Системно-деятельностный подход в обучении
методическая разработка на тему
Системно-деятельностный подход - основа стандартов общего образования второго поколения. Программа развития универсальных учебных действий.
Основные задачи образования: Не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avgustovskiy_seminar_26.docx | 41.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Системно-деятельностный подход в обучении
Какие качества необходимы современному выпускнику?
- Глубокие и прочные знания?
- Воспитанность?
- Интеллектуальные и творческие силы?
- Умение учиться?
- Способность к саморазвитию...
Ему необходимо стать счастливым. Найти свое место в жизни, приобрести верных друзей, построить семью, самореализоваться в выбранной профессии. И поэтому главная цель воспитателя должна заключаться в развитии самодеятельности, благодаря которой человек может впоследствии стать распорядителем своей судьбы.
Системно-деятельностный подход - основа стандартов общего образования второго поколения. Программа развития универсальных учебных действий.
Основные задачи образования: Не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию.
Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”.
Что значит «деятельность»? Целеустремленная система, нацеленная на результат, учитывая психолого-возрастные и индивидуальные особенности развития личности ребенка.
Чему должен научиться ребенок? Овладеть универсальными учебными действиями - УУД, а в действии порождается знание.
Что же представляет собой системно-деятельностный подход: учитель показывает своему ученику не готовое задание, над которым положены тысячелетия труда, но ведет его к разрабатыванию строительного материала, возводит здание с ним вместе, учит его строительству…» Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий и настоящий.
- Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.
- Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.
Задача учителя: организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.
Позиция учителя во время урока: к классу не с ответом, а с вопросом.
Позиция ученика: за познание мира.Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь.
В своей работе я использую базовые образовательные технологии – обучение на основе учебных ситуаций, уровневая дифференциация ( посильность базового уровня, обязательность его освоения всеми учащимися; добровольность в освоении повышенных уровней требований), проектная деятельность, технология дискуссии…и т.д.
Как же это происходит на практике?
Рассмотрим первый этап проблемно-диалогического урока.
Продемонстрирую постановку учебной проблемы на уроке русского языка во 2 классе. (технология - обучение на основе учебных ситуаций)
Тема «Парные согласные в корне слова».
На доске слова: глаза, сады, дубы, зубы.
Ученикам предлагается задание:
- Измените эти слова, чтобы они обозначали предмет в единственном числе.
У доски работают три ученика, остальные проверяют их работу (вид деятельности - практическое задание на новый материал).
Ребята представили свои мнения, они разнятся. Разные мнения о написании слов вызывают реакцию удивления (Это и есть возникновение проблемной ситуации).
Переходим к побуждающему диалогу с осознанием противоречия:
- Почему задание было одно, а результаты разные? Ученики высказывают свои мнения.
- Сколько же разных мнений у нас в классе.
- Очень часто в русском языке написание слов расходится с произношением. Если мы не можем точно определить на слух, какую букву писать, то перед нами… (орфограмма – написание по правилу).
Переходим к подводящему диалогу
- Почему во множественном числе написана согласная «ДЭ», а в единственном «ТЭ»? Кто-то написал букву «ДЭ», кто-то букву «ТЭ»… и так далее…
- Кто прав? Будем выяснять.
- Почему же так вышло? Чего мы не знаем? Какой будет тема урока?
Вот он – подводящий диалог.
Учитель выслушивает мнения детей. При этом принимает все формулировки. Если тема сформулирована неточно – побуждает к переформулированию темы. И в итоге учащиеся формулируют тему урока «Парные согласные в корне слова».
Далее идёт поиск решения проблемы и продуктивные задания.
Урок математики во 2-м классе.
Тема: “Деление с 0 и 1”.( технология дискусии)
Этапы
- Постановка проблемы
- Деление на группы
- Обсуждение проблемы в группах
- Представление результатов перед классом
- Продолжение обсуждения.
- Подведение итогов. Рефлексия.
Цель: сформировать способность к выполнению частных случаев деления с 0 и 1.
