«Формирование социальной активности младших школьников через классное самоуправление»
материал по теме
«Формирование социальной активности младших школьников через классное самоуправление»
Что означает слово – самоуправление? Заглянем в словарь: самоуправление – управление делами своими собственными силами в какой-нибудь организации, коллективе.
Ученическое самоуправление– форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.
Самоуправление в школе – необходимый компонент современного воспитания.
Его цель в современных условиях – адаптация выпускников к непрерывно изменяющимся жизненным условиям.
Модернизация системы отечественного образования в качестве одной из важнейших задач российской школы ставит формирование социально активной личности, способной плодотворно жить в современных условиях и преобразовывать их, самостоятельно принимать верные, жизненно важные решения, позитивно самореализовываться в основных сферах жизнедеятельности.
В этом плане важную роль призвано сыграть участие детей в управлении своим классным коллективом. Развитие самоуправления помогает им понять всю сложность социальных отношений, сформировать социальную позицию, определить свои возможности в реализации лидерских функций.
Ученическое самоуправление как форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей, при определенных условиях может способствовать решению проблемы формирования и развития социальной активности личности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Самоуправление – управление делами своими собственными силами в какой-нибудь организации, коллективе.
Самоуправление в школе – необходимый компонент современного воспитания. Адаптация выпускников к непрерывно изменяющимся жизненным условиям.
Цель: создать условия для развития организаторских способностей каждого, формировать лидерские качества, креативность, инициативность, самостоятельность.
- повышение активности учащихся в классных делах; - реализация интересов каждого учащегося; - привлечение родителей к совместной деятельности. - дать возможность самореализации и самоутверждения каждого через конкретные дела; Задачи :
создание условий для развития; - создание благоприятных условий совместной деятельности детей и взрослых (учителей и родителей); - формирование толерантности, умения общаться.
Принципы самоуправления 1. Равноправие – все должны иметь право решающего голоса при принятии того или иного решения. 2 . Выборность – полномочия приобретаются в результате выборов. 3 . Откровенность и гласность – работа органов самоуправления должна быть открыта для всех учащихся. 4 . Законность – неукоснительное соблюдение правовых и нормативных актов.
5. Целесообразность – деятельность органов самоуправления должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей учащихся. 6 . Гуманность – действия органов самоуправления должны базироваться на нравственных принципах. 7. Самодеятельность – творчество, активность, самостоятельность учащихся. 8. Ответственность –необходимо регулярно отчитываться о проделанной работе и её результатах перед своими избирателями .
Особенности самоуправления в классе Самоуправление в классе организуется по форме школьного самоуправления. 2. Актив класса организует работу по самоуправлению в классе. 3. Классный руководитель исполняет роль консультанта.
Начальные классы – это такая возрастная ступень, в которой игровые модели самоуправления просто незаменимы.
Выборы командира проходят тайным голосованием Остальные обязанности распределяются по желанию детей
Правила выполнения поручений: Относись к выполнению порученного дела ответственно. Выполняй поручения с удовольствием. Помни, что выполнением поручения ты помогаешь окружающим. Если трудно, обращайся за помощью. Спеши делать добро!
Правила жизни в классном коллективе. Утром рано просыпайся, Хорошенько умывайся. Одевайся аккуратно. Приучай себя к порядку Чтобы умным, добрым стать. Лишь пятёрки получай. Книжки добрые люби, с математикой дружи. Не дразнись, не зазнавайся. В школе всем помочь старайся. Зря не хмурься, будь смелей. И найдёшь себе друзей. Старших всех ты уважай, И в труде им помогай. Пой, танцуй ты, отдыхай. И культуру соблюдай.
Законы коллектива Закон правды : Запомни, правда, нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям. Будь правдив! Закон добра : Будь добр к ближнему, и добро вернется к тебе. Закон заботы : Прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим людям. Помни об их интересах, нуждах, потребностях. Закон любви : Любовь — одно из древнейших и наиболее уважаемых чувств, не стесняйся ее. Закон милосердия : Тебе сегодня хорошо, но рядом могут быть люди,у которых слезы на глазах. Не забывай о них!
