Проблемы преемственности между дошкольным и начальным звеньями образования
статья на тему

Волченко Ирина Ивановна

В дошкольном возрасте особое внимание должно уделяться формированию психологической готовности к школе, к развитию восприятия, изображения, художественно-творческой деятельности детей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ МЕЖДУ ДОШКОЛЬНЫМ И НАЧАЛЬНЫМ ЗВЕНЬЯМИ ОБРАЗОВАНИЯ

Большой энциклопедический словарь трактует термин «преемственность» как связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. В обществе означает передачу и усвоение социальных и культурных ценностей от поколения к поколению.

Вся работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста должна исходить из принципа «не навреди» и быть направленной на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развитие индивидуальности каждого ребенка.

В дошкольном возрасте особое внимание должно уделяться формированию психологической готовности к школе, к развитию восприятия, изображения, художественно-творческой деятельности детей. Необходимо усилить работу по воспитанию нравственно-волевых качеств, самостоятельности, инициативности. Именно эти направления деятельности дошкольного учреждения должны стать ведущими. На наш взгляд, преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования система мер, направленная на выбор технологий воздействия на развитие ребенка и создание условий, обеспечивающих сохранение психического и физического здоровья детей.

Однако, почему проблема преемственности снова и снова обсуждается на самом разном уровне - среди ученых, работников образования, широкой общественности. Почему не уменьшаются претензии со стороны школы в адрес дошкольных учреждений, а со стороны работников детских садов - к учителям начальной школы?

В системе образования устоялась тенденция: старшее звено диктует спои требования предыдущему. С этой точки зрения всем кажется очевидным, что вуз указывает школе, какого выпускника готовить, старшая школа предъявляет свои требования основной, та начальной... В свою очередь, начальная школа стала жестко устанавливать условия поступления дошкольника в школу: проводятся неоправданные тестирования, проверяющие только готовность к изучению конкретного школьного предмета. И если, по мнению проверяющего, ребенок не усвоил определенное содержание конкретного учебного предмета (например, не умеет читать), ему отказывают в приеме до следующего года

Здесь мы имеем дело, во-первых, с нарушением прав ребенка, потому что право отказа в приеме в школу принадлежит только медицинским работникам, во-вторых, с разрушением познавательных интересов детей, скорой потерей интереса к школе, формированием поверхностных знаний. Необходимо выполнять постановление Министерства образования о том, что исходной целью любых собеседований, бесед, тестов при приеме и школу может быть только корректировка процесса обучения с учетом индивидуального развития поступающего в школу.

В этом смысле преемственность есть, во-первых, определение общих и специфических целей образования на данных ступенях, построение содержательной линии, обеспечивающей эффективное поступательное развитие ребенка, его успешный переход на следующую ступень образования, во-вторых, связь и согласованность каждого компонента методической системы образования (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации).

Переход школы на четырехлетнее обучение создает реальные возможности для решения проблемы преемственности с учетом перспективных целей и содержания образования детей 3-10 лет и создания условий для плавного перехода из дошкольного детства к систематическому обучению. Такая постановка вопроса влечет за собой необходимость ответа на следующий вопрос: что такое готовность к школьному обучению и в чем должны быть приоритетные цели подготовки к школе?

Готовность к школьному обучению рассматривается как дублирующее, либо, в лучшем случае, пропедевтическое освоение содержания школьных курсов. В массовом варианте существуют дошкольные гимназии, колледжи, прогимназии, центры ранней подготовки к школе. Стала «одной практика репетиторства с детьми 4-5 лет т. п. Подобная «экспансия» в систему школьного обучения заканчивается плачевно: ухудшается здоровье детей, снижается интерес школе и учению, отстает специальное развитие ребенка, не развивается его творческий потенциал. Серьезной проблемой остается возрастающая перегрузка и связанное с ней переутомление детей.

Абсолютно ясно, что особое внимание к «специальной » подготовке дошкольников к школе затормаживает развитие всех сторон их личности, необходимых для успешного формирования новой социальной роли школьника и ученика Известно, что предметные умения и навыки только на первых порах (и то не всегда) выручают учащихся. Как только учебные задачи требуют высокого уровня развития таких качеств, как самостоятельность, инициативность, целеустремленность, как только задачу надо выполнить творчески или сравнить свой результат с эталоном, ученик начинает испытывать трудности, требует помощи со стороны учителя.

Распространенное явление, когда поступающий в школу даже в небольшой степени не готов к новой деятельности, принципиально отличающейся от всех дошкольных деятельностей, побуждает учителя держать учащихся «в зоне прошедшего развития». Например, организация своего учебного труда. Сколько сил, а главное времени, требуется учителю, чтобы научить ребенка раскладывать целесообразно на парте все необходимое на уроке, ориентироваться в рабочих тетрадях, в учебнике как печатной книге и т.п. А ведь все это может быть легко сформировано в дошкольном возрасте в процессе игры «в школу», в изобразительной и конструктивной деятельности.

Таким образом, готовность к школе – это, прежде всего психическое, эмоциональное, нравственно-волевое развитие ребенка, сформированное желание учиться и элементы учебной деятельности. Это - развитие тех специфических форм деятельности дошкольников, которые определяют, обеспечивают его легкую адаптацию к новому этапу жизни, снятие (или хотя бы существенное снижение) отрицательного влияния на здоровье, психическое и эмоциональное благополучие школьников. Речь идет о ролевой игре, театрализованной, художественной, конструктивной деятельности.

Необходимо усилить внимание к тем ведущим линиям воспитательного процесса, которые в наибольшей степени определяют психическое и личностное развитие детей и готовность перейти на следующий этап.

Развитие есть совокупность новообразований, которые принципиально отличают данного ребенка от его же самого до начала обучения. Развитие - поддержка индивидуальности ребенка.

Во многих школах в первые две-три недели 1 класса проводится меньше уроков, чем положено по учебному плану. Это сделано для того, чтобы дети привыкли к школе, познакомились друг с другом, раскрыли свою индивидуальность. Казалось бы, замечательная идея, однако снимаются те уроки, которые и помогли бы детям легко адаптироваться, музыка, физкультура, рисование, труд, а проводятся чтение, письмо, математика.

Есть необходимость обогатить понятие преемственность новыми содержательными компонентами:

  • эмоциональный компонент - учет специфики эмоциональной сферы личности ребенка, обеспечение эмоциональной комфортности как дошкольника, так и школьника в процессе обучения, приоритет положительных эмоций, построение процесса обучения на оптимистической гипотезе;
  • деятельностный компонент - обеспечение связей ведущих деятельностей смежных периодов, опора на актуальные для данного периода деятельности, создание условий для формирования предпосылок ведущей деятельности следующего возрастного периода;
  • содержательный компонент - правильное соотношение между знаниями об окружающем мире, о самом себе, о процессе познания, установление перспектив в содержании обучения от дошкольного детства к начальной школе;
  • коммуникативный компонент - учет особенностей общения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, обеспечение непосредственного и контактного общения;
  • педоцентрический компонент - постановка в центр воспитательно-образовательного процесса ребенка, прослеживание связей между ним и окружающим миром (ребенок и предметный мир, природа и ребенок, ребенок и другие люди и т.д.), индивидуальный характер его обучения и воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность между дошкольным и начальным звеном образования.

В статье раскрывается задачи,аспекты реализации преемственности,так же премственность в УМК между дошкольным и начальным образованием....

Доклад на тему «Проблемы преемственности между дошкольным и начальным образованием»

Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности между ДОУ и нача...

Проблемы преемственности между дошкольным и начальным образованием

Преемственность дошкольного и начального образования - одна из сложнейших и все еще не решенных проблем общего образования. Много лет...

Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием.

Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена.         Понятие преемственности трактуется широко – как непрерывны...

Статья "ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ МЕЖДУ ДОШКОЛЬНЫМ И НАЧАЛЬНЫМ ЗВЕНОМ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ"

Н.Н.  Горбенко, МБОУ СОШ №12 г.ВоронежаПРЕЕМСТВЕННОСТЬ МЕЖДУ ДОШКОЛЬНЫМ И НАЧАЛЬНЫМ ЗВЕНОМ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯПроблемы преемственности между дошкольным и начальным звеньями связана с нарушением п...

Проблемы преемственности между дошкольным и начальным образованием и пути их решения.

Проблемы преемственности между дошкольным и начальным образованием и пути их решения....