Роль семьи в учебно-воспитательном процессе в рамках ФГОС.
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Фатина Людмила Фёдоровна

 Школа играет ведущую роль в воспитании подрастающего поколения.

Однако семья дает ребенку первый жизненный опыт, именно в семье закладываются основы характера и морального облика, именно от семьи во многом зависит направление интересов и склонностей подрастающего поколения.

           Мы многому учим человека в жизни: физике, математике, искусству варить сталь и варить борщ. Учим планомерно и целенаправленно, а вот искусству строить семью и быть патриотом учим недостаточно. Именно поэтому сейчас говорится о едином учебно-воспитательном процессе, единой образовательной среде, включающей школу, внешкольные учреждения и прежде всего семью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

            В.А.Сухомлинский писал: «Отец и мать – величайшие авторитеты для ребенка. Существует глубокая связь поколений. Ребенок – одно из звеньев тянущейся в века цепочки, и обрыв ее – тягчайшая трагедия, которая неизбежно приводит к распаду нравственных начал». Помните: что у родителей скачет с языка, то у ребенка скачет на языке.  

           Школа играет ведущую роль в воспитании подрастающего поколения.

Однако семья дает ребенку первый жизненный опыт, именно в семье закладываются основы характера и морального облика, именно от семьи во многом зависит направление интересов и склонностей подрастающего поколения.

           Мы многому учим человека в жизни: физике, математике, искусству варить сталь и варить борщ. Учим планомерно и целенаправленно, а вот искусству строить семью и быть патриотом учим недостаточно. Именно поэтому сейчас говорится о едином учебно-воспитательном процессе, единой образовательной среде, включающей школу, внешкольные учреждения и прежде всего семью. Социологические исследования показывают, что на воспитание ребенка влияют:

  • Семья - 50%
  • СМИ, телевидение  - 30%
  • школа - 10%
  • улица -10%.

           Поэтому  сегодня поговорим о роли родителей в воспитании детей в семье. Воспитание должно строиться на основе неразрывного единства взглядов, убеждений и действия слова и дела. Что же представляет собой воспитание?

  • Это постепенное обогащение знаниями, умениями, опытом.
  • Это развитие ума.
  • Формирование отношения к добру и злу.
  • Формирование таких качеств личности, как идейность, гуманизм, гражданственность, ответственность, трудолюбие, благородство и умение управлять собой.

         Воспитание это- систематическое целенаправленное формирование личности, тех ее моральных качеств, которые определяют отношение человека к обществу, к другим людям, к труду.

           Важна структура семьи. Лучше, если в семье не один ребенок. Даже если он один, не надо делать его центром, вокруг которого вращаются все остальные члены семьи.

           Семья объединяет людей общими интересами, общей жизнью, общими радостями, общими невзгодами. Когда мать и отец делят между собой все хлопоты, ребенок не вырастет эгоистом. Единство семьи укрепляется привлечением ребенка к общедоступным для него делам семьи: участие в труде по домашнему хозяйству, в решении некоторых экономических вопросов, в организации семейного досуга. Дети убеждаются, что совместная работа спорится, что веселее и лучше действовать сообща.

           Необходима привычка - правильно поступать. Наша задача не только воспитать в себе правильное, разумное отношение к вопросам поведения, но еще и воспитать правильные привычки, когда мы поступали бы правильно не потому, что сели и подумали, а потому что так привыкли. Поговорка гласит: посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу. 

          Для возникновения нравственной потребности ребёнка необходима моральная среда. Такой средой должен быть добрый мир семейного или иного окружения.

     Ребёнок, даже ещё не умея говорить, не осознавая речь и поступки взрослых, уже понимает, «улавливает» моральный климат семейного окружения и по-своему реагирует на него. Доброжелательность в отношении друг к другу, спокойная ласковая речь, спокойный тон в общении - хороший и обязательный фон для формирования в ребёнке нравственных потребностей, и, наоборот, крик, грубые интонации - такая семейная атмосфера приведет к противоположным результатам.

          Нравственные потребности начинаются с отзывчивости, которую мы понимаем как способность человека понять затруднительное положение или состояние другого.

