Формирование культуры речи младших школьников - важное условие развития личности
статья по теме
Дидактический материал, который можно использовать при формировании правильной речи у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_kultury_rechi.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
« ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ – ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ»
Детство - важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей
жизни, а настоящая, яркая, самобытная неповторимая жизнь; и от того,
как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что
вошло в его разум и сердце из окружающего мира, в решающей степени
зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш, - являются
факелом педагогического мастерства и индивидуального творчества.
( слова В. А Сухомлинского )
Все мы знаем, что от учителя начальных классов действительно многое
зависит. Ребенок после беззаботного дошкольного детства оказывается в
большом и часто разновозрастном коллективе. Как тут не растеряться? Вот
первый учитель и обязан помочь ребенку адаптироваться, научить его
трудиться.
Современная школа должна подготовить человека думающего и
чувствующего, который не только имеет знания ,но и умеет использовать
эти знания в жизни ,который умеет общаться и обладает внутренней
культурой. Цель не в том, чтобы ученик знал как можно больше, а в
том, чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях.
Приоритетные средства для достижения этого -культура речи и культура
общения.
II Основная часть
1. Развитие речи учащихся - одна из основных задач начального
образования.
Овладение языком, речью - необходимое условие формирования социально
активной личности. Человек обладает бесценным даром речи, он
овладевает ею в раннем детстве и совершенствует ее долгие годы:
учиться мгновенно выбирать точное и меткое слово, свободно строить
предложения и текст, учиться владеть дыханием и голосом, интонациями.
Он учится читать и писать, т. е переходить с устного (акустического)
языкового кода на графический, буквенный, - и обратно.
Родную речь, свой родной язык ребенок перенимает от близких ему
людей, из языковой среды. Побуждаемый естественной потребностью
общения и самовыражения.
Научиться хорошо и правильно выражать свои мысли в устной и
письменной форме, уметь убедительно, ярко говорить и писать
необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее главных задач на
современном этапе обучения учащихся считаю развитие речи.
Основной базой для достижения этой задачи служат уроки
чтения и русского языка.. Развитие речи детей
происходит на уроках математики, окружающего мира , музыки , технологии,
изобразительного искусства.
Звуковая сторона речи - принадлежность устной речи. От звукового оформления зависит эмоциональности речи, ее способность оказывать определенное
воздействие на слушателей. Поэтому в работу над развитием устной речи
школьников в качестве обязательного элемента включаю работу над
звуковой ее стороной.
2. Упражнения по развитию речи детей и улучшения техники
чтения.
Работу начинаю с обработки чистого произношения звуков, используя на
своих уроках комплекс фонетических, артикуляционных упражнений,
способствующих выработке у детей правильного произношения звуков,
слов, развивающих умение слушать и слышать звуки в словах, подбирать
слова на определенные звуки.
1. Очетливо произноси слоги.
(тихо - чуть громче - громко - вполголоса - тихо)
ди - дэ - да - до - ду - ды
то - ддо - ту -оду - ты - дды
2. Очетливо и быстро читай слоги
га - го - гы - гэ - гу
гя - ге - ги - ге - гю
3. Доскажи строчку
Ша-ша-ша-мама моет малыша
Шу-шу-шу-я письмо пишу
Аш-аш-аш-мы сделали шалаш
4. Доскажи слово:
Ра - ра - ра - вышла в тундру (детвора)
Ры - ры - ры - их кусают ( комары)
Чтобы научить детей внятно и четко произносить слова, чисто
выговаривать все звуки речи, использую чистоговорки, которые
необходимы мне в качестве тренировочных упражнений для развития
голосового аппарата ( произносить громко, тихо, шепотом), темпа речи
( произносить быстро , умеренно , медленно).
1Ши- ши-ши, ши-ши- ши
Что-то шепчут камыши.
2.Ща- ща- ща,ща-ща.ща
Дождь идет – я без плаща.
3. Жа - жа - жа - есть иголки у ежа
Жу - жу - жу - молоко дадим ежу
Хорошим материалом по выработке дикции являются небольшие
стихотворения. Способствующие выработке чистоты звука. Для этого
использую такие упражнения:
1. Правильно произноси звуки. Какой звук часто повторяется?
Не знали медвежата,
что колются ежата,
и давай с ежатами
играть, как с медвежатами.
2. Отгадай загадку. Сколько слов с буквой ж тебе встретилось?
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу.
Если в воздухе - кружусь,
Тут уж вдоволь нажужжусь.
Чистота звука вырабатывается и при проговаривании скороговорки,
которая вносит эмоциональную разрядку в урок.
1.Черепаха не скучая,
Час сидит за чашкой чая.
2. Машины шинами шуршат,
А вслед прохожие спешат.
