контроль и самоконтроль учащихся начальных классов в свете требований Федеральных Государственных Образовательных Стандартов
статья (1 класс) на тему

Цебер Ольга Ивановна

В статье разработаны и представлены мною формы и методы контроля и самоконтроля учащихся начальных классов. Актуальность проблемы в том, что приоритетной целью современного школьного образования вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику ставится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на МО

по теме:

Контроль и самоконтроль учащихся                                                                                            Цебер Ольга Ивановна

Контроль и самоконтроль учащихся (ФГОС)

Ув.коллеги! Тема моего выступления на сегодняшний день имеет очень актуальное значение не только для учителей начальных классов

Уже ни единожды на МО и педсоветах звучала фраза: приоритетной целью современного школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД) (ФГОС 2 поколения для начальной школы). Универсальные учебные действия (УУД) обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации.
Это одни из самых важных и ключевых УУД, т.к. именно они отражают способность ученика строить учебно-познавательную деятельность. Другими словами, регулятивные УУД это основа основ успешной деятельности ученика. И состоят из 7 компонентов:
Постановка цели (целеполагание)
Планирование
Прогнозирование
Контроль
Коррекция
Оценка
Волевая саморегуляция
При традиционном обучении главное внимание педагога направлено не на процесс учебной деятельности ребенка, а на ее результат. Поэтому главным результатом считалась прочность усвоения определенной суммы знаний и фактов. При развивающем обучении ставится следующая задача: не только обеспечить усвоение ребенком требуемых обществом научных знаний, но и добиться, чтобы на каждом уроке ученик овладевал, а затем с возрастающей степенью самостоятельности использовал сами способы добывания знаний.
Если раньше в процессе обучения учитель должен был просто дать знания учащимся, научить определенным навыкам и зафиксировать результат обучения отметкой, то на современном этапе обучения цель учителя научить ученика учиться, т.е. отдельные функции учителя примерить на ученика и научить правильно ими пользоваться для достижения результатов. 
Особое место в структуре учебной деятельности занимает действие контроля, имеющее специфические функции: оно направлено на саму деятельность, фиксирует отношение учащихся к себе как к субъекту, вследствие чего его направленность на решение учебной задачи носит опосредованный характер. Самоконтроль это психологический термин, который подразумевает умение контролировать собственные действия и эмоции. По предположению Д.Б.Эльконина именно действие контроля характеризует всю учебную деятельность как управляемый самим ребенком произвольный процесс. Произвольность учебной деятельности определяется наличием не столько намерения нечто сделать и желанием учиться, сколько (и главным образом) контролем за выполнением действий в соответствии с образцом. Именно поэтому действию контроля в процессе решения учебной задачи придается особое значение.
Кроме действия контроля большую роль в усвоении младшими школьниками знаний играет действие оценки. Оно позволяет определить усвоен или не усвоен (и в какой степени) общий способ решения данной учебной задачи, соответствует или нет (и в какой мере) результат учебных действий их конечной цели. Вместе с тем оценка состоит не в простой констатации этих моментов, а в содержательном качественном рассмотрении результата усвоения общего способа действия и соответствующего ему понятия в его сопоставлении с целью. Благодаря действию оценки ребенок определяет, действительно ли им решена учебная задача, действительно ли он овладел требуемым способом действия настолько, чтобы затем использовать его при решении многих частных практических задач. 
Л.Леонтьев отмечал, что самоконтроль и самооценка представляют часть целостной учебной деятельности, значит их надо формировать (и рассматривать) в комплексе.
Выше я уже сказала, что на современном этапе развития учебного процесса многие функции, ранее относящиеся только к деятельности учителя теперь рассматриваются и формируются на уровне учащегося. Так если раньше контроль и оценка осуществлялись только педагогом, то теперь эти компоненты учебной деятельности формируются у школьников и даже старших дошкольников.
Давайте теперь конкретно рассмотрим, как формируются самоконтроль (СК) и самооценка(СО) у школьников. На основе контрольных и проверочных работ по русскому языку учеников своего класса я выделила несколько уровней развития СК и СО:

  1. Правила написания и совершаемые действия никак не контролируются, допущенные ошибки не исправляются (6% учеников)
  2. Учащиеся не могут исправить ошибку по просьбе учителя (10% учеников)
  3. Ошибки допускаются даже при выполнении хорошо знакомых учебных действий (33% учеников)
  4. Ошибки появляются при изменении условий действия, требующих внесения корректив в само правило или изменения знакомого алгоритма действий (25% учеников)
  5. Задания, соответствующие применяемой схеме действий или правилу, как знакомые ему, выполняет регулярно и безошибочно, контролируя свои действия непосредственно в процессе выполнения. Уверенно отстаивает результат своих действий, обосновывая его анализом примененных способов (26% учеников)

Выполнение действий СК и СОпредполагает обращение внимания школьника на содержание собственных действий, на рассмотрение их основ с точки зрения соответствия требуемому задачей результату. 
Авторы, пользующиеся понятием самоконтроля, понимают его далеко не всегда одинаково. Но при всем разнообразии определений в это понятие обязательно входит такой признак, как сопоставление своего действия - его хода, или его результата, или того и другого вместе - с эталоном, образцом. В одних случаях под образцом понимают заданный результат действия, в других - образцом является сам порядок выполнения основного действия, содержания и последовательность его операций. Необходимость формирования самоконтроля для успешного выполнения деятельности признается всеми исследователями. Во всех работах также утверждается, что самоконтролю следует обучать специально.
Давайте рассмотрим какие виды СК присутствуют на уроках в НШ:


1.Контроль по результату или так называемый итоговый контроль (это первоначальная и простейшая форма самоконтроля, которая осваивается учащимися. Его функция состоит в сличении результата с заданным образцом, т.е. совершается проверка. В процессе проверки дети убеждаются, что ответ удовлетворяет всем исходным условиям, в противном случае решение проведено неверно)


2.Пошаговый или по образцу (функция пооперационного контроля состоит в выявлении полноты, правильности и последовательности произведенных действий.Этот вид контроля в первую очередь обращает внимание учащихся на способ осуществляемого ими действия)


3.Предваряющий (прогнозирующий) контроль ( дает учащемуся как субъекту деятельности возможность предвосхищать результаты еще не осуществленного действия. Проигрывая во внутреннем плане последовательность действий, необходимых для решения учебной задачи, прогнозируя возможные результаты деятельности, учащиеся с помощью этой формы контроля могут выделить наиболее трудные этапы решения учебной задачи, наметить пути своего совершенствования)


По формам организации учебной деятельности учащихся СК можно разделить на 3 группы:


1.фронтальная проверка (при фронтальной проверке проводится коллективный разбор правильности написанного текста, выполненного упражнения, задачи, решенной в классе или дома, изготовленного изделия и т.д. В ходе этой проверки учащиеся разбирают допущенные ошибки, их причины и пути устранения, знакомятся со способами реализации самоконтроля, обсуждают и оценивают предложения своих товарищей по исправлению ошибок. Такая форма является наиболее простой и применяется, как правило, для начального обучения учащихся самоконтролю)


2.взаимная проверка (проводится при проверке письменных и графических работ, изделий и т.д., а также при рецензировании устных ответов и сообщений. Учащиеся обмениваются работами, и каждый из них выступает в роли рецензента. Они должны отметить допущенные их товарищем ошибки, объяснить их причины, способы исправления и предупреждения при выполнении аналогичной работы. Взаимный контроль позволяет углубить знания и умения учащихся, способствует развитию внимания, ответственного отношения к делу, формированию навыка самоконтроля. Это более высокая форма действия контроля)


3.индивидуальная проверка (относятся все виды самоконтроля, проводимого по этапам выполняемой деятельности. Это основная и самая сложная форма самоконтроля. Каждый выполняет все его элементы самостоятельно)

Виды и формы контрольно-оценочных действий учащихся и педагогов




п/п


Вид контрольно-оценочной деятельности


Время проведения


Содержание


Формы и виды оценки


1


Входной контроль (стартовая работа)


Начало сентября


Определяет актуальный уровень знаний, необходимый для продолжения обучения, а также намечает «зону ближайшего развития» и предметных знаний, организует коррекционную работу в зоне актуальных знаний


Фиксируется учителем в рабочем дневнике. Результаты работы не влияют на дальнейшую итоговую оценку гимназиста


2.


^ Диагности-ческая работа, тестовая диагностическая работа


Проводится на входе и выходе темы


Направлена на проверку пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть учащимся в рамках изучения темы


Результаты фиксируются отдельно по каждой отдельной операции и не влияют на дальнейшую итоговую оценку 


3.


