Опыт работы на тему: «Сенсорное воспитание как способ социализации детей и основа всестороннего развития раннего возраста».
статья на тему

Куличкова Татьяна Николаевна

Одно из ключевых направлений нашей деятельности в соответствии с требованиями ФГОС  – социализация детей. Каким же образом возможно осуществление социализации детей раннего возраста в условиях детского сада? Ответ на этот вопрос можно найти в данной статье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchyot_kulichkova_-ispr_1.docx40.57 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы на тему:«Сенсорное воспитание как способ социализации детей

и основа всестороннего развития раннего возраста».

Документ, которому уделяется огромное внимание педагогов всех детских садов сегодня, это, конечно федеральный государственный образовательный стандарт. Этот документ заставляет нас, педагогов, по-новому  взглянуть на смысл и содержание нашей деятельности. Одно из ключевых направлений нашей деятельности в соответствии с требованиями этого документа  – социализация детей. Каким же образом возможно осуществление социализации детей раннего возраста в условиях детского сада?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, мы решили по-новому взглянуть на основные разделы нашей работы, которым традиционно уделяется много внимания.

Всем известно, какое огромное место в развитии детей раннего возраста отводится сенсорике. Это направление деятельности предусматривается любой программой для работы с детьми раннего возраста. И не удивительно - значимость сенсорного воспитания детей раннего возраста  является признанным фактом в дошкольной педагогике.

М.Монтессори, Я. Коменский, Ф. Фребель, О. Декроли, занимались разработкойдидактических игр и упражнений по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов.   Важный вклад в развитие исследований в этом направлении внесли отечественные авторыЕ.И.Тихеева,  А.П. Усова, А.В. Запорожец, А.Г. Рузская, Н.А. Ветлугина, Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, В.П. Зинченко и многие другие.

Для нас особенно ценными с точки зрения современных взглядов на содержание нашей деятельности стали мысли Л.А. Венгера о том, что главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой. Сенсорная культура ребенка –это результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством. А ведь один из аспектов социализации  - это присвоение ребенком всего того опыта, которое накопило человечество до него.

А.Н.Леонтьев,   рассматривая формирование специфически человеческого в психике ребенка,  подчеркивал значимость развития сенсорных функций

Эти высказывания подтверждают наши мысли о том, что  целенаправленное сенсорное воспитание,  несомненно, является  средством  социализации ребенка.

Федеральный государственный образовательный стандарт нацелен на развитие всех сторон личности ребенка.  Стандарт предусматривает практическую реализацию идей всестороннего воспитания детей  в рамках того доминирующего вида деятельности, который присущ данному возрастному периоду. На этапе раннего детства   одной из доминирующих является  предметная деятельность.

Предметная деятельность и сенсорное развитие – понятия неразделимые.

Почему именно в раннем возрасте так важно много внимания уделять сенсорному воспитанию?  Конечно, человек рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Установлено,  этих предпосылок недостаточно для самостоятельного первоначального освоения ребенком человеческого опыта. Здесь необходимо целенаправленное педагогическое воздействие.

Детей 2г.ж. мы начали набирать в 2013году.

Еще до начала приема детей в детский сад было проведено общее родительское собрание. С помощью анкетирования мы выяснили, что в нашу группу пришли дети из благополучных семей, 50% процентов из них имеют высшее образование, все родители придают большое значение развитию своего ребенка, 60% целенаправленно занимаются с детьми дома. Информацию о том, как и чем заниматься с ребенком, черпают из книг, Интернета. Приобретая игрушки, обращают внимание на их развивающую ценность. 56% родителей  отметили, что они стремятся научить детей различать понятия «большой - маленький», обращают внимание на цвета предметов, на их форму. У нас даже есть мама, которая заранее познакомилась с программой детского сада и знает ее содержание.  Среди ответов на вопрос, «Чего вы ждете от детского сада?»,  были ответы, касающиеся  не только внимания и заботы, но и такие: «научите ребенка быть самостоятельным, играть с другими детьми, собирать пирамидку, различать и называть цвета, и др.» С одной стороны нас порадовало то, что родители наших будущих  воспитанников настолько неравнодушны к вопросам развития детей, они готовы поддержать нас. С другой – мы поняли, что родители возлагают большие надежды на результативность нашей работы. Это, конечно, большая ответственность.

Образовательная программа нашего детского сада базируется на Программе обучения и воспитания в детском саду под редакцией М.А.Васильевой, в ней содержится конкретное описание работы по сенсорному воспитаниюдетей раннего возраста.

