«Формирование социальной активности младших школьников через самоуправление»
статья по теме
Модернизация системы отечественного образования в качестве одной из важнейших задач российской школы ставит формирование социально активной личности, способной плодотворно жить в современных условиях и преобразовывать их, самостоятельно принимать верные, жизненно важные решения, позитивно самореализовываться в основных сферах жизнедеятельности.
В этом плане важную роль призвано сыграть участие детей в управлении своим классным коллективом. Развитие самоуправления помогает им понять всю сложность социальных отношений, сформировать социальную позицию, определить свои возможности в реализации лидерских функций.
Ученическое самоуправление как форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей, при определенных условиях может способствовать решению проблемы формирования и развития социальной активности личности.
Таким образом, самоуправление в коллективе можно определить как действия детей, осуществляемые самостоятельно или совместно со взрослыми членами классного сообщества, по планированию, организации и анализу жизнедеятельности в группе, направленной на создание благоприятных условий для общения и развития и решение других социально ценных задач.
В моей группе самоуправление развивается успешно, учащиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленных проблем. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия. Ученическое самоуправление развивается, решая все большее количество задач, касающихся жизни и деятельности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4._doklad.docx | 26.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Ковальская Наталия Анатольевна Приложение 5
«Формирование социальной активности младших школьников через самоуправление»
Модернизация системы отечественного образования в качестве одной из важнейших задач российской школы ставит формирование социально активной личности, способной плодотворно жить в современных условиях и преобразовывать их, самостоятельно принимать верные, жизненно важные решения, позитивно самореализовываться в основных сферах жизнедеятельности.
В этом плане важную роль призвано сыграть участие детей в управлении своим классным коллективом. Развитие самоуправления помогает им понять всю сложность социальных отношений, сформировать социальную позицию, определить свои возможности в реализации лидерских функций.
Ученическое самоуправление как форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей, при определенных условиях может способствовать решению проблемы формирования и развития социальной активности личности.
Таким образом, самоуправление в коллективе можно определить как действия детей, осуществляемые самостоятельно или совместно со взрослыми членами классного сообщества, по планированию, организации и анализу жизнедеятельности в группе, направленной на создание благоприятных условий для общения и развития и решение других социально ценных задач.
В моей группе самоуправление развивается успешно, учащиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленных проблем. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия. Ученическое самоуправление развивается, решая все большее количество задач, касающихся жизни и деятельности учащихся.
Цели самоуправленческой деятельности.
Во-первых, содействие развитию ребенка. Участие школьников в работе самоуправления помогает сформировать у себя и своих товарищей такие качества человека, как самостоятельность, активность, ответственность, инициативность, дисциплинированность и многие другие.
Во-вторых, организация эффективного функционирования учебной группы. Без самоуправления вряд ли возможно успешное выполнение возложенных на классное сообщество функций, начиная от обеспечения дисциплины и порядка в классе и завершая созданием условий для профессионального и личностно-гражданского самоопределения учащихся.
В-третьих, формирование у школьников готовности и способности играть свою роль в системе социальных ролей человека. Самоуправление позволяет ребенку расширить пространство для проявления своей активности.
Мы придерживаемся сформулированных для себя правил:
- Не требуй от ребят того, чего не выполняешь сам;
- Гарантируй помощь каждому при подготовке дела;
- Выстраивай доверительные отношения с детьми;
- Избегай мелких несущественных замечаний.
Самоуправление в коллективе направлено на решение следующих задач:
- Создание условий для самовыражения, самоутверждения каждой личности через участие в различных видах деятельности.
- Стимуляция социального творчества, инициативы, формирования активной гражданской позиции детей.
- Формирование умения действовать в интересах совершенствования не только своей личности, но и общества (класса, школы).
- Воспитание достойных творческих лидеров.
Задача всех органов самоуправления под руководством совета класса состоит в том, чтобы организовать такой образ жизни в стенах класса, где всё – для ученика и всё, что делается, – исходит от ученика.
Детский коллектив – это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал необходимость и нужность другого.
В основу воспитания младших школьников легла игровая модель города. Она создала организационный каркас, позволяющий иметь высокую степень свободы и гибкость при разработке конкретных воспитательных дел. Модель становится по-настоящему жизнеспособной, когда воспитательные цели совпадают с внутренними ожиданиями школьников «Мне интересно, я хочу участвовать»,- именно это условие, на мой взгляд, является решающим при реализации воспитательного потенциала. Создались микроколлективы учащихся и их родителей по взаимной симпатии для реализации общих дел, заложенных в модели. Игровая модель отражает неповторимую «личную» жизнь маленьких жителей ВеГа «Великая Галактика». Для каждой микрогруппы созданы творческие поручения и механизм их чередования. Различны способы «запуска» и подведения итогов творческих поручений, на основе которых складываются традиции и заповеди, регулирующие жизнь обитателей города.
В нашей школе каждая группа продленного дня-город. Каждому городу нужны органы самоуправления. Поэтому разыгрываем ситуацию «Если бы я был министром, то какое бы министерство я возглавил». Исходя из этого, в группе созданы министерства:
Министерство права представляют ребята, которые выполняют следующие поручения: дежурство по классу, по столовой. В функцию ребят входит не только организация и выполнение этой работы, но и организация сюрпризных моментов во время дежурства (поздравление с днем рождения педагогов, поздравление с праздниками, чествование победителей и т.д.), сохранность и ремонт мебели класса. Они же подводят итоги и вклеивают значки в «портфель достижений».
