«Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся начальной школы по курсу окружающего мира в УМК «Планета знаний»
проект по окружающему миру

Калдина Елена Николаевна

В работе анализируется проектная и исследовательская деятельность учащихся начальной школы по курсу окружающего мира в УМК "Планета знаний", описывается опыт работы по организации этой деятельности в урочное и внеурочное время. Этот информационный проект был представлен на региональной научно-практической конференции "Педагогический ПОИСК: теория и практика организации проектной и исследовательской деятельности учащихся"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_na_konferentsiyu.docx38.44 КБ

Предварительный просмотр:

Региональная научно-практическая конференция «Педагогический поиск: теория и практика организации проектной и исследовательской деятельности учащихся»

Секция: начальные классы

Предмет: окружающий мир

Информационный проект

«Организация проектной и исследовательской деятельности

 учащихся начальной школы по

 курсу окружающего мира в УМК «Планета знаний».

Автор работы:

Калдина Елена Николаевна,

учитель начальных классов,

МБОУ «СОШ № 32»

Энгельсского муниципального

района  Саратовской области.

Саратов

2018

СОДЕРЖАНИЕ.

  1. Введение
  2. Основная часть
  1. Проектная деятельность на страницах учебника «Окружающий мир».
  2. Организация проектной деятельности и виды проектов.
  3. Коллективные творческие и информационные проекты.
  4. Исследовательские проекты.
  1. Заключение
  2. Литература и источники информации
  3. Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Предмет «Окружающий мир» изучается в начальной школе с 1 по 4 класс. Особое значение данного предмета заключается в формировании у детей 6-10 лет целостного и системного представления о мире и месте человека в нём. Это и определяет его цель - формирование знаний о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру.

Материал учебника «Окружающий мир» (как и всех учебников УМК «Планета знаний») разделён на основную и вариативную части. Принцип вариативности предусматривает реализацию дифференциации, обеспечивающий индивидуальный подход к каждому ученику. Данный принцип и осуществляется через выделение основной и вариативной части.

Основная часть содержит новый материал и задания для его первичного закрепления. Эта часть обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания начального общего образования и требований к уровню подготовки обучающихся  в образовательном компоненте «Окружающий мир» на момент окончания детьми начальной школы, предусмотренных новым Государственным стандартом начального общего образования.

Вариативная часть включает материал на расширение знаний по теме, задания для дополнительного закрепления, формирования различных умений, применения полученных знаний в нестандартной ситуации. Учебные пособия предлагают блоки заданий, дифференцированных по уровню сложности. Важное место в вариативной части занимают задания на развитие творческих и интеллектуальных способностей (творческая работа, интеллектуальный марафон). Они предполагают наличие определённого уровня развития воображения и нестандартного мышления у учащихся.

Именно вариативная часть предусматривает организацию проектной деятельности младших школьников. Все задания вариативной части выполняются по выбору.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  1. Проектная деятельность на страницах учебника «Окружающий мир»

В комплекте учебников «Планета знаний» проектная деятельность выступает как основная форма организации внеурочной деятельности школьников. Предполагается, что по мере освоения работы над проектами во внеурочное время в более старших классах проектная деятельность может использоваться  и как одна из форм учебной деятельности. Однако,  уроки защиты проектов включаются мною в программу предмета «Окружающий мир», поскольку страницы проектной деятельности есть во всех учебниках, и проекты ориентируют детей на расширение знаний, выходящих за рамки содержания учебника. На уроках защиты проектов (обычно это один урок в конце тематического раздела) дети презентуют свои проекты, остальные проекты выносятся во внеурочную деятельность, например, в рамках кружка «Юным умникам и умницам».

Под словом «Проект» авторы программы Г.Г.Ивченкова , И.В.Потапов понимают специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающихся созданием творческих работ (т.е. продукта). Такими творческими работами могут быть, например: рисунок, поделка, скульптура, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, газета, книга, модель, макет и т.д.

В учебниках «Окружающий мир»  страницы проектной деятельности расположены по завершению разделов, темы проектов  тесно связаны с пройденным материалом. Тема проекта – это некая составляющая той или иной области знаний, выделяемой на основе наблюдения познавательных потребностей и интересов детей.

 Например,  в 1 классе обозначены такие темы  проектов по окружающему миру: «Школа», «Одежда», «Растения»

Во 2 классе – следующие темы: «Знание – сила», «Мы живём в космосе», «Жизнь леса», «Наши питомцы».