Закон памяти : Народ, забывший свою историю, умрет. Помни о своем народе и своей истории. Закон уважения : Хочешь, чтобы тебя уважали, уважай человеческое достоинство других. Закон старости : Помни: старость уважается у всех народов, будь цивилизован. Закон свободы : Каждый человек хочет быть свободен. Отстаивая свою свободу, не забывай о свободе другого человека. Закон смелости : Вчера ты струсил, но сегодня ты у нас в коллективе. Будь смел! Закон чести: Вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о своей духовной силе, долге, благородстве, достоинстве.
Школа – это маленькая модель общества. Поведение ребенка в школьном коллективе – это поведение взрослого в обществе.
Детский коллектив – это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал необходимость и потребность другого.
Предварительный просмотр:
«Формирование социальной активности младших школьников через классное самоуправление»
Что означает слово – самоуправление? Заглянем в словарь: самоуправление – управление делами своими собственными силами в какой-нибудь организации, коллективе.
Ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.
Самоуправление в школе – необходимый компонент современного воспитания.
Его цель в современных условиях – адаптация выпускников к непрерывно изменяющимся жизненным условиям.
Модернизация системы отечественного образования в качестве одной из важнейших задач российской школы ставит формирование социально активной личности, способной плодотворно жить в современных условиях и преобразовывать их, самостоятельно принимать верные, жизненно важные решения, позитивно самореализовываться в основных сферах жизнедеятельности.
В этом плане важную роль призвано сыграть участие детей в управлении своим классным коллективом. Развитие самоуправления помогает им понять всю сложность социальных отношений, сформировать социальную позицию, определить свои возможности в реализации лидерских функций.
Ученическое самоуправление как форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей, при определенных условиях может способствовать решению проблемы формирования и развития социальной активности личности.
Таким образом, самоуправление в классном коллективе можно определить как действия детей, осуществляемые самостоятельно или совместно со взрослыми членами классного сообщества, по планированию, организации и анализу жизнедеятельности в классе, направленной на создание благоприятных условий для общения и развития одноклассников и решение других социально ценных задач.
В классе должна быть создана обстановка при которой каждый учащийся ощущает сопричастность к решению задач поставленных перед классом.
Организация любой деятельности должна решать определенные цели и задачи.
Цель организации ученического самоуправления в классе:
- создать условия для развития организаторских способностей каждого, формировать лидерские качества, креативность, инициативность, самостоятельность.
Задачи организации ученического самоуправления в классе:
- повышение активности учащихся в классных делах;
- реализация интересов каждого учащегося;
- привлечение родителей к совместной деятельности.
- дать возможность самореализации и самоутверждения каждого через конкретные дела;
- создать условия для развития;
- создать благоприятные условия совместной деятельности детей и взрослых (учителей и родителей);
- формировать толерантность, умение общаться.
Принципы самоуправления
1.Равноправие – все должны иметь право решающего голоса при принятии того или иного решения.
2. Выборность – полномочия приобретаются в результате выборов.
3. Откровенность и гласность – работа органов самоуправления должна быть открыта для всех учащихся.
4. Законность – неукоснительное соблюдение правовых и нормативных актов.
5. Целесообразность – деятельность органов самоуправления должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей учащихся.
6. Гуманность – действия органов самоуправления должны базироваться на нравственных принципах.
7. Самодеятельность – творчество, активность, самостоятельность учащихся.
8. Ответственность – необходимо регулярно отчитываться о проделанной работе и её результатах перед своими избирателями.
Особенности самоуправления в классе
1. Самоуправление в классе организуется по форме школьного самоуправления.
2. Актив класса организует работу по самоуправлению в классе.
