Роль учителя в учебно-воспитательном процессе
статья по теме
Какая роль умелостьотводится учителю в учебно-воспитатеотном процесе, его педагогическая структура, умелость, мастерство, творчество.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 18.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья по теме:
Личность и роль учителя в учебно-воспитательном процессе.
МОУ СОШ № 92
Рябоваа Людмила Степановна
Социальная значимость педагогической деятельности предъявляет особые требования к личности педагога , его интеллектуальному потенциалу и моральному облику. Исторически любая теория обучения и воспитания обучающихся выдвигает свои собственные требования к личности и деятельности учителя. Так, одним из этапов современного образования важно научить не только известному (определенному) количеству знаний, сколько воспитать желание, умение приобретать эти знания и пользоваться ими. Это актуальное требование кардинально меняет роль педагога в учебном процессе. От преподавателя школы сегодня требуется больше, чем быть носителем и «передатчиком» научной информации . Целесообразно стать организатором познавательной активности обучающихся, их самостоятельной работы,
Педагогический процесс – это взаимодействие личностей, то и основным средством воздействия учителя становится он сам как личность, а не только как специалист, владеющий необходимыми знаниями и умениями.
Психологический портрет педагога любой учебной дисциплины включает следующие структурные компоненты:
1) индивидуальные качества человека;
2) личностные качества;
3) коммуникативные качества;
4) статусно-позиционные;
5) деятельностные (профессионально-предметные);
6) внешнеповеденческие показатели.
В структуре общих педагогических способностей выделяют три группы:
1) личностные способности, связанные с осуществлением воспитательной функции учителя - перцептивные способности, педагогическое воображение, способность саморегуляции психических процессов, эмоциональной сферы и поведения;
2) организационно-коммуникативные способности, связанные с осуществлением организаторской функции и общением - коммуникативные способности, педагогический такт, организаторские, суггестивные способности;
3) дидактические способности, связанные с передачей информации обучаемым, формированием у них активного, самостоятельного, творческого мышления - способность передавать информацию детям, экспрессивно-речевые способности, распределение внимания.
Педагогическая умелость — это основа профессионализма учителя, без которой невозможно работать в школе.
Педагогическое мастерство как качественная характеристика учебно-воспитательной деятельности учителя есть не что иное, как доведенная им до высокой степени совершенствования учебная и воспитательная умелость, благодаря чему обеспечивается высокая эффективность учебно-воспитательного процесса.
Педагогическое творчество характеризуется внесением в учебно-воспитательную деятельность тех или иных методических модификаций, рационализацией методов и поисков обучения и воспитания без какой-либо ломки педагогического процесса.
Новаторство — новое в созидательной деятельности людей, деятельность новаторов. Новатор — вносящий и осуществляющий новые, прогрессивные принципы идеи, приемы в той или иной деятельности. Это относится и педагогическому новаторству. Оно практически включает в себя внесение и реализацию новых, прогрессивных идей, принципов и приемов в процессе обучения и воспитания и значительно изменяет и повышает их качество.
Существуют так же профессионально-обусловленные требования к педагогу, они подразделяются на две группы. В первую входят психологическая, психофизиологическая и физическая готовность, а ко второй относятся научно-теоретическая и практическая компетентность как основа профессионализма.
Профессиональная готовность учителя определяется соответствием его личностных и профессиональных качеств в профессиограмме, которая объединяет их идеализированный вариант в три взаимосвязанных комплекса: общегражданские качества; качества, определяющие специфику профессии учителя; специальные знания, умения и навыки по предмету.
Важнейшую роль в деятельности педагога играет его личностная направленность, отраженная в профессиограмме и характеризующая его социально-нравственную, профессионально-педагогическую и познавательную направленность.
Основой всех видов деятельности педагога является его идейная убежденность, определяющая его нравственную основу. Выбор профессии педагога должен, прежде всего, основываться на любви к детям, желании помочь им в самосовершенствовании и самореализации путем открытия для них путей достижения этих целей. Профессиональная направленность учителя выступает в роли стержня, вокруг которого формируются все его профессиональные качества. Важным и неотъемлемым качеством достойного педагога является его самоотверженность, готовность работать вопреки временным и территориальным рамкам, ставя превыше всего свой профессиональный долг.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Роль физкультминуток в учебно-воспитательном процессе для ученика»
Основная задача начальной школы – так организовать учебный процесс, чтобы каждый ребенок, независимо от своих возможностей, мог успешно развиваться, реализовывать себя в познавательной деятельно...
Роль семьи в учебно-воспитательном процессе в рамках ФГОС.
Школа играет ведущую роль в воспитании подрастающего поколения.Однако семья дает ребенку первый жизненный опыт, именно в семье закладываются основы характера и морального облика, именно от семьи...
Методические рекомендации по применению здоровьесберегающих технологий учителем в учебно-воспитательном процессе.
Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образов...
Роль сказки в учебно-воспитательном процессе
Статья. Подготовлена к МО учителей начальных классов....
Роль игры в учебно-воспитательном процессе( из опыта работы воспитателя ГПД) Тип: Статья
Описание: Закончились уроки, дети, усталые и возбужденные приходят к воспитателю группы продленного дня. Нужно сделать уроки, покормить ребят, погулять с ними, поговорить, наст...
РОЛЬ ИГРЫ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
РОЛЬ ИГРЫ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ...
Родительское собрание "Роль семьи в учебно-воспитательном процессе в рамках реализации ФГОС"
Разработка содержит информацию для родителей о требовниях ФГОС учащихся с интеллектуальными нарушениями, структуре АООП, направлениях внеурочной деятельности, об условиях созданных в школе с цел...