Концепция педагогической деятельности "Развитие познавательных интересов у детей младшего возраста"
статья на тему

«Вопрос о мотивации  учения есть вопрос о процессе самого  учения».

П.Я. Гальперин

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontseptsiya_pedagogicheskoy_deyatelnosti.docx945.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  специальное (коррекционное) образовательное учреждение

специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 15 VI1 вида

Концепция педагогической  деятельности учителя начальных классов

Русиновой Ольги Александровны

«Развитие познавательных интересов

у детей младшего школьного возраста»

«Вопрос о мотивации  учения есть вопрос о процессе самого  учения».

П.Я. Гальперин

26 лет я работаю в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе

№15 VII вида. Эта  школа, работающая на будущее, ориентирована на развитие  личности.

Призвание  школы дать ребёнку средства  для обретения самого себя, создать  условия,

которые  определила для развития того или иного возраста сама  природа человека и

природа в целом. У  каждого ученика свой путь в  школе - сообразно с его задатками,

склонностями, интеллектуальным  развитием. Школа  становится местом радости для

ребёнка  и педагога, миром спокойствия, терпимости  и сотрудничества.

При  организации учебной деятельности ничто  так сильно не интересует и не  заботит

каждого  педагога, как учебная мотивация  школьников. По наблюдению психолога

В.Н.Мясишева, результаты деятельности человека только на 20 - 30% зависят от

интеллекта и на 70-80% - от мотивов. Для того чтобы личность начала действовать, она

должна войти в особое психическое состояние активности, то есть чем-то побуждаться.

Сформированная мотивация - одна из основных движущих сил учения ребёнка. В

младшем школьном возрасте (в норме) ведущими учебными мотивами являются:

• освоение новой социальной позиции школьника с постепенным осознанием

необходимости учиться;

• положительно окрашенное отношение к ведущей учебной деятельности и ситуации

обучения;

• постепенное развитие познавательного интереса.

Отсутствие любого из мотивов ослабляет учебную мотивационную сферу, снижает

успешность учения.

У детей с задержкой психического развития учебная мотивация резко снижена. Это одно

из самых слабых мест развития данной категории детей. Позиция школьника ими поздно

осознаётся и длительное время не принимается, не имеет личностно значимого смысла.

Интеллектуальное отставание сильно тормозит развитие познавательного интереса. Чтобы

избежать непосильной и неприятной для них ситуации учения, интеллектуального

напряжения, они прибегают к защитному отказу от заданий, от посещения школы, то есть

неярко выраженные положительные учебные мотивы ещё более ослабляются защитным

механизмом - отрицательным мотивом избегания, уклонения.

У значительной части учащихся наблюдается отрицательный характер развития позиции школьника, отношения к учению и познавательного интереса.

Меня как учителя, конечно же, волнует данная проблема. Как развить у ребенка

устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске.

Ученики начальной школы не могут учиться «для самих себя». Иногда они учатся за

оценку, иногда за похвалу иногда, за подарки. Но любому из этих мотивов приходит

конец. Поэтому необходимо формировать учебную мотивацию на основе познавательного

интереса. Ребенку должна нравиться его деятельность, и она должна быть ему доступна.

Учитывая ослабленность мотивацяоиной сферы детей с задержкой психического

развития, для себя я определила, что одна из магистральных педагогических задач на моих

уроках станет формирование познавательного интереса.

Французский физик Паскаль верно подметил: «Ученик - это не сосуд, который надо

наполнить, а факел, который надо зажечь».

Проблема развития познавательной и творческой активности не имеет однозначного

решения, по причине ее многофакторности. М.Н. Скаткии утверждает, что на развитие

познавательной и творческой активности влияет и содержание материала, и методы

обучения, и организационные формы, и постановка воспитательной работы, и

материальная база школ, и наконец, личность учителя.

В школе где я работаю созданы благоприятные условия стимулирующие познавательный

интерес учащихся. Это и малая наполняемость классов, и программа по которой работает

школа («Программы для общеобразовательных учреждений» Коррекционное

развивающее обучение: Начальные классы (I IV). Под редакцией С. Г. Шевченко. - М.:

Школьная пресса, 2004.), и взаимодействие специалистов по работе над данной

проблемой (психолог, логопед, воспитатель, учитель физической культуры, учитель

музыки, социальный педагог, медицинский работник), и материальное оснащение

кабинетов.

