Диагностика, коррекция, прогнозирование предметной обученности
статья на тему

В современной школе одновременно с существующей традиционной системой оценки и контроля результатов обучения начала складываться новая эффективная система, основанная на использовании тестовых технологий. Это вызвано потребностью в получении независимой объективной информации об учебных достижениях обучающихся.

Анализ современной учебно-методической литературы, а также образовательная практика свидетельствуют о том, что тестирование не является универсальным методом обучения и формой контроля, но в сочетании с другими методами контроля в процессе проверки качества образования учащихся обеспечивает наибольший эффект.

Моя тема по самообразованию совпала с темой сегодняшнего выступления. Эта тема самообразования  выбрана не случайно. Тестирование является наиболее актуальной и востребованной формой диагностики знаний и контроля на всех этапах школьного образования, так как итоговой формой контроля знаний учащихся за курс начальной и средней школы является ЕГЭ,  основу которого составляют тестовые задания.

[...]

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx76.92 КБ
Файл prezentatsiya_vystupleniya_na_omo.pptx236.51 КБ

Предварительный просмотр:

    В современной школе одновременно с существующей традиционной системой оценки и контроля результатов обучения начала складываться новая эффективная система, основанная на использовании тестовых технологий. Это вызвано потребностью в получении независимой объективной информации об учебных достижениях обучающихся.

       Анализ современной учебно-методической литературы, а также образовательная практика свидетельствуют о том, что тестирование не является универсальным методом обучения и формой контроля, но в сочетании с другими методами контроля в процессе проверки качества образования учащихся обеспечивает наибольший эффект.

       Моя тема по самообразованию совпала с темой сегодняшнего выступления. Эта тема самообразования  выбрана не случайно. Тестирование является наиболее актуальной и востребованной формой диагностики знаний и контроля на всех этапах школьного образования, так как итоговой формой контроля знаний учащихся за курс начальной и средней школы является ЕГЭ,  основу которого составляют тестовые задания.

В настоящее время школа – один из основных потребителей тестов. Спектр использования тестов в школьной практике очень широк: распределение детей по способностям, в соответствии с которыми применяются разные типы школьного обучения, выявление интеллектуально отсталых, с одной стороны, и, одарённых, с другой стороны, оценка причин неуспеваемости, учебные консультации учащихся и так далее.

В настоящее время тестирование стало одной из форм контроля в старшей школе (зачеты, ЕГЭ), да и использование тестирования в начальной школе является актуальной темой.

Формирование у учащихся умения работать с тестами можно и нужно начинать с начальной школы.

Тесты как одна из форм контроля заслуживают внимательного изучения и применения их на практике по целому ряду положительных характеристик:

- быстрота поверки выполненной работы;

- оценка достаточно большого количества учащихся;

- возможность проверки теоретического материала;

- проверка большого объема материала малыми порциями;

- объективность оценки результатов выполненной работы.

В своей работе я  ограничиваюсь тремя или четырьмя ответами для выбора правильного. При составлении ответов учитываю типичные ошибки учащихся.

Например: глагол – это

а) предмет; б) действие предмета; в) признак предмета.

При составлении тестов учитываю требования, предъявляемые к ним: адекватность целям проверки,  определённость, простота, однозначность.

В работе учителя начальных классов тесты могут выполнять функцию форм контроля, внедряемого в базовую школу. Организация деятельности учащихся с тестами позволяет мне осуществлять контроль и приучать детей к самоконтролю.

Контроль и самоконтроль – важнейшие компоненты учебной деятельности. Осуществляя его систематически по отдельным темам, разделам я стараюсь приучить учащихся к осознанному выполнению учебных задач на всех этапах усвоения знаний и умений.

С помощью тестов, в отличие от обычных проверочных работ, мне удобно проводить контроль, потому что обычная контрольная работа оценивает конечный результат, а тест позволяет установить его причину благодаря поэтапному выполнению заданий, проверяющих те знания и умения, из которых складывается этот результат.

Тесты предоставляют учащимся возможность проявить самостоятельность, индивидуальность, способствуют обучению детей процессуальному самоконтролю. Таким образом, тест позволяет определить не только “проблемную зону”, но и конкретную “болевую точку”, дает возможность установить причину итоговой неудачи и построить соответственно коррекционную работу.

