Проблемы преемственности дошкольного и начального общего образования в условиях введения ФГОС
презентация к уроку
Начальная школа начинается с предшкольного образования. Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка, т.е. от развития умственных способностей ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
preemstvennost_2.pptx | 921.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
2 Начальная школа начинается с предшкольного образования.
«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком». Л. С. Выготский
4 Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка, т.е. от развития умственных способностей ребёнка.
Преемственность непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. – это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию. Советский философский словарь
Преемственность – это последовательная передача чего-либо от одного к другому. Это переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.
7 Преемственность является двусторонним процессом , в котором на дошкольной ступени образования сохраняется самоценность ребёнка и формируются его фундаментальные личностные качества – те достижения, которые служат основой для успешного обучения в школе.
8 Школа как преемник дошкольной ступени не строит свою работу с нуля, а подхватывает достижения дошкольника и организует педагогическую практику, развивая накопленный им потенциал.
Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) (одобрена и утверждена Федеральным координационным советом по общему образованию Минобразования РФ 17.06.2003 г.): преемственность рассматривается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы образования: целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения , обеспечивающих эффективное поступательное развитие ребенка.
10 Преемственность с точки зрения детского сада- Преемственность с позиции школы- это опора на те знания, умения и навыки, которые имеются у ребёнка на момент начала обучения; это подразумевает организацию работы с учётом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребёнка. это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения.
11 З адачами преемственности детского сада и школы являются: развитие любознательности; развитие способности самостоятельно решать творческие задачи; формирование творческого воображения, направленного на интеллектуальное и личностное развитие ребёнка; развитие коммуникативности (умение общаться со взрослыми и сверстниками).
12 создание успешной адаптации при переходе из детского сада в школу. обеспечение системы непрерывного образования с учетом возрастных особенностей дошкольников и первоклассников. создание благоприятных условий в детскому саду и школе для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка. Цели преемственности:
13 Введение ФГОС к структуре дошкольной программы и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов начального образования – важный этап преемственности детского сада и школы. Задача ФГОС НОО – учить детей самостоятельно учиться
Ключевой стратегический приоритет непрерывного образования: формирование умения учиться .
15 Как в дошкольном учреждении, так и в школе образовательно – воспитательный процесс должен быть подчинён становлению личности ребёнка: развитию его компетентности, креативности , самостоятельности , ответственности , произвольности , самосознания и самооценки, свободы и безопасности поведения.
16 Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию предметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли ее предпосылки , а наличием или отсутствием у него определенных знаний по учебным предметам. Однако многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. В этом заключается деятельностный подход, который лежит в основе государственных образовательных стандартов.
17 Между тем, надо помнить, что преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Важно обеспечить сохранение самоценности дошкольного возраста, когда закладываются важнейшие черты будущей личности. Следует формировать социальные умения и навыки будущего школьника, необходимые для благополучной адаптации к школе. Необходимо стремится к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования.
18 Что такое деятельностный подход? Обучать деятельности в воспитательном смысле – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения, помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Поэтому ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др.
Сравнение ФГОС НОО и ФГОС ДО показывает наличие предпосылок для реализации преемственности дошкольного и школьного образования . Есть необходимость: - конкретизировать целевые ориентиры в «Портрет выпускника ДОУ » - сохранить накопленный опыт работы по преемственности ДОУ и школы для того чтобы: уже в детском саду смогли прогнозировать те проблемы, которые могут возникнуть у ребенка в начале обучения и работали над ними; начальная школа имела достаточно информации о ребенке, о сильных и слабых сторонах его личности .
Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» Глава 7. Общее образование 20 Статья 64. Дошкольное образование 2. … Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 21 I V . Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования 4.1. Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. 4.3. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке , в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей . Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей
ФГОС ДО: целевые ориентиры выступают основанием преемственности дошкольного и начального общего образования.