Ключевым на этапе раннего возраста является предметный мир, окружающий ребенка, плюс общение в форме совместной деятельности. Самые элементарные игрушки, предметы ребенок познает путем адекватного взаимодействия с ними, в соответствии с их специфическими, в первую очередь сенсорными качествами. На первом этапе нам было необходимо обеспечить адекватную возможностям детей деятельность, ориентированную на зону ближайшего развития.  Необходимо отметить, что в нашем детском саду 13 лет  не было групп для детей раннего возраста и богатого наследства в виде игр и пособий мы не получили. Все создавали с нуля. Работа проводилась в нескольких направлениях:

Направления работы по созданию ППС:

-Приобретение готовых игр и пособий

-Изготовление игр и пособий родителями.

-Изготовление игр и пособий собственными руками.

Оснащая среду, мы четко придерживались следующих позиций – все игрушки и пособия должны быть безопасными, соответствовать возрасту детей, иметь развивающий характер, наличие их в группе должно быть педагогически целесообразно.

Отбирая готовые игрушки, мы обращали внимание на их сенсорные качества – прежде всего цвет, форму, величину.  

Ориентируясь на перспективу, предусматривали наличие в группе предметов из разных материалов, разного веса, игрушек, издающих разные звуки.

Мы учли то, что богатые возможности для сенсорного развития и совершенствования ловкости рук таят в себе народные игрушки: башенки, матрёшки, неваляшки, и многие другие.

Родители с пониманием отнеслись к нашим просьбам. Мы адресовали их к различным сайтам, на которых заинтересованные мамы и папы рассказывают о сделанных ими развивающих игрушках для малышей.

 В итоге руками родителей были сделаны: сенсомоторный коврик, чудо-фартук, коврик-полянка, одежда для кукол (по сезонам), игрушки с разными наполнителями, «шумелки»,  шарокат, весёлый слоник.

Мы дополнили средудидактическими играми: «Посади бабочку на цветок», «Спрячь колобка», «Подбери по цвету посуду», «Кому что нужно», «Спрячь матрёшку, «Цветные коврики» и многое другое.

Располагая игрушки в группе, конечно же, мы помнили о принципе доступности. Все, что есть в группе, расположено удобно, доступно, у нас нет ни одного закрытого шкафа или высокой полки. Переносные модули, маты, контейнеры позволяют перемещать игровое оборудование, использовать его  по-разному.

В результате наших совместных с родителями усилий была создана среда, позволяющая осуществлять реализацию программных задач.

Все  наши дети пришли с участка

        Для того, чтоб понять, как строить работу, нами был проведен мониторинг. Мы использовали методику Н.М. Аксариной и . К.Л Печоры. Несмотря на то, что методика предполагает специально организованные ситуации, мы старались организовать обследование детей ненавязчиво, играя с ними в непринужденной обстановке, к примеру,  на ковре.

Выяснилось, что, к сожалению, уровень сенсорного развития большинства детей  не соответствовал тем показателям, что предлагаются авторами методики.

Проанализировав уровень сенсорного  развития детей,мы поставили перед собой задачи6:

В работе с детьми от 1года до 1года 6месяцев

-Обучать действиям с предметами: нанизывать на стержень пирамидки 2-3 кольца одинакового размера, собирать с помощью взрослого в определённой последовательности пирамидку на конусной основе, состоящую из 2-3колпачков разных размеров; собирать пирамидку из четырёх колец двух контрастных размеров ; открывать и закрывать одноместную матрёшку, вкладывать меньшие предметы в большие и вынимать их.

-Совершенствовать разнообразные действия с предметами ориентируясь на их величину (большой-маленький), цвет(красный-синий).Учить действовать с различными дидактическими игрушками (шаробросы, дидактические коробки, грибки и втулочки со столиками к ним и т.д.).

В работе с детьми от 1года 6 месяцев до 2 лет

- Развивать умение различать предметы по величине: с помощью взрослого собирать пирамидку из 4-5 колец (от большого к маленькому),из 4-5 колпачков.

-Формировать умение подбирать крышки (круглые, квадратные) к коробочкам и шкатулкам соответствующих форм; собирать двух местные дидактические игрушки (матрёшки, бочонки), составлять разрезные картинки из двух частей (пирамидка, яблоко и др.).

-Упражнять в соотнесении плоскостных фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) с отверстиями дидактической коробки.

