Занятие №1
статья на тему

Прус Елена Анатольевна

Семинар "Методологические подходы к конструированию технологической карты урока"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon Занятие №120.3 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого – педагогические основания конструирования технологической карты урока, формирующего УУД.

Психолого – педагогическими основаниями конструирования технологической карты урока, реализующего системно – деятельностный подход и цели формирования универсальных учебных действий, являются ключевые особенности и основополагающие тезисы этого подхода, а также закономерности формирования мыслительной деятельности. Системно – деятельностный подход выбран в качестве методологической основы стандартов общего образования нового поколения не случайно. Условия жизни в XXI веке значительно изменились:

  • В 2010 году новой информации создано больше, чем за предыдущие 5000 лет.
  • Объем новой технической информации удваивается каждые 2 года.
  • За 4 года обучения бакалавров их знания устареют дважды.
  • 10 наиболее востребованных профессий в 2011 г. не существовали в 2004 г.

Поэтому обучать по – прежнему, по традиционной формуле «Послушай – повтори – выполни – получи отметку», сегодня невозможно. Такой подход «консервирует» необходимость усвоения ребенком морально устаревших умений, ориентирует его на условия жизни, которые уже не существуют, не обеспечивая тем самым возможностей успешной социализации в современном обществе.

Основополагающим тезисом системного подхода является рассмотрение окружающего мира – объекта познания учащихся – как системной организации: любые его объекты могут быть представлены как системы. Если рассматривать их именно под таким углом зрения (как системы), то способом изучения этих объектов неизбежно становится системный подход. Развитие систем подчиняется законам диалектики, которые являются основой и системных исследований. Содержанием такой деятельности является декомпозиция систем (разделение ее на составные части с дальнейшим изучением их многоступенчатой соподчиненности). Внедрение системного подхода в учебные действия преобразует его в системно – деятельностный.

Деятельностный подход – позиция, взгляд, точка зрения на способ преподавания, при котором учащийся осваивает культуру не путем простой передачи информации, а в процессе собственной учебной деятельности. Системно – деятельностный подход основывается на общих законах теории деятельности. Он базируется на теоретических положениях концепций Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова. В их научном наследии раскрываются основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания, структура образовательной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей возрастного развития детей и подростков.

Овладение обучающимися методами системных исследований возможно только на основе их собственной субъектно – организованной деятельности. Созданная на уроке субъект – субъектная учебная ситуация позволит ученику перестать функционировать по принципу «меня учат» и начать действовать по принципу «я учусь». Изучение систем влечет за собой необходимость системной организации учебной деятельности школьников. Действия с системами выдвигают на первый план умственную деятельность, основанную на диалектических принципах познания, адекватных диалектике систем природы. В учебных действиях указанные принципы должны преобразовываться для обучающихся (в доступной форме) в правила познания – общие способы умственной деятельности, применяемые как межпредметные принципы познания. В этих правилах (метапредметных способах познания)выражены основные диалектические принципы познания, в том числе – принцип единства анализа и синтеза. Системно – деятельностный подход теоретическое решение задач материализуется в моделях, выполняемых в разных знаковых формах (буквенной, цифровой, графической…). Эти модели выступают и как метод познания – учебное моделирование, и как продукт познавательной деятельности учащихся.

Собственная учебная деятельность школьников придает образовательному процессу личностный характер, усиливает личностную составляющую системно – деятельностного подхода, т.е. реализуется как личностно – деятельностный подход в обучении. Его можно выразить формулировками: «Какова деятельность, такова и личность», «Вне деятельности нет и личности». Образовательная деятельность в этом случае становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств.

Реализация технологии деятельностного подхода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

  1. Принцип деятельности -  заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному и успешному формированию УУД, а также его общекультурных и деятельностных способностей.
  2. Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
  3. Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, роли и месте каждой науки в системе наук).
  4. Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
  5. Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуации выбора.
  6. Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимися собственного опыта творческой деятельности.

Краткий обзор психолого – педагогических оснований, базиса для конструирования нами технологической карты урока, реализующего системно – деятельностный подход и цели формирования УУД, делает закономерным вывод, что основополагающие понятия системно – деятельностного и личностно ориентированного подходов следующие:

  • Деятельность;
  • Субъект – субъектная учебная ситуация;
  • Метапредметные способы познания.

Методические основания конструирования технологической карты урока, формирующего УУД.

Для того чтобы обеспечить достижение нового качества образования, адекватного запросам личности, общества и государства, ФГОС вводит достаточно большое количество изменений: во – первых, в наше понимание результатов образования и основной образовательной программы; во – вторых, в целевые ориентиры деятельности образовательных учреждений, которые запускают новые механизмы их достижения.