3. Классный руководитель при организации работы по самоуправлению исполняет роль консультанта, помогающего правильно спланировать работу, разобраться в конфликтных ситуациях.
В самоуправлении главное не органы, а деятельность, направленная на совершенствование жизни класса.
Орган самоуправления не может ученикам ничего приказывать. Самоуправление подразумевает готовность учащихся к участию в управлении обществом.
Высшим органом ученического самоуправления класса является классное собрание. Оно решает наиболее важные вопросы:
- определяет основные направления классной жизни.
- обсуждает любые вопросы жизнедеятельности класса, принимает по ним необходимые решения.
- совместно с классным руководителем рассматривает и утверждает план внеурочной работы.
- высказывает предложения по улучшению учебно-воспитательного процесса.
- избирает старосту, заслушивает и оценивает работу актива.
- собрание проводится не реже 1 раза в четверть.
Службы самоуправления в классе избираются под каждый вид деятельности (познавательной, трудовой, культурно-массовой, социальной, спортивной и т.д.) так, чтобы все учащиеся входили в ту или иную службу. Каждая служба выбирает из своего состава председателя. Из председателей составляется совет класса (актив класса). Все члены совета по очереди исполняют роль старосты.
Каждый ученик в классе имеет определенное поручение по своим способностям. Поручения включают учащихся в жизнедеятельность коллектива и социально-значимую деятельность.
Я не могу однозначно, относится к организации ученического самоуправления в начальной школе. С одной стороны, дети очень активны, хотят во всем принимать участие, но с другой стороны, они слишком малы, чтобы участвовать в самоуправлении начальной школы. Можно организовать самоуправление детей в классе: выбрать лидера, разделить класс на группы, устроить соревнование, обучить актив класса работе. Но я думаю, это не будет самоуправлением в том виде, как я представляю, когда школьники работают сами - являются инициаторами, организаторами школьной жизни. Когда взрослые помогают, но только не в качестве руководителей, а в роли кураторов, которые на первых порах учат организовать работу.
Как учитель начальных классов я думаю, что наша обязанность -
заложить основы самоуправления в начальной школе, чтобы в среднем и старшем звене дети могли самостоятельно решать многие вопросы, возникающие в школьной жизни. В младшем школьном возрасте у учащихся можно сформировать активную жизненную позицию, делать это в среднем и старшем звене порой бывает поздно.
Начальные классы – это такая возрастная ступень, в которой игровые модели самоуправления просто незаменимы. «Младшим ребятам не подходят серьезные формы – совещания, заседания и комитеты. Им нужна именно игра. Самоуправление в начальных классах может существовать в форме сказочного королевства, или внеземной цивилизации, или путешествия в далёкую страну. Это должна быть игра, интересная самим ребятам и обучающая их быть активными. Если, благодаря игровым моделям, дети освоят азы самоуправления уже в младших классах, то налаживать в школе настоящее самоуправление будет гораздо проще».
Из опыта работы
В моём классе выборы командира проходят тайным голосованием, каждый ребёнок пишет на листочке кого бы он хотел выбрать и почему.
Все остальные обязанности распределяются по желанию детей. Каждый ученик в классе имеет определенное поручение по своим способностям. Поручения включают учащихся в жизнедеятельность коллектива и социально-значимую деятельность. Перевыборы проходят 1 раз в полгода. Уровень активности ученика в качестве участника ученического самоуправления определяется на основе результатов самооценки ученика (портфолио ученика) и оценки его деятельности активом класса или всем коллективом.
Сегодня особой популярностью пользуются книги и фильмы про Гарри Поттера. Главный герой встречается с трудностями, которые он решает вместе со своими друзьями и с помощью своих способностей. Дети ярко представляют себе и школу волшебников, где учится герой. В школе ученики разделены в соответствии своих способностей.
В классе мы выделяем группы (службы) не по способностям, а по интересам. Причем детям предоставляется возможность в течение года попробовать себя в разных службах.
На классном собрании принимаются правила выполнения поручений:
- Относись к выполнению порученного дела ответственно.
