Мастер - класс "Личностно-ориентированный урок"
методическая разработка на тему
Цель: познакомить педагогов с методикой организации личностно-ориентированного урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_lichnostno-orientirovannyy_urok.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс «Личностно-ориентированный урок»
Мулахметова С.М.,
учитель начальных классов
МАОУ СОШ № 10
Цель: познакомить с методикой организации личностно-ориентированного урока.
Целевая аудитория: учителя начальных классов
Оборудование: солнышко (15 шт.), облако (15 шт.),
колокольчик, Толковый словарь,
по 3 геометрические фигуры 5-ти разных цветов (15 шт.),
Раздаточный материал:
«Основные этапы урока» - 5 шт.,
«Организация личностно-ориентированного урока» - 5 шт.,
«Основные особенности личностно-ориентированного урока» - 5 шт.,
«Подходы к разработке дидактического обеспечения личностно-ориентированного урока» - 5 шт.,
«Педагогический анализ личностно-ориентированного урока» - 15 шт.
Ход семинара:
- Сообщение темы.
- Актуализация знаний. Постановка цели.
– Оцените уровень своих знаний по этой теме (облако, солнышко).
- Какие вопросы у вас возникли по этой теме? (вопросы зафиксировать на доске)
- Для чего вы хотите познакомиться?
- Каким образом вы хотите познакомиться? (план зафиксировать на доске)
3. Орг. момент + динамическая пауза.
- Подойдите к столу и возьмите карточки.
- Сядьте группами, объединившись по форме карточки (1 группа – круги, 2 группа – треугольники, 3 группа – прямоугольники). 3 группы по 5 человек. У каждой группы свой текст.
4. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала.
- Прочтите текст. Обсудите. Выберите самые главные моменты. Подчеркните их.
- Поменяйтесь группами, объединившись теперь по цвету карточек (красные, синие, желтые, зеленые, оранжевые). 5 групп по 3 человека
- Познакомьте с главными моментами ваших текстов участников группы.
5. Обсуждение результатов работы. Вопросы на осмысление изученного.
- Как вы поняли, какие основные особенности личностно-ориентированного урока?
- Как организовать личностно-ориентированный урок?
- Каким должен быть дидактический материал на личностно-ориентированном уроке?
6. Самостоятельное, творческое использование сформированных ЗУНов.
- Используя полученные знания попробуйте провести любой из этапов личностно-ориентированного урока.
Окр.мир – «Живая и неживая природа»,
Русский язык – «Сложные слова»,
Математика – «Периметр прямоугольника»
7.Рефлексия деятельности.
1) - Вернёмся к вопросам, которые вы сформулировали в начале урока.
- Получили ли вы ответы? - Что или кто помог вам разобраться?
- Что бы хотелось сделать по другому?
2) – Вернёмся к теме нашего занятия. Оцените теперь уровень своих знаний по этой теме.
8. Педагогический анализ личностно-ориентированного урока.
- Соответствует ли наше заседание критериям личностно-ориентированного урока?
Приложение 1
Основные особенности личностно-ориентированного урока
Цель: создание условий для проявления познавательной активности учеников.
Средства достижения учителем этой цели:
- Использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъективный опыт учащихся;
- Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
- Стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;
- Использование дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
- Оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения;
- Поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные; создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; предоставление возможности для естественного самовыражения ученика.
1. Целеполагание. Цель - развитие учащегося, создание таких условий, чтобы на каждом уроке формировалась учебная деятельность, превращающая его в субъекта, заинтересованного в учении, собственной деятельности. Учащиеся работают весь урок. На уроке - постоянный диалог: учитель-ученик.
2. Деятельность учителя: организатор учебной деятельности, в которой ученик, опираясь на совместные наработки, ведет самостоятельный поиск. Учитель объясняет, показывает, напоминает, намекает, подводит к проблеме, иногда сознательно ошибается, советует, совещается, предотвращает. Центральная фигура - ученик! Учитель же специально создает ситуацию успеха, сопереживает, поощряет, вселяет уверенность, систематизирует, заинтересовывает, формирует мотивы учения: побуждает, воодушевляет и закрепляет авторитет ученика.
3.Деятельность ученика: ученик является субъектом деятельности учителя. Деятельность идет не от учителя, а от самого ребенка. Используются методы проблемно-поискового и проектного обучения, развивающего характера.
4. Отношения «учитель - ученик» субъектно-субъектные. Работая со всем классом, учитель фактически организует работу каждого, создавая условия для развития личностных возможностей учащегося, включая формирование его рефлексивного мышления и собственного мнения.
Личностно ориентированный урок в отличие от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия «учитель-ученик». От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности ученика. Изменяются позиции ученика - от прилежного исполнения к активному творчеству, иным становится его мышление: рефлексивным, то есть нацеленным на результат. Меняется и характер складывающихся на уроке отношений. Главное же в том, что учитель должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности учащихся.