Поиск и применение нетрадиционных методов, использование игровых, информационнокоммуникативных, здоровьесберегающих технологий позволило мне создать

коррекционно-развивающую среду, стимулирующую познавательную активность

учащихся.

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которые с одной

стороны, помогают развитию познавательных способностей учащихся, а с другой - могут

служить и эффективным средством преодоления трудностей в этом развитии,

«генератором» процесса психолого-педагогической коррекции. Игра- это естественная

для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так,

как нам удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. В

первом классе я беру за основу игровой метод обучения и весь процесс формирования

строится на игре. Для успешного адаптирования первоклассников к школе и

полноценного включения в учебный процесс, преодоления страха перед школой,

тревожности, развития умения контролировать себя, быть внимательным, способным на

произвольные волевые и интеллектуальные усилия, в течение первой четверти использую

программу игр для детей автора Н.В. Самоукиной. Благодаря проведению этих "урокоигр"

дети чувствуют себя намного увереннее на уроках, у них уходит боязнь школы,

преобладающими становятся положительные эмоции, дети становятся организованнее,

лучше принимают учебную задачу, что способствует развитию познавательной

активности учащихся на уроках.

Мною подобраны и систематизированы дидактические игры по классам и предметам,

которые я могу предложить ученикам в зависимости от их индивидуальнотипологических

особенностей, склонностей и интересов, этапа коррекционноразвивающей

работы. Создала в классе игротеку интеллектуально-развивающих игр, к которой дети имеют возможность обращаться самостоятельно в свободное от уроков

время.

Огромный интерес вызывают у детей информационные технологии: анимационные

фрагменты приближают изучаемые процессы к жизни ребёнка. Применение цвета,

графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные

ситуации. Ученики более охотно отвечают компьютеру и если компьютер «ставит» им

двойку, то горят желанием как можно скорее её исправить. Мне не надо призывать

учащихся к порядку и вниманию. Ученик знает что если он отвлечётся, то не успеет

решить пример или записать слово, так как на экране через 10-15 секунд появится

следующее задание. Работа учащихся с компьютером позволяет им наглядно представить

результат своих действий, что способствует формированию рефлексии.

Такой подход к организации учебного процесса с использованием современных

информационных технологий дает мне возможность привлечь учащихся к творческой

деятельности, развивать логическое мышление, развивать творческие компоненты

мышления. Позволяет мне в полной мере реализовывать основные принципы

активизации познавательной деятельности.

Но познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться все время

только яркими моментами урока. Далеко не всё в учебном материале может быть для

учащихся интересно. И тогда выступает не менее важный источник познавательного

интереса сам процесс деятельности. Путь к нему лежит, прежде всего, через

разнообразную самостоятельную работу учащихся. Самостоятельная работа требует

использования разнообразных подготовительных упражнений, упражнений на новом

материале, поэтому появилась необходимость подготовки соответствующего

дидактического материала. Он представляет собой серию карточек с заданиями.

Дидактический материал распределён по классам и темам и в пределах одной и той же

темы по степени трудности. Используя, дидактические карточки с дифференцированными

заданиями, перфокарты, тесты, тетради на печатной основе я развиваю у учащихся навык

самостоятельной работы, тем самым повышаю уровень познавательной активности.

Познавательный интерес напрямую зависит и от успешности школьного обучения. Одна

из основных причин неуспеваемости это недостаточная сформированность

познавательных процессов. Поэтому учебные задания должны включать в себя всю

систему познавательных операций, начиная с самых простейших действий, связанных с

восприятием, запоминанием, припоминанием, осмыслением и заканчивая операциями

логического и творческого мышления, формирование устойчивого интереса и

положительной мотивации учения. Для этого я включаю в урок задания коррекционноразвивающей направленности. Применяю игры с использованием детской продуктивной

деятельности: "Сложи букву, цифру" из палочек, вылепи из пластилина, сложи из ниток и

т. д.

