Индивидуальная траектория для развития личностного потенциала ученика.
учебно-методический материал на тему
Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одарённых детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества.
Данный опыт даёт возможность решать задачу выявления и развития одарённости детей, создание условий для реализации личностного потенциала ученика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
traektoriya_razvitiya.docx | 37.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальная образовательная траектория – персональный путь потенциального развития младшего школьника.
Российское общество и образование ставят перед школой вопрос о необходимости сменить идеологию коллективизма на личностно-ориентированное образование, что предполагает внимание и науки, и практики не только к социализации, но и индивидуальности ученика.
В “Рабочей Концепции одарённости” говорится, что: “Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одарённых детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества”.
Данный опыт даёт возможность решать задачу выявления и развития одарённости детей, создание условий для реализации личностного потенциала ученика.
Учитель, желающий видеть и развивать в каждом ученике индивидуальность, уникальную личность, оказывается перед сложной педагогической задачей:
как одновременно обучать всех по-разному?
Считаю одним из таких подходов в обучении – индивидуальную образовательную траекторию ученика, как фактор развития одарённости. Применяя данный опыт, мы предоставляем младшему школьнику возможность для личностного самоопределения с целью удовлетворения образовательных, духовных, культурных и жизненных потребностей личности, признаём школьника субъектом учебной деятельности. Индивидуальная образовательная траектория позволяет выработать персональный стиль учебно-познавательной деятельности, помогает выявлению и раскрытию самобытности и личностного своеобразия возможностей ученика.
В основе данного подхода лежат принципы, определяющие специфику образовательной деятельности, а также являются резервом повышения креативности, продуктивности и индивидуализации обучения, а значит, будут способствовать развитию одарённости:
- Принцип развивающего и воспитывающего обучения – познавательное развитие и воспитание личностных качеств учащихся.
- Принцип индивидуализации и дифференциации – учёт индивидуальных особенностей учащихся.
- Принцип учёта возрастных возможностей – соответствие содержания образования возрастным категориям учащихся.
Сущность данного опыта на технологическом уровне заключается в поэтапном формировании у младших школьников умения проектировать индивидуальную образовательную траекторию.
Индивидуальная образовательная траектория ученика на уроке реализуется посредством ситуации выбора – это спроектированный учителем этап (элемент) урока, когда ученики отдают своё предпочтение одному из вариантов решения учебной задачи, проявляя свою активность, самостоятельность, индивидуальный стиль познания.
Предметом выбора ученика на уроке могут выступать:
- Цели обучения (собственная цель в изучении конкретной темы, раздела, курса);
- Содержание учебного материала (обогащение учебного материала как в сторону углубления (переход на более высокий уровень сложности), так и в сторону расширения – за пределы федерального государственного образовательного стандарта);
- Уровень задания, его вид, способ (в соответствии с его индивидуальными особенностями);
- Форма выполнения;
- Темп изучения материала и выполнения задания;
- Право на собственную оценку результатов своей деятельности.
При проектировании индивидуальной образовательной траектории можно выделить следующие этапы:
Название этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Диагностический |
|
|
Разъяснительный |
|
|
Этап моделирования |
|
|
Реализация ИОТ |
|
|
Рефлексия |
|
|
Хочется отметить что, применяя данный опыт, необходимо решать задачу формирования субъектности младшего школьника. Признание ученика субъектом обучения означает признание у него собственного жизненного опыта, а это главный путь превращения образовательных знаний в ценность.
Результатом движения ученика по индивидуальной образовательной траектории является –образовательный продукт.
Образовательный продукт – результат деятельности ученика, содержание которой соответствует изучаемое теме, разделу, предмету, образовательной области. Иначе говоря, это полученные знания, которые реализуются в умениях оперировать ими в стандартной или творческой ситуации, отмечая формирование универсальных учебных действий.
К способам фиксации образовательных продуктов индивидуальной траектории младших школьников можно отнести следующие:
- сочинение сказок, стихов;
- составление шарад, ребусов, кроссвордов;
- составление рассказов с точки зрения объектов: “Я – капелька воды”, “Я – снежинка” и. т.п.
- составление памятки, алгоритма, схемы, таблицы;
- выдвижение гипотез, их доказательство;
- разработка рекомендаций;
- защита проектов;
- проведение опыта, эксперимента, наблюдения, исследования
- составление теста, задания;
- изготовление книжки, брошюры;
- составление мини – словаря;
- создание “сундучка мудрости для одноклассников”;
- рисунок для энциклопедии;
- составление рецензии;
- исполнение ролей на уроке: информатор, защитник, обвинитель, консультант и т. д.
