Исследовательская деятельность учащихся начальных классов на уроках окружающего мира
учебно-методический материал (4 класс) на тему

Муниципальное казенное образовательное учреждение «Мостовская средняя общеобразовательная школа» Отчет по самообразованию Исследовательская деятельность учащихся начальных классов на уроках окружающего мира учитель начальных классов Мосина Ольга Владимировна с.Мостовское 2013 Содержание Ведение 1. Теоретические основы исследовательской деятельности младших 1.1Теоретико-методологическая основа исследования 1.2 Сущность и содержание исследовательской деятельности 1.3 Значение развития исследовательского отношения к окружающему миру в формировании умения учиться; 2.Организация исследовательской деятельности в практике работы учителя начальных классов «Испытание натуры (природы) трудно… однако приятно, полезно, свято. Чем больше таинства ее разум постигает, тем вящее увеселение чувствует сердце» М.В.Ломоносов Введение Долгое время педагоги считали, что обучение ребенка должно строиться на послушании, повторении и подражании. Методы самостоятельного поиска истины, базирующиеся на анализе и синтезе разных точек зрения, собственных наблюдениях и экспериментах полностью исключались. Новое время диктует новые задачи, заставляет переходить к развитию интеллектуально- творческого потенциала личности ребенка. Одним из самых действенных шагов в этом направлении является активное использование исследовательских методов образования. В современном обществе сформировались объективные условия, требующие от человека способностей к самореализации. (« Концепция модернизации Российского образования.») Ученые и методисты отмечают, что в последнее время наблюдается тенденция к потере интереса со стороны учеников к школьному образованию. Одно из противоречий, сложившихся в современной школе- противоречие между низкой познавательной активностью учащихся и ориентацией нового содержания образования на развитие личности, способной к самореализации. Перед учителем встает ряд вопросов: - Как развить у ученика интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске? - Как обучать, воспитывать и развивать без принуждения? Одним из самых действенных шагов, ориентированных на развитие личности, воспитание творчества, активное участие ученика в процессе обучения является использование исследовательских методов образования. 1. Теоретические основы исследовательской деятельности младших 1.1.Теоретико-методологическая основа исследования: методические и теоретические аспекты организации учебно-исследовательской деятельности школьников в трудах отечественных педагогов В.П.Вахтерова, Н.И.Новикова, Б.Е.Райкова, Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского и зарубежных Дж.Бруннер, А.Дистервег, Дж.Дьюи, Ж.Ж.Руссо, И.Песталоцци, С.Френе и других. Методические и дидактические основы использования исследовательских методов в обучении обоснованы И.Я. Лернером, М.И. Махмутовым, М.Н. Скаткиным. Обоснование обучения, направленного на формирование умений добывать и применять полученные знания, дано Л.С. Выготским, В.В.Давыдовым, Л.В.Занковым, Н.Ф.Талызиной, Д.Б.Элькониным, И.С.Якиманской. Значимость творческой исследовательской деятельности в школе подчеркивали В.И. Андреев, И.А.Зимняя, А.М.Матюшкин; психологические основы организации учебно-исследовательской деятельности детей разного возраста описаны А.Н.Поддьяковым, А.И.Савенковым. Теоретические, методические, дидактические аспекты исследовательской деятельности учащихся представлены в трудах Л.А.Казанцевой, Г.В. Макотровой, А.В. Леонтовича; вопросы развития исследовательских умений рассматривались А.Г.Иодко, О.И.Митрош, В.П. Ушачевым. 1.2 Сущность и содержание исследовательской деятельности Для уточнения и конкретизации понятия исследовательская деятельность нами были изучены такие понятия, как «деятельность» и «исследование». Деятельность — процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта с миром, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности. Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придает некоторый смысл А. И. Савенков дает определение: «Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения. Она логически включает в себя мотивирующие факторы (поисковую активность) исследовательского поведения и механизмы его осуществления». Исследование, исследовательское поведение – это неотъемлемая часть поведения любого живого существа, условие его выживания в изменяющейся среде, условие развития и даже здоровья. Важным для работы по развитию исследовательского поведения ребенка следует понимать следующие моменты: - исследовательская инициатива может проявляться или отдельным ребенком или группой детей (здесь можно наблюдать реакции, интерес, способы действия, как двое детей договариваются между собой, распределяют цели и средства, какие стратегии совместного обследования используют) - Ученые выделяют следующие группы мотивов исследовательской инициативы «бескорыстная» познавательная активность, практические, учебные, мотивы внесения разнообразия в однообразные условия, вызывающие скуку. - результатом реализации указанных мотивов (соответственно) будут: познание безотносительно к решению утилитарных практических задач, достижением конкретного утилитарно значимого результата, направленность субъекта на приобретение опыта, изменение настроения ребенка. - Фактором, запускающим процесс исследовательской инициативы является субъективная неопределенность: объекта, ситуации, которая проявляется в новизне, сложности, коллективном конфликте или противоречивости поступаемой информации. - К средствам исследовательского поведения, имеющимся у ребенка психологи относят: анализаторы (зрительное исследование, слуховое, тактильное, вкусовое и т.д.), природные и искусственные орудия; (технические средства наблюдения и т.д.); другие субъекты; внутренние психические средства исследовательского поведения: инстинктивные программы (врожденные ориентированно-исследовательские реакции); опыт исследовательского поведения конкретного человека. - По использованию речи в исследовательском поведении различают вербальное и невербальное исследовательское поведение. 1)Познавательные вопросы включают в себя: а) вопросы идентификации (что это такое? кто это?) б) вопросы классификации и определений (например, что означает то или иное слово) в) вопросы о фактах и свойствах вещей и явлений (о качестве и количестве, о времени и месте, о принадлежности и пр.) г) вопросы объяснения и аргументации. 2) Социально – коммуникативные вопросы включают в себя: а) вопросы о намерениях и деятельности (что ты будешь сейчас делать?) б) оценочные вопросы (что такое хорошо и что такое плохо?) в) вопросы подтверждения и поиска помощи г) риторические вопросы д) вопросы неопределенного смысла. - По характеру двигательной активности различают локомотивное (наблюдаю со стороны, наблюдаю перемещаясь относительно объекта изучения) и манипулятивное (что могу с ним сделать, изучаю изменяя положение объекта в своих руках) обследование. - К условиям исследовательского поведения относят физические условия (буквально, возможность или невозможность проведения того или иного действия), социальные (на макроуровне, общество в целом поощряет одни виды исследования и запрещает другие, определяет цели наиболее важных исследований, задает требования к результатам и т.д.). - Результатом всего исследовательского поведения будут, новая информация об объектах, на которые было направлено исследование (прямой продукт), новая информация о других объектах и о других свойствах изучавшегося объекта, которые не являлись предметом исследования; приобретение знаний о самой исследовательской деятельности и ее практического опыта; познавательное и личностное развитие исследователя. 1.3 Значение развития исследовательского отношения к окружающему миру в формировании умения учиться; Стандарт предъявляет к предмету «Окружающий мир» такие требования: освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире. Мы видим, что согласно стандарту дети должны овладеть различными видами исследовательской работы. Безусловно, в этом им помогает учитель. Умению результативно действовать в новых ситуациях, извлекать из собственного опыта новые знания, использовать ранее накопленные знания и умения ученик должен научиться самостоятельно. Ещё одной особенностью является формирование у детей умения самостоятельного поиска информации. Это очень важное умение, как с образовательной точки зрения, так и с точки зрения исследовательского обучения. Большое значение исследовательской деятельности для развития творческих способностей(беглость мышления, гибкость ума, оригинальность, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы) и исследовательских умений школьников (определение цели исследования, разработка плана, фиксация результатов, проведение измерений) стимулирует широкое распространение и внедрение в образовательную практику различных форм исследовательской работы учащихся. Но для развития столь важного направления необходимо решить основную проблему, суть которой заключается в том, чтобы у ребёнка была развита собственная мотивация к выполнению исследовательской работы, и были бы такие познавательные интересы, которые, как сказал П. Флоренский, «держали его в плену». Очень важно, чтобы ребёнок на самом первом этапе своего обучения в школе мог прикоснуться к многообразию окружающей действительности, удивиться её тайнам и в процессе её познания испытать радость творчества, восторг открытия. В этом смысле значение такого предмета как Окружающий мир, трудно переоценить. Большое значение в данном случае принадлежит методу преподавания. Важной и очень сложной задачей в исследовательском обучении выступает задача формирования высокой мотивации исследовательской деятельности. Нужно отметить вариативность форм работы исследовательского обучения. Это может быть как индивидуальная работа, тогда формируются личностные универсальные учебные действия, так и групповая, когда формируются коммуникативные универсальные учебные действия; нужно больше использовать индивидуальную работу, так как исследовательское обучение, прежде всего, направлено на формирование личности, готовой к исследовательской деятельности, умеющей искать, анализировать, синтезировать, делать выводы и т.