методическая разработка урока русского языка 3 класс "Мягкий знак в окончаниях существительных после шипящих"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме
В методической разработке представлен урок , на котором учащиеся знакомятся с ещё одной работой мягкого знака - обозначением имён существительных женского рода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
myagkiy_znak_posle_shipyashchikh.rar | 1.86 МБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГОРОДЕЦКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Методическая разработка урока русского языка для 3 класса
Автор разработки учитель МБОУ «Городецкая СОШ»
Юденко Любовь Ивановна
Должность: учитель начальных классов
МБОУ «Городецкая средняя общеобразовательная школа»
Аннотация
На данном уроке обучающиеся знакомятся с правилом написания мягкого знака на конце существительных после шипящих. По данной теме программой предусмотрено 3 часа. Представленный урок является первым.
На уроке раскрывается проблема написания мягкого знака у имён существительных женского и мужского рода.
Обучающиеся упражняются в выборе орфограммы, знакомятся с алгоритмом действия для определения правильного написания мягкого знака. Методическая разработка предназначена для учителей начальных классов, работающих в 3 классе.
Введение
В третьем классе, как и в предыдущих, большое внимание уделяется сформированию письменной речи, становлению орфографической зоркости учащихся. Дети учатся обнаруживать орфограммы, определять их разновидность, выбирать способ решения той или иной орфографической задачи.
Одно из важных мест в курсе русского языка 3 класса занимает тема «Мягкий знак в окончаниях имён существительных после шипящих». В ней рассматривается ещё одна роль мягкого знака – обозначение имён существительных женского рода. Данная тема изучается в разделе «И снова о частях речи». Знакомство с обозначением мягким знаком существительных женского рода очень важно в этом разделе, так как дети учатся анализировать имя существительное как часть речи.
УМК : Гармония
Предмет: Русский язык
Класс: 3
Тема урока: Мягкий знак на конце существительных после шипящих.
Тип урока: Урок усвоения новых знаний.
На изучение темы отводится 3 часа. Данный урок является первым .
Цель:
Развитие личности учащихся на основе усвоения предметных знаний и УУД.
Задачи:
Образовательная: Закрепить умение правильно употреблять мягкий знак на конце существительных после шипящих, развивать умение работать по алгоритму.
Развивающая: Развивать внимание и мышление, речь, фонематический слух.
Воспитательная: Воспитывать уважение к родному языку, культуру общения, уважение к мнению друг друга при работе в паре.
Материально-техническое обеспечение урока:
- Персональный компьютер
- Экран,
- Листы для работы в группах
- Тест « Мягкий знак на конце существительных»
- Учебник «Русский язык» 3класс М.С.Соловейчик, УМК «Гармония»
- Жетоны на двустороннем скотче у каждого учащегося
- «Лесенка» для рефлексии.
- Медиапродукт – презентация (13 слайдов )
Этап урока, время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
I.Организационный момент. 1мин Методы Словесный. II.Актуализация опорных знаний 8 мин Методы Словесный, обобщения, наглядный Форма Беседа, диалог III. Постановка целей и задач урока 1мин Методы Словесный, наглядный Форма Беседа, диалог IV. Работа над новым материалом. 10 мин Методы Исследовательский, словесный, анализа и синтеза, эвристический, сравнения, обобщения Формы Диалог, беседа V. Физминутка 2 мин. IV. Первичное закрепление нового материала. 18мин Методы Исследовательский, словесный, анализа и синтеза, эвристический, сравнения, фронтального контроля, иллюстративно-объяснительный, ИКТ Формы Диалог, беседа, самостоятельная и коллективная работа V. Итог урока, домашнее задание 3мин Методы Словесный, наглядный VI. Рефлексия 2 мин Методы Словесный, наглядный | Создаёт эмоциональный настрой на урок. Проверяет готовность обучающихся к уроку. Предлагает послушать стихотворение о мягком знаке. (слайд 2) Организует повторение о роли мягкого знака в русском языке. (слайд 3) (слайд 4) Основываясь на этапе актуализации, подводит обучающихся к формулированию темы и постановке задач урока. (слайд 5) Организует работу в группах. (слайд 6) Даёт задание разделить слова на 2 группы (слайд 7) Организует коллективную проверку выполнения задания. Подводит учащихся к выводу о том, в каком роде у существительных пишется на конце мягкий знак, а в каком роде не пишется. Организует знакомство с правилом на странице 64 учебника. Предлагает познакомиться с алгоритмом действия при выборе написания мягкого знака. (слайд 8) Организует работу по выполнению упр. №506 Контролирует выполнение задания. Организует коллективную работу на доске по подбору синонимов к существительным и записи их в 2 столбика. Предлагает самостоятельную работу (слайд 9) Организует прогнозирование выполнения задания с помощью «линеечки» на полях тетради. Организует проверку выполнения задания. Организует работу с картинками на с.65 упр. №507. Осуществляет беседу по материалу упражнения. Подводит детей к выводу о существовании в русском языке многозначных слов. Даёт задание выборочного характера по вариантам. Организует проверку выполнения на слайде 10 Предлагает самостоятельную работу с тестом. Организует проверку и самооценку работы. ( слайд 11) Уточняет поставленные в начале урока задачи, акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. Даёт задание на дом. (слайд 12) Даёт пояснения и организует самооценку работы учащихся на уроке с помощью смайликов и «лесенки» (слайд 13) | Проверяют порядок на рабочем месте Слушают стихотворение и определяют, о чём оно. Наблюдают за словами, анализируют, сравнивают, выделяют признаки, делят на 2 группы. Формулируют выводы наблюдений. Проверяют работу на слайде. С помощью учителя формулируют задачи урока. Повторяют правила работы в группе. Работают в группе. Анализируют, группируют, записывают слова в два столбика. Наблюдают за постановкой мягкого знака на конце существительных после шипящих. С помощью учителя формулируют вывод о написании мягкого знака. Выполняют действия согласно тексту физминутки. Читают и проговаривают алгоритм со слайда 8. Списывают слова, пользуясь памяткой – алгоритмом. Называют определение понятия синоним. Подбирают существительные, записывают на доске и в тетради. Объясняют свой выбор. Выполняют задание в тетради. Обозначают орфограмму, род существительных. Чертят «линеечку», ставят крестик. Высказываются о соответствии выполненного задания со своим прогнозом. Наблюдают, отвечают на вопросы учителя, делают выводы. Выписывают слова в тетради. Соотносят свои записи с записями на слайде. Корректируют. Выполняют задание, оценивают свою работу на полях теста с помощью «лесенки». Формулируют конечные результаты своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала и как они усвоены. Записывают задание в дневник. Прикрепляют смайлики. | Личностные Проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению, активность при изучении нового материала. Регулятивные Самостоятельно организовать своё рабочее место. Личностные Интерес к изучению русского языка. Осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. Регулятивные Самостоятельно формулировать задачи урока после предварительного обсуждения совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Познавательные Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи( на доступном уровне) Строить рассуждения. Познавательные Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать, группировать. Делать выводы на основе обобщения знаний. Познавательные Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи( на доступном уровне) Строить рассуждения. Регулятивные Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач. Оценивать собственную успешность в выполнении задания Коммуникативные Оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. Регулятивные В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Личностные Сопоставлять самооценку собственной деятельности с оценкой её товарищами, учителем. |
Литература
- Программа к курсу «Русский язык» 1-4 классы общеобразовательных учреждений./ Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2006
- Соловейчик М.С. «К тайнам нашего языка». Учебник для 3 класса по русскому языку. В 2 частях.- Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2009
- Соловейчик М.С. Методические рекомендации к учебнику Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2011
Заключение
Тема данного урока изучается в разделе «И снова о частях речи». На изучение темы отводится 3 часа. В данной методической разработке представлен первый урок по теме « Мягкий знак в окончания имён существительных после шипящих» . Учащиеся начинают анализировать имя существительное как часть речи. Правописание мягкого знака в окончаниях имён существительных после шипящих имеет важное значение при анализе имени существительного, так как мягкий знак является показателем имён существительных женского рода. На первом уроке обучающиеся знакомятся с данной орфограммой, учатся правильно писать существительные женского и мужского рода, пользуясь алгоритмом действия.
Важной частью урока является повторение о работе мягкого знака уже известной третьеклассникам. На уроке дети учатся проговаривать алгоритм, рассуждать, применять полученные знания при решении различных орфографических задач, повторяют определение синонимов.
Приложения
Приложение 1.
К данным словам подобрать слова-синонимы, распределить в два столбика
неправда, призыв, здоровяк, сила, граница, состоятельный человек
ж. р. – ь м . р.
Приложение 2
Критерии оценки работы группы
1.Правильность изложения материала.
2.Логика изложения материала, чёткость.
3.Культура изложения материала.
4.Дополнения других групп.
5.Поведение в группе, умение сотрудничать
Приложение 3
Тест : «Мягкий знак на конце имён существительных»
1. На конце существительных ж. р. после шипящих…
а) Всегда пишется Ь.
б) Не пишется Ь.
2. Мягкий знак на конце существительных после шипящих указывает…
а) На род существительного.
б) На число.
3.Разделительный Ь пишется…
а) Между двумя согласными.
б) Между согласным и гласным.
4. На конце существительных м. р. …
а) Всегда пишется Ь.
б) Не пишется Ь.
5. Сколько ролей выполняет Ь в словах?
а) 1 роль
б) 2 роли.
в) 3 роли
Приложение 4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по русскому языку. Мягкий знак на конце существительных после шипящих
урок по русскому языку...
Методическая разработка урока русского языка "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных".
Урок русского языка в 4 классе УМК "Школа России" по ФГОС формирует у учащихся обосновывать написание безударных падежных окончаний существительных во всех падежах....
Методическая разработка урока русского языка "Правописание безударных личных окончаний глагола"
Конспект урока по русскому языку«Правописание безударных личных окончаний глагола» 4 класс УМК «Гармония» Явкина Вал...
Технологическая карта урока русского языка «Мягкий знак на конце существительных после шипящих»
Технологическая карта урока русского языка «Мягкий знак на конце существительных после шипящих»...
Конспект по русскому языку «Мягкий знак на конце существительных после шипящих» (3 класс)
Конспект урока разработан по программе "Школа России". Урок открытия новых знаний с использованием технологии проблемного обучения, ИКТ....
Урок русского языка "Мягкий знак на конце существительных после шипящих" 3 класс
Конспект урока русского языка "Мягкий знак на конце существительных после шипящих" 3 класс...
Презентация по русскому языку"Мягкий знак на конце существительных после шипящих" 3 кл
Презентация по русскому языку 3кл...