Роль сказки в учебно-воспитательном процессе
статья (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Доклад на тему:
«Роль сказки в учебно - воспитательном процессе».
Сказка – один из основных видов устно-поэтического творчества народа. Под термином «сказка», как сказочники и их слушатели, так и исследователи фольклора понимают разнообразный по содержанию и форме материал. Рассказы о животных, о вещах, волшебные истории, сатирические анекдоты, авантюрные романы – все эти жанры устной прозы определяются как сказка.
Народная сказка – эпическое устное художественное произведение, обычно прозаического, волшебного, бытового характера с установкой на вымысел. «Сказка – складка, а песня - быль»; « Сказка складом, а песня ладом красна» - говорит народ.
Использование сказки, как педагогического средства в воспитании и развитии детей имеет свою историю и направление. К сказке обращались фактически все педагоги от Я.А.Коменского до К.Д.Ушинского и Л.Н.Толстого, так как она как категория прекрасного, одухотворяюще воздействует на ребёнка.
Основные педагогические возможности сказки состоят в следующем:
- даёт первоначальные сведения о многих нравственных понятиях и ценностях;
-легко усваиваются правила поведения, устанавливаются дружеские отношения внутри коллектива;
-воспитываются чувства ответственности за свои поступки, готовности прийти на помощь ближнему.
Сказка – одно из самых эффективных средств развития литературно-художественного творчества детей, их познавательного интереса, образного мышления, умений анализировать поступки действующих лиц, собственные поступки, делать выводы, исправлять ошибки. Она является неисчерпаемым источником развития чувств и фантазии, воображения, художественного вкуса, смысла, приобщая ребёнка к духовному богатству волшебного мира, накопленного человечеством.
Сказки вводят детей в особый мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем, душой. И не только познаёт, но и откликается на его события и явления, выражает своё отношение к добру и злу. В сказке он черпает первые представления о справедливости и несправедливости. Первоначальный этап идейного воспитания происходит благодаря сказке. Дети понимают идею лишь тогда, когда она воплощена в ярких образах, утверждал В.А.Сухомлинский.
Сказка хороша тем, что в ней всё может случиться. Вот, допустим, спешит добрый молодец на справедливое дело, а тут, как назло, дорога кончилась. Не пройти, не проехать. А он бросит вперёд волшебный платочек, и опять перед ним дорога. Скачи, куда хочешь!
А ещё тем хороша сказка, что всегда в ней добро побеждает зло. Кто читает сказку, и себя невольно чувствует смелым, могучим, готовым сразиться с любым коварным и сильным врагом. А это очень важно!
Таким образом, сказка пробуждает активность ребёнка: она настраивает на сопереживание, сочувствие, ведь ребёнок мысленно проходит весь путь с героями произведения. Композиция сказки, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и абсолютно определённые по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, причинно-следственные связи явлений, доступные пониманию маленького человека, анализ результатов разных поступков, повторы – всё это делает сказку особенно интересной и волнующей. Дети сами хотят оказаться в сказке. И сегодня , в век новых технологий, душа детей и взрослых остаётся открытой для возвращения в сказку.
-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль учителя в учебно-воспитательном процессе
Какая роль умелостьотводится учителю в учебно-воспитатеотном процесе, его педагогическая структура, умелость, мастерство, творчество....
«Роль физкультминуток в учебно-воспитательном процессе для ученика»
Основная задача начальной школы – так организовать учебный процесс, чтобы каждый ребенок, независимо от своих возможностей, мог успешно развиваться, реализовывать себя в познавательной деятельно...
Роль семьи в учебно-воспитательном процессе в рамках ФГОС.
Школа играет ведущую роль в воспитании подрастающего поколения.Однако семья дает ребенку первый жизненный опыт, именно в семье закладываются основы характера и морального облика, именно от семьи...
Роль игры в учебно-воспитательном процессе( из опыта работы воспитателя ГПД) Тип: Статья
Описание: Закончились уроки, дети, усталые и возбужденные приходят к воспитателю группы продленного дня. Нужно сделать уроки, покормить ребят, погулять с ними, поговорить, наст...
РОЛЬ ИГРЫ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
РОЛЬ ИГРЫ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ...
Родительское собрание "Роль семьи в учебно-воспитательном процессе в рамках реализации ФГОС"
Разработка содержит информацию для родителей о требовниях ФГОС учащихся с интеллектуальными нарушениями, структуре АООП, направлениях внеурочной деятельности, об условиях созданных в школе с цел...
Презентация к родительскому собранию "Роль семьи в формировании мотивации учения". Анализ успеваемости и учебно-воспитательного процесса за I полугодие 2019-2020 учебного года.
Презентация к родительскому собранию. Тема: Роль семьи в формировании мотивации учения.Анализ успеваемости и учебно-воспитательного процесса за I полугодие 2019-2020 учебного года....