Стратегии педагогической поддержки познавательной мотивации учащихся
статья на тему
Статья содержит сведения о некоторых формах и методах работы педагога по повышению познавательной мотивации младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovaya_rabota.docx | 25.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема итоговой работы: «Стратегии педагогической поддержки познавательной мотивации учащихся»
Сегодня актуальной является тема познавательной мотивации, так как не все дети, достигшие школьного возраста и старше, с желанием посещают школу. Мотивация – это процесс побуждения человека к деятельности для достижения той или иной цели. Основу мотивации составляет потребность ребенка в чем-либо. Ребенок приходит в мир с врожденной потребностью познавать, т.е. потребностью во внешних впечатлениях и потребностью в активной деятельности. Иначе такую активность можно назвать – любознательность. Развитие данной потребности дает возможность расти ребенку, получать жизненный опыт.
Далее происходит формирование внутренней мотивации познавательных интересов: стремление преодолевать трудности, проявление интеллектуальной активности. Формирование внутренней мотивации является для ребенка ценным новообразованием в развитии сознательной деятельности.
Следующий этап – это формирование интереса к процессу учения. Как проверить, возникла ли ситуация для формирования учебно-познавательных мотивов? Или иначе готов ли ребенок психологически к обучению в школе. Элементарные проявления готовности ребенка к учебной деятельности – это любовь к чтению, к рисованию. Ребенку нравится думать, рассуждать, придумывать новые задачи. Он испытывает удовольствие, удовлетворение от самого поиска, анализа скрытого смысла вещей. Чтобы поддерживать у ребенка – школьника познавательный интерес педагогам общеобразовательных школ необходимо тщательно продумывать каждый этап учебной деятельности. Чем интереснее и разнообразнее учебная деятельность младшего школьника, тем больше его способности и возможности, делающие учебный процесс легким и эффективным. Младший школьник интересуется учением вообще. В этой любви к деятельности в качестве побудителя может выступать результативная сторона, возможность занять место в коллективе, получить одобрение и т.п., но может выступать и процессуальная сторона. В первое время любовь к учебной деятельности имеет элементарное проявление: читать, писать. В дальнейшем интерес к процессу проявляется в желании думать, рассуждать, придумывать новые задачи.
Основными факторами, влияющими на формирование положительной мотивации к учебной деятельности, являются:
1. Содержание учебного материала.
2. Стиль общения педагога и обучающихся.
3. Характер и уровень учебно-познавательной деятельности.
Что же касается внеурочной деятельности, организуемой в группе продленного дня (далее ГПД), то, во-первых, это воспитательная среда, в которой оказываются младшие школьники после уроков, во-вторых, это специально организованный образ жизни детей в данной среде: их деятельность, отношения, события, с ними происходящие. Каждый – ребенок – ключевая фигура воспитательного пространства. Творческий подход грамотного педагога позволяет создать во второй половине дня такие условия, чтобы дети младшего школьного возраста получили возможность выразить себя, познать окружающий мир и приобрели опыт позитивного общения. В соответствии с ФГОС НОО в школах организуется внеурочная деятельность, одним из направлений которой является улучшение условий для развития ребенка и учет его индивидуальных особенностей.
Мною был составлен дальнейший план работы. Для своих воспитанников я определила 6 видов деятельности соответствующих их возрастным особенностям. Это: познавательная, физкультурно-оздоровительная, ценностно-ориентированная, трудовая, творческая, коммуникативная, коллективно-творческая,
В группе гибкая структура планирования, которая позволяет вносить коррективы в процесс деятельности, таким образом, создаются условия для большей свободы творчества. Деятельность детей в группе продленного дня разнообразна и включает занятия, как в помещении, так и на улице, соответственно расширяется пространство и возможности для творчества.
В режиме продленного дня час-полтора ежедневно предусмотрено для занятий по интересам. Это время, как правило, отводят для работы кружков, занятий хора, изостудии, студии бального танца, кукольного театра и др.
Кружок - самая распространенная форма внеклассной работы с младшими школьниками. Он позволяет расширять и углублять знания, полученные на уроках, применять их на практике, в детском творчестве. Самый главный, определяющий принцип работы кружка - добровольность. Поле общих познавательных интересов детей на кружке по интересам значительно расширяется, и это естественно ведет к обогащению их взаимоотношений. Со временем стираются страницы между отличниками, хорошистами и троечниками. Сильные ученики убеждаются, что ребята, которых считают слабыми на уроках, оказываются большими специалистами, например, по части собак, марок, хорошо мастерят, знают морские узлы, да и вообще веселые люди. А слабоуспевающие в учебной деятельности дети начинают избавляться от тревожности, угрюмого отчуждения.
В соответствии с планом работы провожу клубные часы, которые предполагают более разнообразные методы организации занятий: беседы-споры, обсуждения книг и статей, игры-драматизации, заочные путешествия, конкурсы, турниры, экскурсии, викторины, опыты и т.д. Такие занятия побуждают воспитателя не замыкаться в своей школе, а устанавливать связи с учреждениями дополнительного образования, музеями, библиотекой, привлекать специалистов из числа родителей, увлеченных и интересных людей.
В структуре занятия предусматриваю своевременную смену деятельности, чтобы поддерживать интерес обучающихся к изучаемому материалу. Для наглядности на занятиях использую различный дидактический материал, а также - информационно-компьютерные технологии (просмотр слайдов, фильмов, мультфильмов, веселые физминутки, зрительная гимнастика)
В условиях активного внедрения современных информационных технологий актуальной потребностью является формирование ИКТ компетенции всех педагогических работников, в том числе занятых в сфере воспитания. Это позволяет эффективно решать вопросы обновления форм и методов воспитательной деятельности, учитывая тенденции развития информационного общества, интересы и потребности современных детей и подростков. Эффективность использования ИКТ зависит от четкого представления о роли и месте, которое они могут и должны занимать в системе воспитательной деятельности. Применение информационных технологий в работе воспитателя позволяет сделать занятия в группе более интересными, активизировать внимание и познавательные способности учащихся.