Приложение 2
Организация личностно-ориентированного урока
Личностно ориентированный урок – это не просто создание учителем благожелательной творческой атмосферы, а постоянное обращение к субъективному опыту школьников как опыту их собственной жизнедеятельности. Основной замысел личностно ориентированного урока состоит в том, чтобы раскрыть содержание субъективного опыта учеников по рассматриваемой теме, согласовать его с задаваемым знанием и перевести в соответствующее научное содержание («окультурить»).
Важна форма обсуждения детских «версий». Она не должна быть жёсткой, в виде оценочных ситуаций («правильно – неправильно»). Задача учителя – выявить и обобщить «версии» учеников, выделить и поддержать те из них, которые наиболее адекватны научному содержанию, соответствуют теме урока, целям и задачам того или иного предмета.
Организация личностно-ориентированного урока предполагает:
- Сообщение в начале урока не только темы, но и предполагаемого порядка организации учебной деятельности;
- Создание положительного эмоционального настроя на работу у всех ребят в ходе урока;
- Применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);
- Использование проблемных, творческих заданий;
- Обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «нового узнали», но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что хотелось бы выполнить ещё раз, а что сделать по-другому;
- Оценка (поощрение) при опросе не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ рассуждений использовал, почему и в чем ошибся;
- Оценка определяется по ряду параметров, по конечному результату, пути его достижения, самостоятельности, оригинальности.
Личностный подход просматривается на уроке в четырех аспектах:
1) в организации самого урока;
2) в иной позиции педагога по отношению к ученику и к учебному процессу, к роли учителя в нем;
3)в иной позиции самого ученика как субъекта учебной деятельности;
4) в ином характере взаимоотношений между учителем и учеником в учебном процессе.
Приложение 3
Подходы к разработке дидактического обеспечения
личностно-ориентированного урока
- Учебный материал должен обеспечивать выявление содержания субъективного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения;
- Учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий, решении задач.
- Необходимо стимулировать учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала, важно обеспечить контроль и оценку не только результата, но, главным образом, процесса учения.
Применение на уроке разнообразного дидактического материала:
а) Использование учителем различных источников информации. б) Побуждение учащихся к выполнению проблемных учебных заданий. в) Предложение на выбор заданий различного типа, вида и формы. г) Стимулирование учащихся к выбору такого материала, который бы соответствовал их личным предпочтениям. д) Применение карточек с описанием основных учебных действий и последовательности их выполнения, т.е. технологических карт, на основе дифференцированного подхода к каждому и постоянного контроля. |
Цель дидактического материала, применяемого на таком уроке, состоит в том, чтобы отработать учебную программу, обучить учащихся необходимым знаниям, умениям, навыкам. Виды дидактического материала: учебные тексты, карточки-задания, дидактические тесты. Задания разрабатываются по тематике, по уровню сложности, по цели использования, по количестве операций на основе разноуровневого дифференцированного и индивидуального подхода с учетов ведущего типа учебной деятельности учащегося (познавательная, коммуникативная, творческая). В основе такого подхода лежит возможность оценки по уровню достижения в овладении знаниями, умениями, навыками. Учитель распределяет карточки среди учеников, зная их познавательные особенности и возможности, и не только определяет уровень овладения знаниями, но и учитывает личностные особенности каждого ученика, создавая оптимальные условия для его развития путем предоставления выбора форм и способов деятельности.
Различные виды дидактического материала не заменяют, а дополняют друг друга.
Технология личностно-ориентированного обучения предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического и методического материала к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием ученика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастерим из глины. Урок технологии в начальной школе.
Мастерим из глины. Урок технологии в начальной школе....
Мастер-класс Интегрированный урок по курсу «Истоки» и предмету «Народная культура» в 4 классе
Тема. Традиции дела. Ремесленники. Народные промыслы РоссииЦель урока: познакомить детей с русскими народными промыслами, наполняя категорию «традиции дела»Ход урока.1. Организ...
Мастер-класс на уроке технологии.
Перед праздниками наши дети думают: "Где взять денег на подарок?"Я предлагаю создать подарок своими руками из подручных вещей. Гранёный стакан, остатки кружева, бусинки или пуговицы есть у всех. 30 ми...
Мастер - класс на уроке русского языка
Фрагмент урока по теме: "Имя прилагательное"...
УМК «Начальная школа XXI века» 2 класс Тема урока. Как работали ремесленники – мастера. (2-ой урок)
Урок-практикум. Цель урока: показать учащимся, как работали ремесленники- мастера; из каких этапов складывается их работа – от сырья до готового изделия....
Мастер-класс "Современный урок в начальной школе в свете требований ФГОС"
В данной методической работе представлен мой педагогический опыт, фрагмен...
Мастер- класс "Современный урок в свете ФГОС
« Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции»В.А. Сухомлинский Тема: «Современный урок в св...