^ Проверочная работа


Проводится после изучения темы


Проверяется уровень освоения учащимися предметных культурных способов/средств действия. Представляет собой задания разного уровня сложности


Все задания обязательны для выполнения. Учитель оценивает все задания по уровням и диагностирует уровень овладения способами учебного действия


4.


^ Решение проектной задачи


Проводится не менее 3 раз в год в рамках «недель проектнойдеятельнос-ти»


Направлена на выявление уровня освоения ключевых компетентностей


Экспертная оценка по специально созданным экспертным картам


5.


^ Итоговая проверочная работа


Конец апреля-май


Включает основные темы учебного года. Задания рассчитаны на проверку не только предметных, но и метапредметных результатов. Задания разного уровня сложности


Оценивание многобалльное, отдельно по уровням. Сравнение результатов стартовой и итоговой работы


6.


^ Предъявление/демонстрация достижений ученика за год


Май


Каждый учащийся в конце года демонстрировать результаты своей учебной и внечебной деятельности


Философия этой формы оценки – в смещении акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, к тому, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету; перенос педагогического ударения с оценки на самооценку

Существуют две формы самоконтроля.

1) внешняя (осознаваемая) произвольная;

2)внутренняя (автоматическая) непроизвольная.

В условиях школы полное формирование внутреннего непроизвольного (автоматического) самоконтроля затруднительно, возможно формирование только некоторых его элементов. Если ученик корректно осуществляет учебные действия, достаточно быстро извлекает из памяти знание, которое требуется в той или иной ситуации, и осознает это, то у него нормально развит механизм самоконтроля. Если учащийся совершает некоторые учебные действия ошибочно, осознает это и вносит коррективы, то у него в целом сформирован механизм самоконтроля, однако самоконтроль меняет свою форму с непроизвольной на произвольную по, еле совершения ошибочного действия,, то есть механизм самоконтроля не доведен до совершенства. Если учащийся совершает ошибочны? действия, не может вспомнить информацию, которая нужна, и не осознает этого, значит, механизм самоконтроля не сформирован. В этом случае нужна помощь извне - от учителя или учащихся. Конечно, механизмcaмоконтроля до определенной степени может формироваться стихийно. Однако стихийное становление этой способности человека требует от него больших затрат и усилий. Психологически более оправдано сделать этот процесс управляемым и целенаправленным. Выделяются следующиеэтапы формирования самоконтроля:

1-й этап  Ученик должен научиться понимать и принимать контроль учителя.

 Для этого учитель должен:

-          показать учащимся, что любое обучение - органическое единство двух процессов: передача обучаемому в той или иной форме учебного материала и выявление степени усвоения этого материала, то есть контроль результатов обучения; что только проявление приемлемого уровня обученности учащегося по пройденному материалу допускает переход к последующему этапу обучения, и только при этом условии можно рассчитывать эффективность обучения, без чего целесообразность процесса обучения и затраты на него выглядят сомнительными;

-          ознакомить учащихся с нормами и критериями оценки знаний, умений и навыков;

-          сообщать учащимся, после каких доз учебного материала необходим контроль и цель проведения того или иного контроля;

-          выставляя ту или иную оценку, объяснять ее, исходя из критериев оценки;

-          просить учащегося самостоятельно оценить свою деятельность и объяснить полученную им оценку;

-          просить учащегося оценить деятельность товарища, опираясь на указанные учителем критерии;

-          научить учащихся пользоваться различными видами проверки.

2-й этап   Ученик должен научиться  наблюдать и анализировать учебную деятельность своих товарищей.

Для этого учителю следует практиковать взаимопроверку обучающих самостоятельных упражнений, домашних работ. В процессе взаимопроверки учащиеся сверяют ответы, ищут ошибки, объясняют их друг другу.