П редполагают формирование детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения и ми дошкольного образования . Целевые ориентиры представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения дошкольного образования. Целевые ориентиры дошкольного о бразования
Соотношение результатов Овладевший необходимыми умениями и навыками ФГОС НОО предметные ФГОС ДО Направления развития и образования детей
Знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.д. Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, склонный наблюдать, экспериментировать. познавательные УУД ФГОС НОО метапредметные ФГОС ДО Целевые ориентиры Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире, в котором он живет.
коммуникативные УУД Ребенок способен договариваться. Учитывать интересы и чувства других, адекватно проявлять чувства, в том числе чувство веры в себя, старается адекватно разрешать конфликты. Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания.
регулятивные УУД Во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения. Способен к волевым усилиям. Может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности. Ребенок может контролировать свои движения и управлять ими. Умеет подчиняться правилам и социальным нормам.
Име ет первичные представления о себе , семье , обществе , государстве , мире и природе Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения. У ребенка развита крупная и мелкая моторика, он подвижен, вынослив. Владеет основными движениями. Обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и, прежде всего, в игре. ФГОС НОО личностные ФГОС ДО
«Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений» В.А.Сухомлинский
« Школа должна быть готова к ребёнку » Разработчики Стандарта ДО красной нитью проводят утверждение о том, что «не ребенок должен быть готов к школе , а школа должна быть готова к ребенку», ребенку нужны психологическая стабильность, высокая самооценка, вера в свои силы и социальные способности .
31 СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ПО ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЕ Формы осуществления преемственности:
экскурсии в школу ; знакомство с первой учительницей; встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада; совместные праздники дошкольников и обучающихся школы. Работа с детьми
совместные педагогические советы; открытые показы образовательной деятельности в детском саду и открытых уроков в школе; проведение педагогического консилиума по подготовительной группе; педагогические и психологические наблюдения. Работа с педагогами
консультации для родителей будущих первоклассников по подготовке и готовности детей к школе; собрания для родителей будущих первоклассников с участием первой учительницы; анкетирование, тестирование родителей; визуальные средства общения. Работа с родителями
Настойчивый Аккуратный Дружелюбный Внимательный Здоровый Физически развитый Коммуникативный Сообразительный Любознательный Креативный Книголюб Социализированный Толерантный Волевой Самостоятельный Активный Инициативный Жизнерадостный Правдивый Совестливый Осведомленный Социальный портрет выпускника ДОУ
36
Вывод: Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей требует нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, построении новой модели выпускника, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса.
Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач преемственности.
ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на районном семинаре воспитателей дошкольных учреждений Предгорного муниципального района по теме: «Проблемы преемственности дошкольного и начального общего образования в условиях введения ФГОС»
Проблемы преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием в условиях введения ФГОС. Сравнительный анализ ФГОС и ФГТ....
Преемственность дошкольного и начального общего образования в условиях перехода на ФГОС
Данная работа поможем отобразить преемственность дошкольного и начального общего образования в условиях перехода на ФГОС. Тема преднозначенная для дошкольного образования и начального общ...
Презентация «Проблемы преемственности дошкольного и начального общего образования в условиях введения ФГОС »
В презентации представлены материалы о проблемах преемственности между ДОУ и начальной школой, предложены пути их решений....
Преемственность дошкольного и начального общего образования в условиях введения ФГОС
«Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегоднято, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавин...
Выступление "Преемственность дошкольного и начального общего образования в условиях реализации ФГОС ДО и ФГОС НОО"
материал для выступления...
Статья "Преемственность между дошкольным и начальным общим образованием в условиях реализации ФГОС".
Поиск новых образовательных технологий по реализации преемственности, разработка педагогических условий для лучшей подготовки дошкольника к обучению в школе, психолого-педагогическая поддержка семьи я...
Выступление на областном семинаре- практикуме по теме "Осуществление преемственности дошкольного и начального общего образования в условиях реализации ФГОС ДО и ФГОС - НОО
Уважаемые коллеги!Мы рады приветствовать Вас на семинаре-практикуме по теме «Осуществление преемственности дошкольного и начального общего образования в условиях реализации ФГОС ДО и ФГОС НОО&ra...