Проблемы преемственности дошкольного и начального школьного образования в свете реализации ФГОС
статья на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проблемы преемственности дошкольного и начального школьного образования в свете реализации ФГОС
Михалёва Елена Геннадьевна,
учитель начальных классов,
Фещук Инна Анатольевна,
зам. директора по НМР
МБОУ «СОШ № 40»
«Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь. Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений»
В.А.Сухомлинский
Вопрос преемственности дошкольного и начального школьного звена всегда был ключевым в деятельности любого образовательного учреждения. Сегодня в качестве оснований для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования выделяют:
- состояние здоровья и физическое развитие детей,
- уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности,
- умственные и нравственные способности учащихся,
- сформированность их творческого воображения, как направления личностного и интеллектуального развития,
- развитие коммуникативных умений, т.е. умения общаться со взрослыми и сверстниками.
Ключевым моментом в реализации преемственности является определение готовности ребёнка к обучению в школе. Это является приоритетным направлением работы педагогов в образовательных учреждениях.
С какими же проблемами приходится сталкиваться при обеспечении преемственности детского сада и школы?
Одной из проблем является выбор школы для обучения ребенка и выбор программы обучения. Определиться родителям с выбором очень непросто. Ведь необходимо учитывать физическое состояние, особенности психики ребенка, специфику предлагаемых программ, личностные качества будущего учителя и многое другое.
Ещё одна проблема: в процессе пятилетнего психологического сопровождения ребенка в детском саду уже определился его психологический портрет, который, как потом оказывается, никому не нужен, нигде не учитывается. И при переходе в начальную школу ребенок опять неоднократно обследуется. Упущенное время «работает» против него, а возможные проблемы, затянувшаяся адаптация, потеря любознательности, проблемы взаимоотношений в коллективе сверстников, проблемы в общении с взрослыми, ведут к неуспешности в последующем обучении.
Непосредственный контакт психологов детского сада и школы, встречи родителей и детей с будущими педагогами, знакомство с образовательными программами до поступления ребенка в школу, помогут определиться с выбором школы и предотвратить возможные негативные последствия.
В психологии дошкольников и младших школьников много общего, и приоритетное место наряду с учебной деятельностью продолжает занимать игра, она по-прежнему значима и актуальна. Необходимо отметить, что в основе игры ребенка лежит та или иная деятельность, которую в дальнейшем он может использовать в практике. Использование игровых технологий в первых классах способствует облегчению адаптации детей, повышению интереса, ускорению обучения.
Сотрудничество психологов детских садов и школ по проблеме преемственности, формирование у педагогов понимания значимости процесса развития ребенка, а не накопление знаний, поможет исправить эту негативную практику, сохранить здоровье детей, не ущемляя законное право ребенка на образование.
На современном этапе преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования рассматривается как одно из условий непрерывного образования ребенка. Непрерывное образование понимается как связь, согласованность и перспективность целей, задач, содержания, методов, средств и форм организации воспитания и обучения на каждой ступени образования для обеспечения преемственности в развитии ребенка.
Несомненно, преемственность – двусторонний процесс. С одной стороны – дошкольная ступень, сохраняющая ценность дошкольного детства, формирующая личностные качества ребенка, а главное, сохраняющая радость детства. С другой – школа как преемник подхватывает достижения ребенка-дошкольника и развивает накопленный им потенциал.
Зачастую подготовка к школе рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узкопредметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а наличием или отсутствием у него определенных знаний по учебным предметам. Однако многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. Поэтому ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью: любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и т.д. Иными словами, формирование у дошкольника готовности к школьному обучению не на содержательном, а на деятельностном уровне, т.е. наличие сформированности умений учиться как фундаментальных новообразований дошкольного детства, обеспечит психологическую готовность ребенка к школе, как с дидактической, так и с психологической точки зрения.
Ученые указывают на необходимость формирования на дошкольной ступени не прообраза учебной деятельности, а ее универсальных психологических предпосылок. Особое внимание уделяется обогащению образовательного процесса творчески развивающими формами деятельности, которые обеспечивают создание психологического фундамента готовности ребенка к начальному обучению. Понятие «преемственности» обогащается новыми содержательными компонентами: эмоциональным, деятельностным, содержательным, коммуникативным.
