Рабочая программа по внеурочной деятельности для 2 класса "Учусь создавать проекты"
рабочая программа (2 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vn._proekty_2_18.docx | 32.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 2»
УТВЕРЖДАЮ
Директор
МБОУ «СОШ с УИОП №2»
_________________ Е.А. Голева
«31» августа 2018 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Учусь создавать проект»
2 «Б» класса
(общеинтеллектуальное направление)
Составитель: Шаронова Надежда Борисовна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
2018 - 2019 учебный год
1. Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Учусь создавать проекты» составлена на основе основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 2».
Данная программа адресована обучающимся 2 класса и рассчитана на 1 учебный час в неделю, что составляет 34 учебных часа в год. Курс внеурочной деятельности «Учусь создавать проекты» реализуется в полном объёме на русском языке.
Программа «Учусь создавать проекты» в будущем станет основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы. Необходимо сделать акцент на самостоятельную поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому выполнению заданий. Основная работа по комплекту проводится на внеурочных занятиях.
Актуальность программы обусловлена тем, что в новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей, существенно расширяет традиционные направления, формы, технологии работы с детьми. Социально-педагогические возможности различных видов содержательной деятельности, в которые включаются дети в рамках программы «Учимся создавать проекты», базируются на том, что они связаны с удовлетворением исключительно важных для детей познавательных, социальных и духовных потребностей.
Деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы направлена не только на повышение компетенций обучающихся в определённых предметных областях и на развитие творческих способностей ребёнка, но и на создание продукта, имеющего значимость для других.
В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, где востребованы практически любые способности ребёнка, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности, что открывает новые возможности для создания интереса младшего школьника, как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному.
Данная программа является подготовкой к самостоятельной исследовательской практике на II ступени обучения. Особую значимость данный курс имеет для детей, ориентированных на самостоятельный информационный поиск в разных областях знаний, тем самым предоставляя обучающимся широкий спектр возможностей для самореализации и формирования ценностного отношения к процессу познания
Специфической особенностью таких уроков является их направленность на обучение в ходе разработки проектов.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
- непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
- развития индивидуальности каждого ребёнка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- системность организации учебно-воспитательного процесса;
- раскрытие способностей и поддержка одарённости детей.
Цель курса:
- развитие навыков использования различных источников информации для создания проектов и формирование навыков делового общения в процессе работы над проектом.
Задачи курса:
- развивать самостоятельность ребёнка;
- развивать способности к самообразованию;
- обучать умению планирования своей работы;
- закреплять и углублять знания, и умения учащихся при работе с проектными технологиями;
- воспитывать самоуважение к позитивной самооценке автора проекта;
- воспитывать чувства самоконтроля, рефлексии;
- создать условия к саморазвитию учащихся;
- развивать умственные способности и умения решать мини-проблемы;
- развивать внимание, логику, творческое мышление, любознательность, память, способность к восприятию;
- расширять кругозор и обогащать словарный запас новыми понятиями из мира проекта;
- воспитывать самоуважение к позитивной самооценке автора проекта;
- воспитывать чувства самоконтроля, рефлексии.
2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные УУД
У обучающегося будут сформированы:
- положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;
- интерес к новому содержанию и новым способам познания;
- ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
- способность к самооценке на основе критериев успешности проектно-исследовательской деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости проектно-исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности проектно-исследовательской деятельности;
- морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку своей работы;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т. ч. контролируемом пространстве Интернет;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной формах;
- ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
- владеть основами смыслового чтения текста;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
- подводить под понятие;
- устанавливать аналогии;
- оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
- видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской и проектной задачами с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;
- использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
- допускать существование различных точек зрения;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действий;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку своей работы;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учёта сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
- видеть проблемы;
- ставить вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- давать определение понятиям;
- классифицировать;
- наблюдать;
- проводить эксперименты;
- делать умозаключения и выводы;
- структурировать материал;
- готовить тексты собственных докладов;
- объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
3. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
№ п/п | Название разделов | Форма деятельности | Вид деятельности |
1. | Кто я? Моя семья. Чем я люблю заниматься. Хобби. О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы проекта. Как собирать материал? Твои помощники. Этап. Повторение. Давай вспомним. Проблема. Проблема. Решение проблемы. Гипотеза. Предположение. Гипотеза. Играем в предположения. Цель проекта. Задача проекта. Выбор нужной информации. Интересные люди - твои помощники. Продукт проекта. Виды продукта. Макет. Повторение пройденных проектных понятий. Визитка. Как правильно составить визитку к проекту. Мини-сообщение. Семиминутное выступление. Выступление перед знакомой аудиторией. Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета. Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта. Пробные выступления перед незнакомой аудиторией. Повторение. Давай вспомним. Играем в ученых. «Мобильные телефоны». Это интересно. Играем в ученых. Поилка для цветов. Играем в ученых. Получение электричества с помощью волос. Это интересно. Тест «Чему я научился?» Памятка для учащегося-проектанта. Твои впечатления от работы над проектом. Пожелание будущим проектанта. Твои советы им. Коллективный проект. Советы на лето от Мудрого Дельфина. | Беседы. Дискуссии. Игра. Работа со словарями, со справочным материалом, с энциклопедиями. Интеллектуальные головоломки | Познавательная деятельность |
4. Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Содержание материала | Кол-во часов | Сроки изучения | ||
по плану | факти чески | по плану | факти чески | ||
I четверть (8 часов) | |||||
1/1 | Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения | 1 | |||
2/2 | Выбор темы твоего проекта. Ты - проектант | 1 | |||
3/3 | Знакомство с понятием «формулировка». Работа со словарями | 1 | |||
4/4 | Выбор помощников в работе над проектом | 1 | |||
5/5 | Этапы работы над проектом | 1 | |||
6/6 | Актуальность темы проекта. Твое знакомство с понятием «актуальность» | 1 | |||
7/7 | Проблема. Решение проблемы | 1 | |||
8/8 | Выработка гипотезы-предположения | 1 | |||
II четверть (8 часов) | |||||
9/9 | Цель проекта | 1 | |||
10/10 | Задачи проекта | 1 | |||
11/11 | Сбор информации для проекта. Твоё знакомство с понятиями: «сбор», «информация», «энциклопедия», «Интернет», «книги, газеты, журналы» | 1 | |||
12/12 | Знакомство с интересными людьми. Интервью | 1 | |||
13/13 | Обработка информации. Отбор значимой информации. Твоё знакомство с понятиями: «обработка информации», «отбор» | 1 | |||
14/14 | Создание продукта проекта. Твое знакомство с понятиями «макет», «поделка» | 1 | |||
15/15 | Играем в ученых. Это интересно | 1 | |||
16/16 | Тест «Чему ты научился?» | 1 | |||
III четверть (10 часов) | |||||
17/17 | Отбор информации для семиминутного выступления. (Мини-сообщение) | 1 | |||
18/18 | Творческая работа. Презентация. Твое знакомство с понятием «презентация» | 1 | |||
19/19 | Значимость компьютера в создании проектов. Презентация | 1 | |||
20/20 | Первые шаги составления презентации на компьютере | 1 | |||
21/21 | Совмещение текста выступления с показом презентации | 1 | |||
22/22 | Совмещение текста выступления с показом презентации. Пробное выступление перед знакомой и незнакомой аудиториями | 1 | |||
23/23 | Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта | 1 | |||
24/24 | Тест «Добрые Советы проектанту» от мудрого Дельфина» | 1 | |||
25/25 | Изготовление визитки. | 1 | |||
26/26 | Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки | 1 | |||
IV четверть (8 часов) | |||||
27/27 | Самоанализ. Работа над понятием «самоанализ» | 1 | |||
28/28 | Играем в ученых. Это интересно | 1 | |||
29/29 | Памятка жюри конкурсов | 1 | |||
30/30 | Пробное выступление перед незнакомой аудиторией | 1 | |||
31/31 | Самоанализ – рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией | 1 | |||
32/32 | Играем в ученых. Это интересно | 1 | |||
33/33 | Благодарственные рисунки-отклики помощникам твоего проекта | 1 | |||
34/34 | Советы на лето от мудрого Дельфина | 1 |
СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО
учителей начальных классов
протокол № 1
от «31» августа 2018 г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по воспитательной работе
___________________Г.С. Тенишева
«31» августа_2018 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Учусь создавать проекты".
Каждое занятие поможет детям шагать по ступенькам создания собственного проекта, познакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и правилами публичного выступления перед аудиторией...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Учусь создавать проект"
Курс включает 33 часа по 1 занятию в неделю в 1 классе....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Учусь создавать проект" 1 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Учусь создавать проект" 1 класс (2 часа в неделю, 66 часов)...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Учусь создавать проект"
Рабочая программа по внеурочной деятельности (духовно-нравственная направленность), подпрограмма – курс «Учусь создавать проект» для 3 класса составлена на основе ФГОС НОО, примерной основной об...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Учусь создавать проекты"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Учусь создавать проекты" для 2 класса составлена на основе ФГОС....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Учусь создавать проект"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Учусь создавать проект" для 2 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Она включает в себя пояснительную записку, цели и задачи, планируемые ...
Программы. Рабочая программа по внеурочной деятельности "Учусь создавать проект"
Цель курса: развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся....