Влияниевнеклассной работы по математике на повышение качества знаний и познавательного интереса учащихся детей младшего школьного возраста
проект по теме

Влияние внеклассной работы по математике на повышение качества знаний  и познавательного интереса учащихся детей младшего  школьного возраста

В работе была выдвинута гипотеза: регулярное проведение внеклассной работы по математики повышает качество математических знаний и интерес к математике. Для ее подтверждения был проведен эксперимент. Исследование проводилось МБОУ СОШ №4

Были скомплектованы две группы испытуемых: одна экспериментальная и одна контрольная группа. Непосредственно в эксперименте принимало участие 24 учащихся: 12 учащихся 3 «А» класса (экспериментальная группа) и 12 учащихся 3 «Б» класса (контрольная группа). Эксперимент проходил в несколько этапов.

 

Этапы эксперимента и процесс его организации

 

Целью  констатирующего  эксперимента -  сравнить качество текущих математических знаний у учащихся экспериментального класса 3 «А» и у учащихся контрольного класса 3 «Б».

Для проведения исследования с учащимися использовался методы: контрольная работа, тестирование, анкетирование.

1. Контрольная работа.

Детям обеих групп были предложены карточки с заданиями.

1 срез 

Реши задачу: Папа за 3 булки хлеба и несколько батонов, по такой же цене заплатил в кассу 30 рублей. Причём известно, что за хлеб он заплатил 18 рублей. Сколько батонов купил папа?

  1. Вставь пропущенные числа

8471 м =… км

     м

5кг6г=…..

г

 

 

 

7 м 3 см =….см

2135 г =…..

кг

Г

     

1 ч = …….мин.

4 руб. 30 коп. = …коп.

3. Сравни величины:

3 м 7 см….. 6 дм 8 см

5 дм 30 мм…. 53 см

9406 г …….9 кг 400 г

1382 м……1 км 382 м

5 руб…… 250 коп.

72 мин….. 1 ч. 30 мин.

4.Реши задачу: Автомобиль шёл со скоростью 45 км/ч и пробыл в пути до места назначения 3 часа. Какое расстояние проделал автомобиль за это время?

5.Начерти прямоугольник АВСД со сторонами 6 см и 3 см. Вычисли его

площадь и периметр.

         Анализ контрольных срезов 3 «А» класс экспериментальный представлены в таблице 1                                                               Таблица 1

 Ф.и.о. учащихся

Констатирующий эксперимент

 1.

А-1

А-1

 2.

А-2

А-2

 3.

В-1

В-1

 4.

И-1

И-1

 5.

И-2

И-2

 6.

И-3

И-3

 7.

С-1

С-1

 8.

С-2

С-2

 9.

С-3

С-3

 10.

Н-1

Н-1

 11.

М-1

М-1

12.

П-1

П-1

 

Итого качество

42%

    

 

Как видно из таблицы 1 из 12 учащихся 3 «А» класса, принимавших участие в эксперименте, на «5» выполнил работу 1 ученик, на «4» - 4, на «3» - 4, на «2» - 3 ученика, что составляет 42 % качества знаний.

Анализ результатов кононтольной группы представлен в Таблице2

 Ф.И.О.

:Констатирующий

 учащихся

эксперимент

 1.

А-1

4

 2.

А-2

3

 3.

Б-1

4

 4.

Б-2

3

 5.

М-1

4

 6.

М-2

4

 7.

М-3

2

 8.

С-1

4

 9.

С-2

4

 10.

Х-1

4

 11.

Х-2

5

 12.

Ш-1

5

 

Итого качество

75%

 

 из таблицы 2 из 12 учащихся 3 «Б» класса, принимавших участие в эксперименте, на «5» выполнили работу 2 ученика, на «4» - 7, на «3» ­2, на «2» - 1 учеников, что составляет 75%качества знаний.

    Качественный результат на 1 этапе таков: в экспериментальном 3 «А» классе (класс традиционного обучения)  - 42 %, в контрольном 3 «Б» (класс

обучается по программе «Школа-2000») - 75%.

image

Рис.1 Качества знаний учащихся   по результатам  констатирующего  эксперимента  в  3  «А»,  в  3   «Б»  классах.

 

Таким образом, из диаграммы (рис.1) видно, что качество знаний на 33 % выше у учащихся контрольного 3 «Б» класса. (обучающегося по программе «Школа-2000»)

2. Тестирование

Учащимся обеих классов был предложен тест.

  1. срез.
  1. Укажи  числа,  состоящие  только  из  сотен  и  десятков:

924,  370,  802,  520,  784,  342,  890,  900,  560,  200.

  1. Укажи  число,  состоящее:
  1. из  8  сотен  и  7  десятков:  870, 807, 780, 708;
  2. из  5десятков  и  3  сотен:  530, 350, 503, 350;
  3. из  6  сотен  и  5единиц:  650, 605, 506, 560;
  4. из  9  единиц  и  4  сотен:  940, 904, 409, 490.         
  1. Укажи  верный  ответ:

   4  альбома  стоят  80  рублей.  Сколько  стоят  6  таких  альбомов?

Ответы:  120 руб., 64 руб.,  320 руб.;

  1. Длина  прямоугольника  6 см.,  ширина  в  2  раза  меньше.

Чему  равен  его  периметр?

Ответы:  18 см., 12 см., 20 см.

  1. Укажи  верные  неравенства:

 

813 – 174 > 813 – 175                        684 : 3 > 684 : 2

813 – 174 > 813 – 147                        684 : 3 < 684 : 2

 

  1. Начерти  квадрат,  площадь  которого  равна  25 см.2

Найди  его  периметр.

  1. Внимательно  проанализируйте  предлагаемые  вашему  вниманию числовые  закономерности,  выявите  способ  их  составления  и  продолжите  ряд: 

1)  6  9  12  15  . . .

2)  4  10  5  12  6  14  . . .

  1. 4  5  7  10  14  . . .
  2. 4  7  10  13  16 . . .

        

Тесты  содержат  6  заданий,  за  каждое  задание  ставятся  баллы:  если  все задание  выполнено  верно – 2  балла,  если  выполнено  на  50 %  и  более –  1 балл.  Если  меньше  чем  на  50 %  или  совсем  не  выполнено, то – 0        баллов.  Если  ученик набрал  12  баллов,  он  получает  «высокий уровень»,  11-9  баллов – «средний уровень»,  8 – 6  баллов – «низкий уровень».

 С помощью математического теста в начале эксперимента в классе контрольной и экспериментальной групп были получены следующие результаты (рис. 2,3) 

 

 

 

 

 

 

image

рис.2   

Рис.2 Результатов тестирования учащихся3 «Б» класса

image

Рис.3 Результатов тестирования учащихся3 «А» класса

 

Анализ данных предварительного тестирования (рис.2,3) показал, что как в контрольной, так и в экспериментальной группах наблюдается превалирование результатов среднего уровня, соответственно 58,3% и 67,7%.

Среди показателей низкого уровня следует отметить, что результаты контрольной группы на 16,7% выше результата экспериментальной, а из показателей высокого уровня результат контрольной группы на 8,2% выше результата экспериментальной.

Формирующий эксперимент

         Для подтверждения гипотезы мы продолжили эксперимент. Цель формирующего эксперимента - проверить влияние регулярного проведения внеклассной работы        по математике на рост качества математических знаний и умений и познавательного интереса к урокам математики.

         Эксперимент проводился на базе ранее выбранной школы, его участниками стали ранее скомплектованные два класса испытуемых: один экспериментальный (3 «А») и контрольный класс (3 «Б»). Эксперимент проводился с февраля по май 2011-2012 учебного года. В экспериментальном классе проводились разнообразные внеклассные занятия. Особое внимание было уделено работе математического кружка.

 Нами был разработан план ведения кружка, в котором  указана тематика занятий, время их проведения. Кружок работает с сентября по май  2011- 2012 учебного года, по 1-2 занятию в месяц.  

План работы математического кружка, 3 класс

 ,Ng

ТТема занятия

Ддата

 

 

проведения

 1

Из истории математики

Сентябрь-l

 2

Немного истории

Октябрь-l

 3

Решение занимательных задач

Октябрь-2

 4

Веселый счет

Ноябрь-l

 5

Занимательные игры

Ноябрь-2

 6

Решение занимательных задач

Декабрь-l

 7

Путешествие в веселую математику

Декабрь-2

 8

Решение занимательных задач

Январь-l

 9

Думай, решай, отвечай

Февраль-l

 10

В царстве смекалки

Февраль-2

 11

Математический сундучок

Март-l

 12

Решение занимательных задач

Март-2

 13

Шевели мозгами

Апрель-l

 14

Гимнастика ума

Апрель-2

 15

Решение занимательных задач

Май-l

 16

Занимательная математика

Май-2

 

На занятиях кружка дети знакомились с историей возникновения числа, историей математики, мы с ними совершали путешествие в веселую математику, побывали в царстве смекалки.   

Следующим видом внеклассной работы для развития у детей интересов и познавательных способностей был выпуск математических газет, где приводились увлекательные и занимательные задания, исторические сведения и справки. 

С учениками были проведены математические конкурсы: «Конкурс знатоков», «Что? Где? Когда?»; математический КВН

В конце учебного года был проведен контрольный срез по выявлению качества знаний усвоения программного материала. Использовалась контрольная работа.

Содержание контрольной работы:

 1.Вычисли.

600+20=…….                          30х2=……….           

700-50= …….                          16х4=……….

920+6= …….                           96:3=………..                          

300-1 = …….                            42:21=………..

2.3апиши цифрами числа:

двести десять_________

четыре сотни_________

шестьсот два_________

сто сорок один ………….

3.Раздели с остатком:

82:9=_____(ост=____)

4.Реши задачу:

В 4 одинаковых ящиках 24 кг печенья. Сколько нужно таких ящиков для

упаковки 36 кг печенья?

5.Заполни пропуски:

         40 см=……         мм

         9 м 8 см=…….с…..мм

6. Отметь значком «+» верный ответ:

Площадь квадрата 64 см.2 Какова длина его стороны?

60 см

16 см

32 см

8 см

7.Реши уравнение:

Подбери такое значение х , чтобы равенство было верным: 4хх=х+6

Анализ срезов 3 «А» класс. экспериментальный представлены в Таблице 3

3 «А» класс. экспериментальный

                                                      Таблица 3

 Ф.И.О. учащихся

итог

 1.

А-1

4

 2.

А-2

4

 3.

В-1

5

 4.

И-1

4

 5.

И-2

4

 6.

И-3

4

 7.

С-1

5

 8.

С-2

3

 9.

С-3

3

 10.

Н-1

2

 11.

М-1

3

 12.

П-1

3

 

Итого качество

58%

 

Как видно из таблицы 3 из 12 учащихся 3 «А» класса, принимавших участие в эксперименте, на «5» выполнили работу 2 ученика, на «4» - 5, на «3» ­4, на «2» - 1 ученик, что составляет 58% качества знаний.

Анализ срезов 3 «Б» класс. Контрольный   представлены в Таблице 4

 

                                                               Таблица 4

 Ф.И.О. учащихся

итог

 

 1.

А-1

5

 

 2.

А-2

3

 

 3.

Б-1

4

 

 4.

Б-2

4

 

 5.

М-1

4

 

 6.

М-2

4

 

 7.

М-3

2

 

8.

С-1

5

 9.

С-2

4

 10.

Х-1

4

 11.

Х-2

5

 12.

Ш-1

5

 

Итого качество

83%

      

 

Как видно из таблицы 4 из 12 учащихся 3 «Б» класса, принимавших участие в эксперименте, на «5» выполнили работу 4 учеников, на «4» - 6, на «3» - 1, на «2» - 1 учеников, что составляет 83 % качества знаний.

 

image

Рис. 4  Качества  знаний  по  результатам  формирующего  эксперимента учащихся 3 «А» класса  3 «Б» класса.

Из гистограммы (рис.4) на «выходе» из эксперимента видно, что уровень качества знаний у учащихся 3 «А», занимающихся различными видами внеклассной работы увеличился  на 16%, а у учащихся 3 «Б», не вовлеченных во внеклассную работу, уровень качества знаний увеличился на 8%.

Далее мы провели  окончательное тестирование.

2 срез.

  1. Укажи  числа,  состоящие  только  из  сотен  и  единиц:

800,  375,  608,  670,  850,  901,  400,  102,  504,  493.

  1. Укажи  число,  состоящее:

 

  1. из  5  сотен  и  3  десятков:  503, 305, 350, 530;
  2. из  7сотен  и  2  единиц:  702,  207,  720,  270;
  3.  из3  единиц  и  6  сотен:  306,  360,  603,  6630;
  4.  из  4  десятков  и  2  сотен:  402, 204, 240,  420.

 

  1. Укажи  верный  ответ:

 

  1. В  3  вёдрах  21 л. молока.  Сколько  литров  молока  в 7  таких  же  вёдрах?

Ответы:  56  л., 49 л., 9 л.

  1. Длинна  прямоугольника  27 см.,  ширина  на  9  см.  короче.  Чему  равен 

Периметр  прямоугольника?

Ответы:  90 см., 60 см.,126 см.

  1. Укажи  верные  неравенства:

915 – 236 > 915 – 263                                648 : 3 > 648 : 2   

915 –236  > 915 – 237                                648 :3 < 648 : 2    

  1. Начерти  прямоугольник  с  периметром  18  см.  Найди  как  можно  больше

  Решений.

  1. В  каждом  ряду  подчеркните  все  цифры  кратные  той,  которая  стоит  в                                           

скобках:

10  18  11  15  12  14  48  21  6  23  9  36  40  30  42               (6)

27  7  4  9  11  13  30  14  15  6  17  9  22                                 (3)

20  17  18  5  6  3  25  32  40  51  15  42                                   (5)

24  20   18   8  13   14  12  15  36  32  44  42                            (4)

 

2. Сравнительный анализ математических знаний учащихся в контрольных и экспериментальных классах

 

Оценка результатов тестирования проводилась по той же схеме, что и констатирующем срезе. И результаты представлены в рисунках 5и6.

 

 

image

Рис.5 Результаты итогового  тестирования  учащихся 3 «Б» класса

 

image

Рис.5 Результаты итогового  тестирования  учащихся 3 «А» класса

По результатам итогового тестирования (рис.5 ,6) в экспериментальной группе обращает на себя внимания факт позитивной динамики показателей низкого уровня знаний и умений до 8,3%. Показатель низкого уровня увеличились на 16,7%, а показатели среднего уровня уменьшились 8,4%. Показатели высокого уровня увеличились на 8,3%, в то время, как в контрольной группе показатели не изменились после поведения констатирующего эксперимента.

image

Рис. 7 Сравнительный  анализ полученных результатов в экспериментальной  группе

 

По итоговой сопоставительной гистограмме (рис. 7) видно, что в экспериментальном 3 «А» классе, получившим дополнительную внеклассную подготовку, наблюдаются прогрессивные изменения - рост качества знаний по математике на 16%.

image

Рис.8 Сравнительный  анализ полученных результатов в контрольной группе

По гистограмме (рис.8) видно, что в контрольном классе наблюдается рост качества знаний на 8%..

  1. Анкетирование

Для определения роста познавательного интереса к математике в экспериментальном 3«А» классе в начале и конце исследования было проведено анкетирование, включающее такие вопросы:

«Как ты считаешь, нужна ли математика в жизни человека?», «Тебе в жизни пригодятся математические знания?», «Нравится ли тебе урок математики и почему?», «Какие у тебя возникают трудности при изучении математики?», «Как ты считаешь, можно ли эти трудности преодолеть и как?», «Что ты получил от занятий в математическом кружке, составлении математических газет?» и другие.

Результаты анкетирования показали, что у 83% учащихся экспериментальной группы повысился интерес к математике, они осознали важность математических знаний и умений в практической жизни человека, полезность внеклассных  занятий для роста математических знаний. 

 

Выводы.

Таким образом, по итогам проведенного эксперимента очевидно, что качество математических знаний у учащихся, занимающихся внеклассной работой растет быстрее, чем у учащихся, не занимающихся внеклассной работой. Заметен рост уровня математических знаний и умений, познавательного интереса у учащихся к математике. Все это подтверждает истинность гипотезы.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние внеклассной работы по математике на повышение качества знаний  и познавательного интереса учащихся детей младшего  школьного возраста

В работе была выдвинута гипотеза: регулярное проведение внеклассной работы по математики повышает качество математических знаний и интерес к математике. Для ее подтверждения был проведен эксперимент. Исследование проводилось МБОУ СОШ №4

Были скомплектованы две группы испытуемых: одна экспериментальная и одна контрольная группа. Непосредственно в эксперименте принимало участие 24 учащихся: 12 учащихся 3 «А» класса (экспериментальная группа) и 12 учащихся 3 «Б» класса (контрольная группа). Эксперимент проходил в несколько этапов.

1  Этапы эксперимента и процесс его организации

Целью  констатирующего  эксперимента -        сравнить качество текущих математических знаний у учащихся экспериментального класса 3 «А» и у учащихся контрольного класса 3 «Б».

Для проведения исследования с учащимися использовался методы: контрольная работа, тестирование, анкетирование.

1. Контрольная работа.

Детям обеих групп были предложены карточки с заданиями.

        1 срез  

Реши задачу: Папа за 3 булки хлеба и несколько батонов, по такой же цене заплатил в кассу 30 рублей. Причём известно, что за хлеб он заплатил 18 рублей. Сколько батонов купил папа?

  1. Вставь пропущенные числа

8471 м =… км

     м

5кг6г=…..

г

7 м 3 см =….см

2135 г =…..

кг

Г

1 ч = …….мин.

4 руб. 30 коп. = …коп.

3. Сравни величины:

3 м 7 см….. 6 дм 8 см

5 дм 30 мм…. 53 см

9406 г …….9 кг 400 г

1382 м……1 км 382 м

5 руб…… 250 коп.

72 мин….. 1 ч. 30 мин.

4.Реши задачу: Автомобиль шёл со скоростью 45 км/ч и пробыл в пути до места назначения 3 часа. Какое расстояние проделал автомобиль за это время?

5.Начерти прямоугольник АВСД со сторонами 6 см и 3 см. Вычисли его

площадь и периметр.

        Анализ контрольных срезов 3 «А» класс экспериментальный представлены в таблице 1                                                               Таблица 1

 Ф.и.о. учащихся

Констатирующий эксперимент

 1.

А-1

А-1

 2.

А-2

А-2

 3.

В-1

В-1

 4.

И-1

И-1

 5.

И-2

И-2

 6.

И-3

И-3

 7.

С-1

С-1

 8.

С-2

С-2

 9.

С-3

С-3

 10.

Н-1

Н-1

 11.

М-1

М-1

12.

П-1

П-1

 

Итого качество

42%

Как видно из таблицы 1 из 12 учащихся 3 «А» класса, принимавших участие в эксперименте, на «5» выполнил работу 1 ученик, на «4» - 4, на «3» - 4, на «2» - 3 ученика, что составляет 42 % качества знаний.

Анализ результатов кононтольной группы представлен в Таблице2

 Ф.И.О.

:Констатирующий

 учащихся

эксперимент

 1.

А-1

4

 2.

А-2

3

 3.

Б-1

4

 4.

Б-2

3

 5.

М-1

4

 6.

М-2

4

 7.

М-3

2

 8.

С-1

4

 9.

С-2

4

 10.

Х-1

4

 11.

Х-2

5

 12.

Ш-1

5

 

Итого качество

75%

 из таблицы 2 из 12 учащихся 3 «Б» класса, принимавших участие в эксперименте, на «5» выполнили работу 2 ученика, на «4» - 7, на «3» 2, на «2» - 1 учеников, что составляет 75%качества знаний.

    Качественный результат на 1 этапе таков: в экспериментальном 3 «А» классе (класс традиционного обучения)  - 42 %, в контрольном 3 «Б» (класс

обучается по программе «Школа-2000») - 75%.

Рис.1 Качества знаний учащихся   по результатам  констатирующего  эксперимента  в  3  «А»,  в  3   «Б»  классах.

Таким образом, из диаграммы (рис.1) видно, что качество знаний на 33 % выше у учащихся контрольного 3 «Б» класса. (обучающегося по программе «Школа-2000»)

2. Тестирование

Учащимся обеих классов был предложен тест.

  1. срез.
  1. Укажи  числа,  состоящие  только  из  сотен  и  десятков:

924,  370,  802,  520,  784,  342,  890,  900,  560,  200.

  1. Укажи  число,  состоящее:
  1. из  8  сотен  и  7  десятков:  870, 807, 780, 708;
  2. из  5десятков  и  3  сотен:  530, 350, 503, 350;
  3. из  6  сотен  и  5единиц:  650, 605, 506, 560;
  4. из  9  единиц  и  4  сотен:  940, 904, 409, 490.          
  1. Укажи  верный  ответ:

   4  альбома  стоят  80  рублей.  Сколько  стоят  6  таких  альбомов?

Ответы:  120 руб., 64 руб.,  320 руб.;

  1. Длина  прямоугольника  6 см.,  ширина  в  2  раза  меньше.

Чему  равен  его  периметр?

Ответы:  18 см., 12 см., 20 см.

  1. Укажи  верные  неравенства:

813 – 174 > 813 – 175                        684 : 3 > 684 : 2

813 – 174 > 813 – 147                        684 : 3 < 684 : 2

  1. Начерти  квадрат,  площадь  которого  равна  25 см.2

Найди  его  периметр.

  1. Внимательно  проанализируйте  предлагаемые  вашему  вниманию числовые  закономерности,  выявите  способ  их  составления  и  продолжите  ряд:  

1)  6  9  12  15  . . .

2)  4  10  5  12  6  14  . . .

  1. 4  5  7  10  14  . . .
  2. 4  7  10  13  16 . . .

         

Тесты  содержат  6  заданий,  за  каждое  задание  ставятся  баллы:  если  все задание  выполнено  верно – 2  балла,  если  выполнено  на  50 %  и  более –  1 балл.  Если  меньше  чем  на  50 %  или  совсем  не  выполнено, то – 0        баллов.  Если  ученик набрал  12  баллов,  он  получает  «высокий уровень»,  11-9  баллов – «средний уровень»,  8 – 6  баллов – «низкий уровень».

 С помощью математического теста в начале эксперимента в классе контрольной и экспериментальной групп были получены следующие результаты (рис. 2,3)  

рис.2    

Рис.2 Результатов тестирования учащихся3 «Б» класса

Рис.3 Результатов тестирования учащихся3 «А» класса

Анализ данных предварительного тестирования (рис.2,3) показал, что как в контрольной, так и в экспериментальной группах наблюдается превалирование результатов среднего уровня, соответственно 58,3% и 67,7%.

Среди показателей низкого уровня следует отметить, что результаты контрольной группы на 16,7% выше результата экспериментальной, а из показателей высокого уровня результат контрольной группы на 8,2% выше результата экспериментальной.

Формирующий эксперимент

        Для подтверждения гипотезы мы продолжили эксперимент. Цель формирующего эксперимента - проверить влияние регулярного проведения внеклассной работы        по математике на рост качества математических знаний и умений и познавательного интереса к урокам математики.

        Эксперимент проводился на базе ранее выбранной школы, его участниками стали ранее скомплектованные два класса испытуемых: один экспериментальный (3 «А») и контрольный класс (3 «Б»). Эксперимент проводился с февраля по май 2011-2012 учебного года. В экспериментальном классе проводились разнообразные внеклассные занятия. Особое внимание было уделено работе математического кружка.

 Нами был разработан план ведения кружка, в котором  указана тематика занятий, время их проведения. Кружок работает с сентября по май  2011- 2012 учебного года, по 1-2 занятию в месяц.  

План работы математического кружка, 3 класс

 ,Ng

ТТема занятия

Ддата

 

проведения

 1

Из истории математики

Сентябрь-l

 2

Немного истории

Октябрь-l

 3

Решение занимательных задач

Октябрь-2

 4

Веселый счет

Ноябрь-l

 5

Занимательные игры

Ноябрь-2

 6

Решение занимательных задач

Декабрь-l

 7

Путешествие в веселую математику

Декабрь-2

 8

Решение занимательных задач

Январь-l

 9

Думай, решай, отвечай

Февраль-l

 10

В царстве смекалки

Февраль-2

 11

Математический сундучок

Март-l

 12

Решение занимательных задач

Март-2

 13

Шевели мозгами

Апрель-l

 14

Гимнастика ума

Апрель-2

 15

Решение занимательных задач

Май-l

 16

Занимательная математика

Май-2

На занятиях кружка дети знакомились с историей возникновения числа, историей математики, мы с ними совершали путешествие в веселую математику, побывали в царстве смекалки.    

Следующим видом внеклассной работы для развития у детей интересов и познавательных способностей был выпуск математических газет, где приводились увлекательные и занимательные задания, исторические сведения и справки.  

С учениками были проведены математические конкурсы: «Конкурс знатоков», «Что? Где? Когда?»; математический КВН

В конце учебного года был проведен контрольный срез по выявлению качества знаний усвоения программного материала. Использовалась контрольная работа.

Содержание контрольной работы:

 1.Вычисли.

600+20=…….                          30х2=……….            

700-50= …….                          16х4=……….

920+6= …….                           96:3=………..                          

300-1 = …….                            42:21=………..

2.3апиши цифрами числа:

двести десять_________

четыре сотни_________

шестьсот два_________

сто сорок один ………….

3.Раздели с остатком:

82:9=_____(ост=____)

4.Реши задачу:

В 4 одинаковых ящиках 24 кг печенья. Сколько нужно таких ящиков для

упаковки 36 кг печенья?

5.Заполни пропуски:

        40 см=……        мм

        9 м 8 см=…….с…..мм

6. Отметь значком «+» верный ответ:

Площадь квадрата 64 см.2 Какова длина его стороны?

60 см

16 см

32 см

8 см

7.Реши уравнение:

Подбери такое значение х , чтобы равенство было верным: 4хх=х+6

Анализ срезов 3 «А» класс. экспериментальный представлены в Таблице 3

3 «А» класс. экспериментальный

        Таблица 3

 Ф.И.О. учащихся

итог

 1.

А-1

4

 2.

А-2

4

 3.

В-1

5

 4.

И-1

4

 5.

И-2

4

 6.

И-3

4

 7.

С-1

5

 8.

С-2

3

 9.

С-3

3

 10.

Н-1

2

 11.

М-1

3

 12.

П-1

3

 

Итого качество

58%

Как видно из таблицы 3 из 12 учащихся 3 «А» класса, принимавших участие в эксперименте, на «5» выполнили работу 2 ученика, на «4» - 5, на «3» 4, на «2» - 1 ученик, что составляет 58% качества знаний.

Анализ срезов 3 «Б» класс. Контрольный   представлены в Таблице 4

                                                               Таблица 4

 Ф.И.О. учащихся

итог

 1.

А-1

5

 2.

А-2

3

 3.

Б-1

4

 4.

Б-2

4

 5.

М-1

4

 6.

М-2

4

 7.

М-3

2

8.

С-1

5

 9.

С-2

4

 10.

Х-1

4

 11.

Х-2

5

 12.

Ш-1

5

 

Итого качество

83%

Как видно из таблицы 4 из 12 учащихся 3 «Б» класса, принимавших участие в эксперименте, на «5» выполнили работу 4 учеников, на «4» - 6, на «3» - 1, на «2» - 1 учеников, что составляет 83 % качества знаний.

Рис. 4  Качества  знаний  по  результатам  формирующего  эксперимента учащихся 3 «А» класса  3 «Б» класса.

Из гистограммы (рис.4) на «выходе» из эксперимента видно, что уровень качества знаний у учащихся 3 «А», занимающихся различными видами внеклассной работы увеличился  на 16%, а у учащихся 3 «Б», не вовлеченных во внеклассную работу, уровень качества знаний увеличился на 8%.

Далее мы провели  окончательное тестирование.

2 срез.

  1. Укажи  числа,  состоящие  только  из  сотен  и  единиц:

800,  375,  608,  670,  850,  901,  400,  102,  504,  493.

  1. Укажи  число,  состоящее:

  1. из  5  сотен  и  3  десятков:  503, 305, 350, 530;
  2. из  7сотен  и  2  единиц:  702,  207,  720,  270;
  3.  из3  единиц  и  6  сотен:  306,  360,  603,  6630;
  4.  из  4  десятков  и  2  сотен:  402, 204, 240,  420.

  1. Укажи  верный  ответ:

  1. В  3  вёдрах  21 л. молока.  Сколько  литров  молока  в 7  таких  же  вёдрах?

Ответы:  56  л., 49 л., 9 л.

  1. Длинна  прямоугольника  27 см.,  ширина  на  9  см.  короче.  Чему  равен  

Периметр  прямоугольника?

Ответы:  90 см., 60 см.,126 см.

  1. Укажи  верные  неравенства:

915 – 236 > 915 – 263                                648 : 3 > 648 : 2    

915 –236  > 915 – 237                                648 :3 < 648 : 2    

  1. Начерти  прямоугольник  с  периметром  18  см.  Найди  как  можно  больше

  Решений.

  1. В  каждом  ряду  подчеркните  все  цифры  кратные  той,  которая  стоит  в                                            

скобках:

10  18  11  15  12  14  48  21  6  23  9  36  40  30  42               (6)

27  7  4  9  11  13  30  14  15  6  17  9  22                                 (3)

20  17  18  5  6  3  25  32  40  51  15  42                                   (5)

24  20   18   8  13   14  12  15  36  32  44  42                            (4)

2. Сравнительный анализ математических знаний учащихся в контрольных и экспериментальных классах

Оценка результатов тестирования проводилась по той же схеме, что и констатирующем срезе. И результаты представлены в рисунках 5и6.

Рис.5 Результаты итогового  тестирования  учащихся 3 «Б» класса

Рис.5 Результаты итогового  тестирования  учащихся 3 «А» класса

По результатам итогового тестирования (рис.5 ,6) в экспериментальной группе обращает на себя внимания факт позитивной динамики показателей низкого уровня знаний и умений до 8,3%. Показатель низкого уровня увеличились на 16,7%, а показатели среднего уровня уменьшились 8,4%. Показатели высокого уровня увеличились на 8,3%, в то время, как в контрольной группе показатели не изменились после поведения констатирующего эксперимента.

Рис. 7 Сравнительный  анализ полученных результатов в экспериментальной  группе

По итоговой сопоставительной гистограмме (рис. 7) видно, что в экспериментальном 3 «А» классе, получившим дополнительную внеклассную подготовку, наблюдаются прогрессивные изменения - рост качества знаний по математике на 16%.

Рис.8 Сравнительный  анализ полученных результатов в контрольной группе

По гистограмме (рис.8) видно, что в контрольном классе наблюдается рост качества знаний на 8%..

  1. Анкетирование

Для определения роста познавательного интереса к математике в экспериментальном 3«А» классе в начале и конце исследования было проведено анкетирование, включающее такие вопросы:

«Как ты считаешь, нужна ли математика в жизни человека?», «Тебе в жизни пригодятся математические знания?», «Нравится ли тебе урок математики и почему?», «Какие у тебя возникают трудности при изучении математики?», «Как ты считаешь, можно ли эти трудности преодолеть и как?», «Что ты получил от занятий в математическом кружке, составлении математических газет?» и другие.

Результаты анкетирования показали, что у 83% учащихся экспериментальной группы повысился интерес к математике, они осознали важность математических знаний и умений в практической жизни человека, полезность внеклассных  занятий для роста математических знаний.  

Выводы.

Таким образом, по итогам проведенного эксперимента очевидно, что качество математических знаний у учащихся, занимающихся внеклассной работой растет быстрее, чем у учащихся, не занимающихся внеклассной работой. Заметен рост уровня математических знаний и умений, познавательного интереса у учащихся к математике. Все это подтверждает истинность гипотезы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение познавательного интереса у детей в начальной школе.

На протяжении нескольких лет работы я заметила, что занятия русским языком не всегда вызывают интерес у учащихся. Некоторые дети считают этот предмет скучным. Я задумалась над тем, как пробудить интер...

Концепция педагогической деятельности "Развитие познавательных интересов у детей младшего возраста"

«Вопрос о мотивации  учения есть вопрос о процессе самого  учения».П.Я. Гальперин...

Статья: "Особенности познавательного интереса у детей младшего школьного возраста".

Особенности познавательного интереса у детей младшего школьного возраста ....

Использование современных образовательных технологий как средство повышения познавательного интереса учащихся на уроках в начальной школе.

Начальная школа  закладывает основу формирования  учебной деятельности ребёнка – систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, плани...

Использование современных образовательных технологий как средство повышения познавательного интереса учащихся на уроках в начальной школе.

Обзор современных образовательных технологий, способствующих повышению познавательного интереса учащихся на уроках в начальной школе....

Дипломная работа"Информационно- коммуникационные технологии как средство развития познавательного интереса у детей"

Дипломная работа "Информационно -коммуникационные технологии как средство познавательного интереса у детей"...