В начале работы по ознакомлению с тестами я не заготавливала тестовые задания каждому ученику, т.к. считала, что коллективная работа в этот период будет продуктивнее, потому что дети ещё не умеют работать с тестами. А уже с начала второй четверти начали выполнять тесты в группах по несколько человек, а уже потом начала каждому ученику готовить индивидуальное задание. Чтобы процесс усвоения алгоритма работы с тестовыми заданиями шел эффективнее, практиковала безотметочную проверку заданий. Моя задача – научить детей работать с тестами, научить ребенка оценивать свои действия, результаты, свое продвижение вперед. Наличие ответов в тестах помогало им объективно оценить свои действия, увидеть ошибки. Сличение своего результата с правильным ответом становится инструментом анализа ошибки, её причины, возникших затруднений и т. д. Таким образом, тестовые задания выступают для ученика не только как тренировочная практическая работа, требующая лишь применения имеющихся знаний, но и как объект познания. Вопросы и задания тестов развивают мыслительные операции у детей, учат их обобщать явления, устанавливать причинно-следственные связи, побуждают к применению их на практике.

Тесты дают мне возможность объективно оценить знания и умения учащихся в баллах по единым для всех критериям. Это позволяет мне определить, кто из них не усвоил программный материал или овладел им на минимальном уровне, кто полностью и уверенно владеет знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и тех, кто не только полностью овладел необходимыми знаниями, но и может применять их в новых ситуациях, т. е. владеет на более высоком уровне, чем это предусмотрено программой.

В начальной школе тесты целесообразно использовать в качестве проверочных тематических работ.

Например:

I вариант

1. Северное сияние – явление, характерное для природной зоны:

а) пустынь;                 в) лесов;

б) степей;                                г) арктических пустынь.

2. Густой хвойный лес называют:

а) смешанным;         в) тайгой;

б) степью;                г) тундрой.

3. Места с довольно пышной растительностью в пустыне – это:

а) оазисы;

б) миражи.

4. «Многоэтажность» растений можно встретить в … лесу:

а) широколиственном;        б) тайге;        в) смешанном.

5. Корни растений глубоко проникают в почву в зоне:

а) степей;                в) пустынь;

б) тундры;                г) лесов.

6. Огромное количество грызунов в зоне:

а) степей;                в) лесов;

б) Арктики;                г) пустынь.

Рассмотрим целесообразность использования тестирования при изучении орфографии.

Говоря об изучении орфографии, имеют в виду формирование орфографических навыков. Учителю важно разобраться в причинах ошибок учащихся.

Могут быть следующие причины:

1) учащийся не знает правила;

2) правило знает, но не умеет его применять при письме;

3) допускает ошибки, потому что не понимает смысла того, что пишет;

4) смешивает правила;

5) неправильно слышит или произносит отдельные звуки речи, не умеет контролировать себя.

Например: ученик допустил ошибку - на ветки.

Причины могут быть следующие:

1) не умеет образовывать начальную форму слова;

2) ошибочная постановка вопроса;

3) неправильно определил падеж;

4) не знает склонения имен существительных;

5) не знает падежных форм.

Как видим, причины могут быть разнообразными. Поэтому после проведения диктанта я устанавливаю причины, по которым учащиеся допустили ошибки, чтобы учитывать их в дальнейшей методической работе.

Выявить причины орфографических ошибок можно при помощи тестирования. То есть тестирование в этом случае дает возможность диагностировать орфографические ошибки.

Можно использовать тестирование для определения уровня орфографической подготовки учащихся.

Таким образом, использование тестирования при изучении грамматических тем способствует совершенствованию грамматических понятий. При изучении орфографии тестирование дает возможность диагностировать орфографические ошибки.

Как же строить работу, чтобы тест также помог и определить направления в коррекции и прогнозировании предметной обученности каждого учащегося?

Для этого я использую  систему диагностических, коррекционных и прогностических технологий, разработанных с использованием опыта Воронежского областного института повышения квалификации работников народного образования. Цель  системы – способствовать своевременному выявлению как типичных (у целого класса), так и однотипных (у группы учащихся) и индивидуальных (у каждого ученика) «пробелов» в усвоении определенной орфографической темы; их ликвидации посредством целенаправленных фронтальных, групповых и индивидуальных коррекционных упражнений; прогнозированию дальнейшей деятельности учителя по развитию орфографической зоркости учащихся и повышению уровня предметной обученности.

Система представляет собой комплекс. В него входит:

Диагностическая карта (диагностограмма), которая заполняется учителем во время проверки работ, выполненных по карточкам-заданиям и представляет собой таблицу, состоящую из трех граф:

1. Список учащихся.