Министерство милосердия– ребята фиксируют пропуски занятий учащихся, сотрудничают с медицинским работником, информируют о заболеваемости учащихся.
Министерство творчества– учащиеся, которые любят писать стихи и имеют литературные способности, желающие участвовать в разработке всех мероприятий группы подбирают материал для сценариев, ведут концерты и праздники.
Министерство экологии– забота о цветах, разведение растений.
Министерство образования – помощь в учебе отстающим одноклассникам.
Министерство Спорта- формирование у учащихся здорового образа жизни, приобщение к спорту и физической культуре.
На клубных часах принимаются правила выполнения поручений:
- Относись к выполнению порученного дела ответственно.
- Выполняй поручения с удовольствием.
- Помни, что выполнением поручения ты помогаешь окружающим.
- Если трудно, обращайся за помощью.
- Спеши делать добро!
Нами разработаны правила жизни в коллективе.
1. Утром рано просыпайся, Хорошенько умывайся. Одевайся аккуратно. Приучай себя к порядку.
2. Чтобы умным, добрым стать. Лишь пятёрки получай. Книжки добрые люби, с математикой дружи.
3. Не дразнись, не зазнавайся. В школе всем помочь старайся. Зря не хмурься, будь смелей. И найдёшь себе друзей.
4. Старших всех ты уважай, И в труде им помогай. Пой, танцуй ты, отдыхай. И культуру соблюдай.
Сформулированы законы коллектива
- Закон правды: Запомни, правда, нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям. Будь правдив!
- Закон добра: Будь добр к ближнему, и добро вернется к тебе.
- Закон заботы: Прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим людям. Помни об их интересах, нуждах, потребностях.
- Закон любви: Любовь — одно из древнейших и наиболее уважаемых чувств, не стесняйся ее.
- Закон милосердия: Тебе сегодня хорошо, но рядом могут быть люди, у которых слезы на глазах. Не забывай о них!
- Закон памяти: Народ, забывший свою историю, умрет. Помни о своем народе и своей истории.
- Закон уважения: Хочешь, чтобы тебя уважали, уважай человеческое достоинство других.
- Закон старости: Помни: старость уважается у всех народов, будь цивилизован.
- Закон свободы: Каждый человек хочет быть свободен. Отстаивая свою свободу, не забывай о свободе другого человека.
- Закон смелости: Вчера ты струсил, но сегодня ты у нас в коллективе. Будь смел!
- Закон чести: Вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о своей духовной силе, долге, благородстве, достоинстве.
В конце недели подводятся итоги творческих поручений жизни обитателей города. Главным итогом и практическим результатом обращения к игровой модели становится деятельная активность всех участников воспитательного процесса, личностная привлекательность и удовлетворенность детей и взрослых процессом и результатом творческого сотрудничества.
Немаловажную роль в организации самоуправления, конечно же, играют родители, которые в большей мере заинтересованы, чтобы их дети стали как можно самостоятельнее, целеустремлённее, ответственнее. Очень четко прослеживается связь, которая никогда и нигде не должна прерываться: школа – ученик – родители.
Таким образом можно сделать вывод.
- Самоуправление в школе - необходимый компонент современного воспитания.
- Самоуправление способствует личностному росту младших школьников, развитию их ответственности и самостоятельности.
- Наиболее успешным является разноуровневый подход в организации самоуправления, когда учитываются личностные потребности школьников, определяющие их цели в среднем и старшем звене.
- Самоуправление способствует раскрытию школьников как мыслителей.
- Самоуправление формирует готовность участвовать в различных проектах.
А это и есть формирование социальной активности.
Список литературы.
1. Научно-методический журнал «Воспитание школьников» № 4, 2005г.
2. Научно-методический журнал «Воспитание школьников»№ 5, 2005г.
3. Научно-методический журнал «Воспитание школьников»№ 6, 2007г.
4. Бондаревская Е.В. Смыслы и стратегия личностно -ориентированного воспитания /Е.В.Бондаревская/ Педагогика. - 2001.- №1.- с.17-24.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
«Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет.»А.С.Макаренко...
«Формирование социальной активности младших школьников через классное самоуправление»
«Формирование социальной активности младших школьников через классное самоуправление»Что означает слово – самоуправление? Заглянем в словарь: самоуправление – управление делами своими собственными сил...
Формирование познавательной активности младших школьников через участие в конкурсах и олимпиадах.
Формирование познавательной активности младших школьников через участие в конкурсах и олимпиадах....
«Внеурочная деятельность в ГПД как основа формирования гражданской позиции и социальной активности младших школьников»
Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Создание условий для достижения учащимися...
Методическая разработка "Формирование социальной культуры младших школьников через проектную деятельность"
Проблема формирования социальной культуры подрастающего поколения обретает сегодня особую значимость. От того, как пройдёт социализация зависит будущее детей, а значит и будущее страны. Актуальн...
Формирование читательской активности младших школьников через проектную деятельность
Проекты по литературному чтению....
Развитие социальной активности младших школьников через совместные творческие дела.
Программа развития социальной активности учащихся начальных классов «Орлята России» разработана с целью удовлетворения потребностей младших школьников в социальной активности, поддержания ...