Отзывчивого человека обычно называют чутким, сердечным. Отзывчивость - это целый спектр чувств — сочувствие, сострадание, сопереживание. Воспитывать отзывчивость в ребёнке нужно ещё до того, как у него сложатся представления о добре, зле, долге и других понятиях.

           Другой важнейший элемент нравственных потребностей - нравственная
установка
, которую можно сформулировать так: «Не вредить никому, а
приносить максимум пользы
». Её нужно формировать в сознании ребёнка с
того времени, когда он начинает говорить. Благодаря этой установке ребёнок
всегда будет стремиться к добру.

           Еще одним важным структурным элементом нравственных потребностей
является
способность к деятельной доброте и непримиримость ко всем
проявлениям зла
.

  Таковы элементы нравственных потребностей. Знание их поможет родителям воспитать детей добрыми счастливыми людьми, приносящими благо обществу.

  Рассмотрим некоторые законы семейной жизни.

     СИТУАЦИЯ: Мальчик был наказан. Он получил две двойки. Отец серьёзно с ним поговорил и в наказание не разрешил выходить ему из дома. Пришли друзья и позвали его сходить в кино. Мама пожалела сына и стала уговаривать отца отпустить его с друзьями. Между родителями произошёл конфликт.

Как правильно поступить, чтобы избежать конфликта?

ЗАКОН: Родители должны предъявлять единые требования к ребёнку.

СИТУАЦИЯ: Родители решили поехать за город, поработать на даче. Все нашли себе работу, кроме Пети. Ему предлагали пополоть грядки, принести воды из родника, но он отказался от всех предложений. Бегал по саду за бабочками, кричал, мешал работать. Почему сложилась такая ситуация?

ЗАКОН: Основы трудолюбия должны закладываться с детства.

СИТУАЦИЯ: Девочке очень хотелось сделать сюрприз для мамы. Она пришла из школы, помыла посуду, приготовила обед. Пришла с работы мама. Девочка бросилась к ней и поцеловала её. Мама была не в настроении и никак не отреагировала на поцелуй. Затем дочь пригласила её к столу ужинать. После ужина мама сказала спасибо и ушла в свою комнату. Как бы вы поступили на ее месте?

ЗАКОН: Ребёнок нуждается в ласке, похвале.

        Педагог М.Климова отмечает: «Родительский дом в становлении и культивировании чувств занимает первоочередное место. Заменить его не может ничто»

       Дом для ребёнка – школа подготовки к жизни. В доме должны царить любовь, справедливость, терпимость не только к детям, но и ко всем остальным членам семьи. Воспитание чувств ребёнка включает в себя воспитание сочувствия. Развитие этого требует поддержки со стороны родителей – и не только словом, но и примером. Ребёнок должен видеть, как мы на практике проявляем свою любовь к ближнему.

        СИТУАЦИЯ: Мама пришла с работы, сын встретил её у подъезда, чтобы помочь нести сумки на пятый этаж. Дома предлагает ей тапочки и накрывает на стол. После ужина мальчик сел выполнять домашнее задание по русскому языку вместе с мамой, так как не мог справиться сам. Мама объяснила ему задание, проверила дневник, похвалила за «5» и нежно обняла его. Как вы думаете, какие взаимоотношения сложились между членами этой семьи?

ЗАКОН: Уважительного отношения членов семьи друг к другу.

Противоположенным  примером этому может служить хорошая и поучительная сказка, в которой рассказывается о том, что молодые родители, имея старенького отца, не разрешали ему кушать за общим столом. А чтобы он, не дай бог, не разбил тарелки из фарфора, купили ему деревянную тарелку и ложку, из которой он практически не мог есть. Через некоторое время они застали своего четырёхлетнего сына за тем, что он пытался что-то мастерить из деревянной чурки. На вопрос родителей о том. что ребёнок мастерит, малыш ответил, что он делает посуду для своих родителей, чтобы они могли из неё кушать, когда состарятся. Это ли не иллюстрация переживаемых ребёнком эмоций и чувств в собственном доме?

СИТУАЦИЯ: В семье двое детей: брат и сестра. Брат ходит в 4 класс, сестра — в детский сад. Сестре уделяют больше внимания, так как она ещё маленькая. Ей чаще покупают игрушки, чем брату, опираясь на то, что он вышел из этого возраста. Мальчик очень обижается, но родители не реагируют на это. О чем мы не должны забывать при воспитании детей разного возраста?