-Проводить дидактические игры на развитие слухового внимания («Кто в домике живёт?», «Кто нас позвал?» и т.д.).

-Развивать умение различать четыре цвета (красный, синий, жёлтый, зелёный); по предложению взрослого отбирать предметы определённого цвета.

-Использовать специальные дидактические пособия: помогать детям соотносить цвет и форму грибочков и втулочек с цветовым полем плоскостные и объёмные предметы с фигурными отверстиями коробок и столиков.

-Учить способам конструирования - прикладыванию, накладыванию.

-Формировать умение пользоваться знакомыми формами строительного материала и элементами пластмассовых конструкторов при сооружении собственных разнообразных построек.

Сенсорное воспитание наиболее успешно осуществляется в условиях обучения. Система деятельности по сенсорному развитию детей, осуществляемая нами, включает в себя,  прежде всего  организованные игры-занятияпо развитию действий с предметами. Это игры с дидактическим материалом, игры с предметами-орудиями, игры со строительным материалом. Они проводятся   3  в неделю.

Занятия проводили по подгруппам, куда включали детей с разным уровнем развития. На занятиях  следовали рекомендациям Сотниковой В.М. Поскольку дети раннего возраста не всегда могут самостоятельно воспроизводить действия, которые они воспринимают только зрительно, в обучении мы используем два приёма:

Первый-действенный показ-если мы видим, что ребёнок не может самостоятельно выполнить действие, мы помогаем ему, взяв его руку в свою, выполнить действие рукой ребёнка. При этом стараемся не торопиться. Ребёнок должен усвоить отдельные движения, входящие в соответствующее действие с предметом.

Все действия мы сопровождаем словами.Постепенно слово становиться обозначением действия.

                  Второй –наглядно –действенный показ-более сложный приём. Здесь мы опираемся на приобретённый уже ребёнком опыт в действии с предметом. Мы даём детям установку словом, весь показ сопровождаем пояснениями.

Знакомя детей с различными свойствами предметов, мы не добивались, чтобы дети употребляли названия этих предметов в речи,  главное, чтобы дети научились понимать слова, обозначающие цвет предметов - размер, форму, состояние, временные и количественные отношения.

 Запоминание и правильное употребление слов, обозначающих цвет,-очень сложный и трудный процесс,формирование его заканчивается только к 5 годам .

                                                                                                                           Павлова Л.Н.

Несмотря на индивидуальные различия в темпах развития, наши дети в своем большинстве более или менее равномерно овладевают предлагаемым им программным содержанием.

Самые первые игры-занятия были направлены на формирование умения выполнять простые действия с предметами: брать, перекладывать, нанизывать, снимать, прокатывать, втыкать и т.д. Мы обращали внимание на развитие у детей умений сосредоточенно играть с игрушкой, на понимание названий действий и правильное реагирование на них.

На последующих мы решали задачи соотнесения по одному какому-либо признаку. Сначала  мы учили детей различать предметы по форме.

Например,играя в игру «Потрогайте и угадайте,что я вам дала», мы предлагали не смотреть, а потрогать и узнать, что положили в руку. Обращались по очереди к детям: «Егор, что у тебя в руке? (Ребёнок называет шарик) Правильно, у тебя шарик. Он круглый, его можно катать ( прокатывали шарик с горки). А у тебя Соня, что в руке?(ребёнок называет кубик).Правильно, у тебя кубик,  попробуем его прокатить с горки ,кубик не катится, потому что у него есть углы( обводим пальчиком ребёнка).

Затем мы учили детей различать предметы по цвету.

 Например, играя  с цветными шариками, мы упражняли детей в различении красного и синего цвета. Сначала мы предлагали детям посмотреть, какого цвета шарики в нашей коробке. Затем показывали красный шарик - малышам предлагалось показать такой же. Некоторые дети показывали вместо красного синие шарики, но мы предлагали приложить их шарики к нашим, тем самым добивались от детей правильного действия.

Конечно, мы стремились формировать различные типы соотнесения: по форме, цвету, величине.

Усложнение дидактических задач происходило постепенно.

В раннем возрасте внимание ребёнка непроизвольное, поэтому,  чтобы удержать внимание и вызвать интерес,  занятия проводили в игровой форме, использовали сюрпризные моменты, художественное слово, похвалу.

Исследования ученых показывают, а наша практика работы подтверждает, что на занятиях нельзя осуществить всех задач сенсорного воспитания.Важная роль принадлежит совместной деятельности взрослых и детей. По вопросам сенсорики  стараемся взаимодействовать с детьми не от случая  к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания детей.