Вся работа с детьми дошкольного возраста должна исходить из принципа «не навреди» и быть направленной на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развитие индивидуальности каждого ребенка. Индивидуализация как основа построения образовательного процесса в дошкольном детстве должна стать одним из базовых постулатов этой системы.
Преемственность во взаимодействии педагогов дошкольного и начального образования предполагает, прежде всего, целостность образовательного процесса. Ее цель – обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания. Принципы преемственности должны быть реализованы в четырёх аспектах:
- Управление. Разработана структура работы учебно – воспитательного комплекса по системе непрерывного образования. Управление учебно-воспитательным комплексом «школа - детский сад» осуществляется в трёх горизонтальных уровнях:
- уровень директора школы – сада. Здесь разрабатываются стратегические задачи управления.
- уровень заместителя директора школы – старшего воспитателя сада. На данном уровне разрабатываются и реализуются оперативные задачи управленческих действий.
- 3-й уровень: уровень методических объединений. Здесь разрабатывается и внедряется в практику методическая и психолого – педагогическая деятельность коллективов детский сад – школа.
- Организационное обеспечение деятельности образовательной организации. Воспитательно – образовательный процесс строится в условиях согласования и сочетания целей и задач, содержания, форм и методов обучения и воспитания детей между школой и детским садом. Тесное сотрудничество воспитателей и учителей создает ситуацию эмоционально – психологического комфорта и благополучия, что влияет на процесс обучения и формирования личности ребенка с первых дней обучения.
- Методическое обеспечение программы. С этой целью в нашей школе разрабатываются:
- модель преемственности дошкольного и начального школьного уровней обучения,
- комплексная программа психолого – педагогического сопровождения воспитанника – обучающегося,
- программа взаимодействия с семьей,
- реализуется программа федеральной опытно – экспериментальной площадки «ТРИЗ – РТВ технологии как средство развития творческих способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста»,
- функционирует «Школа будущего первоклассника».
- Психолого – педагогические условия. С целью заботы об эмоционально-психологическом комфорте и благополучии каждого ребенка, функционируют психологические службы детского сада и школы.
На наш взгляд, преемственность дошкольного и начального общего образования может быть обеспечена, если:
- будут согласованы цели воспитания, обучения и развития на уровне дошкольного и начального школьного образования,
- осуществлён отбор содержания образования для детей дошкольного и младшего школьного возраста с учётом принципов непрерывности образования и психолого-педагогических условий реализации непрерывного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО и НОО,
- обогащение организационных форм и методов обучения, как в дошкольном учреждении, так и в начальной школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на районном семинаре воспитателей дошкольных учреждений Предгорного муниципального района по теме: «Проблемы преемственности дошкольного и начального общего образования в условиях введения ФГОС»
Проблемы преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием в условиях введения ФГОС. Сравнительный анализ ФГОС и ФГТ....
Презентация «Проблемы преемственности дошкольного и начального общего образования в условиях введения ФГОС »
В презентации представлены материалы о проблемах преемственности между ДОУ и начальной школой, предложены пути их решений....
Дискуссионные качели"Проблемы преемственности дошкольного и начального школьного образования в процессе реализации ФГОС"
В работе обсуждаются проблемы преемственности дошкольного и начального школьного образования в процессе реализации ФГОС...
Выступление "Преемственность дошкольного и начального общего образования в условиях реализации ФГОС ДО и ФГОС НОО"
материал для выступления...
Выступление на областном семинаре- практикуме по теме "Осуществление преемственности дошкольного и начального общего образования в условиях реализации ФГОС ДО и ФГОС - НОО
Уважаемые коллеги!Мы рады приветствовать Вас на семинаре-практикуме по теме «Осуществление преемственности дошкольного и начального общего образования в условиях реализации ФГОС ДО и ФГОС НОО&ra...
ПРОБЛЕМА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОБЛЕМА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯВ презентации поднимаются вопросы преемственности дошкольного и начального школьного образования, рассматриваются различные подхо...
Проблемы преемственности дошкольного и начального общего образования в условиях введения ФГОС
Начальная школа начинается с предшкольного образования. Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, с...