Системно-деятельностный подход в обучении
методическая разработка на тему

Колесова Альбина Валериевна

Системно-деятельностный подход  - основа стандартов общего образования второго поколения. Программа развития универсальных учебных действий.

Основные задачи образования: Не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avgustovskiy_seminar_26.docx41.05 КБ

Предварительный просмотр:

                                       Системно-деятельностный подход в обучении

Какие качества необходимы современному выпускнику?

  • Глубокие и прочные знания?
  •  Воспитанность?
  •  Интеллектуальные и творческие силы?
  •  Умение учиться?
  • Способность к саморазвитию...

 Ему необходимо стать счастливым. Найти свое место в жизни, приобрести верных друзей, построить семью, самореализоваться в выбранной профессии. И поэтому главная цель воспитателя должна заключаться в развитии самодеятельности, благодаря которой человек может впоследствии стать распорядителем своей судьбы.

Системно-деятельностный подход  - основа стандартов общего образования второго поколения. Программа развития универсальных учебных действий.

Основные задачи образования: Не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию.

Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю,   я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”.

Что значит «деятельность»? Целеустремленная система, нацеленная на результат, учитывая психолого-возрастные и индивидуальные особенности развития личности ребенка.

Чему должен научиться ребенок? Овладеть универсальными учебными действиями - УУД, а в действии порождается знание.

Что же представляет  собой системно-деятельностный подход: учитель показывает своему ученику не готовое задание, над которым положены тысячелетия труда, но ведет его к разрабатыванию строительного материала, возводит здание с ним вместе, учит его строительству…»    Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий и настоящий.                              

  • Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.
  • Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.

Задача учителя: организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.

Позиция учителя во время урока: к классу не с ответом, а с вопросом.

Позиция ученика: за познание мира.Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь.

В своей работе я использую базовые образовательные  технологии – обучение на основе учебных ситуаций, уровневая дифференциация                ( посильность базового уровня, обязательность его освоения всеми учащимися; добровольность в освоении повышенных уровней требований), проектная деятельность, технология дискуссии…и т.д.

Как  же это происходит на практике?

Рассмотрим первый этап проблемно-диалогического урока.

Продемонстрирую постановку учебной проблемы на уроке русского языка во 2 классе.  (технология - обучение на основе учебных ситуаций)

Тема «Парные согласные в корне слова».

На доске слова: глаза, сады, дубы, зубы.  

Ученикам предлагается задание:

- Измените эти слова, чтобы они обозначали предмет в единственном числе.

У доски работают три ученика, остальные проверяют их работу (вид деятельности - практическое задание на новый материал).

Ребята  представили свои мнения, они разнятся. Разные мнения о написании слов вызывают реакцию удивления (Это и есть возникновение проблемной ситуации).

Переходим к побуждающему диалогу с осознанием противоречия:

- Почему задание было одно, а результаты разные? Ученики высказывают свои мнения.

- Сколько же разных мнений у нас в классе.

 - Очень часто в русском языке написание слов расходится с произношением. Если мы не можем точно определить на слух, какую букву писать, то перед нами… (орфограмма – написание по правилу).

Переходим к подводящему диалогу

- Почему во множественном числе написана согласная «ДЭ», а в единственном «ТЭ»? Кто-то написал букву «ДЭ», кто-то букву  «ТЭ»… и так далее…

- Кто прав? Будем выяснять.

- Почему же так вышло? Чего мы не знаем? Какой будет тема урока?

Вот он – подводящий диалог.

Учитель выслушивает мнения детей.  При этом принимает все формулировки. Если тема сформулирована неточно – побуждает к переформулированию темы. И в итоге учащиеся формулируют  тему урока «Парные согласные в корне слова».

Далее идёт поиск решения проблемы и продуктивные задания.

Урок математики во 2-м классе.

Тема: “Деление с 0 и 1”.( технология дискусии)

 Этапы

  1. Постановка проблемы
  2. Деление на группы
  3. Обсуждение проблемы в группах
  4. Представление результатов перед классом
  5. Продолжение обсуждения.
  6. Подведение итогов. Рефлексия.

Цель: сформировать способность к выполнению частных случаев деления с 0 и 1.

I. Организационный момент:

  • добрые пожелания от учителя, дети желают друг другу удачи;
  • что пригодиться нам для успешной работы на уроке? (высказывания детей);
  • проверка домашнего задания по образцу.

II. Актуализация знаний:

8 : 2 = … 
6 : 2 = …
4 : 2 = ...