д. В групповой же работе ребёнок либо выполняет одну функцию, либо все, но в наименьшем объёме. Но нельзя забывать и о преимуществах групповой работы. При групповой работе ребёнок учится применять свои умения, помогать другим, что является не менее важным умением, больше того, он готовиться применять всё, чему научился в будущем, для чего собственно и нужно образование. Так же можно сочетать обе формы работы. То есть сначала дети работают индивидуально, проводят опыт, наблюдение, на экскурсии собирают каждый свою информацию, а потом уже в группах или всем классом анализируют и делают выводы. Различные формы работы позволяют разнообразить исследовательскую работу и делать её ещё более интересной. К тому же психология ребёнка такова, что ему будет интересно поделиться с другими, что же он узнал, открыл, исследовал. Исследовательская компетентность проявляется в способности к деятельности и поэтому, в качестве типичных элементов исследовательской компетентности учащегося, мы выделяем способности человека осуществлять: целеполагание, т.е. выделение цели деятельности; целевыполнение, т.е. определение предмета, средств деятельности, реализацию намеченных действий;рефлексию, анализ результатов деятельности, т.е. соотнесение достигнутых результатов с поставленной целью. Б.В.Всесвятский писал о том, что исследования влекут ребенка к наблюдениям, к опытам над свойствами отдельных предметов. И то и другое при сопоставлении и обобщении дает прочный фундамент фактов (а не слов) для постепенной ориентировки детей в окружающем, для построения прочного здания знаний и созидания в собственном сознании научной картины мира. Важно и то, что весь этот процесс - как процесс, отвечающий потребностям активной детской натуры, - окрашен положительными эмоциями. 2.Организация исследовательской деятельности в практике работы учителя начальных классов 2.1 Как построить урок – исследование? Отличительной чертой урока-исследования является целостность, т.е. связность всех его этапов и их подчиненность одной функции – открытию или доказательству какого-то нового знания, идее урока. Основные шаги при конструировании урока-исследования: Основные этапы конструирования урока-исследования. Этап Содержание деятельности Что нужно знать учителю 1 Сформулировать обобщение урока Осознать, какое правило, принцип, закономерность или связь должны быть выявлены или обоснованы 2 Определить материал для изучения, на основании которого можно выявить или обосновать обобщение Определить объем, характер, сложность и форму предъявления информации на основании значимых критериев 3 Определить тип учебного исследования Учесть специфику обобщения, особенности материала, задачи, которые ставит учитель 4 Сконструировать проблемную ситуацию для учеников Обеспечить возникновение потребности в раскрытии неизвестного (планируемого обобщения) 5 Продумать состав групп, распределение материала для изучения по группам, форму представления работы Учесть принципы и правила организации работы в малых группах Чтобы сконструировать урок – исследование, учитель сам должен испытать потребность в создании нового, затруднение, приводящее к возникновению идее - обобщения и вопроса о неизвестном, осуществить поиск условий, необходимых для его нахождения и проверить правильность своего проекта в реальной учебной ситуации. При подготовке к уроку продумать, что будет конечной целью урока, то есть знания и умения, которые будут формироваться у обучающихся. Заранее подобрать материал, с которым учащиеся будут работать, так, чтобы дети сами смогли выделить главное и нужное для себя. Определить, какого характера будет урок – исследование: либо дети сами будут выходить на новое знание, либо будут доказывать или опровергать представленную вами информацию. Продумать проблемную ситуацию, с которой должны будут столкнуться ученики. Лучше, если это будет жизненная ситуация. Подготовить наводящие вопросы к ситуациям, когда у детей могут возникнуть трудности. Это сохранит чувство самостоятельности у детей. Нужно подготовить необходимые материалы, для индивидуальной работы или же для работы в группах (зависит от темы Вашего урока). При работе в группах заранее спланировать количество и состав групп. Продумать доступную детям форму представления итогов исследования. При проведении урока – исследования напоминать детям об этапах исследования. У детей должно доводиться до автоматизма умение следовать этим этапам. С каждым последующим уроком – исследованием стараться меньше участвовать в детском исследовании. Активизировать у детей навыки, полученные на прошлом уроке. Таким образом, можно сделать вывод: умение конструировать урок - исследования является для учителя универсальным учительским действием, обеспечивающим достижение результатов , предусмотренных стандартами второго поколения. Это умение может быть развито на основе усвоения теоретических знаний, анализа образцов воплощения теории и практики. 