 2. Ошибки, допущенные в работе при написании (против фамилии ученика ставится значок (I), свидетельствующий об ошибке в выборе (написании) данной орфограммы).

 3. Основные умения по орфографии.

Образец диагностической карты .

Диагностограмма дает возможность мне наблюдать за продвижением как каждого ученика, так и класса в целом в усвоении орфографических знаний и формировании умений и навыков.

Этап коррекционной деятельности - это этап наиболее трудоемкой работы, которая чрезвычайно важна для того, чтобы применение данной технологии было эффективным. Работа ведется с помощью коррекционных карточек в течение нескольких уроков фронтально, в группах, индивидуально в зависимости от степени усвоенности орфограмм.

По окончании коррекционной деятельности (продолжительность ее обусловлена возможностями учащихся) проводится повторное диагностическое исследование.

Результат повторного диагностирования позволяет мне прогнозировать в дальнейшем работу по повторению изученной темы в процессе обучения предмету и его результат. При условии положительной динамики появляется возможность планировать изучение отдельных тем с опережением.

В связи с введением ЕГЭ в 4 классе я в своей педагогической деятельности использовала так же комбинированные тесты. Каждый тест состоит из научно-познавательного текста, вопросов к нему и заданий по русскому языку и математике с опорой на этот текст. Текст содержит интересный и познавательный материал по окружающему миру и способствуют расширению кругозора учащихся.

Образец  комбинированного теста:

Барсук.

Барсука увидеть трудно, потому что он любит поспать. Летом спит весь день, а зимой - день и ночь.

Барсук - довольно большой зверь: длина тела до 90 см, хвоста до 24 см; масса до 24 кг. Ноги короткие и сильные, с острыми когтями, хвост короткий, голова маленькая, а шея длинная. Шерсть грубая, с длинной редкой остью и короткой мягкой подпушью.

Барсук обитает главным образом в смешанных лесах, а также в холмистой, пересеченной оврагами местности, в горах и в пустынях. Он отлично приспособлен к рытью длинных нор, в которых проводит значительную часть жизни. Из поколения в поколение барсуки придерживаются излюбленных мест, некоторые барсучьи городки возникли несколько тысяч лет назад. Старые барсучьи городки являются многоярусными сооружениями с несколькими (от 2 до 50) входными отверстиями и длинными (от 5 до 10 м) норами, ведущими в две-три сухие, выстланные подстилкой камеры. Барсук - аккуратный и чистоплотный зверь. Вокруг его норы всегда чисто. В норе барсук проводит и зиму, он впадает в зимнюю спячку, как медведь. Осенью он начинает готовиться к зиме. Он отъедается и сильно жиреет.

Барсук всеяден. Он ест все что попадётся: жуков, слизней, ящериц, лягушек, мышей, а также лесные ягоды и плоды.

Барсуки - звери полезные: они уничтожают множество вредных насекомых и грызунов, ядовитых змей, слизней.

Мех барсука не имеет большой ценности, хотя по-своему красив и обладает целебными свойствами (барсучьей шкуркой растирались при ревматических болях). А вот барсучий жир издавна известен целебными свойствами, в прошлом его применяли при лечении туберкулеза.

Выполни задания:

1. Используя информацию из текста, ответь на вопросы:

а)        Где обитают барсуки?

б)        Чем барсук похож на медведя?

в)        Почему барсука трудно увидеть в лесу?      

г)        Какую пользу приносит барсук человеку?

д)        Продолжи предложение: Из поколения в поколение...

2. Подбери боле точное название для текста.

3.        Из первого предложения третьего абзаца выпиши два слова, в которых все согласные звуки твердые. Определи часть речи выписанных слов.

4.        Из третьего абзаца выпиши два слова с удвоенными согласными. Разбери их по составу.

5.        Спиши, вставляя пропущенные буквы. Напиши проверочные слова: лё(г, к,)ость, вет(в, ф)ь, прору(б, п)ь.-         

6. Подбери и запиши подходящие по смыслу слова. Барсук (какой?)___________, ___________,___________,___________.        

7. Найди значение выражения: 26 • 6 : 3 + (203 - 78) • 2 + 300 : 10 =

8.        9 800 мм =        см

      78 т =        ц

      3 ч =        сек

9. Барсук выкопал себе жилище из трёх ходов. Какова общая длина всех ходов норки, если первый ход был протяжённостью 1 м 76 см, второй - на 68см длиннее первого, а третий - на 2 м 31 см длиннее суммы двух первых ходов?