Рассуждение по плану:

1). Надо найти число, при умножении которого на 2, получается …..(8, 6, 4);
2). Это число ……;
3). Значит __ : 2 = __( надо найти число, при умножении которого на 2, получается делимое)

III. Постановка учебной задачи

  • тему урока сформулируете сами, после выполнения заданий;
  • при выполнении заданий рассуждайте по эталону (на доске план рассуждения).

IV. Открытие нового знания:

  • работать будем в группах;
  • какие правила работы в группах надо помнить?

Задание №1.

1 гр.

2гр.

3гр.

0 : 2 = …

0 : 4 = …

0 : 6 = …

0 : 3 = …

0 : 5 = …

0 : 9 = …

0 :23 =…

0 : 17 =…

0 : 32 = …

Вывод: 0 : а =…

Вывод: 0 : а =…

Вывод: 0 : а =…

  • представители групп записывают выводы на доске, озвучивают;
  • записываем выводы в тетрадь открытий.

Задание №2.

1 гр.

2 гр.

3 гр.

2 : 2 =…

4 : 4 =…

8 : 8 = …

6 : 6 = …

5 : 5 =…

8 : 8 = …

3 : 3 =…

7: 7 =…

9 : 9 = …

Вывод: а : а =…

Вывод: а : а =…

Вывод: а : а =…

  • представители групп записывают выводы на доске, озвучивают;
  • записываем выводы в тетрадь открытий.

Задание №3.

1 гр.

2 гр.

3 гр.

3 : 1 =...

4 : 1 =…

2 : 1 =…

5 : 1 =…

6 : 1 =…

9 : 1 =…

7 : 1=…

8 : 1 =…

5 : 1 =…

Вывод: а : 1 =…

Вывод: а : 1 =…

Вывод: а : 1 =…

  • представители групп записывают выводы на доске, озвучивают;
  • записываем выводы в тетрадь открытий.

Задание №4.

1 гр.

2 гр.

3 гр.

2 : 0 =…

5 : 0 =…

7 : 0 =…

4 : 0 =…

6 : 0 =…

9 : 0 =…

Вывод: а : 0

Вывод: а : 0

Вывод: а : 0

  • представители групп записывают выводы на доске, озвучивают;
  • записываем выводы в тетрадь открытий.

Подведение итогов работы в группах (поощрения от учителя, высказывания детей):

  • кто сможет сформулировать тему урока? (высказывания детей).

V. Первичное закрепление:

  • как можно проверить наши выводы? (высказывания детей: посмотреть в справочнике, в учебнике);
  • откройте стр. 95 в учебнике; прочитайте тему урока, правило (выводы);
  • сравните свои выводы с выводами учебника (высказывания детей);

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону:

  • стр. 95 №3 – выполнить письменно;
  • как будете работать самостоятельно?

VII. Повторение.

  • стр. 95 №4 – составить по 1 примеру на каждое равенство;

Фронтальная проверка.

VIII. Итог урока (рефлексия деятельности):

  • какое открытие вы сегодня сделали?
  • как вы это узнали?
  • где можно применить новое знание?

В последние годы одним из популярнейших видов  педагогической деятельности стала проектная деятельность. Смысл ее заключается в том, что ученики приобретают знания в процессе решения поставленных в проекте задач.

Литературное чтение 3 класс

ПРОЕКТ «ВЕЛИКОЛЕПНАЯ ПЯТЕРКА»

Цель: формирование читательской компетентности третьеклассников. 

Сроки проведения: 3 месяца (например, октябрь, ноябрь, декабрь)

Идея проекта – ученики отбирают из детской литературы 5 лучших по их мнению произведений, прочитывают их  и рекомендуют (рекламируют, презентуют свой список) для чтения классу.

План работы

Сроки проведения

Этап проекта

Форма работы

1-ая неделя октября.

Один урок

Разделение на группы по 5-6 человек. Выбор названия группы, девиза

Знакомство с проблемой

Поиск самостоятельного решения (обсуждение в группе, какие из прочитанных книг самые любимые, интересные)

Мудрецы. «Книги корабли мысли»

Путешественники.

«И необъятен и велик, как небо, мир волшебный книг!»

Просто таланты.

«Кто не ищет — тот не читает,

кто не читает — тот не знает.

Кто не знает — тот не живёт!

И главное в жизни мимо пройдёт!»  

1 и 2-ая неделя октября.

Анкетирование родителей и учеников 3 или 4 классов.

Обработка анкет в группе.

Автор

Название

1.

2.

3.

3-я  неделя октября

Отбор лучших книг. Составление списка.

4-я неделя октября – 1и 2-я неделя ноября.