После того, как взаимопроверка окончена, на доске следует записать верные ответы и решения трудных задач, а ученикам еще раз верить свои ответы и решения. При взаимопроверке учащиеся должны знать, что цель таких работ не в получении оценки, а в том, чтобы проверить, насколько глубоко и правильно понята тема, может ли ученик самостоятельно найти решение той или иной задачи, может ли проанализировать чужую работу. Необходимо практиковать решение у доски одной и той же задачи несколькими учениками. Остальные учащиеся в это время наблюдают за работой своих товарищей. После окончания работы у доски написанное обсуждается всем классом, каждое решение оценивается, его выбор обосновывается. Необходимо:

-         предлагать учащимся оценить ответ товарища, задать ему вопросы, сделать замечания по существу ответа, высказать свои соображения относительно полученного результата, идеи и хода решения, а также попытаться предложить другой вариант ответа или решения;

-         приучать учащихся контролировать деятельность учителя, стимулировать постановку вопросов учителю;

-         демонстрировать учащимся типичные ошибки. Такую демонстрацию можно провести в явном виде, но можно предложить учащимся рассказ с сознательным нарушением логических связей, которое ученики должны обнаружить.

Взаимопроверка служит хорошей школой воспитания самоконтроля - ведь обнаружить ошибки в работе товарища гораздо легче, чем в собственной, а полученные навыки контроля ученик переносит на свою деятельность (самоконтроль).

3-й этап    Ученик должен научиться осуществлять наблюдение за своей учебной деятельностью, ее самоанализ, самооценку и самокоррекцию.

От способности ученика к самоанализу и самооценке зависит успешность его обучения, требовательность к своей учебной деятельности и адекватная реакция на оценку его деятельности учителем

Самоанализ и самооценка предполагают определение отношения к себе и своей учебной деятельности, умение исследовать свою деятельность, определять эффективность своего труда, создавать мотивы, потребности и возможности для перестройки и улучшения своей  учебной деятельности. Самокоррекция является необходимым этапом учебной деятельности ученика для успешного продолжения образования. Учащийся, осуществляя самокоррекцию, регулируя производимые им действия, создает внутренний образец, эталон знания, действия, который в случае необходимости мгновенно извлекает из памяти для сличения с внешней деятельностью. Для формирования у учащихся навыка осуществлять самонаблюдение, самоанализ и самокоррекцию своей деятельности учитель должен:

-                     приучать учащихся при выполнении домашней работы проверять степень усвоения материала путем составления плана прочитанного и пересказа главных мыслей, отвечать на контрольные вопросы учебника, составлять дополнительные контрольные вопросы к тексту, уметь находить ответы на вопросы в учебнике, сопоставлять новую информацию с ранее изученной;

-                     вырабатывать у учащихся привычку анализировать полученные результаты, проверять правильность выполнения заданий, используя специфические для каждого учебного предмета приемы;

-                     не торопиться с выставлением оценки, если ученик дал неверный ответ, решение с ошибкой, а по возможности дать ученику найти свою ошибку. Если ошибка найдена, то оценку можно не снижать;

-                     не спешить с упреками, не обвинять учащегося в стремлении завысить свою оценку, если учащийся допускает ошибки в самооценке. В таком случае надо вместе с учеником рассмотреть, почему он себе поставил эту, а не другую оценку, и помочь разобраться в нормах оценки, чтобы ученик мог правильно пользоваться ими в дальнейшем; при обнаружении трудностей механического запоминания правил, формул, теорем, формулировок и т.д. рекомендовать учащимся делать карточки, предназначенные для активной тренировки и самоконтроля. На одной стороне карточки пишется вопрос, а на другой стороне - правильный ответ. При самоконтроле происходит сличение ответа с эталоном, учащиеся откладывают в сторону карточки, на вопросы которых дали верный ответ, фиксируют зону, где совершена ошибка, и продолжают работать с оставшимися карточками. После 5-6 прокручиваний карточек почти не остается. Так можно готовиться к тестам, марафонам, диктантам и т.п.;

- приучать учащихся контролировать свою деятельность по результату. С этой целью в классе вывешивается таблица всех письменных, зачетных работ с указанием полученных результатов. Путей предупреждения и ликвидации пробелов предлагается несколько:

а) прийти на групповое занятие-консультацию по теме (указывает учитель);

б) прийти на консультацию с заранее подготовленными вопросами по теме;

в) взять у учителя дополнительное задание для отработки неустойчивого навыка;

г) использовать имеющиеся у учителя контрольные материалы для самопроверки (тесты, контрольные карточки с ответами и рекомендациями);

Неудовлетворительные оценки в журнал сразу не выставляются, ученику дается две недели на устранение обнаруженного пробела и проведение повторного контроля знаний. Ученик контролирует свои задолженности и учится спрашивать себя: "Что мне надо сделать, чтобы повысить свой уровень?"