В 3 классе: «Освоение воздушного пространства», «Сохраним мир живой природы», «Физкультура и спорт», «Мой родной край»

В 4 классе: «Изучай природу своего края», «Сохраним чистоту рек и озёр нашей Родины», «Культурное наследие Древней Руси», «Городи горожане XIX века», «По местам боевой славы».

При выполнении проектов используются рабочие тетради (страницы под рубрикой «Работа над проектом»), которые помогают организовать и направлять работу учащихся.

  1. Организация проектной деятельности и виды проектов.

 В учебном комплекте «Планета знаний» проектная деятельность организована в виде двух взаимосвязанных блоков работы:

  1. сбор сведений по теме проектной деятельности;
  2. работа над самими проектами, включёнными в содержание темы.

Эти два блока относительно независимы. По выбранной теме собираются все сведения, которые интересны детям. После сбора сведений идёт работа над проектами (изготовление поделок, подготовка и проведение мероприятий и др.). При этом необязательно, чтобы все сведения пригодились при работе над проектами. Другими словами, сбор сведений происходит не только для выполнения проектов, но и для реализации интересов детей.

Для включения поиска информации в полном объёме необходимо предусматривать специальные организационные приёмы:

  1. одновременная работа над разными проектами по одной теме (позволяет создать мотивацию для поиска разнообразных сведений по одной и той же теме);
  2. включение в число этих проектов одного коллективного информационного проекта – создание энциклопедии, книги или тематической картотеки.

ЭТАПЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1-й блок работы над проектом

  1. Знакомство с предложенной в учебнике темрй и выбор детьми интересующих их аспектов темы.
  2. Подготовка к сбору информации(очерчивание круга источников информации, определение критериев отбора информации и т.д.).
  3. Сбор информации детьми.
  4. Подведение итогов сбора информации и фиксация найденной информации в информационном проекте в форме книжки, мини-энциклопедии, картотеки и др.

Поскольку проекты в учебниках расположены в конце разделов, на одном из первых уроков по данному разделу я обращаю внимание детей на  проект, защита которого будет проходить после изучения материала раздела. На этом же уроке происходит обсуждение темы проектов, предложенных в учебнике, их содержание, источники информации и каким может быть конечный результат (т.е. продукт). Обязательно прошу поднять руку тех ребят, которые хотели бы участвовать в создании, презентации проекта; кто сомневается и почему.

 В течение двух недель дети рассказывают, что интересного нашли по теме проекта, приносят найденный материал, книги, свои идеи. Также обсуждается, кто будет участвовать в подготовке проекта, создании продукта проекта, в презентации творческой работы; каким будет проект: индивидуальным или коллективным.

                Рассмотрев найденный детьми материал, прослушав их идеи, вместе решаем, как достичь реализации проекта, как лучше его оформить, каким будет продукт проекта, т.е. приступаем ко второму этапу работы над проектом.

                2-й блок работы над проектом.

  1. Знакомство детей с возможными проектами, выбор проектов для реализации.
  2. Ориентировочное планирование этапов работы над проектами.
  3. Реализация проектов.
  4. Презентация проектов.

Для того, чтобы каждый ребёнок мог найти проект по душе, предлагаю на выбор различные проекты, отличающиеся :

  • видом деятельности. Это может быть:

- изготовление поделок и созданием других творческих работ (рисунки, игрушки, открытки, книги, костюмы, макеты и т.д.)

- подготовка и проведение мероприятий (спектакли, праздники, викторины, концерты, показы мод)

- проведение исследований.

  • количеством участников:

- индивидуальная деятельность (проект готовит один учащийся),

- коллективный проект (приготовление проекта двумя и более учащимися).    

Продукты индивидуальной деятельности могут быть объеденены в коллективный продукт: выставки рисунков и поделок, макеты, коллажи. Кроме этого коллективными продуктами  могут быть конкурсы, викторины, концерты, состоящие из индивидуальных продуктов-номеров, заданий.

  • продолжительностью ( от нескольких часов до нескольких месяцев).

Если проект долгосрочный, то в нем целесообразно выделять промежуточные этапы, каждый из которых может заканчиваться ярким, запоминающимся мероприятием, которое создаёт у детей позитивный эмоциональный настрой для дальнейшей творческой работы над проектом. Например, при подготовки кукольного спектакля в качестве такого промежуточного этапа может выступать создание кукол. Органичным окончанием этого этапа станет презентация сделанных кукол – персонажей.

  • количеством этапов;
  • набором и иерархией ролей;
  • необходимостью привлечения взрослых.

  1. Коллективные творческие и информационные проекты.