Чтение книг (Каждый участник проекта читает дома  1-2 книги)

3 и 4 неделя ноября

Рассказ о  прочитанной книге в группе

  1. Автор
  2. Название
  3. Понравилась ли книга? Почему?
  4. Внесем ли эту книгу Великолепную пятерку?

1-я неделя декабря

Утверждение списка «Великолепная пятерка» в группе.

2-я неделя декабря

Подготовка презентации своего золотого списка книг в любой форме: газета, рекламный листок, телепередача, электронная презентация.

3-я неделя декабря

Новогоднее представление  «Шоу литературных героев» (

   “Надо учиться в школе, но ещё гораздо больше надо учиться по выходе из школы, и это второе учение по своим последствиям, по своему влиянию на человека и на общество неизмеримо важнее первого”.

                                                                                          Д. Писарев (русский публицист,  литературный критик, философ)

                                           Литературное чтение 1 класс

Проект «Ученая гусеница»

Время проведения –  один месяц.  Желательно апрель или май, так как в это время уже изучается  курс «Литературное чтение».

1 этап    Объявление о начале проекта. Знакомство с условиями проведения.

Участники - все ученики класса.

Что делает учитель

Из цветной бумаги учитель вырезает разноцветные круги диаметром 10 см. Именно из них ученики будут собирать гусеницу.

Цвет кругов определенный: желтый, зеленый, красный, голубой, розовый. Цвет бумаги не должен быть ярким, так дети будут писать на этих кругах.

Каждое звено обозначает прочитанную ребенком книгу. Звенья гусеницы прикрепляются к стене в классе друг за другом таким образом, чтобы получилась длинная гусеница. Она будет расти, извиваясь по стенам класса, по мере того, как дети будут читать книги.

Что делают дети

В течение месяца дети читают художественные книги, после прочтения показывают книгу учителю, получают цветной круг. На нем пишут название книги, фамилию автора, свою фамилию. Круг прикрепляется к стене. Цвет круга выбирается в зависимости от жанра прочитанной книги:

желтый – стихотворение,

зеленый  - сказка,

красный – рассказ,

 голубой – басня,

розовый – сборник произведений разных жанров.

Один круг обозначает одну прочитанную книгу.

2 этап Через месяц объявляется, что гусеница уже достаточно выросла, начинается подведение итогов.

Выбирается Книжная палата (3 ученика + учитель). Их задача - сосчитать,  сколько прочитал каждый, определить 1,2 и 3 место.

Кроме мест, вводятся дополнительные номинации:

 «Любителю поэзии» (тому, кто прочитал больше всех стихов),

«Любителю басен» (кто прочитал много басен),

«Знатоку сказок»,

«Знатоку природы» (тому, кто читал произведения о природе),

«Прочитавшему самую толстую книгу»

«Специалист по творчеству какого-либо писателя или поэта» (если прочитано много книг определенного автора) и другие.

Все победившие награждаются во время итогового мероприятия небольшими призами – сувенирами. Каждый участник получает удостоверение участника проекта «Ученая гусеница».

3 этап.  Праздник «Знатоки литературы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно-деятельностный подход в обучении младших школьников

В презентации раскрыты основные виды УУД, используемые на уроках развивающего обучения. Дана сравнительная таблица: "Критерии анализа уроков РО и ТО.Раскрыты пути решения задач, проблем.Даны планируем...

«Организация системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников».

Деятельностный подход - это главное условие реализации ФГОС.В рамках стандартов реализуется новый подход к организации обучения, который направлен на раскрытие способностей учащихся, на формирование л...

ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ В РАМКАХ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

Ситемно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Я стараюсь как можно больше активизировать детей на уроках и после них для "доб...

Системно-деятельностный подход – ключевая особенность ФГОС общего образования. Формирование ИКТ-компетентности в рамках системно-деятельностного подхода

Системно-деятельностный подход – одна из важных составляющих идеологии современного образования. Данный подход, ставящий главной целью развитие личности обучающегося, лежит в основе ФГОС....

Системно-деятельностный подход в воспитательной работе. Принципы деятельностного подхода.

Системно-деятельностный подход в воспитательной работе. Принципы деятельностного подхода....

Проектная технология в основе системно – деятельностного подхода на уроках в начальной школе (выступление на педагогическом совете по теме: «Системно – деятельностный подход как основа образовательных стандартов»)

Проектную деятельность в начальной школе я считаю актуальной, так как сегодня необходима переориентация обучения, о чём говорится в Федеральных государственных образовательных стандартах.Проектная дея...