Инновационный подход для профессионального и личностного роста педагога
статья

Статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анастасия Сергеевна Сергиенко,

Учитель начальных классов

МАОУ СШ №5,

г.Когалым 

Инновационный подход для профессионального и личностного роста педагогов.

Аннотация. В статье раскрывается сущность понятия «инновационный подход», рассматриваются функции, личностные качества педагога, а также источники инновационной деятельности.

Ключевые слова: профессиональная деятельность педагога, инновационный подход, образование, функции, личность, качество.

Профессиональный рост педагога, по мнению М.В. Левита – это, с одной стороны, спонтанное, с другой, - целенаправленное, всегда авторско-личностное самостроение педагога себя самого как профессионала из внутренних качеств, сформированные по средствам внешних источников.

Нельзя не согласиться с данным мнением. В современной системе образования для реализации профессионального роста используют инновационный подход.

Инновационный подход – это процессы совершенствования педагогических технологий, совокупность приёмов, методов и средств обучения.

Он помогаем наиболее полно раскрыть способности обучающихся и педагога, сделать образовательный процесс более гуманным творческим и личностно ориентированным, направленным на самообразование и саморазвитие личности.

Основная функция инновационной деятельности – изменение целей, форм содержания образования, методов, средств обучения, технологий и т.д.

Включение учителя в инновационные образовательные процессы – это благоприятные условия, которые способствуют профессионально-личностному росту педагога.

Для успешной реализации данного подхода необходимо, что бы личность была связана со следующими параметрами:

- быть открытыми новому, отличному от каких-то своих представлений;

- обладать творческой способностью к генерированию и продуцированию новых идей и представлений, умению моделировать и проектировать их в практических формах;

- быть готовым совершенствовать свою деятельность и иметь в наличие средства и методы, которые обеспечат эту готовность.

Педагог должен быть готов к инновационной деятельности. Под этим понятием подразумевается сформированность специальных и личностных качеств.

К специальным качествам относят:

- умения разрабатывать проекты;

-знания новых технологий;

- овладение новейшими методами обучения;

- умение проанализировать и выявить причины недостатков.

Личностные качества:

- готовность к творчеству;

- обладание повышенной работоспособностью;

- стрессоустойчивостью.

К источникам инновационных идей можно отнести:

- Несоответствия между практическими действиями педагога и истинными мотивами поведения детей;

- Появление новых подходов к образованию, новых концепций;

- поиск новых детей;

- способность к саморазвитию.

Для более успешной реализации инновационной деятельности осуществляется объединение педагогов в группы:

- творческие группы (когда педагогические работники различных направлений объединяются для решения определённых задач по осуществлению и организации образовательного процесса);

- методическое объединение по определённому направлению или теме;

- группы педагогов, которые решают задачи определённого выбранного этапа в воспитании и обучении детей;

- группы педагогов, которые разрабатывают определённые методические аспекты образовательного процесса.

В различных формах осуществляется руководство инновационной деятельности. Руководство должно поддерживать педагога различными средствами: и образовательными (семинары учёба, консультации), и материальными (различная форма доплат). Важный момент – это процесс рефлексии и понимание собственной педагогической деятельности.

Инновационные процессы можно разделить на следующие подходы:

  1. Методико-ориентированные;
  2. Проблемно-ориентированные.

Основа первого процесса – реализация той или иной образовательной методики и технологии. В рамках методико-ориентированных технологий должны быть следующие подходы к организации учебного процесса:

- Подход операционно-деятельностный (когда знания усваиваются в ходе практического применения).

- Подход личностно-ориентированный (для реализации личностного роста обучающихся используется стратегия помощи, сотрудничества, понимания, поддержки и уважения при выборе средств и методов обучения).

- Подход акмеологический (разработка новых и обновление существующих методов и средств обучения для формирования у обучающихся саморазвития, творческого мышления, самообразования, самосовершенствования и самоконтроля).

- Подход креативно-развивающийся (формирование у обучающих детей продуктивного мышления и творческого отношения к качеству, деятельности, научно творческого умения и навыка).

Решение определённых задач, которые связаны с формированием конкурентоспособной личности относятся к проблемно-ориентированным инновационным процессам.

Таким образом, из вышеперечисленного можно составить алгоритм включения педагога в инновационную деятельность:

  1. Проанализировать потенциал педагога:

- он должен быть готовым ко всему новому;

- иметь потребность в постоянном профессиональном росте;

- быть творческой личностью;

- должен правильно ставить перед собой цель и задачи для достижения желаемого роста;

2.  Создавать творческих групп;

3.  Разработка системы поощрения для педагогов;

4.  Обеспечивать непрерывное образование педагога;

5.  Проводить процесс рефлексии.

И в завершении можно сделать вывод, что в условиях инновационной деятельности профессионально-личностное развитие зависит от личностного развития, самообразования, это позволяет подниматься на различные уровни своего профессионально-личностного развития.

Список литературы

  1. Левит М.В. Как сделать хорошую школу?!: учебное пособие/ М.В. Левит. – Москва: Центр «Педагогический поиск», 2000. – 160 с.
  2. Сластёнин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность: учебник/ В.А. Сластёнин. – Москва: Знание, 1997. – 157 с.
  3. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя: учебник/ В.И. Сластёнин. – Москва: Просвещение, 1987. – 160 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Творческая деятельность педагога на занятиях кружков и внеурочной деятельности по созданию благоприятных условий личностного роста обучающихся».

      Организация творческой деятельности требует от каждого педагога знания и использования вариативных технологий. Технология творческой деятельности педагога подразумевает нал...

Творческая деятельность педагога на занятиях кружков и внеурочной деятельности по созданию благоприятных условий личностного роста обучающихся.

Презентация на тему "Творческая деятельность педагога на занятиях кружков и внеурочной деятельности по созданию благоприяитных условий личностного роста обучающихся"  с описанием примен...

«Творческая деятельность педагога на занятиях кружков и внеурочной деятельности по созданию благоприятных условий личностного роста обучающихся» (из опыта работы)

Внеурочная деятельность школьников может реализовываться через различные формы занятий, что позволяет педагогу сделать ее более динамичной и интересной для учащихся. К тому же сочетание различных форм...

Профессиональный и личностный портрет педагога, работающего с детьми с ОВЗ.

      Одним из ключевых субъектов, происходящих изменений в образовании является педагог. Ведь именно ему суждено создавать и поддерживать инклюзивный процесс.    ...

Непрерывное образование современного учителя – путь к повышению профессионального и личностного роста

Профессионализм современного учителя в свете новых задач, поставленных современным образованием, должен соответствовать уровню развития современного ребёнка, а это означает постоянный рост учителя и и...

Профессиональный и личностный рост воспитателя

Профессиональный и личностный рост воспитателя...

Инновационные подходы, которые я использую в работе педагога-организатора

В данной статье, я хочу поделиться самыми действенными и проверенными личным опыт инновационными методами, которые использовались на детях младшего школьного возраста...