Самые простые коллективные проекты – это проекты, в которых дети выполняют отдельные, независимые друг от друга мини-проекты. Объединение мини-проектов в один общий проект выполняется мной – учителем или родителями. Это, например, может быть тематическая выставка рисунков. Дети делают отдельные рисунки, a взрослые оформляют экспозицию этих работ.

Очень удачно в 2015-2016 учебном году прошёл проект по теме «Осенние изменения в природе» в 1 классе, продуктом которого стал праздник Осени. Праздник Осени – первый для создающегося классного коллектива. И оттого, как пройдёт его подготовка и проведение, зависит  уровень сплочения не только первоклассников, но и их родителей.

 Уже на 1 этапе работы над проектом начинается более тесное общение  между учениками,  родителями, совместное творчество учащихся  и их родителей.  Дети сами готовили часть оборудования на уроках технологии и ИЗО: вырезали по шаблонам различные осенние листочки, грибы, рисовали лужи для конкурса и т. п. Вместе с родителями готовили «шапочки» для овощей, грибов; заучивали стихотворения. Общаясь друг с другом, родители находили необходимый реквизит (резиновые сапоги, корзинки и т. п.), подготавливали осенние подарки (яблоки).

На этапе реализации проекта дети пели  песни об осени, которые учили на уроках музыки, а также представляли номера, которые подготовили и хотели показать отдельные учащиеся (танец, песня, гимнастический этюд и т.п.) Поэтому, каждый  ребенок не был только созерцателем, наблюдателем и слушателем. Взрослые дали  выход желанию детей участвовать в играх, танцах, инсценировках, принимать активное участие в оформлении класса. Это обеспечивало социализацию ученика в классе. Важно, что праздник не оказался перенасыщен детскими номерами и не растянулся на длительное время.

Данный проект преследовал реализацию целей и задач не только по предмету «Окружающий мир» (обобщить знания детей об осенних месяцах, об овощах, фруктах, грибах; развивать  любовь к родной природе; ), но и других: вызвать эмоциональный подъем и сформировать праздничную культуру учащихся (традиции праздников, их организация, правила приглашения гостей, гостевой этикет; подготовка к празднику, на основе которых формируются их нравственные качества); формировать художественный вкус, культуру поведения на массовых мероприятиях; развивать воображение, творческие способности детей, воспитывать эстетическое восприятие, дружеские взаимоотношение между детьми, сплачивать  всех участников проекта.

Также к коллективным проектам относится, например, спектакль. Комплекс действий по созданию спектакля представляет  возможность многим детям найти занятие по душе, потому что помимо актёров нужны и создатели костюмов, и суфлёр, и оформители сцены и зала, и изготовители афиш и программ, и т.д. Данный проект также служит методом объединения детей с родителям и родителей друг с другом.

Информационный проект  ориентирован на сбор информации о каком-либо объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом (продуктом) такого проекта является доклад, который учащийся презентует классу. 

Такие коллективные и индивидуальные проекты актуальны для каждого класса начальной школы, особенно для учащихся 1-2 классов. В 3 – 4 классах в учебнике выделяются исследовательские проекты.

  1. Исследовательские проекты.

В учебниках «Окружающий мир» перед школьниками открываются широкие возможности освоения исследовательской деятельности. «Мозаика заданий», опыты, экскурсии, проектная деятельность вооружают учащихся приёмами информационного поиска, сравнения объектов, выявления их существенных признаков, классификации, установления причинно-следственных зависимостей.

В 3 и 4 классах в учебнике «Окружающий мир» отдельно выделены исследовательские проекты. Это:

3 класс – исследование по теме «Освоение воздушного пространства» : С каким грузом парашют будет опускаться более плавно?

- исследование по теме «Сохраним мир живой природы»: От чего зависит число птиц, прилетающих зимой к кормушке?

- исследование по теме «Физкультура и спорт» : Как изменяется частота пульса, если человек регулярно занимается физкультурой?

- исследование  по теме «Мой родной край» И: От чего произошли названия улиц?

4 класс - исследование по теме «Изучай и знай природу своего края» : Как погода зависит от ветра?

                - исследование по теме «Сохраним чистоту рек и озёр нашей Родины»: Как можно очистить воду от загрязнения?

Исследовательский проект (по структуре напоминает подлинно научное исследование). Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы, последующую ее проверку, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.

Отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания  какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа.

Результат проекта известен заранее, а результат исследования может быть непредсказуем. Организуя учебно-исследовательскую деятельность младших школьников, необходимо следовать методологии. Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальными для ребенка, исследовательская работа должна выполняться им добровольно и быть обеспечена необходимыми оборудованием, средствами и материалами.