- реклама объекта учебной деятельности;
- презентация.
Как показал опыт обучения детей по индивидуальной образовательной траектории, наиболее эффективной формой контроля является постоянная обратная связь, а именно оценка наиболее существенных результатов, постоянная самооценка ученика с учётом предлагаемых образцов и эпизодическое участие в оценке учителя.
На всех этапах составления и реализации индивидуальной образовательной траектории самое важное для ученика оценить свои возможности, способности, перспективы, интересы, усилия, которые он предполагает приложить для изучения того или иного материала либо, чтобы добиться запланированного результата.
Создавая образовательный продукт, школьник получает образовательное приращение, т.е. овладевает основами креативной, когнитивной и организационной деятельности. Поэтому учитель не только предоставляет ученикам свободу выбора, но и учит их действовать осмысленно в ситуации выбора, вооружает необходимым деятельностным инструментарием. Чем большую степень включения ученика в конструирование собственного образования обеспечивает учитель, тем полнее оказывается индивидуальная творческая самореализация ученика.
Кроме того, одновременная презентация ученика разных работ по одному и тому же вопросу создает особую образовательную напряжённость, побуждает школьников к личному самодвижению и эвристическому поиску решений.
Результативность опыта можно рассмотреть как внешние и внутренние приращения ученика, а именно:
- Формирование индивидуального стиля учебной – познавательной деятельности, способствует развитию детской одарённости.
- Удовлетворение образовательных запросов школьников с помощью продвижения по индивидуальной образовательной программе.
- Деятельность, ведущая к созданию индивидуального образовательного продукта, развивает индивидуальность младшего школьника. Предоставление ученику возможности узнать свои сильные стороны как субъекта успешной познавательной деятельности и развивать необходимые дополнительные.
- Создание индивидуального образовательного продукта ведёт к внутренним и внешним приращениям ученика, а значит, способствует формированию универсальных учебных действий.
- Возможность включения учеников в процесс подготовки урока повышает их личную заинтересованность и персональную значимость в результатах своего труда.
Гуманное отношение к одарённой личности, становление её индивидуальности, создание возможности саморегуляции в культурно – образовательном пространстве может быть при наличии свободы выбора учеником (в соответствии с его способностями) содержания образования с целью удовлетворения образовательных, духовных, культурных и жизненных потребностей личности.
Приложение 1.1.
Программа индивидуальной траектории преодоления трудности по русскому языку ученика______________ , 2 класс
1. Общая характеристика трудности
Неумение выбрать необходимый способ проверки в зависимости от места и типа орфограммы.
Причины трудности: непонимание учащимся факта, что способ проверки орфограммы зависит от того, в какой части слова (приставке, корне, суффиксе или окончании) находится орфограмма; расширение действия орфограммы «Безударные гласные в корне слова» и способа ее проверки, ошибочный перенос способа проверки безударных гласных в корне слова на другие части слова; неумение разбирать слово по составу.
2. План мероприятий.
2.1. Работа на уроке в «зоне ближайшего развития». Развернутое проговаривание учителем совместно с учащимся алгоритма проверки орфограммы. Выполнение дополнительных упражнений из учебника ______________________, рабочей или коррекционной тетради _________________ на отработку действия по осознанному разбору слова по составу. Из рабочей и коррекционной тетрадей предлагаются задания
____________ на дифференциацию различных орфограмм, на выбор способа проверки слова, на сравнение способа проверки пары слов с орфограммами в разных частях слова.
2.2. Организация учебного взаимодействия с одноклассниками: (работа в паре с одноклассником ___________, успешно усваивающим данный предметный материал, при выполнении упражнений, направленных на ликвидацию данной трудности); во время дифференцированной работы участие в группе учащихся с аналогичной проблемой _________________________________.
2.3. Индивидуальные консультации для родителей с объяснениями сути проблемы, ее причин и путей преодоления. Объяснение принципа помощи при выполнении домашних заданий.
Приложение 1
Программа индивидуальной траектории преодоления трудности по математике ученика______________ , 1-2 класс
1. Общая характеристика трудности ученика 3 класса. Проблемы в понимании математических отношений («больше/меньше на…», «выше/ниже», «дороже/дешевле»; «больше/меньше в …», «на сколько (во сколько раз) больше/меньше»).