I. Организационный момент:
- добрые пожелания от учителя, дети желают друг другу удачи;
- что пригодиться нам для успешной работы на уроке? (высказывания детей);
- проверка домашнего задания по образцу.
II. Актуализация знаний:
8 : 2 = …
6 : 2 = …
4 : 2 = ...
Рассуждение по плану:
1). Надо найти число, при умножении которого на 2, получается …..(8, 6, 4);
2). Это число ……;
3). Значит __ : 2 = __( надо найти число, при умножении которого на 2, получается делимое)
III. Постановка учебной задачи
- тему урока сформулируете сами, после выполнения заданий;
- при выполнении заданий рассуждайте по эталону (на доске план рассуждения).
IV. Открытие нового знания:
- работать будем в группах;
- какие правила работы в группах надо помнить?
Задание №1.
1 гр. | 2гр. | 3гр. |
0 : 2 = … | 0 : 4 = … | 0 : 6 = … |
0 : 3 = … | 0 : 5 = … | 0 : 9 = … |
0 :23 =… | 0 : 17 =… | 0 : 32 = … |
Вывод: 0 : а =… | Вывод: 0 : а =… | Вывод: 0 : а =… |
- представители групп записывают выводы на доске, озвучивают;
- записываем выводы в тетрадь открытий.
Задание №2.
1 гр. | 2 гр. | 3 гр. |
2 : 2 =… | 4 : 4 =… | 8 : 8 = … |
6 : 6 = … | 5 : 5 =… | 8 : 8 = … |
3 : 3 =… | 7: 7 =… | 9 : 9 = … |
Вывод: а : а =… | Вывод: а : а =… | Вывод: а : а =… |
- представители групп записывают выводы на доске, озвучивают;
- записываем выводы в тетрадь открытий.
Задание №3.
1 гр. | 2 гр. | 3 гр. |
3 : 1 =... | 4 : 1 =… | 2 : 1 =… |
5 : 1 =… | 6 : 1 =… | 9 : 1 =… |
7 : 1=… | 8 : 1 =… | 5 : 1 =… |
Вывод: а : 1 =… | Вывод: а : 1 =… | Вывод: а : 1 =… |
- представители групп записывают выводы на доске, озвучивают;
- записываем выводы в тетрадь открытий.
Задание №4.
1 гр. | 2 гр. | 3 гр. |
2 : 0 =… | 5 : 0 =… | 7 : 0 =… |
4 : 0 =… | 6 : 0 =… | 9 : 0 =… |
Вывод: а : 0 | Вывод: а : 0 | Вывод: а : 0 |
- представители групп записывают выводы на доске, озвучивают;
- записываем выводы в тетрадь открытий.
Подведение итогов работы в группах (поощрения от учителя, высказывания детей):
- кто сможет сформулировать тему урока? (высказывания детей).
V. Первичное закрепление:
- как можно проверить наши выводы? (высказывания детей: посмотреть в справочнике, в учебнике);
- откройте стр. 95 в учебнике; прочитайте тему урока, правило (выводы);
- сравните свои выводы с выводами учебника (высказывания детей);
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону:
- стр. 95 №3 – выполнить письменно;
- как будете работать самостоятельно?
VII. Повторение.
- стр. 95 №4 – составить по 1 примеру на каждое равенство;
Фронтальная проверка.
VIII. Итог урока (рефлексия деятельности):
- какое открытие вы сегодня сделали?
- как вы это узнали?
- где можно применить новое знание?
В последние годы одним из популярнейших видов педагогической деятельности стала проектная деятельность. Смысл ее заключается в том, что ученики приобретают знания в процессе решения поставленных в проекте задач.
Литературное чтение 3 класс
ПРОЕКТ «ВЕЛИКОЛЕПНАЯ ПЯТЕРКА»
Цель: формирование читательской компетентности третьеклассников.
Сроки проведения: 3 месяца (например, октябрь, ноябрь, декабрь)
Идея проекта – ученики отбирают из детской литературы 5 лучших по их мнению произведений, прочитывают их и рекомендуют (рекламируют, презентуют свой список) для чтения классу.
