Образовательная технология "Портфолио" как средство реализации ФГОС
статья на тему

Сомова Раиса Владимировна

Проблема оценки качества образования находится сегодня в зоне повышенного внимания. Практика показала, что в качестве возможного и достаточно эффективного инструмента по организации образовательного  процесса следует рассматривать педагогическую технологию портфолио. Существуют различные подходы к определению понятия портфолио

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_portfolio.docx25.89 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная технология "Портфолио" как средство реализации ФГОС

Проблема оценки качества образования находится сегодня в зоне повышенного внимания. Практика показала, что в качестве возможного и достаточно эффективного инструмента по организации образовательного  процесса следует рассматривать педагогическую технологию портфолио. Существуют различные подходы к определению понятия портфолио.

Портфолио – это:

  • способ фиксирования, накопления и оценки (включая самооценивание) индивидуальных достижений школьника в определенный период обучения;
  • коллекция работ и результатов учащегося, демонстрирующая усилия, прогресс и достижения в различных избранных им областях;
  • систематический и специально организованный сбор работ, используемых учителем и учащимися для мониторинга знаний, навыков и отношений школьников.

Причем портфолио позволяет учитывать самые разнообразные результаты образовательной активности ученика: собственно учебные, творческие, социальные, коммуникативные, что делает его важным элементом практико - ориентированного подхода в образовании.

Портфолио это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения важных педагогических задач:

  • поощрять активность и самостоятельность;
  • развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности;
  • формировать умение учиться: ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

Выделяют следующие функции портфолио:

  • диагностическая (фиксирует изменения и рост знаний учащихся за определенный промежуток времени);
  • целеполагания (поддерживает учебные цели);
  • мотивационная (поощряет результаты деятельности ребенка);
  • содержательная (раскрывает весь спектр достижений ученика); 
  • развивающая (обеспечивает непрерывность процесса развития и обучения от года к году);
  • рейтинговая (показывает диапазон навыков и умений).

Благодаря своим особенностям, портфолио может стать важным элементом системы внутренней накопительной оценки достижения планируемых результатов: предметных, метапредметных и личностных. С этой целью в состав портфолио должны быть включены различные материалы, отражающие:

  • дифференцированные оценки, которые покажут уровень и качество освоения выпускниками начальной школы каждой из учебных программ;
  • интегральные оценки, характеризующие способность применять знания и умения по разным предметам в целях решения учебно-практических задач;
  • продвижение обучающихся в достижении планируемых результатов с момента поступления в школу до её окончания;
  • результаты, достигаемые в ходе школьной и внешкольной деятельности .

Итак, что же такое портфолио? Это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. Портфолио объединяет количественную и качественную оценку способностей. Создание портфолио – совместная деятельность обучающихся, родителей  и учителя. Работа над созданием портфолио начинается на начальной ступени обучения. Цель данной работы: создание условий, направленных на приобретение практического опыта формирования портфолио. Начальная школа дает базу для успешного продолжения образования, поэтому важно запустить технологию портфолио именно в начальной школе, чтобы в дальнейшем она применялась в разных сферах и на разных ступенях обучения. Использование технологии  портфолио в начальной школе также  обусловлено  особенностями развития младших школьников, которые не вполне осознают значение отметки, полученной за выполнение какой-либо деятельности, и воспринимают её как оценку его личности в целом, что во многом определяет систему социальных отношений в семье и школе. Систематическая работа с портфолио поможет учителям и родителям совместно со школьником решать важные задачи:

  • своевременно отмечать успехи ученика;
  • диагностировать и проводить мониторинг индивидуального роста успешности учащегося;
  • поддерживать интерес школьника к получению качественного образования;
  •  формировать самооценку школьника в процессе учебной и внеучебной деятельности;
  • способствовать формированию умения добиваться решения поставленных задач.

Внедрение технологии портфолио требует большой и систематической работы учителя и становится дополнительной нагрузкой для педагога. Однако это необходимо, так как работа над портфолио поддерживает учебную мотивацию, создает ситуацию успеха, формирует навыки учебной деятельности, поощряет активность и самостоятельность, а также развивает навыки рефлексивной и оценочной деятельности. Девизом работы с портфолио ученика начальной школы должна стать фраза «Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован»

Именно  технология “Портфолио”  обладает  широкими возможностями для реализации творческих способностей и познавательных интересов школьников в конкретных условиях. Использование данной технологии позволяет стимулировать учащихся, ориентировать их на достижение высоких учебных результатов, максимально развивать их познавательные и креативные способности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стажёрская площадка «Современные средства обучения как средство реализации ФГОС общего образования».

Это программа стажёрской площадки, которую я вела в 2014-2015 учебном году на базе МАОУ СОШ №14. г.о. Железнодорожный. В ней представлен опыт обучения других учителей средствам информационных технолог...

Статья "Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе как средство реализации ФГОС"

Статья "Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе как средство реализации ФГОС"...

Тема: «Современные образовательные технологии, как условие повышения качества образовательного процесса в реализации ФГОС»

Под качеством образования понимается совокупность существенных свойств и характеристик результатов образования, способных удовлетворить потребности школьников, общества и заказчиков образования....

Доклад на заседании ШМО учителей начальных классов по теме «Технология оценивания образовательных достижений как средство реализации ФГОС НОО»

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования действует система оценки, ориентированная на выявление и оценивание образовательных...

Современные образовательные технологии как средство реализации ФГОС

Данная статья предназначена для учителей начальной школы....

Особенности ФГОС для детей с ОВЗ. Анализ адаптированной основной образовательной программы. Механизмы реализации ФГОС ОВЗ.

Этот материал можно использовать педагогам, которые работают с обучающимися с ОВЗ...