Напомню, что исследовательская деятельность обеспечивает условия для развития ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством активизации познавательной активности, развития интереса к изучаемому предмету, позволяет формировать общеучебные умения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Каждый проект должен быть доведён до успешного завершения, оставляя у ребёнка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектами я стараюсь  помочь  детям соизмерить свои желания и возможности. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители. Для этого на занятия кружка и на уроки защиты проектов стараюсь приглашать 2-3 человека-родителя.

                 Проектная деятельность преследует реализацию многих целей и задач, a именно:

  • расширять кругозор учащихся в интересующих их областях знаний;
  • находить источники информации;
  • извлекать информацию, относящуюся к теме;
  • планировать работу над проектом;
  • сотрудничать друг с другом при выполнении проектов;
  • доводить начатое дело до конца.

И здесь перечислены далеко не все развивающие учащихся способности проектной деятельности. Исследовательская деятельность дает  возможность научить учащихся структурировать знания, собирать и перерабатывать информацию, делать выводы и умозаключения, работать в группе и коллективе, критически и творчески мыслить.

В заключение хочу привести результаты опроса учащихся моего класса. Ребята уже 4-ый год занимаются проектной деятельностью. Я им задала всего 3 вопроса: 1)Нравятся ли тебе уроки защиты проектов?                                                                                                                                        

2)Какой проект тебе запомнился?

        3) хотел бы ты участвовать в конференции со своим проектом?

Было опрошено 24 человека, из них положительно ответили на первый вопрос 23 человека (96% опрашиваемых). Ответом на второй вопрос было названо 26 проектов, из них 17 человек назвали проекты по окружающему миру.                14 учащихся на третий вопрос ответили положительно, 9 человек не хотели бы участвовать в конференции, a 1 ребёнок подчеркнул оба ответа, так не определившись в своём решении.

Результаты опроса говорят о том, что детям нравится заниматься проектной деятельностью, они помнят не только свои проекты, но и проекты своих одноклассников. Однако, ребята реально оценивают свои силы и некоторые отказываются от выступления на конференции, так как проект – это работа не только интересная, но и сложная.

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ  ИНФОРМАЦИИ.

  1. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе // Начальная школа 2004
  2. И.В.Потапов, Г.Г. Ивченкова, Е.В.Саплина, А.И.Саплин. Обучение в 4 классе по учебнику «Окружающий мир», АСТ –Астрель, Москва, 2015
  3. Петрукович О.А. Проектированию надо учить // // Школа и производство 2003
  4. Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике школы // Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. М. ,1998
  5. Савенков А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: Учебное пособие. – М.: Ось – 89, 2006
  6. А.Б.Воронцова Проектные задачи в начальной школе – Москва, Просвещение, 2010 (Стандарты второго поколения)
  7. Информационно-телекоммуникационная сеть «Интернет»:

сайт «Википедия» - https://ru.wikipedia.org.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Опросник

  1. Нравятся ли тебе уроки защиты проектов?

Да                                Нет

  1. Какой проект тебе запомнился?__________________________________
  2. Хотел(a) бы ты участвовать в конференции со своим проектом?

Да                                Нет

Результаты опроса

Вопрос

Ответы

Количество

1

  1. Нравятся ли тебе уроки защиты проектов?

Да

23

Нет

1

2.

Какой проект тебе запомнился?

Энергосбережение в квартире

9

Семейные традиции (проект по ОПК)

6

Проект по экологии

3

Проект по освоению космоса

2

Проект по сказкам

2

Мой прадед – герой ВОВ

2

Поделки из природного материала

1

Сердце – главный орган человека.

1

3.

  1. Хотел(a) бы ты участвовать в конференции со своим проектом?

Да

14

Нет

9

Не определился

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру по УМК"Планета знаний" 2 класс

Рабочая программа для 2 класса по окружающему миру...

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс "Планета знаний"

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:·               Федераль...

Использование технологии развития критического мышления на уроке окружающего мира по программе "Планета знаний"

В сценарии открытого урока по окружающему миру (2 класс) представлены элементы работы над технологиями развития критического мышления,  оценивать получаемую информацию по нескольким параметрам, и...

Мини- проект по окружающему миру "Наши питомцы" Планета знаний

В конце учебного года мы с ребятами выполнили мини-проект "Наши питомцы"В нём ребята рассказали о животных,которые живут у них дома: Аквариумные рыбки,пернатые питомцы,всё о собаках,всё о кошках....

Информационный проект «Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся начальной школы по курсу окружающего мира в УМК «Начальная школа 21век».

III региональная научно-практическая конференция «Педагогический поиск: теория и практика организации проектной и исследовательской деятельности учащихся»...