Способы личностно-ориентированного взаимодействия педагогов с детьми раннего возраста
статья на тему

Акифьева Наталия Валерьевна

Особенность работы с детьми раннего возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности развития детей младшего дошкольного возраста

Младший дошкольный возраст, а это примерно 3-4 год жизни, знаменуется наступлением нового этапа в жизни малыша. Малыш постепенно становится самостоятельным, и прежняя совместная с родителями позиция «Мы», превращается в собственную позицию «Я», то есть малыш начинает ощущать себя отдельной личностью, а это значительно меняет его отношение к окружающему миру. Ребенок без помощи взрослого еще полностью не может справиться со многими вещами, но в нем уже наблюдается стремление к самостоятельности. Желание родителей уберечь малыша путем ограничения его свободы  приводит к началу конфликтов. В этом возрасте малыш проявляет желание делать что-то самому и испытывает гордость, когда у него что-то получается.

Изменяется направленность интересов ребенка. Это изменение очень заметно, ведь если раньше малыш интересовался миром предметов, то в этом возрасте все его сознание направлено на познание мира людей. Малыш начинает знакомиться и изучать сверстников, взрослых людей, их повадки и отношения, их деятельность. Ребенок начинает наблюдать за людьми, воспринимать и подражать им. То есть, развитие детей младшего дошкольного возраста характеризуется познанием социальной действительности.

В зависимости от этих изменений происходящих в сознании ребенка, развитие детей младшего дошкольного возраста характеризуется появлением такого типа его ведущей деятельности, как ролевая игра. В ней находит свое отражение смысл человеческих отношений, то есть его коммуникативное поведение усложняется, развивается социальное восприятие, возникает образное мышление, а также воображение.

Малыш тянется к сверстникам, учится знакомиться и играть, смущается, проявляет радость, интерес, иногда жадничает. А значит, развитие детей дошкольного возраста приводит малыша к тому, что у него появляется желание действовать не только самостоятельно и независимо, но и  в коллективе, вместе со сверстниками. Игра «рядом», когда дети играли каждый в свою игру, но находились рядом, заменяется на игру «вместе». Этому свидетельствуют и игры, в которые малыш начинает играть с другими детишками. И если в начале младшего дошкольного возраста его отношения это лишь предметно-игровые действия, имеющие непродолжительный характер, то со временем эти взаимоотношения переходят в полноценные игры.

Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста характеризуется его высокой активностью. Малыш постоянно разговаривает. Между ребёнком и родителями, а также между ребёнком и сверстниками появляются диалоги. Чаще это вопросы, побуждения к чему-либо или сообщения о себе или о чём-либо. Тут на первое место выходит познавательная функция, ведь малыш постоянно задаёт вопросы и развивается, получая ответы на них. Главной отличительной особенностью становится то, что малыш начинает говорить, действуя при этом, т.е.речь становится частью действия.

Запоминание у детей младшего дошкольного возраста непроизвольное. Память, скорее образная, у ребёнка доминирует узнавание над запоминанием. Малыш не может ещё довольно продолжительно удерживать внимание на одном предмете или деятельности. Наблюдается быстрая смена деятельности, ребёнок быстро переключается с одного предмета на другой. Фон настроения неустойчивый, зависит от физического благополучия и комфорта. Ребёнку свойственны резкие перепады настроения. Здоровому в эмоциональном плане малышу присуща жизнерадостность и оптимизм.

Нельзя не сказать и об изменениях в познавательном развитии детей младшего дошкольного возраста. Тут также происходят существенные изменения, связанные с тем, что у малышей совершенствуется предметное восприятие. Ребёнок учится анализировать, осознавать то, что он делает и учится действовать продуктивно. У ребёнка в это время активно проходит сенсорное развитие, он уже знает о формах, положении и размерах предметов, что взрослые могут заметить по рисункам ребёнка, в которых появляется формообразование, по тому, что малыш начинает на новом уровне решать мыслительные задачи. Малыш начинает экспериментировать , совершенствуются его орудийные действия. А самое главное, чем характеризуется развитие детей младшего дошкольного возраста, это то, что малыш начинает мыслить, в его мозге возникают уже довольно сложные причинно-следственные взаимосвязи. Ребёнок начинает понимать что он делает и зачем ему это нужно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему: «Сенсорное воспитание как способ социализации детей и основа всестороннего развития раннего возраста».

Одно из ключевых направлений нашей деятельности в соответствии с требованиями ФГОС  – социализация детей. Каким же образом возможно осуществление социализации детей раннего возраста в условиях де...

«Психолого-педагогические аспекты личностно-ориентированной модели взаимодействия с детьми.»

«Психолого-педагогические аспекты личностно-ориентированной модели взаимодействия с детьми.» ( Беседа с родителями ) Учительница начальных классов ГБОУ школы № 561 г. Санкт-Петербурга Хлынова Ва...

Игры с водой и песком с детьми раннего возраста

Игры с водой и песком с детьми раннего возраста...

Особенности логопедических занятий с детьми раннего возраста.

Особенности логопедических занятий с детьми раннего возраста....

Преемственность детского сада и школы в реализации моделей личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми с учетом принципов поддержки детской инициативы

Дети с большим желанием и положительным настроем идут в школу. На успешное обучение настроены и родители. Большие надежды возлагают педагоги на своих будущих учеников. Но первые трудности, которые неи...

Консультация для педагогов дополнительного образования "Личностно-ориентированная модель общения педагога с детьми"

Личностно-ориентированная модель общения педагога с детьми Практическое занятие для педагогов по теме «Личностно-ориентированная модель общения педагога с воспитанниками – важно...