Причины трудности: неумение проиллюстрировать с помощью сюжетной ситуации математическое отношение; неспособность представить отношение с помощью модели; подмена математических отношений (вместо «уменьшить в…» использует «уменьшить на…»); неразличение разностного сравнения «на сколько…» и кратного сравнения «во сколько раз…»); неумение формулировать математическое утверждение, содержащее
отношение («больше/меньше на…», «выше/ниже», «дороже/дешевле»; «больше/меньше в …», «на сколько (во сколько раз) больше/меньше» и др.).
2. План мероприятий.
2.1. Специальная работа с текстами заданий, задач, содержащих отношения «больше/меньше на…», «больше/меньше в …», «на сколько (во сколько раз) больше/меньше». Составление предметной модели заданного отношения (с помощью рисунка, набора фишек, палочек и др.), составление схемы. Установление соответствия между отношением и его представлением на математической модели. Сравнение отношений, представленных в текстах, сравнение моделей. Формулирование математического отношения по модели.
2.2. Составление (под руководством учителя и самостоятельно) сюжетной ситуации, текста, содержащего математическое отношение больше/меньше, выше/ниже, больше/меньше на…, больше/меньше в...
2.3. Совместное с учителем составление и использование алгоритма решения простой текстовой задачи, содержащей отношение («больше/меньше на…», «больше/меньше в …», «на сколько (во сколько раз) больше/меньше»): чтение задачи, выделение математического отношения и представление его на модели, выбор арифметического действия, иллюстрирующего предложенное отношение (в том числе в ситуации косвенной формулировки условия задачи).
2.4. Составление алгоритма решения составной задачи _____________________, содержащей отношение («больше/меньше на…», «больше/меньше в …», «на сколько (во сколько раз) больше/меньше»).
2.5. Включение ученика _________________________ в парную работу с одноклассником, не испытывающим трудностей в установлении и реализации изученных математических отношений, участие в оценке результатов установления отношения другими учениками класса (в ходе парной, групповой, фронтальной работы).
2.6. Развивающие упражнения в рамках урока математики (на этапе устного счета, самостоятельной работы учащихся, на этапе повторения).
2.7. Занятия со специалистами ________________________
2.8. Комментирование хода выполнения домашнего задания по математике с акцентом на задания, содержащие отношения «больше/меньше на…», «больше/меньше в …», «на сколько (во сколько раз) больше/меньше».
Приложение 1.3.
Программа индивидуальной траектории преодоления общеучебных трудностей ученика______________ , _____класс
1. Общая характеристика трудности
Частичное (неполное) выполнение задания, частичное использование правила, алгоритма. Причины трудности: несформированность действий контроля и самоконтроля.
2. План мероприятий.
2.1. Специально организованная игровая деятельность во внеучебное время (на перемене, во время внеурочных занятий). Игры с правилами. Обсуждение правил игры, условий выигрыша. Анализ и самоанализ хода и результатов участия в игре. Предупреждение и устранение в конкретной игровой ситуации проблем, связанных с несоблюдением правил игры. Обсуждение результатов игры ученика (выигрыш, причина выигрыша; проигрыш, причина проигрыша).
2.2. Проговаривание учеником хода подготовки к уроку.
2.3. Работа на уроке в «зоне ближайшего развития». Совместное (учитель-ученик) обсуждение задания (упражнения) и хода его выполнения. Контроль (совместно с учителем), а затем самоконтроль всех этапов выполнения задания. Фиксирование ответа.
2.4. Работа в паре с «сильным» («слабым») учеником, работа в группе детей со сходными (аналогичными) трудностями. При распределении поручений ученику предлагать контролировать действия по планированию хода решения, его выполнения, сравнение цели и полученного результата, формулирование выводов по результатам работы.
2.5. Коррекционно-развивающие занятия по ____________(указать предмет) _____ в неделю (в случае, если одной из причин является проблемы в усвоении предметных алгоритмов (например, алгоритмов арифметических действий, алгоритма синтаксического разбора предложения). Занятия со специалистами ________________________(логопед, психолог и др.).
2.6. Индивидуальная работа : игры с правилами, выполнение роли ведущего в игре.
2.7. Индивидуальные консультации для родителей: режим дня, планирование выполнения домашних дел и поручений. На эффективность устранения трудности существенное влияние оказывает учет причины ее возникновения.