По окончании уроков необходимо организовать игровую деятельность. При этом не дублируется деятельность первой половины дня: если на уроках была серьезная умственная нагрузка, лучше давать игры на развитие коммуникативных навыков или игры сюжетно-ролевые. Игра не должна быть подготовкой к клубному часу (если игра носит развлекательный характер, планируется мероприятие другой направленности); играющие не должны мешать тем, кто еще не закончил подготовку уроков; игра должна соответствовать возрасту, физическому и психическому состоянию ребенка; использовать можно только педагогические игры.
Особую роль для повышения познавательного интереса учащихся отвожу проектно - исследовательской деятельности.
Проектно-исследовательская деятельность позволяет вступить в непосредственное взаимодействие с миром окружающих его вещей. Обычные вещи «оживают» в руках ребенка, помогают ему сделать открытия – большие или маленькие, значимые или почти незаметные, но в любом случае – важные для него, помогающие понять законы существования человека, природы, вещей. Дети узнают, что каждая вещь, кроме своего прямого назначения, имеет явные или скрытые смыслы, которыми её наделяют люди, что каждая вещь уникальна: обладает своей историей, собственным «характером», хранит тайны своего владельца. Все эти свойства вещей способны подтолкнуть ребенка к творчеству. Метод проекта и исследования использую как этап занятия, чтобы ребенок смог открыть конкретную тему занятия, или это отдельно взятый урок – опыт, либо проект выступает, как педагогическая технология, и ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которую они выполняют в течение определённого отрезка времени. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков школьников, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Так как данная деятельность проводится с первоклассниками, то им ближе и интереснее тема «Детские сказки обо всем на свете». Сюжет сказки – лишь опора для малыша, лишь толчок к самостоятельному творчеству. Что такое творчество? Это способность создавать собственные идеи, не действовать по шаблонам и подсказкам. Творческие способности закладываются в детские годы и развиваются на основе собственной активности, заинтересованности реальным миром. Поэтому так важно дать ребенку возможность свободного познания окружающей действительности
Неотъемлемой частью для формирования познавательной мотивации, является создание в группе (классе) положительного эмоционального климата.
1.Доброжелательные отношения между учащимися.
2.Общая атмосфера в классе, группе (установка на получение знаний).
3.Отношения сотрудничества «педагог- ученик».
4.Создание положительной эмоциональной сферы на уроке (занятие):
-культура общения;
-доброжелательный тон;
-искренность эмоций;
-эмпатия – умение чувствовать и помогать учащимся;
-чувство юмора;
-невербальные средства (взгляд, улыбка, поза, жесты, прикосновения);
-голосовые средства;
-интонация, умение чувствовать и держать паузу.
5. Поощрение детей на всех режимных этапах ГПД
Поощрение – это выражение положительной оценки, одобрения, признания качеств, поступков, поведения школьника или группы. Оно вызывает чувство удовлетворения, уверенности в своих силах, положительную самооценку, стимулирует ученика к улучшению его поведения.
Формы поощрения: похвала, одобрение, признание, благодарность учителя, взрослых, награждение книгами и (или) другими материальными наградами.
Поощрение особенно необходимо детям с заниженной самооценкой.
Применение современных педагогических технологий один их главных приемов повышения мотивации учащихся. Чаще всего мы стараемся найти наиболее яркий материал для уроков изучения новой темы. Это оправдано, если ребенок «зажегся», заинтересовался темой, то это станет стимулом для последующих уроков. Но важно помнить, что любое «пламя» гаснет. Так и интерес ученика нужно поддерживать на каждом занятие.
В заключении хотелось сказать: в последнее время очень часто говорят о том, что ученик не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь. Но часто на практике мы сталкиваемся с тем, что факелы только тлеют, а сосуды упорно наполняются. Чтобы научить детей думать, открывать, изобретать, педагог должен очень много придумывать, изобретать и открывать. Факелы зажигаются только при условии активной творческой деятельности самого педагога, цель которого вовлечение учеников в совместную деятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология проблемного диалога как средство формирования учебно-познавательной мотивации учащихся начальных классов
Здесь описан опыт работы по теме "Технология проблеммного диалога"...
"Игра-средство познавательной мотивации учащихся в учебном процессе". Презентация.
В презентации содержится методика проведения игр на различных уроках в начальной школе....
Виды и формы работы с учениками, которые будут способствовать поддержке познавательной мотивации.
Как же пробудить у ребят желание хорошо учиться? В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования ...
"Педагогическая поддержка познавательной мотивации учащихся"
Педагогическая поддержка познавательной мотивации учащихся....
Тема работы: «Стратегии педагогической поддержки познавательной мотивации учащихся»
В статье перечислены методы и приемы, поддерживающие познавательный интерес у младших школьников общеобразовательных школ....
Выступление на педагогическом совете "Преемственность в обучении и воспитании, как фактор педагогической поддержки индивидуального развития учащихся"
В материале представлено выступление на педагогическом совете с практическими рекомендациями педагогам для эффективного осуществления индивидуального подхода к учащимся с ОВЗ (интеллектуальными наруше...
Формирование учебно-познавательной мотивации учащихся на-чальных классов через применение технологии проблемного диалога
В условиях современного образования, введения ФГОС второго поколения в практику работы школ, когда личность растущего человека находится в центре образовательной и воспитательной деятельности, поиск э...