ЗАКОН: В семье должно быть правильное и равномерное распределение материальных и моральных средств для детей.

ВЫВОД: Если эти законы в семье выполняются, значит, ребёнок состоится как личность.

            Как часто родители сталкиваемся с одной и той же проблемой: читают детям нотации как нужно вести себя, дают им полезные советы, предостерегают от ошибок, а в итоге получают противоположные результаты. Может быть поступки родителей  не всегда соответствуют тому, о чем они им говорят? Дети—свидетели,  они учатся жить у жизни.  

 Если:

  1. Ребенка постоянно критикуют, он учится ... (ненавидеть).
  2. Ребенок живет во вражде, он учится... (быть агрессивным).
  3. Ребенок живет в упреках, он учится... (жить с чувством вины).
  4. Ребенок растет в терпимости, он учится... (понимать других).   
  5. Ребенка хвалят, он учится ... (быть благородным).
  6. Ребенок растет в честности, он учится ... (быть  справедливым).
  7. Ребенок растет в безопасности, он учится ... (верить в людей).
  8. Ребенка поддерживают, он учится ... (ценить себя).
  9. Ребенка высмеивают, он учится ... (быть замкнутым).
  10. Живет в понимании и дружбе, он учится ... (находить любовь в мире).

          Учитывая всё вышеизложенное можно сделать следующие выводы:

- Семья — это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь.

- Родители составляют первую общественную среду ребёнка.

- Родители являются образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно.

- Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека.

    Цель и мотив воспитания ребёнка - это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям, а значит нравственно богатая, жизнь этого ребёнка. На созидание такой жизни и должно быть направлено семейное воспитание.

   Само нравственное воспитание осуществляется путём формирования у ребёнка нравственных потребностей и убеждений, нравственных чувств и эмоций, моральных знаний о добре и зле.

     Вот ещё такая история. Многие годы по морскому побережью, на котором отдыхало в летнее и зимнее время много людей, ходила маленькая старушка. Её седые волосы развевались на ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что -то  бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их себе в сумку.

    Детям было любопытно посмотреть, что кладёт старушка в сумку, но родители велели им держаться от неё подальше. Когда она проходила мимо, то и дело нагибаясь, что-то поднять, она улыбалась людям, но никто не отвечал на её приветствие.

   Только когда маленькая старушка умерла, люди узнали о том, что она посвятила свою жизнь тому, чтобы подбирать с пляжей осколки стекла, которыми дети могли порезать ноги…

    Это не легенда, это реальная история из нашей с вами жизни!

    Сколько таких людей, как эта старушка,  живут рядом с нами, дарят нам тепло и ласку, любовь и доброту, а мы понимаем лишь спустя годы, если вообще понимаем, что они значили в нашей жизни, какое тепло излучали их сердца и души. Давайте сегодня задумаемся о том, как мы строим свою жизнь, какие поступки совершаем, чем платим за любовь и тепло человеческого сердца.

     Таким образом, мы с вами должны объединять усилия именно в воспитании доброго, убежденного, честного человека. При этом всегда нужно помнить слова А. С. Макаренко: «Ребенок - это живой человек, это вовсе не орнамент нашей жизни, это отдельная, полнокровная и богатая жизнь. По силе эмоций, по тревожности и глубине впечатлений, по чистоте и красоте волевых напряжений детская жизнь несравненно богаче взрослой». И пусть в этой жизни у ребят всегда будет рядом добрый и надежный друг, родитель, наставник, именно от родителей зависит каким вырастет их ребенок. Школа — что-то скорректирует, но мы лепим из того, что уже замешано.

Признание приоритета семейного воспитания требует иных форм взаимодействия семьи и школы. Ведущей целью взаимодействия школы с семьей является создание необходимых условий для развития доверительных, ответственных отношений с семьями воспитанников.
За последние годы как никогда отмечается заинтересованность родителей во всестороннем развитии и образовании своих детей. Работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью школы.