Первый ход:______________   Третий ход: ______________  

Второй ход: ______________   Общая длина: ____________

10. Гиппопотам весит 3 т 480 кг. Сравни вес барсука и гиппопотама. (Информацию о весе барсука найди в тексте.)

Работая над данной темой самообразования я добилась следующих результатов:

•сформировала у учащихся умение работать с тестами;

• разработала ряд тестов.

Надеюсь, что мой опыт поможет начинающему учителю понять основные пути и условия повышения эффективности форм контроля на уроках русского языка. Я думаю, что мой опыт будет интересен и учителям, уже имеющим опыт работы в данном направлении.


Тема выступления на ОМО:

Диагностика, коррекция, прогнозирование предметной обученности.

                       Подготовил:

                                                 учитель начальных классов

                                                       II квалификационной категории

                                                       Серикова Светлана Анатольевна

Оренбург,2011г


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Диагностика, коррекция, прогнозирование предметной обученности.

Слайд 2

Положительные характеристики тестирования: быстрота поверки выполненной работы; оценка достаточно большого количества учащихся; возможность проверки теоретического материала; проверка большого объема материала малыми порциями; объективность оценки результатов выполненной работы.

Слайд 3

ГЛАГОЛ-это - предмет - действие предмета - признак предмета

Слайд 4

Требования, предъявляемые к тестам: - адекватность целям проверки; - определённость; - простота; - однозначность.

Слайд 5

Природные зоны 1 . Северное сияние – явление, характерное для природной зоны: а) пустынь; в) лесов; б) степей; г) арктических пустынь. 2. Густой хвойный лес называют: а) смешанным; в) тайгой; б) степью; г) тундрой. 3. Места с довольно пышной растительностью в пустыне – это: а) оазисы; б) миражи. 4. « Многоэтажность » растений можно встретить в … лесу: а) широколиственном; б) тайге; в) смешанном. 5. Корни растений глубоко проникают в почву в зоне: а) степей; в) пустынь; б) тундры; г) лесов. 6. Огромное количество грызунов в зоне: а) степей; в) лесов; б) Арктики; г) пустынь.

Слайд 6

Добыча полезных ископаемых 1. Разведкой полезных ископаемых занимаются: а) географы; в) биологи; б) геологи; г) туристы. 2. Открытым способом в карьерах добывают: а) нефть; в) глину; б) природный газ; 3. Для добычи нефти строят: а) шахты; б) скважины. 4. В шахтах глубоко под землей добывают: а) известняк; в) глину; б) каменный уголь; г) торф. 5. На болотах следует искать: а) торф; в) песок; б) глину; г) гранит. 6. На озере Баскунчак добывают: а) нефть; в) торф; б) поваренную соль; г) известняк.

Слайд 7

Чем различаются минералы 1. Горные породы состоят: а) из минералов; б) зерен. 2. Грифель карандаша сделан: а) из слюды; в) кварца; б) графита; г) гипса. 3. Самый твердый минерал: а) топаз; в) золото; б) алмаз; г) корунд. 4. Песок – это разновидность минерала: а) кварца; в) гипса; б) слюды; г) апатита. 5. Самый мягкий минерал – это: а) гипс; в) тальк; б) флюорит; г) топаз. 6. Мягкий минерал, который используют будущие скульпторы: а) глина; в) гипс; б) алмаз; г) тальк.

Слайд 8

Ошибки допускаются по следующим причинам: 1) учащийся не знает правила; 2) правило знает, но не умеет его применять при письме; 3) допускает ошибки, потому что не понимает смысла того, что пишет; 4) смешивает правила; 5) неправильно слышит или произносит отдельные звуки речи, не умеет контролировать себя.

Слайд 9

Например: ученик допустил ошибку – на ветки . Причины могут быть следующие: 1) не умеет образовывать начальную форму слова; 2) ошибочная постановка вопроса; 3) неправильно определил падеж; 4) не знает склонения имен существительных; 5) не знает падежных форм.

Слайд 10

Цель системы – способствовать своевременному выявлению как типичных (у целого класса), так и однотипных (у группы учащихся) и индивидуальных (у каждого ученика) «пробелов» в усвоении определенной орфографической темы; их ликвидации посредством целенаправленных фронтальных, групповых и индивидуальных коррекционных упражнений; прогнозированию дальнейшей деятельности учителя по развитию орфографической зоркости учащихся и повышению уровня предметной обученности.