2.2 Создание проблемной ситуации на этапе мотивации урока – исследования Возникновение сомнения, неуверенности вопроса или проблемы, на разрешение которых должна быть направлена вся активность учащихся на уроке, является целью этапа мотивации. Речь идет о повышении общего уровня активности учащихся, их избирательного интереса, и о стимулировании готовности к усвоению нового знания. Мотивация на уроке отличается от активизации тем, что она обеспечивает возникновение сомнения, вопроса, потребности узнать то новое и до сих пор неизвестное, что позволит решить возникшую проблему и что составляет цель предстоящего урока. Именно проблемная ситуация обусловливает возникновение необходимого вопроса или проблемы у учащихся. 3 компонента проблемной ситуации: необходимость выполнения такого действия, при котором возникает познавательная потребность в новом, неизвестном отношении, способе или условии действия; неизвестное, которое д.б. раскрыто в возникшей проблемной ситуации; возможности учащегося в выполнении поставленного задания. Способы создания проблемной ситуации на уроке. прием ключевых слов прием загадки - интерпретации выполнимое - невыполнимое действие Первый способ — приём ключевых слов — отличается своей универсальностью. Он часто применяется тогда, когда все другие способы создания проблемных ситуаций представляются затруднительными. Этот способ основан на рефлексии учащимися того, что ими уже изучено по той или иной теме или проблеме или, другими словами, им известно, и стимулировании постановки вопросов о том, что им ещё об этом неизвестно. Для рефлексии известного и вычленения неизвестного применяется лобовой прием: учитель сначала спрашивает детей о том, что они знают по тому или иному вопросу, а затем, выслушав их, спрашивает о том, что им еще неизвестно или что им хотелось бы еще узнать по обсуждаемому вопросу. Обучение постановке исследовательских вопросов, предва¬ряющее возможность введения приёма ключей в структуру урока-исследования, может сводиться к одному небольшому занятию, проводимому в форме интересной игры на уроке окружающего мира. Игра «Волшебная шкатулочка». Учащимся предлагается отгадать, что спрятано в волшебной шкатулке (например, какое-то полез¬ное ископаемое — кусочек угля или мела, если следующее занятие посвящено изучению полезных ископаемых), с по¬мощью вопросов, на которые взрослый может отвечать толь¬ко «да» или «нет». Дети с большим увлечением и энтузиаз¬мом начинают задавать вопросы, чтобы скорее раскрыть вол-шебную шкатулку, но достаточно быстро их вопросы иссякают в силу отсутствия умения задавать исследовательс¬кие вопросы. Вопросы детей быстро сводятся к конкретным вопросам-гипотезам, которые также быстро исчерпываются, а шкатулка по-прежнему остаётся закрытой. Возникает проб¬лемная ситуация, которая выражается в возникшем вопросе о том, как же узнать, что лежит в шкатулке. Понятно, что задача учителя в данном случае — научить детей пользоваться ключевыми словами для постановки исследовательских вопросов например «цвет», «размер», «форма», «материал», «запах», «вкус», «вес» и т. д. Исследования, основной задачей которого является развёрнутое обоснование найденного принципа, закономерности, обобщения, широко используется другой способ создания мотивации — приём загадки. Таким стимульным материалом может быть всё что угод¬но реальные объекты, рисунок, схема, модель, демонстрация опытов, ряд слов, чьё-то высказывание, отрывок из текста Самым важным в этом случае является некоторая гипотетическая связь между изображением, схемой, словами (а точнее, их интерпретацией) и той гипотезой, которая долж¬на возникнуть у учащихся. Поэтому вопросы учителя, на¬правленные на создание необходимой проблемной ситуации, могут быть как достаточно прямыми, например «Какая связь может быть между этой схемой и той темой, которую мы изучаем?», так и косвенными, например «Что общего между все¬ми этими схемами, какую новую идею они могут выражать?» ими «Почему учёный расположил эти слова в один ряд, а эти — » другой?». В любом случае, размышляя над смыслом предложенного ( стимулъного материала, учащиеся выдвигают разные предположения, которые могут дополняться, усиливаться, стимули¬роваться другими предположениями, возникающими у их же одноклассников, по типу «мозгового штурма» идей. Третий способ создания мотивации на уроке мы условно назвали «выполнимое/невыполнимое действие». Характерной особенностью данного способа является то, что детям предлагается выполнить такое задание, которое субъективно кажется выполнимым и не представляющим каких-либо трудностей. В процессе же его выполнения зарож¬дается сомнение или обнаруживается невозможность его осу¬ществления. Фактически проблемная ситуация в этом случае создаётся с помощью какого-то задания с «ловушкой». Например : Великий круговород жизни 2.3 Оценка достижения планируемых результатов развития исследовательских умений учащихся Одним из новых метапредметных результатов является формирование у выпускников начальной школы таких универсальных познавательных действий, как базовые исследовательские умения, обеспечивающие способность учиться путем сознательного и активного социального опыта. Основное содержание оценки метапредметных результатов в начальной школе строится вокруг умения учиться. Сформированность таких универсальных познавательных и исследовательских умения, таких как: - формулировать исследовательские вопросы (« Задай вопрос»); - формулировать гипотезы и обосновывать их; Тема урока «Распространение семян растений» Ситуация «У меня нынче на огороде вырос репейник, как он попал в мой огород» - находить в тексте факты для подтверждения гипотезы; - находить и выделять в тексте факты для ответа на поставленный вопрос; - формулировать заключение на основе имеющихся фактов; - выдвигать разные варианты решения проблемы; - устанавливать последовательность событий на основе выделенных в тексте 2.4 Практические упражнения на развитие исследовательских навыков В школе первой ступени уроки «Окружающий мир» больше всего подходят для исследовательской деятельности учащихся, поскольку они удовлетворяют исследовательский инстинкт ребенка. В течение нескольких лет работаю по УМК « Школа России». Одним из средств формирования и развития познавательных процессов для меня стал учебник «Мир вокруг нас»(автор Плешаков А. А.) Содержание материала учебника позволяет организовать процесс обучения таким образом, что ведущей на уроке становится работа по формированию приемов умственной деятельности, направленной на усвоение природоведческих понятий. Задания, представленные в учебнике, позволяют организовать исследовательскую деятельность учащихся. Важной особенностью уроков « Окружающий мир» являются экспериментальные и теоретические методы исследования: наблюдение, обобщение, выработка гипотез с последующей проверкой их на практике. При изучении темы «Снег и лед» учащимся предлагается провести практическую работу в парах с целью изучения свойств снега и льда. Работа проводится в парах по заданиям учебника. Кроме заданий учебника использую систему упражнений, направленных на формирование исследовательских умений учащихся: Упражнения на развитие внимания и наблюдательности. Упражнения на развитие умения видеть проблемы. Упражнения для тренировки умения задавать вопросы. Упражнения для тренировки умения выдвигать гипотезы. Упражнения на развитие умения выделять главную мысль. Исследовательская деятельность организуется по следующей структуре: Актуализация проблемы. Учебные проблемы должны отвечать потребностям и интересам ребенка, его возрастным особенностям. Определение сферы исследования. На данном этапе учащиеся формируют вопросы, на которые они хотели бы получить ответы. Выбор темы исследования. Выбирая тему нужно помнить, что: тема должна быть интересна ребенку; содержать элементы неожиданности; работа должна быть выполнена достаточно быстро. Определение цели исследования. Ребенок с помощью учителя определяет, чего он должен добиться в процессе своей исследовательской деятельности. Задачи исследования. Выработка гипотез исследования. Организация и методика исследования. Учащиеся составляют план исследования, выбирают методы исследования. Сбор и обработка материала. Выбирая проблему, следует учесть наличие необходимых средств и материалов. Отсутствие литературы, необходимой исследовательской базы, невозможность собрать необходимые данные, обычно приводят к поверхностному решению. На этом этапе работы учащимся необходимы консультации учителя и помощь родителей. Защита работы. Это могут быть доклады, сообщения, выступления перед учащимися параллельных классов или на школьных конференциях. В процессе своей деятельности учащиеся используют следующие методы: - анкетирование; - поисковый эксперимент; - изучение теоретических источников; - наблюдение; - интервьюирование; - выработка гипотез; - обобщение. Заключение Еще совсем недавно считалось, что развитые исследовательские способности для большинства людей - ненужная роскошь. Но жизнь не стоит на месте. Для того чтобы выжить, современному человеку все чаще приходится проявлять поисковую активность. Современный этап научно-технического и информационного прогресса протекает в условиях гиперконкуренции. При этом в качестве наиболее значимых факторов конкурентно способности берутся: наличие квалифицированных, творчески мыслящих кадров; умение организовать их творческую деятельность; готовность воспринять новаторскую мысль и создать условия для её воплощения. В современной школе большое место уделяется мотивации младших школьников. Нужно предоставлять детям максимальную самостоятельность при выполнении исследовательских работ. Постоянно растет значимость ИКТ в исследовательском обучении, что связано удобством использования и мотивацией. У учеников начальных классов большой исследовательский потенциал. Он проявляется в природной потребности детей узнать как можно больше об окружающем мире, причём им важно самим увидеть, услышать, потрогать. Проблемно-исследовательский метод является универсальным, так как он подразумевает высокую мотивацию детей, развитие их творческих и исследовательских способностей. Проблемно-исследовательский метод в наибольшей степени предоставляет самостоятельность ученикам при выполнении исследовательской работы. Приложение. 1. Фрагмент урока Рассмотрите снег и лед. Попробуйте из снега сделать горку (ямку). Теперь то же самое сделайте со льдом. Что вы заметили? Какого цвета снег? А лед? Дети сравнивают с листами цветной бумаги. Положите снег и лед на листы цветной бумаги. Какой вывод вы сделаете? Положите снег в один стакан с водой, а лед в другой стакан с водой. Что происходит со снегом и льдом? В ходе выполнения каждого задания дети делают выводы о свойствах снега и льда. При проверке на доске появляются соответствующие признаки: Снег Лёд Белый Непрозрачный Рыхлый Бесцветный Прозрачный Хрупкий 2.Упражнения на развитие исследовательских умений и навыков Упражнения на развитие внимания и наблюдательности. 1.Задания на описание внешнего вида объекта. Перед детьми ставится предмет(игрушка, чучело птицы или зверька, растение и т. д.). Рассматриваем вместе этот предмет внимательно и спокойно. Затем детям предлагается закрыть глаза. Убираем предмет и просим детей вспомнить и назвать все детали. Вопрос задается в общей формулировке: Внимательно рассмотри объект и расскажи, какой он по виду. Если ученик не справляется с заданием при этой формулировке вопроса, можно задать конкретные вопросы, детализирующие наблюдения. Ответы детей можно оценивать с точки зрения количества выделенных и охарактеризованных свойств, признаков объекта. Следующий этап упражнения- нарисуем изученную вещь ( этот предмет) по памяти. Это упражнение повторяется периодически, постоянно меняя предметы для наблюдения. 2. Задания на подмечание малозаметных компонентов «Парные картинки», «Найди два одинаковых квадрата». 3. Задания на выявление тонкости наблюдения, способности изменять точку зрения на предмет при его восприятии « Назови изображенные предметы». Эти задания развивают умение наблюдать. Инструкция формулируется следующим образом: Назови предметы, которые ты здесь видишь. Определение уровня выполнения заданий производится по количеству выделенных предметов. 4.Задание на нахождение аналогий. Задание заключается в том, чтобы дети, рассматривая различные природные объекты, учились находить в их сложных формах аналогии с простыми геометрическими телами. Например: - На какую геометрическую фигуру похожа голова человека? - Какую фигуру напоминает ствол дерева? - На какую геометрическую фигуру похожи шипы розы? 5.Задания на узнавание объектов. В процессе узнавания проявляется полнота подмечания свойств, признаков, на основании которых ученик может правильно распознать объект. « Узнавание изображений птиц по рисункам». « Узнавание изображений листьев по контурам». « Узнавание изображений птиц по контурам». « Узнавание изображений по силуэту». УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ УМЕНИЯ ВИДЕТЬ ПРОБЛЕМЫ. 1.Задание « Посмотри на мир чужими глазами». Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем- способность изменять точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Читаем детям неоконченный рассказ: «Утром небо покрылось черными тучами, пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, дороги». Задание: продолжи рассказ. Сделать это необходимо несколькими способами. Например: представь, что ты просто гуляешь во дворе с друзьями. Как ты отнесешься к появлению первого снега? Представь, что ты водитель грузовика, едущего по дороге, летчик, отправляющийся в полет, ворона, сидящая на дереве, зайчик или лисичка в лесу. Аналогичных рассказов можно придумать множество, используя их сюжеты, можно учить детей смотреть на одни и те же явления и события с разных точек зрения. Примерные заготовки для таких рассказов. « Во втором классе просто «эпидемия»- все играют в космических пришельцев…» « В школьном коридоре кто-то разлил воду. Миша бежал и …» « Четвертый класс всю первую четверть осваивает новые компьютерные игры. Ребята активно обмениваются дискетами с компьютерными играми. Постоянно спорят, рассказывают друг другу об успехах, достигнутых в них …» В ходе выполнения этого задания важно стремиться к тому, чтобы дети были раскованны и отвечали смело. Учителю следует воздерживаться от критики и отмечать более яркие, интересные, оригинальные ответы. 