- Выполняй поручения с удовольствием.
- Помни, что выполнением поручения ты помогаешь окружающим.
- Если трудно, обращайся за помощью.
- Спеши делать добро!
Нами разработаны правила жизни в классном коллективе.
1. Утром рано просыпайся, Хорошенько умывайся. Одевайся аккуратно. Приучай себя к порядку.
2. Чтобы умным, добрым стать. Лишь пятёрки получай. Книжки добрые люби, с математикой дружи.
3. Не дразнись, не зазнавайся. В школе всем помочь старайся. Зря не хмурься, будь смелей. И найдёшь себе друзей.
4. Старших всех ты уважай, И в труде им помогай. Пой, танцуй ты, отдыхай. И культуру соблюдай.
Сформулированы законы коллектива
- Закон правды: Запомни, правда, нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям. Будь правдив!
- Закон добра: Будь добр к ближнему, и добро вернется к тебе.
- Закон заботы: Прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим людям. Помни об их интересах, нуждах, потребностях.
- Закон любви: Любовь — одно из древнейших и наиболее уважаемых чувств, не стесняйся ее.
- Закон милосердия: Тебе сегодня хорошо, но рядом могут быть люди, у которых слезы на глазах. Не забывай о них!
- Закон памяти: Народ, забывший свою историю, умрет. Помни о своем народе и своей истории.
- Закон уважения: Хочешь, чтобы тебя уважали, уважай человеческое достоинство других.
- Закон старости: Помни: старость уважается у всех народов, будь цивилизован.
- Закон свободы: Каждый человек хочет быть свободен. Отстаивая свою свободу, не забывай о свободе другого человека.
- Закон смелости: Вчера ты струсил, но сегодня ты у нас в коллективе. Будь смел!
- Закон чести: Вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о своей духовной силе, долге, благородстве, достоинстве.
Немаловажную роль в организации самоуправления в классе, конечно же, играют родители во главе с родительским комитетом, которые в большей мере заинтересованы, чтобы их дети стали как можно самостоятельнее, целеустремлённее, ответственнее. На каждом собрании новая, интересная, глубоко волнующая как меня, так и родителей тема. Большая, серьёзная, совместная подготовительная работа к родительскому собранию.
Участие родителей в жизни класса не ограничивается только посещением родительских собраний, ремонтом класса, Они принимают участие в классных мероприятиях, Здесь
прослеживается связь, которая никогда и нигде не должна прерываться: школа – ученик – родители.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом можно сделать вывод.
- Самоуправление в школе - необходимый компонент современного воспитания.
- Самоуправление способствует личностному росту младших школьников, развитию их ответственности и самостоятельности.
- Наиболее успешным является разноуровневый подход в организации самоуправления, когда учитываются личностные потребности школьников, определяющие их цели в среднем и старшем звене.
- Самоуправление способствует раскрытию школьников как мыслителей.
- Самоуправление формирует готовность участвовать в различных проектах.
А это и есть формирование социальной активности.
И в заключение хочется сказать, что школа – это маленькая модель общества. Поведение ребенка в школьном коллективе – это поведение взрослого в обществе. Если ребенок инициативен и самостоятелен в школьной жизни, то я думаю, такой ребенок во взрослой жизни будет инициативным и самостоятельным членом общества.
Детский коллектив – это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал необходимость и потребность другого.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация классного самоуправления
Спмски класса по группам...
Программ классного самоуправления "Росток"
Программ классного самоуправления "Росток"...
Классное самоуправление
Положение о классном самоуправлении....
Классное самоуправление
Положение о классном самоуправлении в начальной школе....
Классное самоуправление
Отчет на школьном МО классных руководителей....
Классное самоуправление
Положение о классном самоуправлении....
Потенциал классного самоуправления для развития УУД в начальной школе.
Статья раскрывает возможности классного самоуправления для развития УУД у учащихся начальных классов....