Например, одеваясь на прогулку, мы обращаем внимание на одежду детей, называем её цвет, просим найти одежду такого же цвета у других детей.  Дети раннего возраста очень хорошо реагируют на сравнения отдельных качеств предметов с уже известными им характеристиками знакомых объектов.Мы говорим: «У Сони платье зелёного цвета, как травка весной», «У Тани кофта жёлтого цвета похожа на яркое солнышко», «Какой мягкий, пушистый свитер у Пети. Наш Петя как цыпленок»

Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом: им созданы детские песенки, потешки,которые забавляют и учат маленького ребёнка.  Мы отобрали и выучили множество  коротких  потешек, которые активно используем во время игр –занятий и в повседневной жизни.

Сенсорное воспитание является основой, базой всех сторон развития маленького человека.

О его взаимосвязи с физическим развитием говорит существование общепринятого понятия «сенсомоторное  развитие». В основу любого движения положено мышечное чувство, сенсомоторный опыт, сенсорная память. Стараясь  насытить среду нашей группы предметами, побуждающими детей к движению, мы помним о важности развития как крупной, так и мелкой моторики. Для обеспечения свободы передвижения детей по группе, мы  максимально освобождаем пространство группы от того, что не используется в данный момент. Сдвигаем в сторону столы, убираем стулья. Удачной находкой стало для нас новое пособие –мяч- прыгун желтая корова. Это очень привлекательная для детей игрушка. Сначала перед ними стоит задача просто сесть на нее. Это довольно сложная задача для ребенка, который недавно научился ходить. Ведь необходимо соотнести столько разных движений – держаться за рожки, поднять на определенную высоту ногу, удержать равновесие. Приобретается большой двигательный  и сенсорный опыт. Для того, чтоб передвигаться на прыгуне, ребенку необходимо почувствовать и запомнить то мышечное усилие, которое необходимо, чтобы мяч сдвинулся с места. Постепенно дети научились прыжками передвигаться по группе, обходя встречающиеся на пути препятствия. То есть, передвигаясь на прыгуне, детям приходится регулировать свои действия в соответствии с имеющейся сенсорной информацией. А чем совершеннее сенсорно-ориентированное восприятие, тем больших успехов в физическом развитии может достичь ребенок.

Большое значение на втором году жизни мы  придавали развитию мелкой моторики рук. Для этого использовали различные шнуровки, стаканчики-вкладыши, игры с прищепками, бусы, игры с песком и водой. Конечно, здесь мы старались поддержать детей похвалой, поощрением.

На втором году жизни дети очень мало общаются между собой. Этот период характеризуется играми рядом.  Первые контакты зачастую оканчиваются слезами. Наблюдая за детьми, мы заметили, что дети любят стучать. Это тоже элемент сенсорного познания мира. Ребенок может стучать кубиком, погремушкой, молоточком о полку, об пол и точно так же по оказавшемуся рядом ребенку.  Это не значит, что он испытывает к соседу негативные эмоции. Однако если позволить малышу упражняться в таких поступках, переучить его будет довольно сложно. В подобной ситуации мы перехватываем руку ребенка и мягким движением предлагаем «обидчику» погладить другого малыша, пожалеть его. Мы как бы переводим резкие движения ребенка в ласковые деликатные движения, легкие прикосновения. Думаем, что  раннем возрасте в основе доброго поведения, первых шагов социализации малыша лежат сенсорные умения, основанные на овладении легкими осязательными движениями.  Конечно, пока речь идет только о предпосылках нравственного воспитания. Малыши пока слабо осознают что хорошо, что плохо. Однако мы  своим отношением к первым добрым проявлениям, поступкам, способствуем формированию этих предпосылок.

Несомненно, огромное влияние сенсорное развитие оказывает на эстетическое воспитание.    Музыкальная деятельность осуществляется только на основе развитого музыкального слуха.

В раннем возрасте ставится задача развития слухового внимания, восприятия. Для этого в нашем арсенале различные звучащие игрушки, коробочки, барабаны, металлофоны.  А с самыми маленькими мы играли в игры «Шуршалки», «Звенелки», «Стучалки», «Дребезжалки», «Скрипелки». Вместе с музыкальным руководителем закрепляем понятия «громко»- «тихо».

