Инновационный подход для профессионального и личностного роста педагога
статья
Статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnyy_podhod_dlya_professionalnogo_i_lichnostnogo_rosta_pedagoga.docx | 17.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Анастасия Сергеевна Сергиенко,
Учитель начальных классов
МАОУ СШ №5,
г.Когалым
Инновационный подход для профессионального и личностного роста педагогов.
Аннотация. В статье раскрывается сущность понятия «инновационный подход», рассматриваются функции, личностные качества педагога, а также источники инновационной деятельности.
Ключевые слова: профессиональная деятельность педагога, инновационный подход, образование, функции, личность, качество.
Профессиональный рост педагога, по мнению М.В. Левита – это, с одной стороны, спонтанное, с другой, - целенаправленное, всегда авторско-личностное самостроение педагога себя самого как профессионала из внутренних качеств, сформированные по средствам внешних источников.
Нельзя не согласиться с данным мнением. В современной системе образования для реализации профессионального роста используют инновационный подход.
Инновационный подход – это процессы совершенствования педагогических технологий, совокупность приёмов, методов и средств обучения.
Он помогаем наиболее полно раскрыть способности обучающихся и педагога, сделать образовательный процесс более гуманным творческим и личностно ориентированным, направленным на самообразование и саморазвитие личности.
Основная функция инновационной деятельности – изменение целей, форм содержания образования, методов, средств обучения, технологий и т.д.
Включение учителя в инновационные образовательные процессы – это благоприятные условия, которые способствуют профессионально-личностному росту педагога.
Для успешной реализации данного подхода необходимо, что бы личность была связана со следующими параметрами:
- быть открытыми новому, отличному от каких-то своих представлений;
- обладать творческой способностью к генерированию и продуцированию новых идей и представлений, умению моделировать и проектировать их в практических формах;
- быть готовым совершенствовать свою деятельность и иметь в наличие средства и методы, которые обеспечат эту готовность.
Педагог должен быть готов к инновационной деятельности. Под этим понятием подразумевается сформированность специальных и личностных качеств.
К специальным качествам относят:
- умения разрабатывать проекты;
-знания новых технологий;
- овладение новейшими методами обучения;
- умение проанализировать и выявить причины недостатков.
Личностные качества:
- готовность к творчеству;
- обладание повышенной работоспособностью;
- стрессоустойчивостью.
К источникам инновационных идей можно отнести:
- Несоответствия между практическими действиями педагога и истинными мотивами поведения детей;
- Появление новых подходов к образованию, новых концепций;
- поиск новых детей;
- способность к саморазвитию.
Для более успешной реализации инновационной деятельности осуществляется объединение педагогов в группы:
- творческие группы (когда педагогические работники различных направлений объединяются для решения определённых задач по осуществлению и организации образовательного процесса);
- методическое объединение по определённому направлению или теме;
- группы педагогов, которые решают задачи определённого выбранного этапа в воспитании и обучении детей;
- группы педагогов, которые разрабатывают определённые методические аспекты образовательного процесса.
В различных формах осуществляется руководство инновационной деятельности. Руководство должно поддерживать педагога различными средствами: и образовательными (семинары учёба, консультации), и материальными (различная форма доплат). Важный момент – это процесс рефлексии и понимание собственной педагогической деятельности.
Инновационные процессы можно разделить на следующие подходы:
- Методико-ориентированные;
- Проблемно-ориентированные.
Основа первого процесса – реализация той или иной образовательной методики и технологии. В рамках методико-ориентированных технологий должны быть следующие подходы к организации учебного процесса:
- Подход операционно-деятельностный (когда знания усваиваются в ходе практического применения).
- Подход личностно-ориентированный (для реализации личностного роста обучающихся используется стратегия помощи, сотрудничества, понимания, поддержки и уважения при выборе средств и методов обучения).
- Подход акмеологический (разработка новых и обновление существующих методов и средств обучения для формирования у обучающихся саморазвития, творческого мышления, самообразования, самосовершенствования и самоконтроля).
- Подход креативно-развивающийся (формирование у обучающих детей продуктивного мышления и творческого отношения к качеству, деятельности, научно творческого умения и навыка).
Решение определённых задач, которые связаны с формированием конкурентоспособной личности относятся к проблемно-ориентированным инновационным процессам.
Таким образом, из вышеперечисленного можно составить алгоритм включения педагога в инновационную деятельность:
- Проанализировать потенциал педагога:
- он должен быть готовым ко всему новому;
- иметь потребность в постоянном профессиональном росте;
- быть творческой личностью;
- должен правильно ставить перед собой цель и задачи для достижения желаемого роста;
2. Создавать творческих групп;
3. Разработка системы поощрения для педагогов;
4. Обеспечивать непрерывное образование педагога;
5. Проводить процесс рефлексии.
И в завершении можно сделать вывод, что в условиях инновационной деятельности профессионально-личностное развитие зависит от личностного развития, самообразования, это позволяет подниматься на различные уровни своего профессионально-личностного развития.
Список литературы
- Левит М.В. Как сделать хорошую школу?!: учебное пособие/ М.В. Левит. – Москва: Центр «Педагогический поиск», 2000. – 160 с.
- Сластёнин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность: учебник/ В.А. Сластёнин. – Москва: Знание, 1997. – 157 с.
- Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя: учебник/ В.И. Сластёнин. – Москва: Просвещение, 1987. – 160 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Творческая деятельность педагога на занятиях кружков и внеурочной деятельности по созданию благоприятных условий личностного роста обучающихся».
Организация творческой деятельности требует от каждого педагога знания и использования вариативных технологий. Технология творческой деятельности педагога подразумевает нал...
Творческая деятельность педагога на занятиях кружков и внеурочной деятельности по созданию благоприятных условий личностного роста обучающихся.
Презентация на тему "Творческая деятельность педагога на занятиях кружков и внеурочной деятельности по созданию благоприяитных условий личностного роста обучающихся" с описанием примен...
«Творческая деятельность педагога на занятиях кружков и внеурочной деятельности по созданию благоприятных условий личностного роста обучающихся» (из опыта работы)
Внеурочная деятельность школьников может реализовываться через различные формы занятий, что позволяет педагогу сделать ее более динамичной и интересной для учащихся. К тому же сочетание различных форм...
Профессиональный и личностный портрет педагога, работающего с детьми с ОВЗ.
Одним из ключевых субъектов, происходящих изменений в образовании является педагог. Ведь именно ему суждено создавать и поддерживать инклюзивный процесс. ...
Непрерывное образование современного учителя – путь к повышению профессионального и личностного роста
Профессионализм современного учителя в свете новых задач, поставленных современным образованием, должен соответствовать уровню развития современного ребёнка, а это означает постоянный рост учителя и и...
Профессиональный и личностный рост воспитателя
Профессиональный и личностный рост воспитателя...
Инновационные подходы, которые я использую в работе педагога-организатора
В данной статье, я хочу поделиться самыми действенными и проверенными личным опыт инновационными методами, которые использовались на детях младшего школьного возраста...