преемственность между звеньями
консультация (4 класс) на тему

Савельева Оксана Анатольевна

При переходе из начальной школы в среднее звено, трудности испытывают не только дети, но и педагоги. Как сделать период адаптации наименее болезненным?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл преемственность20.2 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                          Савельева О.А

                                         г.Самара, МБОУ СО № 137им.Агибалова

Преемственность начальной школы и среднего звена.

Когда люди станут учить не тому, что они должны думать,

а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения.

Г.Лихтенберг

Я работаю преподавателем в начальной школе практически 20 лет. И на протяжении всей моей педагогической деятельности, насущной проблемой в образовании остается проблема снижения успешности в обучении учащихся при переходе из начальной в среднюю школу. Отечественные и зарубежные педагоги по-разному пытаются найти решение данной проблемы, и все чаще звучит мысль о необходимости осуществления преемственности. Проблема преемственности и адаптации учащихся начальной школы к среднему звену обучения является актуальной и требует больших затрат времени, общих усилий педагогического коллектива, административного состава, психологической службы общеобразовательного учреждения при поддержке родителей учащихся и готовности самих учащихся принять новые условия школьной жизни.

Преемственность является базовым механизмом непрерывного образования. Процессы, происходящие в отечественном образовании, свидетельствуют о том, что механизмы преемственности в нем выражены очень слабо. Это ставит учащихся в ситуацию, когда обучение на каждом образовательном уровне они вынуждены начинать как бы «с нуля». Фактически каждый раз ученик вынужден кардинально менять свой образ . К сожалению, некоторые ученики так и не в состоянии приспособиться к изменившимся условиям, вынуждены отказываться от обучения на том или ином образовательном уровне. Это негативно сказывается на качестве образования и мешает нормальному ходу становления и социализации личности.

Речь не идет, конечно, о содержании образования. Дело в том, что на любом образовательном уровне предполагается наличие определенных, специфических отношений, стратегий поведения, организации обучения, характера образовательной деятельности. У учащегося, не подготовленного к новым условиям на предыдущей ступени обучения, затягивается период адаптации к ним.

Переход из начальной школы в основную, по праву считается одной из наиболее сложных проблем, а адаптация в пятом классе – одним  из труднейших периодов школьного образования. Пятиклассники - совершено особенные. Во многом - по духу своему, интересам, манере поведения - они близки к ученикам начальной школы. «Идейно» же, а также по своему объективному статусу стремятся присоединиться к старшеклассникам. Т.е. пятиклашки «разрываются». Отсюда: снижение показателей обученности; снижение интереса к учебе; напряженные отношения между собой; повышенная тревожность; непредсказуемые реакции: отстранение от взрослых. Этот период совпадает с началом кризисного периода, связанного с физиологическим созреванием, сменой ведущего вида деятельности. И здесь, вопрос адаптации возникает очень остро.

Хочу отметить, что данный переходный  период сопровождается появлением разного рода трудностей  не только у школьников, но и у педагогов. Первая трудность - психологическая.
        Для учителей начальной школы на первый план всегда выходит проблема психологической совместимости со своим учеником, ведь это в значительной степени обеспечивает успешность обучения, поэтому проводится комплекс работ, направленных на успешную адаптацию ребенка. Но с пятиклассниками такая работа, как правило не ведётся. В среднее звено переходят уже сформировавшиеся личности со своими мыслями и мнениями. Учителю-предметнику некогда вникать в психологические проблемы малышей. Ему не хватает для этого времени, а порой, что скрывать, нет и желания. И ученик, переходя в пятый класс,  испытывает сильнейший психологический стресс, едва ли не равный по своей силе стрессу первоклассника.

Младшие школьники, привыкшие к «своему учителю», к его манере работы, к его требованиям (к концу начальной школы ученики понимают своего учителя едва ли не с полуслова), сталкиваются в средней школе с таким количеством преподавателей, с таким различием их требований и многообразием методов работы, что просто не в силах сразу же к ним приспособиться. Порой камнем преткновения может стать даже темп речи учителя: если в начальной школе учитель говорил быстро, темпераментно, то теперь его выпускникам сложнее воспринимать медленную, спокойную речь. На перестройку младшим школьникам нужно время. Порой этот процесс может занять не один месяц.

Для того чтобы ученик на всех периодах учёбы находился в единой педагогической среде и чувствовал себя комфортно, мы, учителя начальных классов, совместно с педагогами, которые будут работать в  5 классе, проводим такую работу :

  • С 3 четверти 4 класса педагоги взаимопосещают  уроки. Будущие учителя-предметники  достаточно хорошо узнают каждого ученика класса, а учитель 4 класса знакомится с методикой проведения уроков учителей- предметников.
  • При этом, на  ближайшем заседании методического объединения учителей, каждый высказывает своё мнение об уроке коллеги (разумеется, в дружеской форме).
    Годовые контрольные работы в 4 классе  проводятся и проверяются совместно с  учителями-предметниками.
  • На протяжении 4 и 5 класса ведется колоссальная работа с психологом.

Проводятся разного рода тренингы, диспуты, тесты. Перечислю некоторые  из них: Групповой интеллектуальный тест (ГИТ) для диагностики умственного развития учащихся 3-6 классов; Методика изучении самооценки и притязаний Т.Дембо, С.Я. Рубинштейн; методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению;   Адаптация детского личностного вопросника Р.Кеттела и т.д.

Переход из начального звена в среднее- переломный момент в жизни ребенка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новому общению с учителями. Это интересный и сложный этап в жизни школьника. Какие эмоции принесет ребенку этот период, радость или огорчение, во многом зависит от нас учителей!

Список использованных источников:

1.Беликов С.А. Философия образования личности: Деятельный аспект:монография.М., Владос,2004.353с.

2. Воронцов А.Б., Чудинова Е.В. Переход из начальной в основную школу // Материалы для слушателей курсовой подготовки учителей основной школы.-М., 2008.-С. 3-5.
3.
 Добрикова О.С. О преемственности в работе начальной и средней школы // Начальная школа. 2009. - №12. - С. 24.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность между дошкольным и начальным звеном образования.

В статье раскрывается задачи,аспекты реализации преемственности,так же премственность в УМК между дошкольным и начальным образованием....

"Преемственность между начальным и средним звеном основной школы".

"Преемственность между начальным и средним звеном"....

Статья "ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ МЕЖДУ ДОШКОЛЬНЫМ И НАЧАЛЬНЫМ ЗВЕНОМ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ"

Н.Н.  Горбенко, МБОУ СОШ №12 г.ВоронежаПРЕЕМСТВЕННОСТЬ МЕЖДУ ДОШКОЛЬНЫМ И НАЧАЛЬНЫМ ЗВЕНОМ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯПроблемы преемственности между дошкольным и начальным звеньями связана с нарушением п...

Выступление на педсовете "Преемственность между начальной школой и средним звеном"

В материале дано описание существующих проблем и предложены пути их решения...

Выступление на педсовете "Преемственность между начальной школой и средним звеном"

В материале дано описание существующих проблем и предложены пути их решения...

Выступление на педагогическом совете "Преемственность между начальным и средним звеньями гимназии"

Вопрос преемственности обучения между начальной школой и средней не является новой Однако, несмотря на многочисленные обсуждения этой проблемы ,практика ее решения пока далека от теории....

Проблемы преемственности между дошкольным и начальным звеньями образования

В дошкольном возрасте особое внимание должно уделяться формированию психологической готовности к школе, к развитию восприятия, изображения, художественно-творческой деятельности детей....