Развитию дикции у детей помогают мне и загадки. Они развивают
слуховое внимание, а благодаря тому что некоторые из них насыщены
какими-то определенными звуками, заучивание загадок способствует
закреплению правильного произношения детьми этих звуков.
Друг друга догоняют,
Да друг от друга прячутся. (Солнце и месяц)
В огороде у дорожки,
Стоит солнышко на ножке. (Подсолнух)
Следующая ступень ознакомления детей со звуковой стороной слово-слоговой анализ слов.
На первоначальном этапе обучения стараюсь в игровой форме
отрабатывать навыки слогового анализа, потому что вполне согласна с
утверждением, что слог - это ключ к чтению. Вспоминаются слова В. А.
Сухомлинского о том, что можно жить и быть счастливым, не овладев
математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Мир слов очень
похож на ребячий мир: слоги и слова, как дети, любят прятаться,
устраивать розыгрыши, шутить, превращаться. Игровые моменты и
занимательные упражнения - пример творческого подхода к звучащему
слову. Это умственные задачи сложного порядка, когда ребенок
задумывается над словом, его строением. в процессе такой деятельности у
детей формируются свойства речевого контроля и самоконтроля, очень
важно для развития связного высказывания. Предлагаемые ниже игры и
упражнения направляют внимание детей на самостоятельное произнесение
слов, помогают им понять деление слов на слоги и определять ударный слог.
1. Договори последний слог:
Я начну, а вы кончайте,
Часть любую добавляйте,
Можно «сы» , а можно «са»
Бу-....., ве-....., ли-...., но-...... , ко-.... , ро- .... .
2. Придумай слова, которые по звучанию похожи на данные слоги
Ха-ха- ха – вкусная уха.
Фор-фор-фор – загорелся светофор.
Ох-ох-ох-зеленый горох.
Аф-аф-аф- в углу стоит шкаф.
Вербальный уровень общения - основной в системе образования в школе, а следовательно, если мы хотим, чтобы наши ученики нас понимали, то
должны, говоря доступным для них языком, поднимать их на
более высокий лексический уровень. Проблему развития семантического
понимания считаю самой важной в обучении. Если мой ученик не
понимает значения слов, он не сможет сделать то, что от него требуется.
Внимание ребенка сразу же отключается.
Ведущим направлением в развитии речи учащихся провозглашается словарная работа, а наиболее распространенным приемом – объяснение детям значений незнакомых слов перед чтением текста. Поэтому на каждом уроке я знакомлю их с историей возникновения того или иного слова. Систематическая словообразова-тельная работа на всех уроках позволяет учащимся увидеть и понять, как образуются слова, проникнуть в тайны их рождения.
Среди разнообразных упражнений, направленных на расширение словарного запаса детей, особое место отвожу работе с синонимами и антонимами. Делаю я это для того, чтобы достичь большей выразительности высказывания упражнения:
Соедини слова в пары
метель, рубеж, граница, вьюга
Запиши слова в порядке уменьшения качества
маленький , небольшой , крохотный
3. Через уроки чтения - к воспитанию и развитию.
С первых дней обучения первоклассников стараюсь не только
поддерживать интерес к чтению, но и развивать его от урока к уроку.
Именно на основе чтения, при умелом и тактичном руководстве учителя
формируются взгляды, нравственные убеждения, художественные вкусы.
На основе чтения и изучения художественных произведений развивается
эстетическое чувство обогащается духовный мир школьника.
В обыденной жизни интонация рождается непроизвольно, сама собой.при
чтении художественного произведения интонация возникает после осмысления
текста, понимания замысла и намерения автора, осознанного отношения к
героям. Поэтому я учу детей нужной интонации. Дети стараются уловить
именно ту интонацию, которую использует учитель, а потом копируют,
поэтому считаю, что чтение учителя - это своего рода образец
выразительного чтения для учащихся. Читаю сама так, чтобы у детей
появился интерес к дальнейшей работе.
Моя цель - создать благоприятные условия для работы над содержанием,
разбором и усвоением прочитанного на основе разнообразия форм, методов
и видов работ, больше времени уделять словарной работе, чаще
использовать различные творческие задания, учить работать с текстом.
Составляя систематику видов работ, применяемых мной в практике, я
выделяю следующие направления работы с текстом
1) чтение всего текста
2) пересказывание
3) чтение учащимися нового текста, заранее подготовленного дома
4) чтение цепочкой по предложению, по абзацу
5) чтение вполголоса
6) нахождение отрывка к рисунку
7) ответы на вопросы
8) нахождение отрывка, который поможет ответить на вопросы
9) чтение самого интересного отрывка
10)чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено
11)нахождение предложений, которые стали поговорками
12)беседа с сопровождением выборочного текста
13)чтение о том, чем понравилось произведением
14)чтение по ролям
15)нахождение предложения, отрывка, который надо прочитать весело,
радостно, печально, с досадой, возмущением, строго и т. д.