Слайд 12

Барсук. Барсука увидеть трудно, потому что он любит поспать. Летом спит весь день, а зимой - день и ночь. Барсук - довольно большой зверь: длина тела до 90 см, хвоста до 24 см; масса до 24 кг. Ноги короткие и сильные, с острыми когтями, хвост короткий, голова маленькая, а шея длинная. Шерсть грубая, с длинной редкой остью и ко­роткой мягкой подпушью. Барсук обитает главным образом в смешанных лесах, а также в холмистой, пересеченной оврагами местности, в горах и в пустынях. Он отлично приспо­соблен к рытью длинных нор, в которых проводит значительную часть жизни. Из поколения в поколение барсуки придерживаются излюбленных мест, неко­торые барсучьи городки возникли несколько тысяч лет назад. Старые барсучьи городки являются многоярусными сооружениями с несколькими (от 2 до 50) входными отверстиями и длинными (от 5 до 10 м) норами, ведущими в две-три сухие, выстланные подстилкой камеры. Барсук - аккуратный и чистоплотный зверь. Вокруг его норы всегда чисто. В норе барсук проводит и зиму, он впа­дает в зимнюю спячку, как медведь. Осенью он начинает готовиться к зиме. Он отъедается и сильно жиреет. Барсук всеяден. Он ест все что попадётся: жуков, слизней, ящериц, лягу­шек, мышей, а также лесные ягоды и плоды. Барсуки - звери полезные: они уничтожают множество вредных насеко­мых и грызунов, ядовитых змей, слизней. Мех барсука не имеет большой ценности, хотя по-своему красив и облада­ет целебными свойствами (барсучьей шкуркой растирались при ревматических болях). А вот барсучий жир издавна известен целебными свойствами, в про­шлом его применяли при лечении туберкулеза.

Слайд 13

Выполни задания: 1. Используя информацию из текста, ответь на вопросы: а) Где обитают барсуки? б) Чем барсук похож на медведя? в) Почему барсука трудно увидеть в лесу? г) Какую пользу приносит барсук человеку? д ) Продолжи предложение: Из поколения в поколение... 2. Подбери боле точное название для текста.

Слайд 14

3. Из первого предложения третьего абзаца выпиши два слова, в которых все согласные звуки твердые. Определи часть речи выписанных слов. 4. Из третьего абзаца выпиши два слова с удвоенными согласными. Разбери их по составу. 5. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Напиши проверочные слова: лё (г, к,)ость, вет (в, ф ) ь , прору (б, п ) ь . - 6. Подбери и запиши подходящие по смыслу слова. Барсук (какой?)___________, ___________,___________,___________.

Слайд 15

7. Найди значение выражения: 26 • 6 : 3 + (203 - 78) • 2 + 300 : 10 = 8. 9 800 мм = см 78 т = ц 3 ч = сек 9. Барсук выкопал себе жилище из трёх ходов. Какова общая длина всех ходов норки, если первый ход был протяжённостью 1 м 76 см, второй - на 68см длиннее первого, а третий - на 2 м 31 см длиннее суммы двух первых ходов? Первый ход:______________ Третий ход: ______________ Второй ход: ______________ Общая длина: ____________ 10. Гиппопотам весит 3 т 480 кг. Сравни вес барсука и гиппопотама. (Информацию о весе барсука найди в тексте.)

Слайд 16

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН ПО ДИАГНОСТИКЕ, КОРРЕКЦИИ И РЕГУЛИРОВАНИЮ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБРАЗЕЦ ПЛАНА ПО  ДИАГНОСТИКЕ, КОРРЕКЦИИ  И  РЕГУЛИРОВАНИЮ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО  ПРОЦЕССА НА УЧЕБНЫЙ ГОД ДЛЯ АДМИНИСТРАЦИИ ШКОЛЫ-ДЕТСКОГО САДА....

Диагностика и коррекция трудностей в обучении младших школьников

Процесс обучения в школе включает не только усвоение системы знаний, становление многих учебных и интеллектуальных навыков, но также  развитие самих  познавательных...

Диагностика (Таблица достижения предметных результатов обучения) первого дополнительного класса (вариант 2)

Диагностика (Таблица достижения предметных результатов обучения)  первого дополнительного класса в соответствии с: Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающи...

Диагностика и коррекция трудностей в обучении младших школьников.

Диагностика и коррекция трудностей в обучении младших школьников.Каждый учитель в процессе своей педагогической деятельности встречает немало учащихся, которые испытывают трудности при усвоении учебно...