Единое понимание результата образования и воспитания педагогами и родителями, всё взаимодействие с родителями в школе осуществляется в следующих направлениях:
•профилактическая;
• разъяснительная работа со всеми категориями родителей по вопросам здоровья детей;
• формирования личности и индивидуальная воспитательная работа;

Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников.
Анализ рисунков обучающихся на тему «Моя семья», «Мой дом» также помогает понять, как относятся к ребенку дома, с какими проблемами он сталкивается.
Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы.
Главное – донести до родителей знания.
В работе со всеми родителями воспитатели активно используем разнообразные формы работы:
 Родительскиесобрания;
 консультации;
 праздники;
Одной из основных форм работы с родителями остается родительское собрание. В течение нескольких последних лет разрабатываю проекты собраний в форме дискуссий «Готов ли ребенок к школе?», диспутов, использую анкетирование по различным вопросам, которые теперь широко используют на практике. В последнее время общество испытывает постоянную растущую потребность в консультативной и направляющей работе с родителями. Родители должны сами осознать возможность и необходимость своего внутреннего роста, с чего и начинается настоящее воспитание родителей.
Педагоги в начальной школе используют разнообразные формы вовлечения семьи в образовательныйпроцесс:
-проектнаядеятельность; 
-тематическиеродительские собрания, практикумы.

- дни открытых дверей,
- тематические выставки рисунков.

В работе с родителями используются электронные средства коммуникации.
Создан сайт школы. Основным мтивом посещения сайта – быть в курсе происходящих дел в школе. Введён электронный дневник. Наша задача активизировать интерес родителей к получению знаний в школьной педагогике и психологии, не только в личном общении, но и через интернет связь. Организация взаимодействия школы и семьи, основанная на сотрудничестве, позволяет каждому ребенку чувствовать себя участником образовательного процесса, что особенно важно для личностного развития детей, поддержания их познавательной активности, а родителям чувствовать себя полноправными участниками образовательного процесса.

2. С 1 сентября 2011 года стандарт введен в штатном режиме  во всех образовательных учреждениях, имеющих  государственную аккредитацию и готовых к обеспечению условий исполнения требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

       

          Новый стандарт предъявляет новые требования к результатам начального образования. Их можно достигнуть, благодаря современным УМК, включающим  учебные пособия нового поколения, отвечающие всем требованиям стандарта:  оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности, в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации. Обучение в начальной школе осуществляется по программе «Школа России».

       Проводится работа и с родителями обучающихся.

Результаты родительского опроса:

Большинство родителей отмечает, что трудностей у детей не возникло.

         Одновременно с этим,  большинство родителей говорят о том, что их все устраивает во внеурочной деятельности.

         В начале сентября в  классе был проведено  психологическое исследование готовности первоклассников к обучению.

          Полученные данные использованы для осуществления индивидуально-дифференцированного подхода к ребёнку при обучении в 1 классе. Благодаря умелой организации учебного процесса, учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки самоконтроля и умения сравнивать свои достижения с эталоном.

           

   Важный аспект реализации ФГОС второго поколения – активная работа с родительской общественностью. В ОУ был подписан общественный договор с семьей в отношении ожидаемых результатов образования, с распределением взаимных обязательств между всеми участниками образовательного процесса. Мы обсуждали проект стандартов с родителями, они согласны, что важным результатом образования считается формирование личности и гражданской позиции школьников. Поворот школы к воспитанию крайне важен: воспитывать ребёнка школа должна во взаимодействии семьей.

Родитель теперь вправе требовать от школы выполнения норм, которые к ней предъявляет стандарт. Все участники общественного договора должны иметь равные права.

          

          

МБОУ «Никольская основная общеобразовательная школа».

Доклад на тему:

«Роль семьи

в учебно-воспитательном процессе в рамках ФГОС».

                                                                                         Подготовлен и прочитан

                                                                          на заседании

                                                                                         педагогического совета

                                                                               учителем начальных классов

                                                                                                 Фатиной Л. Ф.

Март

2014/2015 учебный год.

                         

         

 



Предварительный просмотр:

            В.А.Сухомлинский писал: «Отец и мать – величайшие авторитеты для ребенка. Существует глубокая связь поколений. Ребенок – одно из звеньев тянущейся в века цепочки, и обрыв ее – тягчайшая трагедия, которая неизбежно приводит к распаду нравственных начал». Помните: что у родителей скачет с языка, то у ребенка скачет на языке.  