В связи с этим перед разработчиками стандарта стояла задача – максимально полно вооружить педагогические коллективы школ методическими материалами, сопровождающими процессы введения ФГОС. Эта задача успешно выполнена. Однако ориентация в таком широком информационном поле (как печатном, так и электронном) представляет собой непростую проблему. От умений «не потеряться в нем, среди многочисленного потока изданий выделить главные и существенные, а также присвоить необходимые знания» будет зависеть в большей степени понимание учительством вводимых новым стандартом изменений. Успешность следующего шага – по «материализации» этих инноваций в ежедневной практике педагогической деятельности – будет являться следствием методической готовности работников образования к реализации ФГОС. Единого взгляда на проблему методической готовности к деятельности нет. В отечественной психологии готовность к деятельности рассматривается в различных подходах, среди которых самые распространенные –личностный и функциональный.

А.А.Деркач характеризует подобную готовность как целостное проявление свойств личности, выделяя 3 компонента: познавательный, эмоциональный, мотивационный.

  • Познавательный компонент – наличие методических знаний, умений, навыков и способность применять их в новых условиях; умение классифицировать и систематизировать методические явления; умение выделять методические проблемы, анализировать и решать их; усвоение передового опыта в области методики; владение активными методами и формами образовательной деятельности;
  • Эмоциональный компонент – осознание ценности методических знаний, удовлетворенность методической деятельностью, признание приоритетности субъект – субъектных отношений в педагогической деятельности;
  • Мотивационный компонент – интерес к методической работе, постановка и  осознание целей методической деятельности, наличие мотива достижения цели, мотивов повышения квалификации, познания, творчества.

Совершенно очевидно, что методическая готовность учителя к реализации ФГОС является частным проявлением целостной готовности педагога к методической деятельности. Кроме того, методическая готовность к реализации ФГОС является мощным акмеологическим фактором личностного и профессионального развития современного педагога.

К сожалению, далеко не все методические материалы, призванные обеспечить сопровождение ФГОС, акмеологичны. Чтобы методическая литература работала на создание  такой среды, она должна обладать важными аспектами акмеологичности:

А) выполнять основную развивающую функцию – способствовать запуску деятельностных механизмов организации образовательного процесса;

Б) не представлять собой презентацию готовых образцов деятельности.

         Деятельность нашей площадки покажет способы активного вмешательства педагогов в процесс переструктурирования и модификации технологической карты урока.

Итак, подводим итоги. Методическим базисом для конструирования технологической карты урока, реализующего системно – деятельностный подход и цели формирования УУД, являются понятия:

  • Готовность педагога к методической деятельности;
  • Методическая готовность учителя к реализации ФГОС;
  • Самообразовательная компетентность;
  • Акмеологическая образовательная среда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация занятия по теме : "Автоматизация звуков р, р в предложениях". ( Экскурсия в оранжерею.Занятие с использованием оздоровительныз методик, музыкотерапии.Занятие в группе с ФФНР 1 класс.)

Представлен конспект занятия с использованием оздоровительных методик : релаксации, аурикулярного массажа, су-джок терапии, музыкотерапии ( музыка из балета П.И. Чайковского " Щелкунчик ". В ходе заня...

Занятие по внеурочной деятельности Кружок «ОТ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА К ПОЗНАНИЮ ИНФОРМАТИКИ» Тема занятия : Занятие - игра « Составь алгоритм».

Место занятия в рамках раздела программыЭто  занятие - повторения и закрепления знаний  в  1 разделе, который посвящён дальнейшему знакомству со способами описания действий и  проц...

Конспект занятия в 3 классе (2-вариант обучения). Тема занятия : «Развитие мелкой моторики». Коррекционно- развивающие занятие: Предметно-практические действия.

Конспект занятия  в 3 классе (2-вариант обучения).Тема занятия : «Развитие мелкой моторики».Коррекционно- развивающие занятие: Предметно-практические действия.Организационная фо...

Конспект открытого занятия Конспект открытого занятия 1 «Г» (дополнительно) класса с ЗПР Тема занятия «Игра на развития мышления младших школьников с ЗПР»

Коррекционная работа по развитию мышления младших школьников с ЗПР осуществляется с помощью игр. Используется разнообразные игры и упражнения направленные на развитие мышления...

Конспект внеклассного занятия для обучающихся с ОВЗ из цикла занятий «Славянская письменность, правда и вымысел» Занятие №1 «Как возникла письменность»

Тема происхождения русского народа продолжает оставаться малоизученной. Отсутствие ясных ответов делает проблему происхождения русского народа чрезмерно запутанной. Достижения современной этнологии и ...