План работы
“Надо учиться в школе, но ещё гораздо больше надо учиться по выходе из школы, и это второе учение по своим последствиям, по своему влиянию на человека и на общество неизмеримо важнее первого”.
Д. Писарев (русский публицист, литературный критик, философ)
Литературное чтение 1 класс
Проект «Ученая гусеница»
Время проведения – один месяц. Желательно апрель или май, так как в это время уже изучается курс «Литературное чтение».
1 этап Объявление о начале проекта. Знакомство с условиями проведения.
Участники - все ученики класса.
Что делает учитель
Из цветной бумаги учитель вырезает разноцветные круги диаметром 10 см. Именно из них ученики будут собирать гусеницу.
Цвет кругов определенный: желтый, зеленый, красный, голубой, розовый. Цвет бумаги не должен быть ярким, так дети будут писать на этих кругах.
Каждое звено обозначает прочитанную ребенком книгу. Звенья гусеницы прикрепляются к стене в классе друг за другом таким образом, чтобы получилась длинная гусеница. Она будет расти, извиваясь по стенам класса, по мере того, как дети будут читать книги.
Что делают дети
В течение месяца дети читают художественные книги, после прочтения показывают книгу учителю, получают цветной круг. На нем пишут название книги, фамилию автора, свою фамилию. Круг прикрепляется к стене. Цвет круга выбирается в зависимости от жанра прочитанной книги:
желтый – стихотворение,
зеленый - сказка,
красный – рассказ,
голубой – басня,
розовый – сборник произведений разных жанров.
Один круг обозначает одну прочитанную книгу.
2 этап Через месяц объявляется, что гусеница уже достаточно выросла, начинается подведение итогов.
Выбирается Книжная палата (3 ученика + учитель). Их задача - сосчитать, сколько прочитал каждый, определить 1,2 и 3 место.
Кроме мест, вводятся дополнительные номинации:
«Любителю поэзии» (тому, кто прочитал больше всех стихов),
«Любителю басен» (кто прочитал много басен),
«Знатоку сказок»,
«Знатоку природы» (тому, кто читал произведения о природе),
«Прочитавшему самую толстую книгу»
«Специалист по творчеству какого-либо писателя или поэта» (если прочитано много книг определенного автора) и другие.
Все победившие награждаются во время итогового мероприятия небольшими призами – сувенирами. Каждый участник получает удостоверение участника проекта «Ученая гусеница».
3 этап. Праздник «Знатоки литературы»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Системно-деятельностный подход в обучении младших школьников
В презентации раскрыты основные виды УУД, используемые на уроках развивающего обучения. Дана сравнительная таблица: "Критерии анализа уроков РО и ТО.Раскрыты пути решения задач, проблем.Даны планируем...
«Организация системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников».
Деятельностный подход - это главное условие реализации ФГОС.В рамках стандартов реализуется новый подход к организации обучения, который направлен на раскрытие способностей учащихся, на формирование л...
ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ В РАМКАХ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
Ситемно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Я стараюсь как можно больше активизировать детей на уроках и после них для "доб...
Реализация системно - деятельностного подхода в обучении на уроках русского языка и литетурного чтения
В данной статье мной приводятся примероы методов и приемов по реализации системно - деятельностного метода. ...
Психолого-педагогические принципы организации уроков в начальной школе, реализующих системно-деятельностный подход к обучению. Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода
Выступление на Фестивале педагогических идей учителя начальных классов МБОУ СОШ №2 г.Лермонтова Садовниковой Ольги Викторовны.2013-2014 уч.г....
Системно-деятельностный подход – ключевая особенность ФГОС общего образования. Формирование ИКТ-компетентности в рамках системно-деятельностного подхода
Системно-деятельностный подход – одна из важных составляющих идеологии современного образования. Данный подход, ставящий главной целью развитие личности обучающегося, лежит в основе ФГОС....
Системно-деятельностный подход в воспитательной работе. Принципы деятельностного подхода.
Системно-деятельностный подход в воспитательной работе. Принципы деятельностного подхода....