           Школа играет ведущую роль в воспитании подрастающего поколения.

Однако семья дает ребенку первый жизненный опыт, именно в семье закладываются основы характера и морального облика, именно от семьи во многом зависит направление интересов и склонностей подрастающего поколения.

           Мы многому учим человека в жизни: физике, математике, искусству варить сталь и варить борщ. Учим планомерно и целенаправленно, а вот искусству строить семью и быть патриотом учим недостаточно. Именно поэтому сейчас говорится о едином учебно-воспитательном процессе, единой образовательной среде, включающей школу, внешкольные учреждения и прежде всего семью. Социологические исследования показывают, что на воспитание ребенка влияют:

  • Семья - 50%
  • СМИ, телевидение  - 30%
  • школа - 10%
  • улица -10%.

           Поэтому  сегодня поговорим о роли родителей в воспитании детей в семье. Воспитание должно строиться на основе неразрывного единства взглядов, убеждений и действия слова и дела. Что же представляет собой воспитание?

  • Это постепенное обогащение знаниями, умениями, опытом.
  • Это развитие ума.
  • Формирование отношения к добру и злу.
  • Формирование таких качеств личности, как идейность, гуманизм, гражданственность, ответственность, трудолюбие, благородство и умение управлять собой.

         Воспитание это- систематическое целенаправленное формирование личности, тех ее моральных качеств, которые определяют отношение человека к обществу, к другим людям, к труду.

           Важна структура семьи. Лучше, если в семье не один ребенок. Даже если он один, не надо делать его центром, вокруг которого вращаются все остальные члены семьи.

           Семья объединяет людей общими интересами, общей жизнью, общими радостями, общими невзгодами. Когда мать и отец делят между собой все хлопоты, ребенок не вырастет эгоистом. Единство семьи укрепляется привлечением ребенка к общедоступным для него делам семьи: участие в труде по домашнему хозяйству, в решении некоторых экономических вопросов, в организации семейного досуга. Дети убеждаются, что совместная работа спорится, что веселее и лучше действовать сообща.

           Необходима привычка - правильно поступать. Наша задача не только воспитать в себе правильное, разумное отношение к вопросам поведения, но еще и воспитать правильные привычки, когда мы поступали бы правильно не потому, что сели и подумали, а потому что так привыкли. Поговорка гласит: посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу. 

          Для возникновения нравственной потребности ребёнка необходима моральная среда. Такой средой должен быть добрый мир семейного или иного окружения.

     Ребёнок, даже ещё не умея говорить, не осознавая речь и поступки взрослых, уже понимает, «улавливает» моральный климат семейного окружения и по-своему реагирует на него. Доброжелательность в отношении друг к другу, спокойная ласковая речь, спокойный тон в общении - хороший и обязательный фон для формирования в ребёнке нравственных потребностей, и, наоборот, крик, грубые интонации - такая семейная атмосфера приведет к противоположным результатам.

          Нравственные потребности начинаются с отзывчивости, которую мы понимаем как способность человека понять затруднительное положение или состояние другого.

Отзывчивого человека обычно называют чутким, сердечным. Отзывчивость - это целый спектр чувств — сочувствие, сострадание, сопереживание. Воспитывать отзывчивость в ребёнке нужно ещё до того, как у него сложатся представления о добре, зле, долге и других понятиях.

           Другой важнейший элемент нравственных потребностей - нравственная
установка
, которую можно сформулировать так: «Не вредить никому, а
приносить максимум пользы
». Её нужно формировать в сознании ребёнка с
того времени, когда он начинает говорить. Благодаря этой установке ребёнок
всегда будет стремиться к добру.

           Еще одним важным структурным элементом нравственных потребностей
является
способность к деятельной доброте и непримиримость ко всем
проявлениям зла
.

  Таковы элементы нравственных потребностей. Знание их поможет родителям воспитать детей добрыми счастливыми людьми, приносящими благо обществу.

  Рассмотрим некоторые законы семейной жизни.

