаемый текст, научить устанавливать смысловые связи в тексте, помочь осознать идейный смысл произведения.

Немаловажное значение имеет работа над незнакомыми и сложными для понимания словами и выражениями, анализ изобразительных средств художественного произведения, анализ текста, закрепление содержания прочитанного текста, составление различных видов планов, пересказ, а так же обобщающие беседы.

Задания, связанные с лексической работой над словом:

Задание 1. Разбор значений слов-синонимов.

На магнитной доске прикреплены таблички с написанными на них словами-синонимами. По возможности, слова подбираются к тексту произведения, читаемого на уроке. Значение слов объясняется самими учениками, в случае затруднений используется толковый словарь или словарь синонимов.

  • ключ – родник
    воин - солдат, боец
    зябнуть - стынуть, мерзнуть
    забор - изгородь, плетень
    стеречь - охранять, караулить, сторожить
    храбрый - смелый, отважный, мужественный, бесстрашный
     

Задание 2. Подбор к данному слову слова с противоположным значением, объяснение значения слова, составление с этими словами словосочетания, предложения.

  • Веселый - грустный (рассказ).
    Веселое - грустное (выражение лица).
    Веселый - скучный (день).
     

Задание 3. Упражнения, направленные на определение смысловой структуры текста, связи смысловых частей текста.

а) Найди ошибку.

У котенка белая лапки

Дедушке Ване семь лет

Я вчера буду купаться

Мы завтра были на даче        

Систематическое использование подобного рода заданий, безусловно, принесет положительные результаты. У школьников появится интерес к читаемым произведениям и умение самостоятельно разбираться в содержании читаемого, делать из него соответствующие выводы.

Вся работа, направленная на развитие у учащихся навыков правильного, беглого, выразительного и осознанного чтения протекают в единстве. Она способствует более полному пониманию текста и одновременно развитию техники чтения, повышает самостоятельность учащихся в работе над текстом.

Список литературы:

  Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках чтения в 1-4 классах вспомогательной школы: Кн. для учителя. – М., 1991.

  Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Речевая зарядка на уроках чтения в 1-3 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида // Коррекционная педагогика. – 2004. – № 2. – С. 39– 42.

  Аксенова А.К., Комарова С.В., Якубовская Э.В. Программа для 0-4 кл. школы VIII вида (для детей с нарушениями интеллекта) // Коррекционная педагогика. – 2005. – № 1– 4.

  Алтухова ТА Коррекция нарушений чтения у учащихся начальных классов с трудностями в обучении. – Изд-во Бел гор. гос. ун-та, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этапы работы по формированию навыка письма в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Практика  работы в данной школе показала, что значительная часть детей, по­ступающих в школу,  имеют не только специфические нарушения в развитии,  но и...

Рабочая программа по письму и развитию речи 4 класс для коррекционных школ VIII вида

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по письму и развитию речи 4 класс для коррекционных школ VIII вида...

Рабочая программа по чтению и развитию речи 4 класс для коррекционных школ VIII вида

Рабочая программа по чтению и развитию речи и календарно-тематическое планирование 4 класс. Для коррекционных школ....

Развитие языкового анализа и синтеза на фоне слова у учащихся коррекционной школы VIII вида, страдающих дисграфией.

В структуре нарушения речи детей VIII вида особую роль занимает недоразвитие языкового анализа и синтеза. Учащиеся с трудом овладевают правильным письмом, о чём свидетельствуют многочисленные ошибки в...

методические приемы обучения выразительному чтению учащихся коррекционной школы VIII вида

Данная статья поможет Вам закрепить материал по технике чтения....

Урок по чтению и развитию речи, 1 класс, в коррекционной школе VIII вида.

Урок по чтению и развитию речи, 1 класс, в коррекционной школе VIII вида...

Индивидуальная рабочая программа по чтению и развитию речи для 4 класса коррекционной школы VIII вида

              Индивидуальная рабочая программа по чтению и развитию речи    составлена на основе авторской учебной программы по чтению и развит...