16)нахождение и чтение образных слов и описаний
17)нахождение и чтение слов, предложений, которые читаются громко,
тихо, быстро, медленно
18)кто быстрее найдет в тексте слово на заданное правило
19)нахождение самого длинного слова
20)чтение, пометка непонятных слов
21 Комбинированное чтение
22)конкурсное чтение
Практикую свободные высказывания детей, без наводящих вопросов. Каждый может говорить то, что хочет, и так, как может. Все виды заданий направлены прежде всего на развитие устной речи.
Много приходится работать со стихотворениями лирического характера,
так как для полноценного восприятия дети должны проникнуться
эмоциональным состоянием героя, почувствовать, пережить то, что его
волнует.
На всех этапах работы со стихотворением стараюсь сохранить то чуткое
эмоциональное состояние класса, которое возникло первоначально, чтобы
за каждым словом, за каждой строкой дети учились видеть яркую картину,
описанную поэтом. Предлагаю выборочное чтение отдельных строф, строчек,
слов по моему заданию. Выборочное чтение обычно сопровождаю беседой -
размышлением, для чего предлагаю следующие вопросы: какое настроение
возникает при чтении этих строк? Какие слова помогают создать автору
такое настроение? Почему автор сравнивает? Как вы понимаете смысл этого
выражения? Какие звуки повторяются в этой строчке?
Чтобы научить детей вдумчиво относиться к образному языку стихов,
использую замену авторского слова или словосочетания другим, близким по
смыслу словом. Для развития ярких образных представлений применяю
иллюстрации или предлагаю детям представить себя художниками и
рассказать, какую иллюстрацию они нарисовали бы к данному
стихотворению.
4. Заключение.
Пожалуй, воспитательная направленность является первоначальным звеном
в уроке, откуда исходят все остальные задачи, которые ставит перед собой
учитель. Воспитание всегда идет не только через знания о том, как есть и
как надо, а больше всего через чувства, переживания читателей за героев и
их жизнь.
К. Д. Ушинский в своей книге «Родное слово» писал, что ученик должен учиться самостоятельно . А учитель должен умело руководить этим самостоятельным трудом.
. К этой цели я и иду.
Список использованной литературы
1. Г. Б. Чернова .Развитие речи учащихся - одна из основных задач
начального образования.. Начальная школа №7 2000г.
2. М. Р. Львов. Язык и речь. Начальная школа №1 2000г.
3. Г. Д. Молчанова. Упражнения по развитию речи детей и улучшению
техники чтения .Начальная школа №7 2000г.
4. Н. В. Круговых. Через уроки чтения - к воспитанию и развитию. Начальная
школа № 6 2000г.
5. С. Г. Макеева. Воспитательное чтение в условиях современного
образования. Начальная школа № 9 2000г.
6. Л. М. Смирнова. Воспитательные эффекты уроков развивающего чтения
младших школьников. Начальная школа №1 1999г.
7. В. В. Положенцева. Пути становления механизма чтения в начальной школе.
Начальная школа № 10 1999г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ программы и учебников по русскому языку УМК `Гармония` с точки зрения формирования культуры речи младшего школьника
Основное содержание программы и учебников по русскому языку УМК `Гармония`с точки зрения формирования культуры речи младших школьников....
Формирование культуры взаимоотношений младших школьников в условиях введения ФГОС. (из опыта работы руководителя семейного клуба «Берегиня» при МБОУ СОШ № 15 г. Нерюнгри.)
В настоящее время перед школой остро стоит проблема как формирование культуры взаимоотношений между детьми, так и повышение педагогической культуры родителей....
Формирование культуры речи младших школьников в процессе изучения русского языка (на материале имен существительных)
В настоящее время в связи со значительными изменениями условий функционирования языка актуальной становится проблема языка в его реализации – проблема культуры речи. Основы речевой культуры закладываю...
Организация исследовательской деятельности младших школьников как условие развития личности
В статье раскрываются основы организации иссследовательской деятельности младших школьников. Исследовательское поведение, оригинальность мышления, творчество школьников наиболее полно проявляются и ус...
Формирование культуры речи младших школьников на уроках чтения и русского языка
Формирование культуры речи младших школьников ...
Формирование детского коллектива как важнейшее условие развитие личности ребёнка.
В настоящее время гуру педагогической науки изобрели множество терминов, характеризующих процесс воспитания и образования в школе. Мне сегодня хочется отойти от этих, на мой взгляд, чересчур научных с...
Формирование самооценки младших школьников, как условие развития личности при реализации ФГОСНОО
Формирование самооценки младших школьников, как условие развития личности при реализации ФГОСНОО...