     СИТУАЦИЯ: Мальчик был наказан. Он получил две двойки. Отец серьёзно с ним поговорил и в наказание не разрешил выходить ему из дома. Пришли друзья и позвали его сходить в кино. Мама пожалела сына и стала уговаривать отца отпустить его с друзьями. Между родителями произошёл конфликт.

Как правильно поступить, чтобы избежать конфликта?

ЗАКОН: Родители должны предъявлять единые требования к ребёнку.

СИТУАЦИЯ: Родители решили поехать за город, поработать на даче. Все нашли себе работу, кроме Пети. Ему предлагали пополоть грядки, принести воды из родника, но он отказался от всех предложений. Бегал по саду за бабочками, кричал, мешал работать. Почему сложилась такая ситуация?

ЗАКОН: Основы трудолюбия должны закладываться с детства.

СИТУАЦИЯ: Девочке очень хотелось сделать сюрприз для мамы. Она пришла из школы, помыла посуду, приготовила обед. Пришла с работы мама. Девочка бросилась к ней и поцеловала её. Мама была не в настроении и никак не отреагировала на поцелуй. Затем дочь пригласила её к столу ужинать. После ужина мама сказала спасибо и ушла в свою комнату. Как бы вы поступили на ее месте?

ЗАКОН: Ребёнок нуждается в ласке, похвале.

        Педагог М.Климова отмечает: «Родительский дом в становлении и культивировании чувств занимает первоочередное место. Заменить его не может ничто»

       Дом для ребёнка – школа подготовки к жизни. В доме должны царить любовь, справедливость, терпимость не только к детям, но и ко всем остальным членам семьи. Воспитание чувств ребёнка включает в себя воспитание сочувствия. Развитие этого требует поддержки со стороны родителей – и не только словом, но и примером. Ребёнок должен видеть, как мы на практике проявляем свою любовь к ближнему.

        СИТУАЦИЯ: Мама пришла с работы, сын встретил её у подъезда, чтобы помочь нести сумки на пятый этаж. Дома предлагает ей тапочки и накрывает на стол. После ужина мальчик сел выполнять домашнее задание по русскому языку вместе с мамой, так как не мог справиться сам. Мама объяснила ему задание, проверила дневник, похвалила за «5» и нежно обняла его. Как вы думаете, какие взаимоотношения сложились между членами этой семьи?

ЗАКОН: Уважительного отношения членов семьи друг к другу.

Противоположенным  примером этому может служить хорошая и поучительная сказка, в которой рассказывается о том, что молодые родители, имея старенького отца, не разрешали ему кушать за общим столом. А чтобы он, не дай бог, не разбил тарелки из фарфора, купили ему деревянную тарелку и ложку, из которой он практически не мог есть. Через некоторое время они застали своего четырёхлетнего сына за тем, что он пытался что-то мастерить из деревянной чурки. На вопрос родителей о том. что ребёнок мастерит, малыш ответил, что он делает посуду для своих родителей, чтобы они могли из неё кушать, когда состарятся. Это ли не иллюстрация переживаемых ребёнком эмоций и чувств в собственном доме?

СИТУАЦИЯ: В семье двое детей: брат и сестра. Брат ходит в 4 класс, сестра — в детский сад. Сестре уделяют больше внимания, так как она ещё маленькая. Ей чаще покупают игрушки, чем брату, опираясь на то, что он вышел из этого возраста. Мальчик очень обижается, но родители не реагируют на это. О чем мы не должны забывать при воспитании детей разного возраста?

ЗАКОН: В семье должно быть правильное и равномерное распределение материальных и моральных средств для детей.

ВЫВОД: Если эти законы в семье выполняются, значит, ребёнок состоится как личность.

            Как часто родители сталкиваемся с одной и той же проблемой: читают детям нотации как нужно вести себя, дают им полезные советы, предостерегают от ошибок, а в итоге получают противоположные результаты. Может быть поступки родителей  не всегда соответствуют тому, о чем они им говорят? Дети—свидетели,  они учатся жить у жизни.  