Еще К.Д. У шинекий подчеркивал, как важно серьезное занятие сделать для детей

занимательным. С этой целью я насыщаю свою деятельность приемами пробуждающими

непосредственный интерес учащегося. Приёмы, которыми я пользуюсь для повышения

интереса к учебному материалу: "Привлекательная цель", "Удивляй", "Отсроченная

отгадка", "Фантастическая добавка", "Лови ошибку", "Свобода выбора", "Драматизации и

театрализации", "Да-нетка" и т.д.

Познавательная деятельность ребенка не ограничивается лишь уроками, а продолжается в

их внеурочной деятельности. В процессе организации внеклассной работы воспитываю

общий интерес к знаниям. Учу ребенка удивляться и быть наблюдательными. Этому

способствуют экскурсии («На природу», «По родному городу», «По родному Прикамью»

и т.д. ). Перед проведением экскурсий мотивирую детей. Например, «Хотите узнать, где

прячется осень?» или «А вы знаете, как к нам в дом попадают газеты и журналы?».

Следующий блок внеклассной работы - это часы общения. Они проводятся в форме

праздника, игры, викторины, КВНа ("Здравствуй, это - Я", "Моя любимая игрушка",

Праздники "Мои первые в жизни каникулы", КВН- букварь, «До свиданья, первый класс",

Викторины "Кто хочет стать Знайкой").

В рамках недели по предметам проводим "Интеллектуальную ярмарку", занимательные

часы по предметам.

Экскурсии, часы общения, праздники, КВНы, викторины, факультативные занятия - все

это помогает поддерживать и формировать интерес к учению. Постановка проблем,

совместный поиск, игра и сказки - вот те средства, которые помогают открыть детское

сердце, сделать пребывание на уроке радостным.

В процессе обучения опираюсь на веру во всеобщую талантливость детей, на известный с

времен античности девиз "Учись, обучая" и на психологическую парадигму "Успех

рождает успех".

Мною создан образцовый кабинет, где собран и классифицирован дидактический

материал по предметам, классам и темам (карточки, игры, иллюстративный материал,

коррекционно-развивающие задания, дидактические игры и занимательный материал) для

коллективной, индивидуальной, самостоятельной работы и работы в группах. Это

оказывает мне неоценимую помощь в организации учебного процесса.

Систематическое и целенаправленное использование перечисленных приёмов помогло

мне достигнуть сравнительно высокого развивающего эффекта. Диагностика учащихся

и проведенный анализ ее результатов позволяют с уверенностью говорить о

целесообразности проведенной работы. Т.е. при создании условий для формирования

познавательного интереса, при целенаправленной и регулярной деятельности педагога по

его развитию у школьников действительно достигается более высокий уровень

познавательного интереса, креативных способностей личности, что ведет за собой

качественный рост результатов обучения.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияниевнеклассной работы по математике на повышение качества знаний и познавательного интереса учащихся детей младшего школьного возраста

Влияние внеклассной работы по математике на повышение качества знаний  и познавательного интереса учащихся детей младшего  школьного возрастаВ работе была выдвинута гипотеза: регулярное пров...

Формирование читательского интереса у детей младшего школьного возраста.

Задачи:1.Выявление причин снижения интереса к чтению.2.Обобщить методы и приёмы классной и внеклассной работы по формированию читательского интереса у младших школьников.3.Определить роль семьи в форм...

Статья: "Особенности познавательного интереса у детей младшего школьного возраста".

Особенности познавательного интереса у детей младшего школьного возраста ....

Cтатья на тему: " Использование методических приёмов работы с текстом на уроках литературного чтения как средства формирования читательского интереса у детей младшего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи"

В статье предложены и охарактеризованы особенности формирования читательского интереса у детей с тяжелыми нарушениями речи, важность осознанного чтения и сформированности читательской копетенции, даны...

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Аннотация: В статье описаны особенности развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью, представлены особенности восприятия, мышления, памяти, воображен...

Методическая разработка технологических карт уроков литературного чтения для формирования читательского интереса у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Методическая разработка технологических карт уроков литературного чтения для формирования читательского интереса у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи...