Инновационная культура как высшее проявление общекультурных профессиональных и личностных качеств
статья на тему
Данная статья рассматривает вопросы инновационной культуры учителя. Неотъемлемой частью инновационной культуры является уровень общей культуры учителя, готовность к педагогическому поиску.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Инновационная культура как высшее проявление общекультурных профессиональных и личностных качеств
Силина Ирина Вячеславовна,
учитель начальных классов,
руководитель ШМО
МОУ «ООШ № 14»
e-mail: i.silina2012@yandex.ru
В современном обществе повышение качества образования является одной из ведущих проблем. В связи с этим всё актуальнее становится вопрос об эффективности педагогических инноваций. Определяющая роль в этом отводится личности педагога. Неотъемлемой частью инновационной культуры является уровень общей культуры учителя, готовность к педагогическому поиску.
Происходящие в стране социально-экономические процессы ставят отечественную систему образования перед необходимостью постоянной модернизации. В современных условиях инновационно-педагогическая деятельность выступает средством обновления образования.
Ожидания современного общества связывают деятельность учителя с творческой самостоятельностью, поиском, высоким профессионализмом. Другими словами, социально-профессиональная активность должна стать образом жизни каждого современного педагога.
Инициатива учителя, творческая активность, нестандартность мышления, стремление к обновлению и новаторству - непременный фактор развития системы образования, ее жизнеспособности и прогресса. В деле обучения и воспитания подрастающих поколений происходит поворот к личности, ее проблемам, интересам, творческому развитию.
На первый план выдвигается развитие нестандартно мыслящего человека – творца, личности, настроенной на успех в любой области. А это значит, что инновационный процесс не может не включать обновления методов, создания и использования креативных образовательных технологий. Инновационная настроенность педагогов лишь на изменение содержания и объема учебных дисциплин не дает желаемого результата.
Современный инновационный процесс отличает большая свобода выбора и разнообразие видов инновационной деятельности. В этих условиях особое значение приобретают профессионально-личностные качества, совокупность которых образует инновационную культуру педагога.
Понятие инновационной культуры наиболее тщательно разработано в социологии. В социологических словарях под инновационной культурой обычно понимается «устойчивая система норм, правил и способов осуществления нововведений в различных сферах жизни общества, характерная для данной социокультурной общности» (О.В. Кобяк). В этом контексте инновационная культура является механизмом инновационного поведения как особого типа индивидуального или группового поведения, для которого характерны инициативность и систематическое освоение новых способов деятельности.
Прежде всего, инновационную культуру следовало бы представить как явление профессиональное, поскольку именно профессионалы, в какой бы отрасли они ни действовали, вносят новое в различные сферы общественной жизни - сферы труда, быта, отдыха, познания и общения. Однако исходной базой инновационной культуры педагога являются общекультурные качества личности: 1) духовность, 2) гражданственность и 3) эрудиция, поскольку все они пронизывают содержание образовательного процесса, составляют его атмосферу и должны постепенно становится свойствами учащихся.
Профессиональными качествами, которые способствуют внесению в образовательный процесс новшеств высокого уровня эффективности, несомненно, являются: 1) знание предмета, 2) технологическая культура и 3) психологическая культура. О психологической культуре надо сказать особо. Педагог находится в непосредственном контакте с людьми, более того, - с детьми. Стоит ли доказывать, сколь необходимо обладать психологической компетентностью тому, кто с глазу на глаз, ежедневно, в непростой подчас обстановке должен создавать человечески приемлемую, комфортную среду, предотвращать конфликты, вызывать искренний интерес к происходящему, налаживать сотрудничество и содружество в коллективе. Без психологической культуры никакие инновации возникать не могут, хотя бы потому, что самому новатору труднее всех - надо не пасовать перед неизвестностью, неудачей, тем более суметь с достоинством переносить успех. Уметь психологически грамотно поддерживать не только тонус окружающих, но и регулировать собственное самочувствие очень важно.
Однако чаще всего исследователи подчеркивают, что в тех сферах общественно значимой деятельности, где непременным условием является проявление личностных качеств - в искусстве, науке, и, конечно, в сфере образования, важнейшим фактором инновационного развития сферы являются определенные качества личности. С этим нельзя не согласиться. Но при этом следует выделить, какие именно качества прежде всего необходимы для формирования инновационной культуры педагога. Выделим три группы таких свойств личности: 1) отношение к детям как развивающимся субъектам; 2) культура человеческого взаимодействия; 3) отношение к себе как развивающемуся субъекту. Если о первых двух свойствах часто говорят и пишут, то о понимании педагогом себя как личности, способной к развитию, говорят только в профессиональном плане. Однако рассмотрение себя как человека развивающегося к лучшему, осмысленно и целенаправленно обретающего позитивные изменения, новые способности и черты характера, очень важно. Обновление окружающей жизни без обновления себя невозможно. Это взаимосвязанные процессы.
Важно, когда непосредственные руководители, администраторы осознают значимость нововведений и рассматривают управление как фактор 1) социально-профессиональной поддержки, 2) стимулирования и 3) мотивации педагогической деятельности, направленной на воспроизводство инновационной культуры.
Однако административное указание, настойчивое обучение, тем более приказ и даже личный пример оказываются недостаточно эффективными, даже если они обращены к непосредственным участникам инновационного процесса. Нельзя забывать о личной инициативе этих непосредственных исполнителей, об их творческих установках и самостоятельном желании сделать нечто новое, творческое, непохожее на привычное и традиционное. Именно потому, что нельзя быть творческим лишь под влиянием внешних воздействий, какими бы благоприятными они не были, важно не упустить из виду процесс самоуправления (самопознания, самореализации и рефлексии) как фактор самовоспроизводства (становления, функционирования и развития) инновационной культуры педагогов.
Профессиональная культура педагога – это сложная, комплексная составляющая его личности, соединяющая в себе социальные, профессиональные и сугубо личностные характеристики. Социальная сторона профессиональной культуры педагога определяется его социальным статусом, функциями в обществе, самосознанием и самооценкой как члена социума, а также уровнем и способами взаимоотношения с другими социальными группами.
Профессиональные характеристики, обусловливающие становление профессиональной культуры педагога, включают как объективные, так и субъективные аспекты. Среди объективных составляющих ключевое место занимает специализация, устанавливающая принадлежность педагога к определённому профессиональному сообществу. А основным субъективным компонентом, характеризующим профессиональные качества педагога, является, прежде всего, профессиональное самосознание, которое играет определяющую роль в его адекватной профессиональной идентификации (самоопределении) и в общем становлении педагога как профессионала. В понятие «профессиональное самосознание» входят, помимо названных, такие характеристики, как профессиональная компетентность, а также способность к непрерывному образованию и адаптации к изменяющимся условиям труда.
И, наконец, личностные характеристики педагога, также влияющие на уровень его профессионального самосознания – это свойства его характера и интеллектуальные способности, необходимые ему для осуществления профессиональной деятельности. Среди них особенно важное место сегодня занимает психологическая готовность и интеллектуальная способность педагога овладевать необходимыми инновационными компетенциями и применять их в своей профессиональной деятельности. Таким образом, в настоящее время профессиональное самосознание педагога становится непременным условием развития его как профессионала.
Освоение инновационных технологий и аппаратных средств, их реализующих (компьютера, интерактивной доски, настольной панели или других мультимедийных систем), рассматривается многими педагогами как простое изменение технической вооруженности своего труда. Однако техническая сторона, создавая новую педагогическую ситуацию, непременно приводит к обновлению роли педагога в образовательном процессе, изменению всего склада его педагогических воззрений и подходов, его готовности передавать свои знания и опыт иными средствами и способами. Это предполагает адаптацию педагога к новым условиям осуществления своей профессиональной деятельности. При этом он перестаёт быть единственным источником информации для учащегося, единственным носителем дидактических принципов. С другой стороны, педагог должен организовать процесс обучения таким образом, чтобы превратить традиционную образовательную среду в современную, высокотехнологичную, отвечающую требованиям информационного общества. В целом это означает формирование педагогической культуры нового типа, становление которой невозможно без участия профессионального самосознания педагога.
Путь профессионального развития педагога – это постепенное, сложное и далеко не всегда линейное восхождение от учителя-дилетанта, самоучки, до истинного творца, субъекта профессиональной деятельности. Профессионализм, безусловно, не просто приходит с опытом, он зависит ещё и от многого другого: мотивации учителя, содержания индивидуальной и общешкольной методической работы, интереса к делу, личных способностей и личных свойств. Нельзя считать, что только с помощью методического обучения средствами внутришкольной методической работы из учителя-дилетанта можно сделать суперпрофессионала. Однако, целенаправленное, оптимально организованное методическое обучение в системе внутришкольной методической работы играет в становлении педагога-профессионала немаловажную роль.
И первый шаг – это выявление способности учителя к самоанализу, самооценке своей деятельности, поскольку от этого зависит рост его педагогического мастерства, отношение к критике в свой адрес, требовательность к работе, адекватная оценка реального уровня профессионального развития.
Для формирования мотивации учителя на профессиональное саморазвитие необходимо: во-первых, наличие адекватной самооценки, во-вторых, сформированность нормативного или идеального представления о педагогической деятельности; в-третьих, умение соотносить свою деятельность с образцами.
Особую роль в процессе профессионального саморазвития учителя играет его инновационная деятельность. Поэтому становление готовности педагога к ней является переломным моментом в данном процессе, важнейшим уровнем его профессионального развития.
Результатом инновационной деятельности являются: индивидуальный стиль педагогической деятельности, авторские программы, методики, технологии; методическая, психологическая, исследовательская, педагогическая, технологическая культура учителя, а главное – авторская педагогическая- дидактическая, воспитательная, методическая система.
При освоении новых педагогических принципов и технологий необходимым условием является не только совершенствование технических педагогических приёмов, но и личностное саморазвитие педагога, самоактуализация его личности. Процесс самоактулизации включает в себя переход потенциальных особенностей человека в актуальные. Динамика превращения потенциальных особенностей в актуальные выступает как основной механизм саморазвития.
В связи с этим целесообразно остановиться на психологических требованиях к личности педагога, осваивающего новые педагогические технологии, включающих вариативность мышления, эмпатийность (способность к сопереживанию), синтонность (способность настроиться на «волну» другого человека), толерантность (терпимость к инакомыслию), коммуникативность (культуру диалога) и целый ряд других.
Развитие этих качеств, высокий уровень общей культуры, психолого-педагогическая и технологическая компетентность, креативность педагога - всё это способствует повышению уровня его готовности к инновациям вообще и к овладению новыми педагогическими технологиями в частности. Готовность определяют как условие успешного выполнения деятельности, как избирательную активность, настраивающую личность на будущую деятельность, как качественный показатель зрелости саморегуляции педагога, как активнодейственное состояние личности, выражающее способность решать педагогические задачи с учётом конкретных условий и обстоятельств практической деятельности. Определение готовности к инновационной деятельности не может ограничиваться характеристиками опытности, мастерства.
Готовность к инновациям – это такое личностное проявление творческого стиля деятельности, в котором своеобразно сочетаются определённая личностная направленность (стремление внедрять новое), знания и практические умения реализовывать новые способы и формы профессиональной деятельности.
Педагогическое творчество – более высокий уровень квалификации учителя. Оно связано не столько с продуцированием новых идей и принципов, сколько с их модернизацией, видоизменением.
Учитель, владеющий современными педагогическими технологиями и обладающий технологической культурой, должен проявлять гибкость при использовании методов и средств обучения, уметь модифицировать свои профессиональные действия, разрабатывая при этом свою собственную педагогическую технологию.
Высокий уровень развития инновационной культуры необходим педагогу для реализации всех трех глобальных целей образовательного процесса: обучения, воспитания и, особенно, развития учащихся. Она выступает важной характеристикой педагогической культуры учителя, одним из неотъемлемых показателей его профессионализма. Постоянная, целенаправленная работа по повышению уровня компетенции учителей - важное условие богатой интеллектуальной жизни учащихся, необходимая предпосылка высокого научного уровня преподавания.
Литература:
1. Афанасьева Е.Д., Борисова Л.Г. Инновационная культура педагогов [Электронный ресурс] // Электронный журнал «Имидж». – Режим доступа: http://image.websib.ru/05/text_article.htm?237.
2. Инновации в образовании [Электронный ресурс] // Интернет-журнал "Эйдос". - 2005. – Режим доступа: http://eidos.ru/journal/2005/0910-26.htm.
3. Мартиросян Б.П. Повышение качества инновационной деятельности в образовательных учреждениях // Педагогика, 2008, №7.
4. Никишина И.В. Инновационная деятельность современного педагога в системе общешкольной методической работы. – Волгоград: Учитель, 2007. – 93с.
5. Торгунская, Н.Л. Личностное знание как механизм развития педагогических инноваций [Электронный ресурс] // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение» – 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование культуры личности ребёнка, развитие личностных качеств.
У хороших родителей, как правило, вырастают славные дети. Это утверждение можно услышать часто, но найти объяснение понятию «хорошие родители» сможет не каждый. Будущие мама и папа уверены, что для то...
Инновационный опыт учителя высшей категории
Приоритетным направлением модернизации образования является повышение качества образования. Это предполагает выполнение норм и требований, определяющих обязательный минимум содержания основных образов...
Эссе«Наука – самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека, она всегда была и будет высшим проявлением любви, только ею одною человек победит природу и себя»
Авторская работа эссе "Самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека, она всегда была и будет высшим проявлением любви, только ею одною человек победит природу и себя" для конкурса "Учитель...
Сообщение на педагогическом совете от 28.01.2016 г. «Личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности»
Рассуждения на тему: «Профессиональный стандарт педагога. Новый взгляд на привычную деятельность»...