 Если:

  1. Ребенка постоянно критикуют, он учится ... (ненавидеть).
  2. Ребенок живет во вражде, он учится... (быть агрессивным).
  3. Ребенок живет в упреках, он учится... (жить с чувством вины).
  4. Ребенок растет в терпимости, он учится... (понимать других).   
  5. Ребенка хвалят, он учится ... (быть благородным).
  6. Ребенок растет в честности, он учится ... (быть  справедливым).
  7. Ребенок растет в безопасности, он учится ... (верить в людей).
  8. Ребенка поддерживают, он учится ... (ценить себя).
  9. Ребенка высмеивают, он учится ... (быть замкнутым).
  10. Живет в понимании и дружбе, он учится ... (находить любовь в мире).

          Учитывая всё вышеизложенное можно сделать следующие выводы:

- Семья — это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь.

- Родители составляют первую общественную среду ребёнка.

- Родители являются образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно.

- Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека.

    Цель и мотив воспитания ребёнка - это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям, а значит нравственно богатая, жизнь этого ребёнка. На созидание такой жизни и должно быть направлено семейное воспитание.

   Само нравственное воспитание осуществляется путём формирования у ребёнка нравственных потребностей и убеждений, нравственных чувств и эмоций, моральных знаний о добре и зле.

     Вот ещё такая история. Многие годы по морскому побережью, на котором отдыхало в летнее и зимнее время много людей, ходила маленькая старушка. Её седые волосы развевались на ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что -то  бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их себе в сумку.

    Детям было любопытно посмотреть, что кладёт старушка в сумку, но родители велели им держаться от неё подальше. Когда она проходила мимо, то и дело нагибаясь, что-то поднять, она улыбалась людям, но никто не отвечал на её приветствие.

   Только когда маленькая старушка умерла, люди узнали о том, что она посвятила свою жизнь тому, чтобы подбирать с пляжей осколки стекла, которыми дети могли порезать ноги…

    Это не легенда, это реальная история из нашей с вами жизни!

    Сколько таких людей, как эта старушка,  живут рядом с нами, дарят нам тепло и ласку, любовь и доброту, а мы понимаем лишь спустя годы, если вообще понимаем, что они значили в нашей жизни, какое тепло излучали их сердца и души. Давайте сегодня задумаемся о том, как мы строим свою жизнь, какие поступки совершаем, чем платим за любовь и тепло человеческого сердца.

     Таким образом, мы с вами должны объединять усилия именно в воспитании доброго, убежденного, честного человека. При этом всегда нужно помнить слова А. С. Макаренко: «Ребенок - это живой человек, это вовсе не орнамент нашей жизни, это отдельная, полнокровная и богатая жизнь. По силе эмоций, по тревожности и глубине впечатлений, по чистоте и красоте волевых напряжений детская жизнь несравненно богаче взрослой». И пусть в этой жизни у ребят всегда будет рядом добрый и надежный друг, родитель, наставник, именно от родителей зависит каким вырастет их ребенок. Школа — что-то скорректирует, но мы лепим из того, что уже замешано.

Признание приоритета семейного воспитания требует иных форм взаимодействия семьи и школы. Ведущей целью взаимодействия школы с семьей является создание необходимых условий для развития доверительных, ответственных отношений с семьями воспитанников.
За последние годы как никогда отмечается заинтересованность родителей во всестороннем развитии и образовании своих детей. Работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью школы.

Единое понимание результата образования и воспитания педагогами и родителями, всё взаимодействие с родителями в школе осуществляется в следующих направлениях:
•профилактическая;
• разъяснительная работа со всеми категориями родителей по вопросам здоровья детей;
• формирования личности и индивидуальная воспитательная работа;

Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников.
Анализ рисунков обучающихся на тему «Моя семья», «Мой дом» также помогает понять, как относятся к ребенку дома, с какими проблемами он сталкивается.
Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы.
Главное – донести до родителей знания.
В работе со всеми родителями воспитатели активно используем разнообразные формы работы:
 Родительскиесобрания;
 консультации;
 праздники;
Одной из основных форм работы с родителями остается родительское собрание. В течение нескольких последних лет разрабатываю проекты собраний в форме дискуссий «Готов ли ребенок к школе?», диспутов, использую анкетирование по различным вопросам, которые теперь широко используют на практике. В последнее время общество испытывает постоянную растущую потребность в консультативной и направляющей работе с родителями. Родители должны сами осознать возможность и необходимость своего внутреннего роста, с чего и начинается настоящее воспитание родителей.
Педагоги в начальной школе используют разнообразные формы вовлечения семьи в образовательныйпроцесс:
-проектнаядеятельность; 
-тематическиеродительские собрания, практикумы.

- дни открытых дверей,
- тематические выставки рисунков.

В работе с родителями используются электронные средства коммуникации.
Создан сайт школы. Основным мтивом посещения сайта – быть в курсе происходящих дел в школе. Введён электронный дневник. Наша задача активизировать интерес родителей к получению знаний в школьной педагогике и психологии, не только в личном общении, но и через интернет связь. Организация взаимодействия школы и семьи, основанная на сотрудничестве, позволяет каждому ребенку чувствовать себя участником образовательного процесса, что особенно важно для личностного развития детей, поддержания их познавательной активности, а родителям чувствовать себя полноправными участниками образовательного процесса.

2. С 1 сентября 2011 года стандарт введен в штатном режиме  во всех образовательных учреждениях, имеющих  государственную аккредитацию и готовых к обеспечению условий исполнения требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

       

          Новый стандарт предъявляет новые требования к результатам начального образования. Их можно достигнуть, благодаря современным УМК, включающим  учебные пособия нового поколения, отвечающие всем требованиям стандарта:  оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности, в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации. Обучение в начальной школе осуществляется по программе «Школа России».

       Проводится работа и с родителями обучающихся.

Результаты родительского опроса:

Большинство родителей отмечает, что трудностей у детей не возникло.

         Одновременно с этим,  большинство родителей говорят о том, что их все устраивает во внеурочной деятельности.

         В начале сентября в  классе был проведено  психологическое исследование готовности первоклассников к обучению.

          Полученные данные использованы для осуществления индивидуально-дифференцированного подхода к ребёнку при обучении в 1 классе. Благодаря умелой организации учебного процесса, учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки самоконтроля и умения сравнивать свои достижения с эталоном.

           

   Важный аспект реализации ФГОС второго поколения – активная работа с родительской общественностью. В ОУ был подписан общественный договор с семьей в отношении ожидаемых результатов образования, с распределением взаимных обязательств между всеми участниками образовательного процесса. Мы обсуждали проект стандартов с родителями, они согласны, что важным результатом образования считается формирование личности и гражданской позиции школьников. Поворот школы к воспитанию крайне важен: воспитывать ребёнка школа должна во взаимодействии семьей.

Родитель теперь вправе требовать от школы выполнения норм, которые к ней предъявляет стандарт. Все участники общественного договора должны иметь равные права.

          

          

МБОУ «Никольская основная общеобразовательная школа».

Доклад на тему:

«Роль семьи

в учебно-воспитательном процессе в рамках ФГОС».

                                                                                         Подготовлен и прочитан

                                                                          на заседании

                                                                                         педагогического совета

                                                                               учителем начальных классов

                                                                                                 Фатиной Л. Ф.

Март

2014/2015 учебный год.

                         

         

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль учителя в учебно-воспитательном процессе

Какая роль умелостьотводится учителю в учебно-воспитатеотном процесе, его педагогическая структура, умелость, мастерство, творчество....

«Роль физкультминуток в учебно-воспитательном процессе для ученика»

Основная задача начальной школы – так организовать учебный процесс, чтобы каждый ребенок, независимо от своих возможностей, мог успешно развиваться, реализовывать себя в познавательной деятельно...

Роль сказки в учебно-воспитательном процессе

Статья. Подготовлена к МО учителей начальных классов....

Роль игры в учебно-воспитательном процессе( из опыта работы воспитателя ГПД) Тип: Статья

Описание:     Закончились уроки, дети, усталые и возбужденные приходят к воспитателю группы продленного дня. Нужно сделать уроки, покормить ребят, погулять с ними, поговорить, наст...

РОЛЬ ИГРЫ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

РОЛЬ ИГРЫ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ...

Родительское собрание "Роль семьи в учебно-воспитательном процессе в рамках реализации ФГОС"

Разработка содержит информацию для родителей о требовниях  ФГОС учащихся с интеллектуальными нарушениями, структуре АООП, направлениях внеурочной деятельности, об условиях созданных в школе с цел...