Изобразительная деятельность немыслима без развития чувства цвета, формы, пропорций, перспективы. Мы совсем недавно начали заниматься изобразительной деятельностью. С одной стороны, мы используем имеющийся у детей сенсорный опыт. С другой – много внимания уделяем развитию основ изобразительной деятельности – восприятию предметов разной формы, цвета. Мы не ограничиваемся четырьмя-шестью цветами, даем детям правильные названия цветов спектра, не требуя у детей их повторения и запоминания. Гуляя с детьми осенью, просто говорили, что у нашегокленаестьлистья  бардовые, оранжевые. Сейчас дети сами употребляют эти названия цветов в речи.

Большие возможности для сенсорного  развития содержит  в себе конструирование, которое в этом возрасте по сути сливается с сюжетно-отобразительной игрой, так как мотивом для создания  построек является сюжет игры. Мы стараемся предоставить детям возможность создавать постройки из различных по размеру и качествам строительных наборов, мелких и крупных модулей, рассматриваем с детьми как реальные предметы, так и их изображения.

Народная педагогика и исследования ученых говорят о том, насколько важно взаимодействие детей разных возрастов в процессе передачи  и усвоения игрового опыта. В нашем детском саду у каждой младшей группы есть свои «шефы». В соответствии с планом мы ходим друг к другу в гости, показываем спектакли, ставим концерты. Самое большое удовольствие дети получают от совместных игр.  И тут мы видим, как легко малышами воспринимаются  многие сенсорные понятия: «Положим в коляску большую куклу», «Ты корми из этой тарелки, синей, а мне дай красную», «Какие у вас кубики легкие»… Подобные высказывания часто слышатся от играющих детей. Так попутно решаются многие задачи – нравственного воспитания, обогащения игр, социализации детей, и конечно, их сенсорного развития.

Мы много внимания уделяем взаимодействию с семьями воспитанников. Еще на первом собрании сами родители предложили обменяться электронными адресами. Мы не только выставляем консультации в уголке, но и рассылаем их по почте каждому родителю.  Некоторые материалы мы высылаем только тем родителям, чьи дети испытывают какие-либо проблемы.  Интересным получился  практикум «Сенсорика-моторика и наши малыши». Наши родители неравнодушны к успехам детей. Большинство обращает внимание на рубрику в информационном уголке «Мы уже знаем и умеем…» Проводим  индивидуальные беседы с родителями тех детей, которые затрудняются  выполнять отдельные действия. Объясняем и показываем, как надо заниматься с ребёнком дома. Предлагаем  пособия и литературу.

В настоящее время наши дети посещают группу третьего года жизни. Мониторинг по методике Н.М. Аксариной. К.Л Печеры показывает, что только один ребенок отстает на 1 эпикризный срок. Есть дети, которые идут с опережением в сенсорном развитии.

Наши дети успешны не только в сенсорном развитии. Они активны, любознательны, интересуются окружающими предметами и активно действуют с ними, проявляют интерес к сверстникам. Многие взрослые, приходящие к нам в группу, отмечают, что дети очень контактны, легко общаются  с ними. Наши дети всегда заняты, у них появляютсяигры, в которых они воспроизводит действия взрослыхи активно подражают им.Думаем, что значительную роль во всем этом сыграла наша углубленная работа по сенсорному развитию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме"Развитие памяти у учащихся начальных классов"

Материал содержит обобщение опыта работы учителя по теме "Развитие памяти  у учащихся начальных классов"...

Опыт работы по теме: «Развитие логического мышления на уроках математики в условиях системно-деятельностного подхода»

Обобщение опыта посвящено одной из актуальных проблем современной педагогики и методики преподавания математики - проблеме развития логического мышления младших школьников. В условиях современного общ...

Формирование внутригрупповых отношений как способа социализации детей(из опыта работы)

    Сегодня проблема социализации детей как никогда значима и актуальна. В данной работе рассматриваются этапы организации групповой работы,условия совместной деятельности,принципы вы...

Сюжетно-ролевая игра и драматизация как средство социализации детей с нарушениями слуха младшего школьного возраста

В данной презентации представлена информация из опыта работы на тему  "Сюжетно-ролевая игра и драматизация  как средство социализации детей с нарушениями слуха младшего школьного возраста"...

Опыт работы по теме "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО"

     Материалы опыта могут быть использованы в различных дошкольных учреждениях,  с детьми разных возрастных групп, при организации образовательной, самостоятельной и совмес...

опыт работы по теме: «Формирования универсальных учебных действий у младших школьников посредством технологии развития критического мышления»

Опыт работы: «Формирования универсальных учебных действий у младших школьников посредством технологии развития критического мышления» ....