д) самостоятельно подкорректировать свои знания, используя конспекты,  учебник.  Учащийся должен  самостоятельно  оценить трудность работы, вычленить объект, в котором допускается ошибка, обнаружить и изучить свои затруднения и решить, что же надо сделать, чтобы повысить свой уровень. Таким образом, учащийся приучается исследовать свою деятельность и создавать мотивы для перестройки своей учебной деятельности, у ученика формируется стремление выполнить работу после того, как он понял и принял задачу, приучать учащихся постоянно спрашивать себя: «Почему так?», «Что требуется?», «Как это делают другие?», «Как это делали на уроке?», «Какие есть рекомендации по этому вопросу?»;

- формировать у учащихся умение контролировать свою деятельность непосредственно в ходе занятия, выполнения упражнения. Для этого необходимо предлагать учащимся специальные задания, в которых надо найти допущенные ошибки и неточности; предлагать задания разной сложности. Учащиеся должны оценить свои возможности, сознательно выбрать свой уровень и работать индивидуально. Предварительно следует сообщить критерий оценки и требования к выполнению заданий. 

При формировании у учащихся навыков самоконтроля и самоанализа учителю важно руководствоваться принципом посильности и доступности, вначале следует давать установку на контроль одного из аспектов деятельности, затем усложнять задачу включением в контроль двух и более аспектов и направить контроль учащегося на содержание конечного продукта его деятельности. Результаты самоконтроля по отдельным темам можно вносить в журнал. Это содействует формированию таких качеств, как точность, четкость, объективность.

Учителям не следует забывать, что деятельность учащихся, связанная с самоконтролем, является неотъемлемой частью обучения, совершенствования ученика и требует внимания со стороны учителя, как и любая другая учебная деятельность.


Теперь перейдем к способам формирования СК и СО.


С помощью самоконтроля человек всякий раз осознает правильность своих действий, в том числе в игре, учебе и труде. В практике обучения следует учитывать наличие прямой зависимости между уровнем самостоятельности учащихся при выполнении учебных заданий и степень владения ими навыком самоконтроля.
К сожалению, проблема обучению самоконтроля до сих пор остается полностью неизученной. В связи с этим учащиеся не всегда умеют самостоятельно найти ошибки в своей работе и исправить их на основе составления собственных действий с конкретным или обобщенным образцом. В то время как умение сличить свою работу с образцом и сделать выводы (обнаружить ошибку или убедиться в правильности выполнения задания) - важный элемент самоконтроля, которому нужно учить. 
Уроки математики, разработанные Л.Г.Петерсон и её командой в ТДМ одними из первых в российской педагогике предложили конкретные способы и шаги формирования СК и СО (уроки рефлексии), это же есть и в других программах.
Обучение самоконтролю следует начинать еще в дочисловой период, т.е. в детском саду, например, используя следующие задания:
1) Проверь, правильно ли срисован узор (правильно ли срисовано положение фигур на шахматной доске).
2) Найди такую же картинку.
3) Что неправильно нарисовано на картинке?

Позднее можно включать в работу задания с цифрами и буквами:
1) Проверь, одинаковые ли цифры вычеркнуты на карточке и на образце.
2) Найди цифру (букву) среди многих, изображенных в беспорядке.

Далее при обучении математике возможно использовать разнообразные приемы формирования самоконтроля, которые можно классифицировать следующим образом:
сверка с образцом;
повторное решение задачи;
решение обратной задачи;
проверка полученных результатов по условию задачи;
решение задачи различными способами;
моделирование;
примерная оценка искомых результатов (прикидка);
проверка на частном случае.