Приложение 2
Программа индивидуальной помощи ученику______________ , _____класс с трудностями межличностного взаимодействия
1. Общая характеристика трудности
Неумение включаться в совместную деятельность, строить совместную деятельность.
Причины трудности: ограниченность общения в семье и со сверстниками в дошкольный период развития.
2. План мероприятий.
Создание на уроках атмосферы взаимного уважения: класс – сообщество, где каждый несет ответственность. Поддержка положительного климата в классе, основанного на доверии, уважении и поддержке. Приоритет положительных эмоций, связанных с достижением успеха, что способствует повышению эффективности любой деятельности.
Работа в паре с _________________, позволяющая учиться друг у друга, обратиться к соседу за советом, помощью, обменяться информацией, проявить понимание, терпение: «Повтори задание по частям своему соседу», «Поправь друга», «Внимательно слушай другого», «Будьте уважительны со всеми», «Попробуйте решить пример ещё раз» и др. Составление учителем совместно с учащимися инструкции для работы в паре (группе); контроль и самоконтроль каждого шага инструкции. Инструкция: «Как мы будем выполнять работу». Организация совместной деятельности в ходе ____________________
(работа над групповым проектом, подготовка стенгазеты, пособий) для создания опыта сотрудничества, уважительного отношения друг к другу, к мнению участников учебного диалога. Накопление опыта успешной совместной деятельности: обсуждение проблем, в ходе которого каждый может высказать свое мнение; совместное исправление ошибок, придумывание заданий и текстов; составление совместного плана решения учебной задачи. Система тренинговых игровых занятий, формирующих умение сотрудничать. Организация игр, позволяющих учиться учебному диалогу(«Карусель», «Пересадки», «Суета», «Иду в гости» и др.).
На эффективность устранения трудности существенное влияние оказывает учет причины ее возникновения.
Приложение 3
Программа педагогической поддержки хорошо успевающего ученика______________ , _____класс
1. Характеристика индивидуальных особенностей
Высокий темп учебной работы, гибкое мышление, хорошая кратковременная и долговременная память, интерес к окружающему миру и математике__________________
2. План мероприятий.
2.1. Обеспечение условий для успешного обучения на уровне трудности, соответствующем индивидуальным особенностям: _________________ (задания адекватного уровня сложности, работа в «зоне ближайшего развития», включение в работу с дополнительными источниками знания (информации),
2.2. Индивидуальная работа по учебнику (рубрики «Этот удивительный мир», «Трудное задание», «Путешествие в прошлое», «Сообрази», «Расширяем свои знания», «Из истории языка»).
2.3. Включение в учебное сотрудничество, предоставление ведущей роли в парной и групповой работе, ________________ (оказание помощи одноклассникам, формулирование общего мнения, поиск дополнительных доказательств (к доказательствам одноклассников).
2.4. Участие во внеурочной работе по направлению ____________
(общеинтеллектуальное, спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное,
социальное, общекультурное) по ____________ (указать курс).
2.5. Индивидуальная работа _________________ (коллективные игры, парная работа, разработка группового проекта, математической газеты, учебного пособия, индивидуальная работа.
2.6. Индивидуальные консультации для родителей____________________ .
Приложение 4
Условия успешного осуществления индивидуального развития учащегося.
1. Поход к учащемуся с оптимистической гипотезой (безграничная вера в ребенка): Каждый ребенок может научиться всему. Конечно, для этого необходимо разное количество времени и усилий и со стороны ученика, и со стороны учителя, но педагог не может сомневаться в возможности достижения результата каждым учеником.
2. Путь к достижению положительного результата может быть только путем «от успеха к успеху». Для ребенка очень важно постоянно чувствовать свою успешность. Это возможно только в том случае, если уровень сложности предлагаемых учителем заданий соответствует уровню возможностей ребенка. Только помня об этом, учитель может дать возможность каждому быть успешным в процессе обучения. И еще одно, что нужно помнить: оценивая работу ребенка, прежде всего необходимо обращать его внимание на то, что уже получилось, и лишь потом высказывать конкретные пожелания по улучшению работы.