2.Задание « Составь рассказ от имени другого персонажа». Прекрасным заданием для развития умения смотреть другими глазами является задание по составлению рассказов от имени самых разных людей, живых существ и даже неживых объектов. Задание детям формулируется так : представьте, что вы на какое- то время стали столом в классной комнате, камешком на дороге, животным (домашним или диким), человеком определенной профессии. Опишите один день вашей воображаемой жизни. При выполнении этого задания надо поощрять самые интересные, самые изобретательные, оригинальные ответы; отмечать каждый неожиданный поворот сюжетной линии, каждую черточку, свидетельствующую о глубине проникновения ребенком в новый, непривычный для себя образ. 3.Задание «Составьте рассказ, используя данную концовку». Данное задание- составить рассказ, имея только его окончание, требует иного подхода. Педагог читает детям концовку рассказа и предлагает сначала подумать, а потом рассказать о том, что было в начале. Оценивается, в первую очередь, логичность и оригинальность изложения. «… Нам так и не удалось найти свой автомобиль». «… Собака стремительно подбежала к Диме и попыталась лизнуть его прямо в лицо». « … и котенок мирно заснул на руках у Маши». «… Прозвенел звонок с урока, а Дима продолжал стоять у доски». УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ УМЕНИЯ ВЫДВИГАТЬ ГИПОТЕЗЫ. 1.Упражнения на обстоятельства. При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным? Можете ли вы придумать условия, при которых будут пролезными два или более из этих предметов? - ветка дерева; - телефон; - кукла; - фрукты; - книга; - барабан. Очень эффективно ( в плане тренировки умения выдвигать гипотезы) упражнение, предполагающее обратное действие. Например, при каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны? Упражнение « Предложите несколько разных гипотез по этим поводам». - Как вы думаете, почему детеныши животных (медвежата, тигрята, волчата, лисята и др.) любят играть? - Почему весной тает снег? - Почему одни хищные животные охотятся ночью, а другие днем? - Почему цветы имеют такую яркую окраску? - Почему снег в горах не тает? - Почему бывают наводнения? - Почему зимой идет снег, а летом дождь? - Почему Луна не падает на землю? - Почему самолет оставляет след в небе? - Почему бывают землетрясения? 2.Упражнение « Найдите возможную причину события». Такие задания также могут помочь научиться выдвигать гипотезы. - Миша весь вечер играл со строительным конструктором. - Дети стали больше играть во дворе. - Пожарный вертолет весь день кружил над лесом. - Медведь зимой не заснул, а бродил по лесу. - Друзья поссорились. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ УМЕНИЯ ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ. 1.Упражнение « Найди загаданное слово». Дети задают вопросы об одном и том же предмете, начинающиеся со слов «что?», «как?», «почему?», «зачем?». Обязательное правило- в вопросе должна быть невидимая явно связь. Например, в вопросах об апельсине звучит не « Что за фрукт?», а « Что за предмет?». Один из детей загадывает слово. Слово он держит в тайне, но сообщает только первый звук ( букву). Допустим это «М». Кто- нибудь из детей задает вопрос, например: «Это то, что находится в доме?» «Этот предмет оранжевого цвета?» Ребенок, загадавший слово, отвечает « да» либо «нет». Ограничение только одно: нельзя задавать вопросы, рассчитанные на прямое угадывание. Например: « Это мышь?» или « Это мост?». 2.Упражнение «Угадай, о чем спросили». Ученику, вышедшему к доске, дается несколько карточек с вопросами. Он, не читая вопроса вслух и не показывая, что что написано на карточке, громко отвечает на него. Например, на карточке написано: « Вы любите спорт?». Ребенок отвечает: « Я люблю спорт». Всем остальным детям надо догадаться, каким был вопрос. Образцы вопросов: - Какой окрас обычно имеют лисы? - Почему совы охотятся ночью? - Есть ли в природе живые существа, похожие на дракона? - Почему космонавт надевает в космосе скафандр? - Чем питаются в космосе космонавты? - Почему пригородные поезда называют «электричками»? - Почему главную площадь страны называют Красной? Прежде чем выполнять задание, надо договориться с отвечающими детьми о том, чтобы они не повторяли вопрос при ответе. ПРАВИЛА РАБОТЫ С ТЕКСТОМ. 1.Первый этап – беглый обзор текста, его общий просмотр. Ребенку объясняется, что не следует читать книгу вслепую. При знакомстве с книгой надо сначала составить о ней общее представление. Это можно сделать несколькими способами: - полистать книгу, рассмотреть все иллюстрации ( до чтения текста); - познакомиться с оглавлением; - в книгах учебных и научных есть введение, где обычно автор дает краткое содержание основных разделов и глав; - прочитать отдельные куски текста, которые случайно привлекли внимание. 2. Второй этап- задать себе вопросы по поводу текста. Получив общее представление о содержании текста, полезно поставить вопросы по поводу излагаемых в нем проблем. Например: - Насколько мне это интересно? - Что мне известно об этой проблеме? - Какие идеи вынесены в заголовки? - Что нового я смогу узнать? Эти вопросы помогут сделать чтение более активным. Третий этап- чтение, глубокое знакомство с текстом. Четвертый этап- выделить главное и второстепенное. Пятый этап- оценка уровня содержательности текста. Упражнения для развития умения выделять главную мысль текста. Умение выделить главную мысль, найти факты, ее подтверждающие,- важнейшее качество, требующееся при обработке материалов. Наиболее простой методический прием, позволяющий это делать,- использование простых графических схем. Это дает возможность выявить логическую структуру текста. 1.«дом с колоннами» « В старину в деревне всякую вещь, и ту, что кормит, и ту, что забавляет , крестьянин своими руками мастерил: избу, телегу, рубаху, шубу, лапти, конскую упряжь, рожок, печь- матушку … Поэтому и говорили: золотым рукам цены нет!» Теперь попробуем найти главную мысль, главную идею этого отрывка текста. На доске рисуется схема- « дом с колоннами». Главная идея обозначается большим треугольником, а колонны- это факты, ееподтверждающие. Заключительную фразу отрывка: «Потому и говорили: золотым рукам цены нет!»- обозначим прямоугольником, лежащим в основании. Такая простая схема- хороший помощник для того, чтобы выявить логическую структуру текста. 2.«Паучок» Эту схему предложил английский педагог Д. Хамблин. Для примера работы рассмотрим стихотворение Е. Авдиенко « Зима»: Вышел на просторы Погулять мороз: Белые узоры В косах у берез, Снежные тропинки, Голые кусты, Падают снежинки Тихо с высоты, В белые метели, Утром до зари, В рощу прилетели Стайкой снегири. Прочитаем текст и в ходе коллективной беседы найдем главную идею- «наступление зимы». А какие факты ее подтверждают? 1.- « вышел на просторы погулять мороз»; 2.- « белые узоры в косах у берез» 3.- «снежные тропинки» 4.- «голые кусты» 5.- «падают снежинки тихо с высоты» 6.- « в белые метели, утром до зари, в рощу прилетели стайкой снегири». СТРУКТУРИРОВАНИЕ ТЕКСТОВ. Для тренировки умения составлять логически точные тексты хорошим упражнением является восстановление. Детям читается текст и предлагается задать вопросы для, необходимые для восстановления логической последовательности описываемых событий. 3.Исследователькие и проектные работы учащихся Список литературы Обухов А.С. Исследовательская позиция по отношению к миру, другим, себе / А.С. Обухов // Исследовательская деятельность в современном образовательном пространстве: сб. статей – М., 2006. – С. 66 – 77. Поддьяков А.Н. Дети как исследователи / А.Н. Поддьяков // Магистр. – 1999. – №1. – С. 85 – 95. Развитие исследовательских умений младших школьников / под ред. Н.Б. Шумаковой. – М.: Просвещение, 2011. – 157 с. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников / А.И. Савенков. – Самара; Издательский дом «Фёдоров», 2010. – 192 с.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_deyatelnost.docx1.6 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроке окружающего мира.

Индивидуальный исследовательский проект  "Морские дельфины" по теме урока окружающего мира в  3 - м классе "Морские животные"....

Исследовательская деятельность учащихся на уроках окружающего мира

Данная работа представляет собой анализ возможностей учебников для 1-4 классов по курсу "Окружающий мир" / Авторы  А.А.Вахрушев, руководитель; О.В.Бурский, А.С.Раутиан, Д.Д.Данилов, С.Т.Тырин, Ку...

Проектная и исследовательская деятельность учащихся начальной школы.Типы проектов. Учитель начальных классов : Штоколова А.А.

Проектная и исследовательская деятельность учащихся начальной школы.Типы проектов....

«Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся начальной школы по курсу окружающего мира в УМК «Планета знаний»

В работе анализируется проектная и исследовательская деятельность учащихся начальной школы по курсу окружающего мира в УМК "Планета знаний", описывается опыт работы по организации этой деяте...

Методическая разработка «Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся начальных классов на уроках и во внеурочной деятельности»

Жизнь сегодня рассматривается в виде проекта. Именно поэтому ценится то, как человек ставит цели и определяет перспективы развития, может ли он правильно планировать работу и находить нужные ресурсы д...

Информационный проект «Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся начальной школы по курсу окружающего мира в УМК «Начальная школа 21век».

III региональная научно-практическая конференция «Педагогический поиск: теория и практика организации проектной и исследовательской деятельности учащихся»...