Попробуйте ответить на вопрос: Так для чего же формируется СК у учащихся НШ? Прежде всего, для того, чтобы ученик смог увидеть, понять и исправить допущенную ошибку!
В школе издревле существовала и следующая категория, о которой пойдет речь далее оценка, а точнее самооценка ученика. 
- Для чего нужна оценка? Для того чтобы подвести итог, оценить результат.
- Кто оценивает в школе? Учитель.
- Всегда ли учитель оценивает правильно? Нет, оценка бывает субъективна.
- Почему же мы сегодня очень часто произносим слова с приставкой само? Потому что все учатся сами! Мы только создаём условия для самообучения в определённом направлении. Вспомните, вас не учили ходить. Вы научились это делать сами, вам только создавали условия в этом направлении. Поэтому и оценивать себя дети должны тоже само 
Давайте поставим себя на место ученика. Представьте, нашу педагогическую деятельность каждодневно начнут оценивать по пятибалльной шкале вышестоящие по положению в школе коллеги. Каждую четверть нам в тетради или дневник будет выставляться: кому 3, кому 4, кому 5, а кому и 2. При этом у нас сразу же возникнут вопросы: Почему нам поставили именно такую отметку? И все! Как нам это понравится? Почему-то когда речь идет о детях, мы полагаем, что в отношении их такая оценочная деятельность - норма.. Какие бы дифирамбы нам не пели или как бы нас не ругали, мы (взрослые) прекрасно понимаем объективна ли оценка наших действий, поступков. Т.е. мы сначала самооцениваем себя и сопоставляем свою собственную оценку с чужой оценкой. Выставляя оценку ребенку, он тоже сравнивает её со своей и соглашается или нет! 
Когда же мы до выставления своей оценки предлагаем ребёнку оценить свою работу, заметно, как он начинает смотреть на неё совершенно другими глазами, он начинает её видеть как бы со стороны. Самооценка помогают детям определить границы своего знания незнания, своих потенциальных возможностей, а также осознать те проблемы, которые еще предстоит решить в учебной деятельности.
Поэтому само собой отпадает вопрос: надо ли учить школьника самооценке. Ты сам свой высший суд этот принцип несколько заглушает боль от несправедливых осуждений и несколько отрезвляет хмель от похвал.
Какие же существуют формы самооценки?
1.Речевые
2.Знаковые письменные (цифры, смайлики и т.п.)
3.Знаковые внешние (оценка с помощью пальчиков, различных карточек и т.п.)
4.Шкалы
5.Таблицы

  1. Портфолио
  2. Лист достижений


Если самооценки первоклассников почти полностью зависят от оценок их поведения и результатов деятельности учителем, родителями, то ученики вторых и третьих классов оценивают достижения более самостоятельно, делая, как мы уже говорили, предметом критической оценки и оценочную деятельность самого учителя (всегда ли он прав, объективен ли).
Самооценка ученика должна дифференцироваться, то есть складываться из оценок своей работы по целому ряду критериев. Критерии оценки должны быть однозначными и предельно четкими, выработанные совместно педагогом и учащимися или озвученные педагогом на уроке. В таком случае ребёнок будет учиться видеть свою работу как сумму многих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания. 
Используя самооценку на уроках, учащиеся более грамотно формулируют задачи для домашней работы и на будущее. По мнению родителей, где самооценка учебной деятельности происходит регулярно, выполнение домашнего задания стало занимать меньше времени, так как дети видят конкретные задачи, стремятся их выполнять самостоятельно.
Работа по формирования навыков самоконтроля и самооценки нелегкая и требует много времени. Иногда я экономлю время на уроке за счет проговаривания развернутой оценки ответа ученика, момента подведения итогов урока и т.п. Но, экономя в малом, я проигрываю в большом!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

контроль и самоконтроль учащихся начальных классов в свете требований Федеральных Государственных Образовательных Стандартов

В статье разработаны и представлены мною формы и методы контроля и самоконтроля учащихся начальных классов. Актуальность проблемы в том, что приоритетной целью современного школьного образования вмест...

Семинар заместителей директоров по УВР, методистов образовательных организаций "Модернизация системы внутришкольного контроля в свете требований федеральных государственных образовательных стандартов"

В данном разделе опубликована программа семинара заместителей директоров по УВР, методистов  образовательных организаций "Модернизация сисемы внутришкольного контроля в свете требований федеральн...

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы и авторской программы по литературному чтению для учащ

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы...

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного курса «Математика» для 4-го класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательн

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного курса «Математика» для 4-го класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального об...

1. Рабочая программа учебного курса по русскому языку составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы и авторской програ

1. Рабочая программа учебного курса по русскому языку составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерно...

Рабочая программа учебного курса «Технология» для 4-го класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы и авторско

Рабочая программа учебного курса «Технология» для 4-го класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе ...

Образование обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в свете требований Федерального государственного образовательного стандарта

Образование обучающихся с легкой умственной отсталостью  (интеллектуальными нарушениями) в свете требований Федерального государственного образовательного стандарта...