3. Создание доброжелательной атмосферы на занятиях. Психологами доказано, что развитие может идти только на положительном эмоциональном фоне. Ребенок намного быстрее добьется успеха, если будет верить в свои силы, будет чувствовать такую же уверенность в обращенных к нему словах учителя, в его действиях. Педагогу не стоит скупиться на похвалы, стоит отмечать самый незначительный успех, обращать внимание на любой правильный ответ. При этом педагог не должен забывать, что его оценочные суждения должны касаться только результатов работы ребенка, а не его личности (особенно это относится к отрицательной оценке). Детям младшего школьного возраста свойственно воспринимать оценку своей работы как оценку личности в целом, именно поэтому так важно постоянно подчеркивать, что оценивается только работа. Этого разграничения легко добиться, прибегая к качественным, содержательным оценочным суждениям, подробно рассказывая ребенку, что уже получилось очень хорошо, что неплохо, а над чем нужно еще поработать.
4. Темп продвижения каждого ученика определяется его индивидуальными возможностями. Ученик не будет работать лучше и быстрее, если он постоянно слышит слова «быстрее, поторопись, ты опять последний», этими словами достигается, как правило, обратный эффект – либо ребенок начинает работать еще медленнее, либо он работает быстрее, но при этом начинает страдать качество (у ребенка появляется принцип: пусть неправильно, зато быстро, как все). Более целесообразной является позиция "лучше меньше, да лучше», для ее осуществления учитель на начальных этапах подстраивается к темпу ребенка, максимально индивидуализируя процесс обучения, предлагая меньшие по объему задания. В то же время шаг за шагом, не в ущерб качеству учитель старается приближать темп каждого ученика к общему темпу работы класса.
5. Отказ от принципа «перехода количества дополнительных занятий в качество обучения». Суть «качественного» подхода заключается в том, что учитель знает, в чем трудности и как они могут быть устранены самым эффективным способом. Продуктивен именно такой путь — от знания причины ошибки к ее устранению.
6. Необходимо постоянно отслеживать продвижение каждого ученика. Важно знать ту «точку», в которой ученик находится в данный момент, а также перспективы его развития. Для выполнения этого условия важно точно знать последовательность этапов формирования каждого конкретного навыка Другими словами, учитель постоянно должен знать: а) что ребенок уже может сделать самостоятельно; б) что он может сделать с помощью учителя; в) в чем эта помощь должна выражаться.
7. В обучении необходимо опираться на «сильные» стороны в развитии ученика, выявленные в процессе диагностики.
8. Содержание учебного материала для проведения коррекционных занятий должно не только предупреждать трудности обучения, но и способствовать общему развитию учащихся. Задания должны быть разнообразными, занимательными, интересно оформленными. Основными методами обучения на занятиях должны быть дидактическая игра и самостоятельная предметно-практическая работа, так как именно в этих видах деятельности ребенка происходит развитие наглядно-образного мышления, произвольности и т. п. Одним из оптимальных средств для проведения коррекционно-развивающей работы являются тетради на печатной основе, дающие возможность ребенку самостоятельно действовать — штриховать, закрашивать, соединять линией, подчеркивать, дорисовывать и т. п.
9. Индивидуально-развивающая работа должна осуществляться систематически и регулярно. То, чего так медленно и постепенно удается достигнуть, легко и быстро разрушается, если действия не отработаны до конца, не проконтролирован перенос действия с одного материала на другой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие личностного потенциала младшего школьника средствами поисково - исследовательской деятельности
Учебно-исследовательская деятельность учащихся – одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, т...
Индивидуально-типологические подходы на уроках как развитие творческого потенциала ученика
Выступление на педагогическом совете...
Индивидуальная траектория профессионального развития учителя начальных классов
В этом документе описаны цели, задачи и этапы работы над методической темой учителя начальных классов....
Возможности развития личностного потенциала учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС
Успешность обучения ученика зависит от его внутренней мотивации к учению, от его желания и готовности мобилизовать все свои способности для этого вида деятельности.Следует отметить, что во время обуче...
«Индивидуально-типологические подходы на уроках как развитие творческого потенциала ученика»
Индивидуально- типологические подходы на уроках...
Развитие личностного потенциала детей с ОВЗ на внеурочных занятиях оздоровительной направленности.
В статью вошёл обзор Рабочих программ разработанных для учащихся коррекционной школы 8-го вида. И рассматривается развитие личностного потенциала детей с ОВЗ на внеурочных занятиях оздоровительной нап...
Индивидуальная траектория профессионального развития педагога
Индивидуальная траектория профессионального развития педагога «Повышение качества преподавания через использование интерактивной доски на образовательных уроках»....